Педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 12:15, доклад

Описание работы

Цель исследования: определить, теоретически обосновать и реализовать педагогические условия развития социальной активности студентов в образовательном процессе медицинского колледжа.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития социальной активности студентов на основе здоровьецентрической парадигмы в педагогике 14
1.1. Анализ регионального, отечественного и зарубежного опыта подготовки медицинских работников в аспекте развития социальной активности ^
1.2. Сущность понятия «развитие социальной активности студентов медицинских колледжей», рассматриваемая в психолого- педагогической литературе 39
1.3. Состояние проблемы развития социальной активности студентов на основе анализа образовательных программ медицинских колледжей
1.4. Здоровьецентрическая парадигма как основа развития
7?
социальной активности студентов медицинских колледжей
Выводы к первой главе 84
Глава II. Разработка и внедрение педагогических условий развития социальной активности студентов медицинского колледжа на основе здоровьецентрической парадигмы. 86
2.1. Педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа
2.2. Реализация педагогических условий развития социальной активности студентов на основе здоровьецентрической парадигмы
2.3. Проверка эффективности педагогических условий развития
социальной активности студентов медицинского колледжа на
- 120 основе здоровьецентрической парадигмы
Выводы ко второй главе
Заключение 142
Библиография

Файлы: 1 файл

дисерта.doc

— 3.00 Мб (Скачать файл)

В рекомендованных ФГОУ ВУНМЦ Росздрава примерных образовательных программах для специальности «сестринское дело» базового и повышенного уровня предлагаются дисциплины: «Онкологическая и паллиативная помощь», «Основы эргономики и безопасного перемещения пациента», «Биомедицинская этика», «Социальная помощь» и др.

В содержании этих дисциплин рассматриваются вопросы коммуникативной компетентности, оказания поддержки тяжелобольным, общественного и социального здоровья, адаптации больных в послеоперационном периоде, профилактики дисморфофобий у больных с искаженным внешним видом.

Анализ профессиональных образовательных программ медицинского [168] колледжа показал, что программы по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам (основы философии, основы права, русский язык и культура речи, иностранный язык, основы экономики, социологии и политологии, физическая культура) содержат вопросы развития социальной активности личности, но они четко не обозначены.

Программы математических и общих естественнонаучных дисциплин (математика, информатика) практически не предполагают развитие социальной активности, они ориентированы на приобретение навыка работы с персональным компьютером и на основные математические понятия.

Программы общепрофессиональных дисциплин содержат незначительный объем информации, связанный с развитием социальной активности личности на основе здоровьецентрической парадигмы. Этот небольшой объем представлен в программах учебных дисциплин здоровый человек и его окружение, гигиена и экология человека, правовое обеспечение профессиональной деятельности, экономика и управление здравоохранением, безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф, сестринское дело в педиатрии, сестринское дело в терапии и др.

Анализ профессиональных образовательных программ Казанского базового медицинского колледжа [166] выявил аналогичную ситуацию по освещению вопросов развития социальной активности студентов. Заслуживает внимание более глубокое рассмотрение обозначенных вопросов в блоках «Социальная помощь», «Семейная медицина». При проведении анализа базисного учебного плана ГОУ СПО «Ульяновского фармацевтического колледжа» [165] отмечено рассмотрение вопросов развития социальной активности студентов в содержании факультативных дисциплин «Социальное консультирование».

В Ялуторовском медицинском училище в учебный план введен региональный компонент, представленный следующими элективными курсами:

«Человековедение»

«История края»

«Здоровый образ жизни»

«Православие и медицина»

«Культурология»

«Этика»

В представленных программах элективных спецкурсов обозначены проблемы социальной направленности, включающие вопросы предупреждения конфликтов, адаптации в коллективе, формирования демократической, правовой, духовной, коммуникативной культур и др.

В Ишимском медицинском училище элементы развития социальной активности студентов прослеживаются при изучении факультативных курсов:

«Введение в специальность»

«Валеология»

«Планирование семьи»

«История медицины»

«Правовое обеспечение профессиональной деятельности»

«Религоведение» и др.

При анализе образовательных профессиональных программ Тобольского медицинского колледжа им. В.Солдатова следует отметить обнаруженную нами специфику г. Тобольска как центра христианской культуры в изучении студентами элективных курсов «Милосердная медицина», «Христианство» [167].

Обучение в Ревдинском медицинском колледже ведется на основе экспериментальных учебных планов и непрерывных профессиональных образовательных программ, учитывающих краевую патологию, а также потребность в специалистах лечебно-профилактических учреждений и других организаций медицинского профиля Свердловской области.

Ревдинский медицинский колледж с 1992 г. реализует концепцию непрерывного медицинского образования, имеет немалый опыт работы по схеме: «лицей - колледж - медицинская академия» [169].

В Кабардино-Балкарском медицинском колледже усилена деятельность по формированию экологической культуры студентов. В частности студентам предлагается изучение элективных курсов «Земля наш общий дом», «Земля, которую мы оставим нашим детям», «Колокола тревоги исчезающих природных ценностей».

В Хакасском медицинском колледже созданы и успешно реализуются программы социально-психологической направленности, разрабатываемые центром "Праксис".

В Петрозаводском базовом медицинском колледже проводится электив «Молодая семья - здоровая семья», направленный на пропаганду знаний о планировании, перспективах развития, здоровьесбережении молодой семьи.

Проведенный анализ программ Московского медицинского колледжа №2 показал, что при изучении дисциплины «Семейная медицина» рассматриваются следующие модули, направленные на развитие социальной активности студентов: «Здоровье и семья», «Больной в семье».

Приведем программы изучения модулей, где обозначены вопросы, направленные на развитие социальной активности студентов.

Модуль 1. Здоровье и семья Общая цель модуля: Приобретение студентом умений и знаний в работе по сохранению и укреплению здоровья семьи с учетом демографических, социально-экономических, культурных и религиозных факторов. После изучения модуля "Здоровье и семья" студент должен уметь:

выявлять основные проблемы семьи на разных стадиях ее жизненного цикла, связанных с сохранением и укреплением здоровья;

выявлять основные социально-экономические, культурные и религиозные проблемы семьи, влияющие на состояние здоровья ее членов;

оказывать консультативную помощь семье на разных стадиях ее развития по воспитанию потребности в здоровом образе жизни, по сохранению и укреплению здоровья, преодолению кризисных ситуаций;

оценивать уровень здоровья семьи и ее членов, планировать мероприятия по ее оздоровлению;

обучать членов семьи принципам здорового образа жизни и методам отказа от вредных привычек;

знать:

определение понятия "здоровье", основные критерии здоровья, факторы риска развития заболеваний;

понятие "качество жизни" семьи и отдельных ее членов;

понятие "образ жизни" семьи, роль образа жизни в сохранении и укреплении здоровья

теоретические основы рационального питания;

принципы профилактики алкоголизма, табакокурения, наркомании. Содержание теоретических занятий:

Понятие "здоровье", его структура и содержание.

Принципы здоровья.

Здоровье как функция образа жизни.

Семейное здоровье.

Формирование здорового образа жизни членов семьи.

Положительная установка на сохранение и укрепление здоровья.

«Качество жизни» семьи и отдельных ее членов.

3.1. Проблемы семьи, влияющие на состояние здоровья ее членов.

Социально-гигиенические и медицинские аспекты алкоголизма, наркомании, токсикоманий.

Государственная политика и здравоохранение.

5.1. Охрана здоровья населения: стратегия и тактика[154]. Модуль 2. Больной в семье

Общая цель модуля: Приобретение студентом умений и знаний по сохранению и укреплению здоровья семьи, по решению проблем пациентов и семей в связи с появлением больного, оказании медико-социальной помощи семье.

После изучения модуля "Больной в семье" студент должен: уметь:

выявлять основные потребности и проблемы семьи;

выявлять факторы риска заболеваний в семье;

выявлять ранние и скрытые формы заболеваний в семье и у ее членов;

осуществлять сестринскую деятельность при различных заболеваниях у пациентов;

оказывать медико-социальную помощь одиноким, престарелым и инвалидам;

консультировать членов семьи по организации ухода за пациентом и создании безопасной среды;

знать:

определение понятий "предболезнь" и "болезнь";

реакции пациента и семьи на заболевание;

особенности психологических реакций на болезнь в зависимости от возраста;

позитивная и негативная роль семьи в развитии заболеваний;

проблемы семьи в связи с появлением больного;

оказание психологической помощи пациенту и членам семьи;

медико-социальная помощь семье, имеющей хронического больного. Содержание теоретических занятий

Определение понятия "предболезнь" и "болезнь".

Влияние болезни члена семьи на образ жизни семьи.

Основные факторы риска развития различных заболеваний.

Группы риска.

Тяжелобольной в семье.

Больной ребенок в семье.

Больной пожилой человек.

Психический больной в семье.

Инвалид в семье.

Медико-социальные проблемы семьи хронического больного.

Проблемы ухода за больными в семье.

Реакция членов семьи на заболевание одного из членов.

Влияние семьи на течение болезни.

Консультация членов семьи по вопросам питания, создания безопасной среды, уходу за пациентом, организации стационара на дому, методам простейшей реабилитации [154].

В контексте нашего исследования значимым является проведение обзора программ подготовки сестер милосердия как в медицинских образовательных учреждениях, так и в социальных институтах духовенства. Свято-Димитриевское училище сестер милосердия (г.Москва) занимается проблемами общего ухода за тяжелобольными и реабилитации пожилых людей, находящихся на стационарном лечении. Данное учреждение имеет прочные международные связи, программы, в которых участвует учебное заведение: Лондонский колледж Св. Варфоломея и шведский медицинский центр в Сиэтле, штат Вашингтон, США [126].

В Областном медицинском колледже Екатеринбурга постоянно осуществляется подготовка по специальности "младшая сестра милосердия". Выпускницы обучаются сестринскому делу по особой программе, включающей как образование профессиональное, так и духовное. В Областном медицинском колледже реализуются самые современные стандарты сестринского ухода, технологии выполнения медицинских услуг. Все большее значение получает тщательный уход, милосердная поддержка, добро, забота, внимание, которое необходимо пациентам. Педагоги и священнослужители прилагают все усилия к тому, чтобы подготовка имела не только научный образовательный характер, но имела глубокий воспитательный смысл, была направлена на формирование духовно богатой личности, на добро, на помощь, на сострадание и высочайшую самоотдачу.

Санкт-Петербургская епархия разработала поэтапную систему воспитания сестер милосердия [126]:

I этап: Азы православного сестрического служения (2-3 мес.) Посвящение

/

этап: Испытуемая сестра (1 год)

Курсы младшей медицинской сестры сестрического служения (среднее медицинское образование) (2-3 мес.) Посвящение

этап: Помощница милосердия (1-2 года) Азы православной педагогики Посвящение

этап: Посвященная сестра милосердия (2 -2,5 года) Принятие обета милосердия

этап: Сестры Обители Милосердия (3 года).

С 2000 года на базе Нижегородского Государственного Медицинского Колледжа (Свято-Елисаветинское отделение сестер милосердия) осуществляется подготовка сестер милосердия по государственному образовательному стандарту и духовным дисциплинам в течение 3 лет.

Якутское республиканское отделение Российского Красного Креста реализует следующие образовательные программы: «Первая помощь», «Основы ухода на дому», «Распространение знаний по международному гуманитарному праву».

В обосновании программ указана их практическая значимость: оказание медико-социальной помощи одиноким престарелым и инвалидам.

Программы направлены на повышение эффективности оказания медицинской и социально-бытовой помощи, ухода за одинокими престарелыми и нетрудоспособными гражданами, инвалидами, ветеранами войны и труда и некоторыми другими социально незащищенными категориями населения.

Необходимость в организации Службы милосердия основывается на сложном социально-экономическом положении жителей республики, ухудшении показателей социального здоровья и благополучия населения. При этом в основном страдают одинокие престарелые, инвалиды, которые зачастую не могут обойтись без посторонней помощи из-за своего бедственного положения, одиночества и болезней. В Республике Саха (Якутия) 17 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, которые не в состоянии обеспечить всех нуждающихся.

Для решения этих проблем организована Служба милосердия, структура которой включает «Комнату медико-социальной помощи» и Службу сиделок, действующую на основе Положения о Службе милосердия.

Основные категории лиц, нуждающихся в уходе.

одиноко проживающие инвалиды;

участники войны и приравненные к ним лица;

вдовы военнослужащих, погибших при защите Родины;

инвалиды труда;

инвалиды детства;

одинокие престарелые, страдающие хроническими заболеваниями;

неполные многодетные семьи;

ветераны Красного Креста, нуждающиеся по состоянию здоровья в посторонней помощи и уходе;

Мероприятия по реализации программы:

Организация статистического учета (реестров) лиц, нуждающихся в неотложной медицинской, психологической, материальной поддержке.

Организация сбора одежды от населения.

Санитарно-просветительная работа с организацией семинаров, лекториев, выступлений на радио, телевидении.

Организация поисковой и исследовательской работы.

Организация работы курсов "Основы ухода на дому".

Работа Службы сиделок.

Организация работы с волонтерами-добровольцами, изъявившими желание работать по оказанию помощи нуждающимся (студенческий отряд «Милосердие»),

Актуализируют проблему развития социальной активности студентов принятые в 2006 году приоритетные национальные проекты «Образование» [144], «Здоровье» [141-143]. В направлениях по реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2007 году обозначена поддержка учреждений начального и среднего профессионального образования в этом плане.

Информация о работе Педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа