Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 12:15, доклад
Цель исследования: определить, теоретически обосновать и реализовать педагогические условия развития социальной активности студентов в образовательном процессе медицинского колледжа.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития социальной активности студентов на основе здоровьецентрической парадигмы в педагогике 14
1.1. Анализ регионального, отечественного и зарубежного опыта подготовки медицинских работников в аспекте развития социальной активности ^
1.2. Сущность понятия «развитие социальной активности студентов медицинских колледжей», рассматриваемая в психолого- педагогической литературе 39
1.3. Состояние проблемы развития социальной активности студентов на основе анализа образовательных программ медицинских колледжей
1.4. Здоровьецентрическая парадигма как основа развития
7?
социальной активности студентов медицинских колледжей
Выводы к первой главе 84
Глава II. Разработка и внедрение педагогических условий развития социальной активности студентов медицинского колледжа на основе здоровьецентрической парадигмы. 86
2.1. Педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа
2.2. Реализация педагогических условий развития социальной активности студентов на основе здоровьецентрической парадигмы
2.3. Проверка эффективности педагогических условий развития
социальной активности студентов медицинского колледжа на
- 120 основе здоровьецентрической парадигмы
Выводы ко второй главе
Заключение 142
Библиография
в области администрирования;
либо в области клинической практики;
либо в области науки, научных исследований.
Как и в нашей стране, медицинские сёстры Европы ориентированы на требования, изложенные в Директиве Европейского Союза 2005/36/ЕО « О признании профессиональных квалификаций в здравоохранении».
При изучении опыта подготовки медицинских сестёр в Нидерландах - высшей школы Лейдена [65] интерес вызывает обучение навыкам по оказанию поддержки. В период подготовки к практической стажировке проводятся занятия, на которых студенты учатся, как помогать пациентам в состоянии страха, горя, агрессии, растерянности и т.п. Также проводятся специальные занятия, как выполнять работу по просвещению и обучению пациентов, страдающих диабетом, или как помочь пациентам пережить плохое известие. Подобные занятия проводятся в виде ролевых игр. Ролевая игра отлично подходит для того, чтобы выявить проблемы и эмоции пациентов и обучить студентов, как можно справиться с ними.
При этом студент имеет возможность поэкспериментировать на самом себе, не опасаясь практических последствий. Этот метод также требует активного участия студента.
Перед началом курса студент должен самостоятельно изучить теорию и подготовиться к ролям, которые он будет играть. Обучение, ориентированное на решение проблем, как и обучение профессиональным навыкам, - неотъемлемая часть учебного процесса для каждого студента. В этом процессе студент играет активную роль и проходит обучение, по мере возможности, сугубо индивидуальным путем и в собственном темпе. Для преподавателей Высшей школы Лейдена, ведущих занятия с медицинскими сестрами, и студентов, как показывают результаты опроса, методы активного обучения интересны, все участники образовательного процесса удовлетворены новой ролью.
Современное обучение медицинских сестер в Европе ориентировано на следующие приоритетные направления [232]:
Медицинская сестра Европы - специалист, получающий образование с целью приобретения необходимых знаний, профессиональной компетентности и практических навыков для выполнения ответственных задач во всех областях здравоохранения, комплексной заботы о здоровых и пациентах, а также и в сфере целостного медицинского обеспечения населения.
Профессиональная и социальная деятельность медицинской сестры предполагает её разностороннее и гармоничное развитие, получение солидных профессиональных знаний в области лечения, реабилитации, сестринского ухода и профилактики.
В ежедневной практике медицинская сестра применяет полный объем знаний и умений не только в области медицинской подготовки, но и в сфере социально-психологических и морально-этических проблем пациента. Знания и умения работать на современной медицинской аппаратуре - обязательный элемент в обучении медицинской сестры.
Европейская медицинская сестра на протяжении многих лет завоевала свое место в системе здравоохранения благодаря проявлению высокого профессионализма, самопожертвования и высоких моральных качеств.
Профессия медицинской сестры в самом начале ее появления недооценивалась обществом, специалистам данной профессии необходимо было завоевать позиции и место в организациях медицинских служб.
Обучение медицинских сестер ведут преимущественно врачи, которые при этом определяют их место и роль в будущей практике.
