Педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 12:15, доклад

Описание работы

Цель исследования: определить, теоретически обосновать и реализовать педагогические условия развития социальной активности студентов в образовательном процессе медицинского колледжа.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития социальной активности студентов на основе здоровьецентрической парадигмы в педагогике 14
1.1. Анализ регионального, отечественного и зарубежного опыта подготовки медицинских работников в аспекте развития социальной активности ^
1.2. Сущность понятия «развитие социальной активности студентов медицинских колледжей», рассматриваемая в психолого- педагогической литературе 39
1.3. Состояние проблемы развития социальной активности студентов на основе анализа образовательных программ медицинских колледжей
1.4. Здоровьецентрическая парадигма как основа развития
7?
социальной активности студентов медицинских колледжей
Выводы к первой главе 84
Глава II. Разработка и внедрение педагогических условий развития социальной активности студентов медицинского колледжа на основе здоровьецентрической парадигмы. 86
2.1. Педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа
2.2. Реализация педагогических условий развития социальной активности студентов на основе здоровьецентрической парадигмы
2.3. Проверка эффективности педагогических условий развития
социальной активности студентов медицинского колледжа на
- 120 основе здоровьецентрической парадигмы
Выводы ко второй главе
Заключение 142
Библиография

Файлы: 1 файл

дисерта.doc

— 3.00 Мб (Скачать файл)

Весной 1921 года после установления Советской власти в г. Тобольске встал вопрос о переводе Тобольской фельдшерско-акушерской школы в город Тюмень.

Мотивом для перевода стала недостаточная организация учебного процесса и отсутствие преподавательского состава.

19 мая 1921 года на заседании президиума Тюменского Губисполкома было вынесено решение о переводе Тобольской фельдшерско-акушерской школы в город Тюмень.

Тобольск в это время уже не был губернским городом (Тобольская губерния просуществовала до 1918 года) [17].

В первой половине сентября 1921 года начался отчет существования Тюменской губернской фельдшерско-акушерской школы.

Организацией школы занимались доктора А. Виноградов и Д.З.Жуков. Доктор А.Виноградов способствовал привлечению педагогов и учащихся к обустройству будущей школы в здании бывшей частной школы купца Колокольникова по улице Никольской (ныне улица Луначарского).

Д.З.Жуков руководил школой с октября 1921 года по 1930 год. Это был прекрасный организатор, человек большой работоспособности, его энтузиазм, энергия, чувство большой ответственности помогли преодолеть все трудности, которые пришлось испытать школе в период ее становления. Тюменская ФАШ, позднее именуемая медтехникумом, медучилищем, а с 1992 года - медицинским колледжем богата своей историей и, прежде всего именами врачей, преподававших в ней, таких как Н.В. Сушков, С.И. Карнацевич, Д.З. Жуков, М.А. Сперанский, H.H. Русских и других [54, 55,56].

Заслуга в развитии профилактической (предупреждение заболеваний) и санитарно-просветительской (пропаганда здорового образа жизни, личной

гигиены и др.) деятельности принадлежит декабристам и известным в регионе медицинским работникам: А.И.Теплоухову, Г.И.Купенскому, И.В.Русакову, А.С.Узембло, А.И.Малиновскому [44, 28].

Становление медицинского образования в нашем регионе началось в г.Тобольске. В первых медицинских образовательных учреэюдениях Тобольской губернии большое внимание уделялось не только медицинской подготовке будущих сестер милосердия, фельдшериц, повивальных бабок и др., но и просветительской работе в массах, что являлось одной из форм развития социальной активности в те годы.

Анализ отечественного опыта подготовки медицинских работников по развитию социальной активности показал, что система подготовки медицинского персонала в России прошла большой и сложный путь развития (см. таблицу 1).

Таблица 1

Специальная подготовка медицинского персонала в России

Годы

Учреждения подготовки медицинского персонала

1715 г.

Воспитательные дома (Петр I)

1803 г.

Служба сердобольных вдов

1818 г.

Курсы сиделок

1829 г.

Фельдшерские школы при больших больницах

1844 г.

«Сострадательное заведение» г. Санкт-Петербург

1847 г.

Первое общество «Сестер милосердия»

1854 г.

Община «Сестер милосердия» г. Севастополь

1877 г.

Российское общество Красного Креста

1897 г.

Институт для медицинских братьев

1919 г.

Школы сестер милосердия

1936 г.

Курсы медицинских сестер

1953 г.

Медицинские училища

1991 г.

Медицинские колледжи




 

Отечественная система подготовки медицинских работников в XVIII веке была представлена госпитальными школами и медико-хирургическими училищами, выпустившими за этот период около 1800 лекарей. По

описаниям М.Б.Мирского [135] выпускники этих заведений являлись не только лекарями, но и общественными деятелями. Выдающиеся деятели Д.Ф.Самойлович [172], И.А.Смеловский [180], Н.К.Карпинский [100], Е.О.Мухин [140], Н.М.Максимович - Амбодик [123], Н.И.Пирогов [158] в своих трудах отмечали значимость не только медицинской подготовки будущих сестер милосердия, фельдшериц, повивальных бабок и др., но и значимость просветительской работы среди населения, что являлось одной из форм развития социальной активности в те годы.

