Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 12:15, доклад
Цель исследования: определить, теоретически обосновать и реализовать педагогические условия развития социальной активности студентов в образовательном процессе медицинского колледжа.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития социальной активности студентов на основе здоровьецентрической парадигмы в педагогике 14
1.1. Анализ регионального, отечественного и зарубежного опыта подготовки медицинских работников в аспекте развития социальной активности ^
1.2. Сущность понятия «развитие социальной активности студентов медицинских колледжей», рассматриваемая в психолого- педагогической литературе 39
1.3. Состояние проблемы развития социальной активности студентов на основе анализа образовательных программ медицинских колледжей
1.4. Здоровьецентрическая парадигма как основа развития
7?
социальной активности студентов медицинских колледжей
Выводы к первой главе 84
Глава II. Разработка и внедрение педагогических условий развития социальной активности студентов медицинского колледжа на основе здоровьецентрической парадигмы. 86
2.1. Педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа
2.2. Реализация педагогических условий развития социальной активности студентов на основе здоровьецентрической парадигмы
2.3. Проверка эффективности педагогических условий развития
социальной активности студентов медицинского колледжа на
- 120 основе здоровьецентрической парадигмы
Выводы ко второй главе
Заключение 142
Библиография
Стратегической задачей поддержки образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, является постепенное преодоление отставания в структуре, объемах и качестве подготовки квалифицированных специалистов среднего звена от требований конкурентоспособных предприятий различных отраслей.
Содержание инновационных образовательных программ должно быть ориентировано на реальные требования работодателей. Решение стратегической задачи достигается через следующие направления:
введение новых направлений подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, обусловленных требованиями инновационного развития;
проектирование, апробация и внедрение инновационных образовательных программ (новое поколение), интегрирующих в себе современные содержание и технологии обучения, соответствующие международной практике и ориентированные на результаты, значимые для работодателей;
разработка и внедрение новой модели практико- ориентированного обучения (включая увеличение объема практического обучения), ориентированной на современные технологии, нормативное правовое и организационно-экономическое обеспечение ее реализации;
переоснащение материально-технической базы образовательных учреждений реализующих инновационные образовательные программы подготовки специалистов для отрасли приборами, оборудованием, инструментами, материалами, необходимыми для реализации инновационных программ;
5) повышение квалификации руководителей, преподавателей обще профессиональных и специальных дисциплин для обеспечения эффективной реализации ими инновационных образовательных программ.
Национальный проект «Здоровье» [141-143] включает следующие направления:
диспансеризация работающих в государственных и муниципальных учреждениях;
дополнительные медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными (или) опасными производственными факторами;
медицинское обеспечение работающих граждан;
развитие высокотехнологичной медицинской помощи. ;
В связи с обозначенными направлениями реализации национальных проектов «Образование», «Здоровье» отмечаем необходимость дополнения рабочих образовательных программ Тюменского медицинского колледжа учебных дисциплин следующими разделами:
использование инновационных технологий, в том числе компьютерных при подготовке студентов;
использование технологий продуктивного обучения (ролевые игры, деловые игры, проблемно-поисковые методы, парацентрическая технология обучения);
развитие социальной активности студентов медицинских колледжей по здоровьесбережению нации (диспансеризация населения, организация медицинских осмотров работников, медицинское обеспечение работающих граждан).
Таким образом, проведенный анализ образовательных программ медицинских колледжей показал, что вопросы развития социальной активности студентов рассматриваются в блоке общественных дисциплин в очень малом объеме и практически не затрагивают аспекты, связанные со здоровъесбереэюением нации; блок специальных дисциплин предусматривает вопросы здоровьесбережения, но не связывает их с социальной активностью; обозначенные направления реализации национальных проектов требуют обновления (дополнения) рабочих программ учебных дисциплин медицинского колледжа.
1.4. Здоровьецентрическая парадигма как основа развития социальной активности студентов медицинских колледжей
Задача данного параграфа - рассмотрение понятия: «здоровье», «социальное здоровье», «здоровьецентризм», «здоровьецентрическая парадигма»; обозначение доминант здоровьецентрической парадигмы и концептуальных основ данной парадигмы для развития социальной активности средних медицинских работников в процессе их профессиональной подготовки.
С понятием «здоровье» связывают благополучие, счастье, возможность полноценно жить и трудиться, растить здоровых детей [218].
Многочисленные определения этого понятия сводятся к тому, что здоровье - это естественное состояние организма, которое позволяет человеку полностью реализовать свои способности, без ограничения осуществлять трудовую деятельность при максимальном сохранении продолжительности активной жизни.
Здоровый человек имеет гармоничное физическое и умственное развитие, быстро и адекватно адаптируется к непрерывно меняющейся природной и социальной среде, у него отсутствуют какие-либо болезненные изменения в организме, он обладает высокой работоспособностью. Субъективно здоровье проявляется чувством общего благополучия, радости жизни. Именно в таком широком понимании эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) кратко определили здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие физических дефектов или болезни. С этих позиций деятельность по обеспечению высокого уровня здоровья включает в себя не только борьбу с болезнями, но и решение различных проблем социального характера, что и нашло своё отражение в документах ВОЗ «Здоровье для всех» и «Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе в XXI столетии» [128].
Эти три, обозначенные выше, компонента являются мерилом здоровья человека.
Физическое (телесное, соматическое) здоровье подразумевает отсутствие у человека не только заболеваний, но и любых морфологических и функциональных нарушений в организме, которые рассматриваются как предпосылки к формированию хронической патологии. Поэтому донозологическая диагностика должна занять важное место в профилактических мероприятиях.
Духовно-психическое здоровье - это наличие у человека мышления и поведения, основанных на понимании им своего неразрывного единства со всем мирозданием, что позволяет формировать благоприятный фон для его жизнедеятельности (физического, психического и экологического благополучия) в соответствии с биоритмами и для развития всей биосферы. Духовность и нравственность - это внутреннее, прежде всего эмоциональное, состояние человека, которое во многом обеспечивает толерантность, устойчивость организма в окружающей среде. Духовно-психическое здоровье во многом определяет и физическое здоровье: агрессия, злые помыслы, даже и без их реализации являются факторами риска тяжелых заболеваний.
Социальное здоровье - это хорошее самочувствие человека в обществе, коллективе, семье в реальных жизненных обстоятельствах. Фактически это самооценка здоровья, межличностных взаимоотношений, удовлетворенность жизнью и уверенность в будущем.
Мы придерживаемся определения Е.И. Тороховой о том, что «социальное здоровье — мера социальной активности, деятельностного отношения человеческого индивидуума к миру» [200].
В некоторых источниках информации идет смешение понятий «социальное здоровье» и «общественное здоровье», поэтому считаем важным уточнить следующее:
Индивидуальное здоровье человека формируется на основе биологического генофонда и неповторимого образа жизни, который ведет отдельный человек в тех условиях, которые предоставляет ему общество. Общественное здоровье - это совокупность статистических параметров, интегрирующих индивидуальные характеристики здоровья. Для решения медико-экологических проблем ведущими показателями общественного здоровья являются показатели воспроизводства населения, роста и развития детей и подростков, донозологические проявления нарушений в состоянии здоровья и заболеваемость населения.
Демографические показатели воспроизводства населения включены в перечень мировой официальной статистической отчетности, что позволяет проводить их сравнительный анализ не только в государственном, региональном, но и в мировом масштабе. Фундаментальность этих показателей состоит в том, что они отражают интегральный эффект длительных воздействий на популяцию всей совокупности факторов окружающей среды [14].
Здоровый образ жизни - основа сохранения и укрепления индивидуального и общественного здоровья. Под образом жизни понимают сложившийся стереотип жизнедеятельности конкретного человека и отдельных групп населения, обусловленный социально-экономическими, природно-климатическими условиями и национальными устоями.
Определить понятие «здоровый образ жизни», как и понятие «здоровье» - сложная задача. Не менее сложно обосновать приемлемый алгоритм ведения здорового образа жизни конкретным человеком. Казарменный стандартный подход, ориентированный на однообразное «здоровое» поведение, который может быть реализован лишь в условиях жесткого диктата, и то не в полной мере, противоречит самой сущности жизнедеятельности человека.
Рис. 2. Формула индивидуального здоровья (по Е.Г. Жуку)
Здоровый образ жизни - осознанная человеком мотивация постоянно соблюдать гигиенические правила по укреплению индивидуального и общественного здоровья. Приемлемый алгоритм формирования и поддержания здорового образа жизни иллюстрирует рис.2, рекомендованный профессором Е.Г. Жуком [84, 148].
В нашем понимании, здоровый образ жизни - активная деятельность человека по сохранению, укреплению, преумножению собственного здоровья и здоровья нации.
Здоровый образ жизни объединяет всё то, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для здоровья и развития человека условиях. Научную основу
здорового образа жизни составляют основные положения здоровьесберегающей педагогики.
Важнейшая задача - это воспитание у каждого человека отношения к здоровью, как к главной человеческой ценности. Врачи, педагоги, родители должны помочь обучающемуся выбрать свой образ жизни, соответствующий его конституции и наклонностям. Образовательное учреждение должно дать всестороннее развитие и воспитание, должно научить физически и духовно здоровому образу жизни. Образование, как процесс «обучения здоровью», формирования навыков здорового образа жизни - вот цель всего образовательного процесса.
Если отношение к здоровью не будет сформировано в детском и особенно в подростковом возрасте, в последующие годы изменить человека бывает очень трудно. Навыки поддержания чистоты тела, навыки физической тренировки, навыки сказать «НЕТ» на предложенную сигарету или наркотик, навыки осознания рискованного поведения и, наконец, навыки разумного отношения к своему здоровью и к здоровью окружающих людей - основная задача всего образовательного процесса обучения здоровью. Подобная работа требует активного участия врачей, психологов, педагогов и социальных работников по принципам межсекторального сотрудничества.
Общие правила сохранения и укрепления индивидуального здоровья могут быть трансформированы в систему общечеловеческих ценностей в социальной и природной среде обитания и направлены на охрану общественного здоровья. Роль человека в экологическом благополучии планеты чрезвычайно велика, ибо именно его ум и руки привели к экологическому кризису на рубеже веков.
Таким образом, здоровье - это гармония всех компонентов, его составляющих. Физически здоровый человек, как правило, находится в ладу с самим собой и окружающими его людьми на любом уровне социальной иерархии в обществе.
Здоровьецентризм - тип сознания, базирующийся на представлении о том, что здоровье — эквивалент всех ценностей.
Понятие парадигма в различных научных источниках имеет несколько трактовок:
/от греч. образец/ - система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период (понятие введено американским историком Т.Куном, выделившим различные этапы в развитии научной дисциплины: препарадигмальный (предшествующий установлению парадигмы); господства парадигмы (нормальная наука); кризиса в научной революции, заключающей в смене парадигмы, переходе от одной к другой;
модель-стандарт решения педагогических задач [195];
определенный способ видения научным сообществом соответствующего аспекта реальности, подлежащего исследованию, допустимых научных проблем и методов их решения;
система взглядов, выражающих существенные черты действительности [105].
Таким образом, в контексте нашего исследования здоровьецентрическая парадигма определена как модель-стандарт решения педагогических задач для формирования сознания субъектов образовательного процесса, базирующегося на представлении о том, что здоровье - эквивалент всех ценностей.
Опираясь на исследования Е.И. Тороховой [200], Н.К. Смирнова [182], Е.В.Черносвитова [221-225], можно обозначить доминанты здоровьецентрической парадигмы:
> Здоровье - эквивалент всех ценностей, и важна степень осознания обществом этой истины.
Взаимосвязь здоровья с состоянием здравоохранения в обществе и с положением медицинского работника в обществе, которые определяются процентом бюджетного финансирования здравоохранения, и развитостью (или не развитостью) общественных фондов, инвестирующих здравоохранение, а также отношением к здоровью как собственному, так и близких людей, пациентов как единственно непреходящей ценности.
Статус здоровья в обществе определяют следующие факторы:
влияние на общественное и индивидуальное здоровье социальных институтов общества - власти, политики, идеологии, религии, морали, культуры, этнических традиций, экономики (рынка);
влияние на здоровье научно-технических, экологических, природно- географических факторов;
степень зависимости (прямой или косвенной) от названных выше факторов;
степень защищенности здоровья от названных выше факторов;
степень подвижности и устойчивости основных институтов общества и их влияние на изменение статуса здоровья;
приоритетность здоровья среди ценностей в обществе (государстве). Переход на новый этап развития медицинского образования обоснован
необходимостью качественно нового подхода к подготовке выпускников медицинских колледжей в условиях реализации приоритетных национальных проектов «Образование» [144] и «Здоровье» [141-143].