Таким образом, опыт подготовки медицинских работников за рубежом имеет продуктивное значение, явно демонстрируя формы развития социальной активности через специальности медицинских работников «сестра-преподаватель», «сестра-менеджер», через обучение навыкам по оказанию социальной поддержки населению, компетентностью в сфере социально-психологических и морально этических проблем пациента, «комплексной заботы» о здоровых и пациентах.
Все выше изложенное дает основание считать, что возникает необходимость в научно обоснованных и методично проводимых в практику новаций в медицинской образовательной системе для формирования медицинских сестёр XXI века.
В последнее время изменяется взгляд на функцию сестринского дела. Сегодня сестринский персонал видит для себя главную задачу в поддержании достаточного уровня здоровья, предупреждении заболеваний, расширении возможностей самоухода и обеспечении максимальной независимости человека в соответствии с его индивидуальными возможностями. Философия сестринского дела базируется на 4 основных понятиях: пациент, сестринское дело, окружающая среда, здоровье.
За время обучения в медицинских колледжах у будущих медицинских работников развиваются такие свойства личности, которые характеризуют положительное отношение к социально принятым нормам, усиливается интравертированность (самоуглубленность) и экстравертированность (направленность на внешний мир, деятельность в нем), что способствует развитию социальной активности медицинских работников.
Таким образом, отечественный опыт общественной деятельности медицинских работников (подвижничество, милосердие, волонтерство, и др.), региональный опыт по привлечению интеллигенции, духовенства к посильному участию в медицинском обслуживании населения Тобольской губернии, зарубежный опыт «комплексной заботы» о здоровых и пациентах являются основанием совершенствования системы медицинского образования в рамках здоровьецентрической парадигмы и интеграции его с современными подходами подготовки медицинских работников.
1.2. Сущность понятия «развитие социальной активности студентов медицинских колледжей», рассматриваемая в психолого-педагогической литературе
Задачи данного параграфа включают рассмотрение сущности понятий «социальная активность образования», «социализация личности», «социальная активность», «развитие социальной активности студентов медицинских колледжей», а также обоснование необходимости развития социальной активности студентов медицинских колледжей в разных формах.
Личность - это сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную деятельность. Личность - это человек, живущий в обществе [11].
Термин «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, т.е. овладевающий знаниями. Личность одновременно является как субъектом, так и объектом общественных отношений [154].
Студент среднего медицинского учебного заведения - личность. Чтобы управлять сложным процессом его воспитания, нужна полная ясность в отношении характера и степени влияния воспитания на личность. В среднем медицинском учебном заведении возникает необходимость согласования воспитательных воздействий с особенностями возрастного, полового и индивидуального развития [229].
Эти особенности обуславливают возможности приобретения ряда социальных свойств, проявляющихся в социальных отношениях, общественном поведении, общении и др. [154].
Личностью, т.е. существом социальным, человек становится в результате длительного и сложного процесса развития. Чтобы стать личностью, человек должен своей практической деятельностью обнаружить и раскрыть заложенные в нем природой социальноадаптированные в процессе жизни свойства. Этому способствует воспитание и развитие. Развитие есть изменение, для которого характерен переход из одного качественного состояния в другое, более совершенное [74,207].
«Человеческое развитие, - утверждает Б.Г.Ананьев [5], обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия общества на формирование личности); собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития.
Личность в психологической науке [104] рассматривается как активное, деятельное существо, а становление личности детерминируется как ее собственными потребностями, так и внешними условиями жизнедеятельности и педагогическими воздействиями.
М.В.Колесникова в своей работе [107] определяет педагогическое понимание понятия «активность» как непрерывный процесс накопления и проявления потенциального в личности, обеспечивающего расширение и углубление ее связей с окружающим миром, обществом, другими людьми, самим собой, посредством социальных, педагогических, психологических факторов.
Необходимость усиления социальной активности образования в России объясняется сегодня как глобальной сменой характера общечеловеческой культуры (рост значения информатизации, усиление роли творческой деятельности, новое качество технического прогресса и др.), так и изменениями в социально-политической и экономической жизни страны, повлекшими за собой повышение роли отдельных личностей, регионов (и их систем образования) в развитии общества, рост самостоятельности образовательных учреждений. Если в этих условиях редуцируется деятельность системы образования к предоставлению услуг, а самообразование представляется как набор и способ предоставления услуг, то активность человека выносится за границы сферы образования в целом, а образование лишается культурной глубины, оставляя за ним роль инструмента в руках государства и социальных стереотипов.
В современной ситуации, когда образование находится в начале пути стабилизации, важными понятиями становятся «социальная активность образования и пассионарность» (по Л.Н.Гумилёву - повышенная тяга к действию, «заряженность» энергией) образовательной системы [71].
Социально активное образование, по определению С.А. Гильманова [62], это целенаправленное, инициативное, конструктивное, продуктивное участие образования как социального института в значимых изменениях в социокультурной жизни общества, региона. При этом должны быть активными не только действия субъектов системы образования, её учреждений, но и параметры самого процесса образования. Это и активность педагогов, и активность обучающегося, активность субъектов образования «внешняя», непосредственно проявляемая в социуме, и «внутренняя», касающаяся стратегических преобразований в системе образования. Если образование пассивно, оно, как зеркало, только отражает влияния общества, если активно - изменяет общество, формируя систему важных социальных отношений и ценностей, выступая инициатором важных социокультурных новшеств.
Социальная активность (от лат. activus - деятельный) - сознательная, целенаправленная деятельность человека, ориентированная как на преобразование объективных социальных условий, так и на формирование социальных качеств собственной личности (активной жизненной позиции); характеристика деятельности, отражающая степень реализации и развития социальных потенций возможностей человека (его способностей, знаний, навыков, стремлений, целей, задач) [185].
В словаре по общественным наукам [181] социальная активность обозначена как совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный исторический период.
В качестве субъекта социальной активности может выступать личность, коллектив, социальная группа, слой, класс, общество в целом [181].
В этом же источнике информации [181] содержатся важные для нашего исследования понятия:
инициатива - тип социальной активности, связанный с выдвижением новых идей или форм деятельности;
политическая активность - форма социальной активности, реализуемая в сфере политической деятельности.
В «Энциклопедии социологии» [234] указано, что социальная активность - понятие, традиционно присущее тем социологическим школам и направлениям, которые ориентированы на деятельное преодоление наличных диспропорций и социальных напряженностей в границах того или иного общества. Предполагается, что посредством социальной активности определенных индивидуальных и коллективных субъектов является возможным и осуществимым социальный прогресс социума.
Социальная активность реализуется в виде социально-полезных действий, под влиянием мотивов и стимулов, в основе которых лежат общественно значимые потребности.
Субъектом - носителем социальной активности выступает человек, социальная группа и другие общности. Как общественное свойство личности социальная активность развивается через систему связей человека с окружающей социальной средой в процессе познания, деятельности и общения. Являясь динамичным образованием, социальная активность может иметь различную степень проявления. Тот или иной уровень социальной активности зависит от соотношения между социальными обязанностями
личности в общественно значимой деятельности и субъективными установками на деятельность [105].
Социальная активность является необходимым условием формирования личности как субъекта исторического процесса, предпосылкой ее всестороннего развития, необходимым элементом ускорения общественного развития. Она может осуществляться в различных формах, «не только как индивидуальная, но и как групповая, коллективная, организационная, направленная на реализацию возможностей и интересов тех или иных социальных общностей [57].
Общественное значение социальной активности определяется ее содержанием и направленностью, тем, насколько она отвечает объективным интересам, потребностям общества в стратегической перспективе. Важно также, в какой сфере общественной жизни человек ее проявляет. Основными сферами социальной активности являются общественно-политическая и трудовая деятельность, предоставляющая наиболее широкие возможности для творческого и активного труда, для социальных инициатив, участия в управлении производством и обществом, в формировании новых социальных форм и ценностей. В то же время незаменима по своему значению и сфера досуга, необходимого для развития личности. Социальная пассивность как антипод социальной активности выражается в отчуждении человека от общественных идеалов и задач, что проявляется в снижении социальной удовлетворенности и трудовой активности, в равнодушии к общественно- политическим проблемам, в потребительском стиле досуга. Рост социальной активности в обществе осуществляется не автоматически, а предполагает целенаправленное социальное стимулирование этого процесса. Решающее значение приобретают такие механизмы стимулирования социальной активности, как использование различных форм непосредственной демократии, гласность, расширение прав предприятий и трудовых коллективов, усиление предприимчивости. Важную роль приобретает