Уровень и качество оказываемой населению медицинской, в том числе сестринской, помощи прямо зависят от профессиональной подготовки медицинских кадров. В 2008 году исполнилось 165 лет со дня основания в Санкт-Петербурге первой в России общины сестер милосердия (с 1873 года - Свято-Троицкая община сестер милосердия). Деятели общины Г.И.Сидербом, В.Н.Гитнбот, Е.В.Кинг, П.С.Калабанович, Е.В.Павлов занимались не только врачебным делом в больничных учреждениях общины, но и участвовали в подготовке сестер милосердия [116]. Такая форма взаимодействия в общине способствовала росту социально значимых отношений в медицинской среде.

Вся история среднего медицинского образования в России представлена процессом перманентных преобразований, наполненным интереснейшими событиями и фактами. В дооктябрьский период в России в системе среднего медицинского образования преобладали фельдшерские, фельдшерско-акушерские школы, школы повивальных бабок, курсы и школы при общинах Красного Креста по подготовке сестер милосердия и одногодичные курсы массажа. При военном ведомстве существовали курсы лекпомов и военно-фельдшерские школы. На курсы лекарственных помощников привлекалась та часть населения, которая проявляла инициативу оказания помощи раненным [87].

Послеоктябрьские реформы подготовки медицинских кадров начались с утверждения плана обучения и программ школ сестер милосердия, разработанных медицинским отделом Российского общества Красного Креста. Документами предусматривалась подготовка «ухаживающего персонала у постели больного, умелого, добросовестного, правильно понимающего свою роль в жизни лечебного учреждения». В положении о школах особо отмечалась необходимость сугубо практического метода обучения. «Центр тяжести обучения сестер в правильно поставленной школе должен лежать в практических занятиях у постели больного», поэтому необходимым признавалось «постоянное пребывание учащихся в больнице на протяжении всего рабочего дня» [201].

В 1920 году общины сестер милосердия в России были ликвидированы, а учреждения по подготовке сестер переданы органам здравоохранения. В приказе наркома здравоохранения Н.А.Семашко указывалось на необходимость открытия нового типа сестринских школ по уходу, принципиально отличающихся от школ сестер милосердия. Прежние монастырские и иные наименования школ упразднялись. Так из названия сестринских школ исчезло слово «милосердие».

В 1921 г. было опубликовано «Постановление о признании Советского Красного Креста», в функции которого входила подготовка сестер милосердия. Значимым являлось оказание поддержки и заботы населению со стороны этих подвижниц. Сестры милосердия помимо ухода за больными, лечили сочувствием и состраданием, обращались к чиновникам по улучшению условий жизнедеятельности нуждающихся.

Молодой Стране Советов была крайне необходима новая идеология подготовки сестринских кадров, хотя никакой ясности на этот счет у Наркомздрава не было и многие учебные заведения, несмотря на смену вывесок, сохраняли дореволюционный отпечаток. Однако в подготовке медицинских работников были обозначены блоки, касающиеся профилактической работы (борьба с инфекционными заболеваниями), а также воспитательной деятельности (работа с беспризорными детьми).

В 1922 году все средние медицинские школы и школы медсестер Общества Красного Креста перешли в ведение Главного комитета по профессионально-техническому и социально-научному образованию (Главпрофобр) Наркомпроса РСФСР. За Наркомздравом сохранялись лишь функции по определению профилей подготовки и расчету численной потребности в специалистах [201].

Активно взявшись за дело, Главпрофобр уже в 1922 году провел первую Всероссийскую конференцию по среднему медицинскому образованию, на которой был установлен образовательный ценз для поступающих в медшколы - 4 класса и определены типы средних медицинских учебных заведений. Решением конференции установлен 2- летний срок обучения медицинских сестер общего профиля, медсестер по охране материнства и младенчества и помощников санитарных врачей, срок подготовки акушерок составил 2,5 года [17].

В соответствии с решением II Всероссийской конференции (1926) все средние медицинские учебные заведения были преобразованы в медицинские политехникумы. Для поступления в медицинский техникум требовалась общеобразовательная подготовка в объеме 7 классов. Принцип политехникума заключался в том, что для всех учащихся 1-й год обучения был общий; а со II курса начиналась профильная подготовка по специальностям, где наряду с медицинскими дисциплинами, преподавались и общественные.

В дополнение к требованиям Главпрофобра, профессиональные требования к выпускникам сформулировал и Наркомздрав: «Средний медработник должен быть только помощником врача, работающим по его указаниям и под его наблюдением, должен быть вполне подготовленным к выполнению всех процедур, назначаемых врачом, и обладать точно выработанными техническими навыками».

Фактически эти требования установили социальный и профессиональный статус среднего медработника в отечественной системе здравоохранения, сохраняющий до настоящего времени.

Дальнейшее развитие новых «идей» среднего медицинского образования было в центре внимания III Всероссийской конференции (1928). Ключевым вопросом, обсуждавшимся участниками конференции, было наименование лица, окончившего медицинский техникум. Из множества разнообразных предложений («помврача», «технический помощник врача», «средний медработник», «технический ассистент» и др.) большинством голосов было принято наименование «медтехник» [156].

В подтверждение намеченному курсу в докладе Наркомздрава на IV Всероссийской конференции по среднему медицинскому образованию (1929) вновь прозвучало: «В соответствии с той ролью, которую средний медперсонал играет в работе лечебно-профилактического учреждения в современных условиях, и с необходимостью комплектования отделений техникумов мужским составом, необходимо считать окончательно изжившим себя старое звание «Сестры», оно подлежит замене новым «Медицинский техник» с соответствующим прилагательным, указывающим на специализацию работника» [186].

Так, в 1930 году в номенклатуре Наркомздрава появились лечебно- профилактический (медицинский) техник по уходу, лечебно- профилактический техник по акушерству, лечебно-профилактический техник по социальной помощи, санитарно-профилактический техник, фарматехник, зубопротезный техник, рентгенотехник по ремонту и т.д. Всего в медицинских техникумах стали проводить подготовку по 13 специальностям.

Данный исторический факт свидетельствует о привлечении мужчин к оказанию медицинской и социально-значимой помощи населению, что особенно значимо было для мужской части населения.

Среди других вопросов, обсуждавшихся на IV Всероссийской конференции, особый интерес вызвал вопрос об усовершенствовании и переквалификации среднего медперсонала. Участники конференции признали «обязательным прохождение курсов переквалификации для среднего медперсонала дореволюционной школы и курсов военного времени в целях повышения качества и выравнивания диспропорции, имеющейся между ними и выпусками медполитехникумов». Решением конференции была установлена периодичность усовершенствования для всех средних медработников - не реже 1 раза в 5 лет [17].

Многопрофильность отрицательно сказалась на качестве подготовки средних медицинских кадров, да и новые названия специалистов никак не приживались. Уже через 2 года было признано целесообразным вести подготовку в медицинских техникумах по специальностям помврачей педиатров, помсанврачей, акушерок и фармацевтов, увеличив срок их обучения до 3 лет. Большое внимание обращалось на достаточную теоретическую подготовку учащихся. Пришлось восстановить и специальность медсестры, ее подготовка проводилась через курсовую систему со сроком на 1 год.

В новых требованиях к медсестре отмечалось: «Сестра выполняет уход за больными под непосредственным руководством врача и помврача и для сознательного отношения к назначениям врача она должна быть общемедицински грамотна».

С 1936 года в системе подготовки средних медицинских кадров начинается новый период. На смену пестрому разнообразию программ подготовки медицинских кадров в союзных республиках впервые в СССР пришла единая система среднего медицинского образования [201].

Бесспорно, общегосударственная система профессионального образования формировалась преимущественно под влиянием российской.

Постановление СНК СССР от 08.09.36 «О подготовке средних медицинских, зубоврачебных и фармацевтических кадров» обязывало органы здравоохранения готовить специалистов таких жизненно важных для страны профессий, как фельдшер, акушерка и зубной врач. По всей территории СССР были узаконены фельдшерские, акушерские, фармацевтические школы, школы санитарных фельдшеров и зубных врачей с 3-летним сроком обучения, школы медицинских и ясельных сестер с 2-летним сроком обучения, 2-годичные школы по подготовке медицинских лаборантов и зубных техников [189].

С 1937 года при крупных отделах здравоохранения начали работать специальные курсы по подготовке старших медсестер, одним из направлений деятельности, которых являлась организация структуры взаимоотношений в медицинском коллективе, организация санитарно-просветительской работы по профилактике заболеваний (лекции, беседы, собрания, выпуск санбюллетеней, листовок, памяток, плакатов, и др.) [190].

Великая Отечественная война внесла свои коррективы в подготовку медицинских кадров. В связи с началом войны в 1941 году приказом НКЗ СССР от 25.06. 41 для медицинских школ были утверждены учебные планы с сокращенными сроками обучения от 1 года до 1,5 лет. Однако сокращенный срок подготовки просуществовал всего лишь год, с сентября 1942 года подготовка медицинских кадров была вновь переведена на довоенные сроки.

В связи с особенностями военного времени Наркомздрав объединил подготовку фельдшеров и санитарных фельдшеров, медсестер общих с медсестрами детских учреждений и ввел подготовку фельдшеров-акушерок вместо акушерок, что позволило усовершенствовать деятельность этих специалистов по гигиеническому обучению и воспитанию населения [110].

После войны подготовка специалистов по этим профилям еще некоторое время сохранялась. Для лиц, не имевших законченного среднего медицинского образования, при медицинских училищах были открыты вечерние отделения, где можно было без отрыва от производства получить специальное образование, что положительно отразилось на приобретении навыков по общественной работе с населением.

Информация о работе Педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа