Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 12:15, доклад
Цель исследования: определить, теоретически обосновать и реализовать педагогические условия развития социальной активности студентов в образовательном процессе медицинского колледжа.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития социальной активности студентов на основе здоровьецентрической парадигмы в педагогике 14
1.1. Анализ регионального, отечественного и зарубежного опыта подготовки медицинских работников в аспекте развития социальной активности ^
1.2. Сущность понятия «развитие социальной активности студентов медицинских колледжей», рассматриваемая в психолого- педагогической литературе 39
1.3. Состояние проблемы развития социальной активности студентов на основе анализа образовательных программ медицинских колледжей
1.4. Здоровьецентрическая парадигма как основа развития
7?
социальной активности студентов медицинских колледжей
Выводы к первой главе 84
Глава II. Разработка и внедрение педагогических условий развития социальной активности студентов медицинского колледжа на основе здоровьецентрической парадигмы. 86
2.1. Педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа
2.2. Реализация педагогических условий развития социальной активности студентов на основе здоровьецентрической парадигмы
2.3. Проверка эффективности педагогических условий развития
социальной активности студентов медицинского колледжа на
- 120 основе здоровьецентрической парадигмы
Выводы ко второй главе
Заключение 142
Библиография
В 1953г. медицинские школы были реорганизованы в медицинские училища, которые готовили всех специалистов со средним медицинским образованием. В учебные планы данных заведений входило изучение дисциплин профилактической направленности, где были предусмотрены специальные блоки по гигиеническому обучению и воспитанию населения.
С целью улучшения подготовки средних медицинских кадров проводились различные мероприятия, хотя целесообразность некоторых из них была весьма сомнительна. Так, например, в 1954 году прекратили подготовку медсестер ввиду предполагаемой замены их фельдшерами как более квалифицированными специалистами. В 1955 году при медицинских и фармацевтических училищах были открыты заочные отделения по подготовке фельдшеров, акушерок, санитарных фельдшеров, фельдшеров- лаборантов и зубных техников из числа лиц, работающих на соответствующих должностях средних медицинских работников, но не имеющих документа об образовании. Ошибочность подобных решений не замедлила сказаться на практике. Особенно сильно страдала практическая подготовка учащихся [49].
С 1958 года вновь был возобновлен прием в медицинские училища на отделения по подготовке медсестер и медсестер для детских лечебно- профилактических учреждений, а в 1959 году была отменена и заочная форма подготовки медицинских кадров. После длительного перерыва началась реорганизация постоянно действующих курсов по усовершенствованию и специализации средних медицинских работников.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 04.08.59 «О формах и сроках обучения и об улучшении качества подготовки специалистов в средних специальных учебных заведениях» Минвуз СССР утвердил новые учебные планы подготовки медицинских кадров. Были увеличены сроки обучения по фельдшерской, акушерской, санитарно- фельдшерской и фармацевтической специальностям на базе неполной средней школы до 4 лет и на базе полной школы до 2,5 лет. Впервые в учебные планы была введена учебная практика и увеличено время, отводимое на практическое обучение [156].
С 1976 года в средних медицинских учебных заведениях была введена периодическая аттестация руководящего и педагогического состава. В ряде медицинских вузов открылись факультеты повышения квалификации преподавателей медицинских училищ. Однако штатные преподаватели, представленные в абсолютном большинстве врачами, не составляли и половины. В ряде учебных заведений для проведения практических занятий по клиническим дисциплинам стали привлекать и опытных медсестер [87].
Общими
и неизменными для системы среднего медицинского
образования на протяжении всех прошедших
лет оставались наращивание численности
профессионально-
В системе здравоохранения стали появляться должности сестер- руководителей. В частности, в 1965 году приказом МЗ СССР № 395 была утверждена должность главной медицинской сестры, в функции которой включено подбор и управление персоналом. В 1977 году приложением № 45 к этому же приказу в штатное расписание лечебных учреждений вводится должность старшей медицинской сестры, а в 1979 году главные медицинские сестры включены в штатное расписание лечебных учреждений с числом коек более пятидесяти [87].
О большом внимании к профессиональной квалификации кадров свидетельствует введение в 1981 году аттестации средних медицинских и фармацевтических работников, в это время уже функционировали первые 15 училищ повышения квалификации.
Главное назначение сестринского дела заключается в оказании помощи пациенту. Дело выхаживания больных и страждущих, пройдя через разные этапы развития подвижничества, стало профессией. В связи с изменениями в системе современного здравоохранения, изменяется и понимание роли медицинской сестры, ее статуса в обществе.
В настоящее время сестринское образование находится на новой ступени развития. Введены новые уровни сестринского образования. Этапы становления системы подготовки медицинских кадров в России представлены в таблице 2, где мы обозначили формы развития социальной активности медицинских кадров.
С 1991 года наряду с медицинскими училищами возникли медицинские колледжи и первые факультеты высшего сестринского образования в медицинских вузах. Их появление связано с введением трехуровневого сестринского образования, каждое из которых имеет профессиональную завершенность.
В 1994г.
создана Ассоциация медицинских сестер
России, принимающая активное участие
в работе Международного Совета сестер.
Высшей ступенью в образовании медицинских
сестер является Академическое сестринское
образование, которое можно получить на
факультетах высшего сестринского образования
медицинских академий и университетов.
Таблица 2
Годы |
Название учреждений подготовки медицинских кадров |
Специалисты |
Формы развития социальной активности специалистов |
ДО 1917 г. |
Школы повивальных бабок |
Повивальные бабки |
Подвижничество Милосердие Волонтерство Общественная деятельность Просветительская деятельность и др. |
Курсы сиделок |
Сестры-сиделки | ||
Общества (общины) сестер милосердия («Российское общество Красного Креста») |
Сестры милосердия | ||
Повивально- фельдшерские школы |
Фельдшерицы | ||
Фельдшерско- акушерские школы (ФАШ) |
Акушерки, Акушерки- фельдшерицы | ||
1920 г. |
Фельдшерские школы, ФАШ |
Медицинские сестры, Фельдшера, Акушерки |
Волонтерство, общественная деятельность и др. |
1953 г. |
Медицинские училища (базовый уровень образования) |
Медицинские сестры, Фельдшера, Зубные врачи |
Санитарно- просветительная работа, волонтерство, акции регионального и всероссийского уровней, общественно- полезная работа и др. |
1991 г. |
Медицинские колледжи (повышенный уровень образования) |
Медицинский лабораторный техник, Медсестра- организатор |
Создание центра молодежных инициатив, общественной деятельности в домах ребенка и др. |
1991 г. |
Университеты, академии (высшее сестринское образование) |
Медицинская сестра- менеджер |
Благотворительные акции; организация и участие в создании движения «Милосердие»; гигиеническое обучение и воспитание детей и взрослых и др. |
Эволюция форм развития социальной активности медицинских кадров в России
Вместе с высшим образованием медицинская сестра получает квалификацию менеджера. Для факультета Высшего сестринского образования разработаны специальные учебные планы, включающие наряду с известными - совершенно новые дисциплины в области сестринского дела: теорию сестринского дела, менеджмент и лидерство в сестринском деле, маркетинг сестринских услуг, психологию управления, законодательство и экономику здравоохранения, педагогику и другие. Здравоохранение принимает в свои ряды новых специалистов сестринского звена, специалистов с более высоким уровнем знаний, способных решать задачи, стоящие перед лечебными учреждениями.
Существующий анализ изменений в среднем медицинском образовании России даёт полное основание утверждать, что перемены касались в основном профилей подготовки учащихся, требований к уровню их базового образования и незначительных изменений в наборе учебных дисциплин. Новый этап преобразования среднего медицинского образования начался с 90-х годов прошлого столетия и связан с организацией медицинских колледжей.
Таким образом, анализ отечественного опыта подготовки медицинских кадров показал, что предпосылки социальной активности медработников прослеживались уже в XVIII веке и до настоящего времени постоянно преобразовываются и совершенствуются, однако не носят системного характера.
Эволюция форм социальной активности медгщинских работников в анализе отечественного опыта представлена следующим образом: подвижничество, милосердие, волонтёрство, общественная деятельность, просветительская деятельность, санитарно-просветительная работа, акции регионального и всероссийского уровней, создание центра молодёжных инициатив, общественной деятельности в домах ребёнка и др., благотворительные акции, организация и участие в создании движения «Милосердие», гигиеническое обучение и воспитание населения и др.
Анализ зарубежного опыта подготовки медицинских работников по развитию социальной активности показал, что, как и в России, система медицинского образования и организации здравоохранения за рубежом имеют много нерешенных проблем.
В каждой стране своя система подготовки медицинских работников, но существуют общие критерии, модели сестринского дела, общие стандарты [76].
Система образования средних медицинских работников в России и за рубежом - многоуровневая.
Структура сестринского образования в России представлена:
подготовкой медицинских сестер (высшее образование),
подготовкой медицинских сестер (повышенный уровень образования),
подготовкой медицинских сестер (базовый уровень образования),
подготовкой младших медицинских сестёр.
Структура сестринского образования за рубежом представлена следующим образом:
докторские программы,
магистерские программы,
подготовка сестринского персонала 1-й категории (бакалаврские программы - профессиональный уровень),
подготовка сестринского персонала 2-й категории (технический уровень),
подготовка сестринского персонала 3-й категории (вспомогательный уровень).
Примерная программа подготовки медицинской сестры за рубежом включает:
теоретическое обучение: сущность сестринского дела и профессиональной этики;
базовые дисциплины: анатомия, физиология, патология, биофизика, биохимия, гигиена;
общественные дисциплины: социология, психология, принципы обучения, принципы управления, законодательство в области здравоохранения;
клиническая подготовка: сестринское дело в общей и специальной медицине, в педиатрии, терапии, гериатрии.
Основные направления последипломной подготовки сестринского персонала за рубежом:
Сестра клинических специальностей:
коммунальная сестра;
сестра инфекционного контроля;
акушерка;
сестра педиатрическая;
сестра терапевтическая;
сестра хирургическая и т.д.
Сестра-преподаватель.
Сестра-менеджер (администратор).
В контексте нашего исследования являются значимыми направления «сестра-преподаватель», «сестра-менеджер».
В функции сестры-преподавателя входит организация санитарно- просветительской деятельности среди взрослого и детского населения.
Общественная составляющая в подготовке сестер-менеджеров представлена координационной ролью в работе с персоналом.
В России нормативный срок освоения основной образовательной программы по специальности 0406 Сестринское дело при очной форме обучения:
на базе среднего (полного) общего образования - 2 г. 10 мес.
на базе основного общего образования - 3 г. 10 мес.
Сестринское образование в России базируется на неполном среднем и полном среднем образовании, в Европе - на полном среднем (12 лет) образовании: базовое сестринское образование - последипломное - университетское. Таким образом, медсестра, подготовленная во Франции, может работать в Германии, Англии и т.д. [252].
В США - непрерывное постоянное образование - начало и залог наиболее полной реализации всех способностей человека [45, 237].
Медицинские сестры в США занимают особое положение, отличное от того, которое имеют сестры в России.
Во-первых, это особенности американской системы образования, отличительной чертой которой является общность I ступени профессионального обучения для врачей и медицинских сестёр.
Во-вторых, иерархичность и сложность получения отдельных видов медицинского образования, цена затрат и огромные различия по стоимости обучения на разных уровнях определяют существенное неравенство социального статуса врачей и медицинских сестёр в США.
В США существуют три уровня образовательных учреждений. Кроме государственной системы образования есть и частная [238, 240, 243, 244, 248]. Поступить в медицинский колледж достаточно сложно. Необходимым условием является, прежде всего, достижение соответствующих показателей по тестам, высокий средний балл оценок в средней школе; победы на олимпиадах, конкурсах. Немало важен социальный слой, к которому принадлежит семья поступающего.
Как и система сестринского образования, система получения сестринских должностей в США тоже имеет многоуровневый характер: I уровень - сертифицированный помощник сестры (это в принципе российская младшая медицинская сестра); II уровень - лицензированная медицинская сестра и III уровень - регистрированная медицинская сестра с несколькими ступенями до статуса доктора (8 летнее профессиональное образование).
По законодательству многих штатов США медицинские сестры определенного уровня могут вести независимую практику. Институт практикующих сестёр появился потому, что, с одной стороны, стало не хватать врачей, а с другой, сестры получают все более высокий уровень образования, что является стимулом для самостоятельной работы. По данным статистики известно, что на практикующих сестёр подается гораздо меньше судебных исков, чем на врачей. Это связано с тем, что при обучении медицинских сестёр очень много внимания уделяют тому, как нужно общаться с пациентами, вести беседу, слушать и на что обращать особое внимание.
Большой раздел в обучении приходится на социальные проблемы пациентов. Есть даже специальные курсы, на которых сестёр учат внимательно выслушивать пациентов и правильно корректировать ситуацию.
В Европе нет общепринятых стандартов и единой системы сестринского образования всех уровней [46, 65]. Непрерывное сестринское развитие, осуществляется в основном путем самообразования. К сестринскому образованию допускаются лица не моложе 18 лет.
В большинстве Европейских стран базовое сестринское образование входит в структуру высшего образования [216, 239, 241, 242, 245, 247, 249]. Что касается требований к содержанию сестринского образования, то они тождественны с нашей системой. Квалификация, получаемая нашими выпускниками по завершении образования по специальности «Сестринское дело» соответствует квалификации 2-го цикла европейского образования, то есть уровню магистратуры.
Европейские медсёстры в процессе обучения проходят специализацию в магистратуре: