Педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 12:15, доклад

Описание работы

Цель исследования: определить, теоретически обосновать и реализовать педагогические условия развития социальной активности студентов в образовательном процессе медицинского колледжа.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития социальной активности студентов на основе здоровьецентрической парадигмы в педагогике 14
1.1. Анализ регионального, отечественного и зарубежного опыта подготовки медицинских работников в аспекте развития социальной активности ^
1.2. Сущность понятия «развитие социальной активности студентов медицинских колледжей», рассматриваемая в психолого- педагогической литературе 39
1.3. Состояние проблемы развития социальной активности студентов на основе анализа образовательных программ медицинских колледжей
1.4. Здоровьецентрическая парадигма как основа развития
7?
социальной активности студентов медицинских колледжей
Выводы к первой главе 84
Глава II. Разработка и внедрение педагогических условий развития социальной активности студентов медицинского колледжа на основе здоровьецентрической парадигмы. 86
2.1. Педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа
2.2. Реализация педагогических условий развития социальной активности студентов на основе здоровьецентрической парадигмы
2.3. Проверка эффективности педагогических условий развития
социальной активности студентов медицинского колледжа на
- 120 основе здоровьецентрической парадигмы
Выводы ко второй главе
Заключение 142
Библиография

Файлы: 1 файл

дисерта.doc

— 3.00 Мб (Скачать файл)

Проведенный в п. 1.1. анализ регионального, отечественного и зарубежного опыта подготовки медицинских работников в системе СПО, а также анализ образовательных программ медицинских колледжей (см. подробнее п. 1.3.) показал, что обучение студентов основывается в большинстве случаев на болезнецентрической парадигме (см. рис. 3).

 

Рис. 3. Сущность болезнецентрической парадигмы Обозначения: Б - информация о болезни, 3 - информация о здоровье

Сущность болезнецентрической парадигмы подготовки студентов медицинского колледжа заключается в том, что наибольший объем информации, обозначенной в образовательных программах учебных дисциплин приходится на освещение вопросов, связанных с этиологией, патогенезом, клиникой, диагностикой заболеваний. Вопросам сохранения и укрепления здоровья, профилактике знаний уделяется незначительный объем информации.

Вместе с тем, ряд авторов [6-8, 39, 78, 155, 182, 221-225] указывает на необходимость здоровьецентрической и профилактической направленности содержания учебных дисциплин медицинских образовательных учреждений.

Так, еще в 1932г. При создании Всесоюзного института экспериментальной медицины (ВИЭМ) отмечалось: «Основная цель ВМЭИ - полная реорганизация медицины; эта наука должна искать, находить причины болезней человеческого организма и указывать пути к устранению этих причин. Задачей своей медицина отныне ставит не лечение болезней, а здравоохранение людей, работу над тем, как сделать организм более жизнестойким, как и чем бороться против преждевременного одряхления людей и продлить сроки их жизни».

Чешский исследователь Станислав Трча [250] в 1980г. указывал на то, что «...как-то упустили из виду, что принципы здорового образа жизни основываются на многочисленных «малых» достижениях современного 
здравоохранения, которые за повседневной суетой все еще не находят должного применения на практике».

Состоявшаяся в Оттаве в 1986г. Международная конференция по укреплению здоровья приняла Оттавскую хартию укрепления здоровья. Документ дает обоснование комплексной стратегии укрепления здоровья, включающий общественную политику, способствующую укреплению здоровья, благоприятную для здоровья окружающую среду, личные навыки действия населения и переориентацию служб здравоохранения.

Хартия предлагает большее внимание уделить вопросам здоровья, а не болезням и изменить характер взаимоотношений между службами здравоохранения и населением.

Последующие международные конференции, проведенные в Аделаиде (Австралия, 1988) и в Стокгольме (Швеция, 1991) были посвящены проблемам общественной политики, посвященной укреплению здоровья и созданию благоприятной для здоровья среды.



Рис. 4. Сущность здоровьецентрической парадигмы Обозначения: Б - информация о болезни, 3 - информация о здоровье



Основоположниками здоровьецентризма Г.Л. Апанасенко [5-8], Э.Н. Вайнером [39], В.П. Петленко и авторский коллектив более 30 чел. [154, 155], Н.К. Смирновым [182], Е.В. Черносвитовым [221-225] и др. предлагается следующая модель здоровьецентрической парадигмы (рис. 4).

 

В данной модели они предлагают больший объем учебной информации посвящать вопросам сохранения и укрепления здоровья и профилактике заболеваний. Соответственно меньший объем информации будет приходиться на вопросы патологии.

Учитывая специфику среднего медицинского образовательного учреждения, на наш взгляд, наиболее приемлемой является система взглядов на содержание и продолжительность изучения базовых учебных дисциплин, основанная на равных объемах информации о здоровье и болезни. Что касается реализации здоровьецентрической парадигмы, акцент должен быть сделан на проблемы сохранения и укрепления здоровья, то есть данные знания должны быть активизированы и актуализированы (см. рис. 5).



 

Рис. 5. Реализация здоровьецентрической парадигмы в образовательном

процессе медицинского колледжа

Обозначения: Б - информация о болезни, 3 - информация о здоровье

Проведенный анализ литературных источников [16,18,19,23,24,29,37, 50,61,63,79,81,91,96,97,98,99,106,112,113,118,129,136,145,193,246,251] по здоровье-сберегающей педагогике, экологии, гигиене позволил сформулировать следующие направления организации

здоровьесберегающего учебно-воспитательного пространства,

применительно к нашему образовательному учреждению:

ведение комплексных и взаимокоординируемых научно- исследовательских работ по здоровьесбережению;

ведение в колледже семинаров здоровья (для студентов 1-Ш

курсов) для формирования мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни;

активизация и актуализация знаний о сохранении и укреплении здоровья во всех учебных дисциплинах;

интеграция основных дисциплин гуманитарного блока (русский язык, математика, химия, анатомия, иностранный язык, и др.) и специальных дисциплин (валеология, основы сестринского дела, здоровый человек и его окружение, медицинская генетика и др.) заключающаяся в обогащении содержания этих дисциплин знаниями о здоровом человеке, здоровом образе жизни, путях средствах достижения гармонии человека с собой, окружающим миром, другими людьми;

контроль за организацией здоровьесберегающего учебного процесса, создание условий обучения в соответствии с гигиеническими требованиями к условиям обучения студентов;

проведение релаксирующих пауз для снятия умственного и физического переутомления, для профилактики заболевании органов зрения, дыхания и опорно-двигательного аппарата;

в рамках формирования ценности здоровья и здорового образа жизни проведение в колледже не только уроков физической культуры и основ реабилитации, но и работа большого количества спортивных секций (теннис, футбол, волейбол, легкая атлетика и т.д.);

проведение занятий лечебной физкультуры;

организация горячего питания с обязательной витаминизацией блюд;

работа факультатива здоровья с целью формирования ориентации на здоровый образ жизни, освещение проблем здоровья, психологического климата в семье, некоторых аспектов

предотвращения детского алкоголизма, курения, различных криминальных ситуаций (организатором такой работы с родителями является валеологическая, психологическая, медицинская службы и заместитель директора по воспитательной работе);

проведение курсов обучения преподавателей аспектам здоровьесберегающей педагогики и оценка уровня знаний педагогов о состоянии здоровья и образа жизни студентов;

в начале и конце учебного года заполнение тест-анкеты для изучения ориентации студентов на здоровый образ жизни;

проведение врачебно-педагогического комплексного обследования студентов с целью выявления факторов риска для здоровья, с учетом индекса напряжения, что помогает установить уровень адаптации студентов к учебной нагрузке и по данным исследований проведение ряда профилактических мероприятий, направленных на снижение утомления и функционального напряжения организма студентов; проведение заведующими отделениями совместно с фельдшером здравпункта мониторинга уровня физического, психического и социального здоровья студентов; учет данных о состоянии здоровья с занесением в медицинскую карточку с указанием индивидуальных рекомендаций;

работу общественных объединений, волонтерского движения осуществлять на российских традициях милосердия и благотворительности, идеях здоровьецентризма и др.

Таким образом, инновационность развития социальной активности студентов медицинских колледжей мы связываем с реализацией здоровьецентрической парадигмы.Выводы к первой главе:

Проведенный анализ регионального, отечественного, зарубежного опыта по развитию социальной активности медицинских работников позволяет сформулировать следующее:

Становление медицинского образования в нашем регионе началось в г.Тобольске. В первых медицинских образовательных учреждениях Тобольской губернии большое внимание уделялось не только медицинской подготовке будущих сестер милосердия, фельдшериц, повивальных бабок и др., но и просветительской работе в массах, что являлось одной из форм развития социальной активности в те годы.

Анализ отечественного опыта подготовки медицинских кадров показал, что предпосылки социальной активности медработников прослеживались уже в XVIII веке и в настоящее время постоянно преобразовываются и совершенствуются.

Эволюция форм проявления социальной активности медицинских работников в анализе отечественного опыта представлена следующим образом: подвижничество, милосердие, волонтерство, общественная деятельность, просветительская деятельность, санитарно-просветительная работа, акции регионального и всероссийского уровней, создание центра молодежных инициатив, общественной деятельности в домах ребенка и др., благотворительные акции, организация и участие в создании движения «Милосердие», гигиеническое обучение и воспитание населения и др.

Опыт подготовки медицинских работников за рубежом имеет продуктивное значение, явно демонстрируя формы развития социальной активности через специальности медицинских работников «сестра- преподаватель», «сестра-менеджер», через обучение навыкам по оказанию социальной поддержки населению, компетентностью в сфере социально- психологических и морально этических проблем пациента, «комплексной заботы» о здоровых и пациентах.

Под развитием социальной активности студентов медицинских колледжей понимается процесс, основанный на реализации здоровьецентрической парадигмы, включающий с одной стороны, усвоение готовых форм социальной жизни, а с другой — приобретение собственного социального опыта, становление активной жизненной позиции, позволяющих добиваться позитивной самореализации в сфере здоровьесбережения.

Выделены составляющие, которые значимы для развития социальной активности студентов в образовательном процессе колледжа (социально- профессиональная, индивидуально-ценностная, операционально-

деятельностная).

Анализ образовательных программ показал, что вопросы развития социальной активности студентов рассматриваются в блоке общественных дисциплин в очень малом объеме и практически не затрагивают аспекты, связанные со здоровьесбережением нации; блок специальных дисциплин предусматривает вопросы здоровьесбережения, но не связывает их с социальной активностью; обозначенные направления реализации национальных проектов требуют обновления (дополнения) рабочих программ учебных дисциплин медицинского колледжа.

Инновационность подготовки средних медицинских работников, направленной на развитие социальной активности студентов, проявляется в разработке и реализации педагогических условий в рамках здоровьецентрической парадигмы, с учетом требований подготовки специалистов среднего звена, особенностей образовательного процесса медицинского колледжа и форм проявления социальной активности.Глава II. Разработка и внедрение педагогических условий развития социальной активности студентов медицинского колледжа на основе здоровьецентрической парадигмы

Стратегия развития среднего медицинского образования [20] должна решать следующие задачи:

соответствовать меняющимся потребностям здравоохранения;

быть социально приемлемой - обеспечить общедоступность медицинской помощи, особенно социально незащищенным группам населения;

предоставлять помощь дома, на уровне семьи, в лечебных учреждениях;

быть ориентированной не на болезнь, а на активную профилактику, направленную на сохранение и формирование здоровья.

Одними из важных целей Приоритетного Национального проекта «Здоровье» являются [143]:

достижение здоровья для всех граждан страны;

равенство, доступность медицинской помощи для всех групп населения при ее высокой эффективности и безопасности;

повышение социально - правового статуса медицинской сестры, фельдшера, акушерки.

В связи с вышеизложенным, следует считать первоочередными следующие мероприятия по сохранению, укреплению и развитию системы подготовки средних медицинских работников в Российской Федерации:

создание единого образовательного пространства /системы подготовки средних медицинских специалистов с учетом меняющихся потребностей системы здравоохранения и состава сестринских кадров/;

определение пределов компетенции медицинской сестры в зависимости от уровня образования и квалификации;

- развитие профессиональных ассоциаций в регионах и утверждение статуса ассоциаций на законодательном уровне.

Проведенный в первой главе анализ регионального, отечественного и зарубежного опыта подготовки медицинских работников, обозначенные концептуальные основы здоровьецентрической парадигмы явились базой для определения педагогических условий, разработки (в дальнейшем - апробации) модели развития социальной активности студентов медицинского колледжа.

В данной главе раскрыта проблема подготовки студентов в свете реализации здоровьецентрической парадигмы; выделены педагогические условия развития социальной активности студентов, проведено теоретическое обоснование, описана практическая реализация и проверка их эффективности.

2.1. Педагогические условия развития социальной активности студентов

медицинского колледжа

Задача данного параграфа - рассмотреть педагогические условия, обеспечивающие процесс развития социальной активности студентов медицинского колледжа.

Анализ педагогических исследований показывает, что потребность в использовании понятия «условия» возникает тогда, когда требуется охарактеризовать педагогические новации, в нашем случае - развитие социальной активности студентов медицинских колледжей.

В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой [149] под «условиями» чего-либо понимается «обстоятельство», «требование», «соглашение, договоренность», «обстановка, в которой осуществляется что- то», «правила», «данные, из которых следует исходить» - выбор того или иного слова зависит от того, о чем или о каком действии идет речь.

Информация о работе Педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа