Педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 12:15, доклад

Описание работы

Цель исследования: определить, теоретически обосновать и реализовать педагогические условия развития социальной активности студентов в образовательном процессе медицинского колледжа.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития социальной активности студентов на основе здоровьецентрической парадигмы в педагогике 14
1.1. Анализ регионального, отечественного и зарубежного опыта подготовки медицинских работников в аспекте развития социальной активности ^
1.2. Сущность понятия «развитие социальной активности студентов медицинских колледжей», рассматриваемая в психолого- педагогической литературе 39
1.3. Состояние проблемы развития социальной активности студентов на основе анализа образовательных программ медицинских колледжей
1.4. Здоровьецентрическая парадигма как основа развития
7?
социальной активности студентов медицинских колледжей
Выводы к первой главе 84
Глава II. Разработка и внедрение педагогических условий развития социальной активности студентов медицинского колледжа на основе здоровьецентрической парадигмы. 86
2.1. Педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа
2.2. Реализация педагогических условий развития социальной активности студентов на основе здоровьецентрической парадигмы
2.3. Проверка эффективности педагогических условий развития
социальной активности студентов медицинского колледжа на
- 120 основе здоровьецентрической парадигмы
Выводы ко второй главе
Заключение 142
Библиография

Файлы: 1 файл

дисерта.doc

— 3.00 Мб (Скачать файл)

развитие и таких форм социальной активности, как возникающие новые общественные организации (напр., советы ветеранов, женсоветы и т.д.), добровольные общественные фонды, социальные инициативы и неформальные объединения, а также кооперативная и индивидуальная трудовая деятельность. Категория социальной активности употребляется преимущественно при изучении социальных проблем личности, а также группового поведения, учитывается при выработке социальной политики и т. Д. [57].

Характер активности может быть различным - от влияния опосредованного, при простом осознании в обществе важности знаний, до прямого, когда представители системы образования (учёные и практики) становятся субъектами инновационной социальной деятельности. Существуют различные подходы к классификации социальной активности субъектов образования. Выделяют внешнюю (активность субъектов образования как отрасли в социально значимых изменениях в обществе) и внутреннюю (формирование активной жизненной позиции участников образовательного процесса, рождение и реализация инноваций); непосредственную (прямое участие в социокультурной жизни) и опосредованную (в том числе через сформировавшиеся качества личности, социально активную мотивацию субъектов образовательного процесса) [27].

Социальная активность субъектов проявляется на всех уровнях, но в последнее время, вследствие наметившейся стабилизации социально- экономической жизни страны, повысилось внимание к потенциальным возможностям в региональном социуме, на уровне муниципальных образований и др. [58,59, 73,103,111,151,178,179,199,197,215].

На государственном уровне разработаны основные стратегии Государственной молодежной политики [190], направленные на развитие социальной активности студентов.

Стратегия Государственной молодежной политики является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности [131].

Государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц.

В связи со стремительным старением населения и неблагоприятными демографическими тенденциями в 90-х годах прошлого века сегодняшние 10-25-летние жители страны станут основным трудовым ресурсом России, их трудовая деятельность - источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и старшего поколения.

От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований. Именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам.

Очевидно, что молодежь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от других групп населения. Именно молодые люди быстрее приспосабливаются к новым условиям жизни. В то же время перед российским обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несет Россия из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство [13].

Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России.

Государственная молодежная политика разрабатывается и реализуется в Российской Федерации с учетом социально-экономического развития страны на основе следующих принципов:

выделение приоритетных направлений; учет интересов и потребностей различных групп молодежи; участие молодых граждан в разработке и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики;

взаимодействие государства, институтов гражданского общества и представителей бизнеса;

информационная открытость; независимость оценки результатов Стратегии. Стратегия рассматривает приоритетные направления в качестве системообразующих государственной молодежной политики в России.

Учитывая тенденции социально-экономического и общественно- политического развития России на среднесрочную перспективу, государственная молодежная политика в Российской Федерации будет реализована по следующим приоритетным направлениям: вовлечение молодёжи в социальную практику и её информирование о потенциальных возможностях развития; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

Государственная молодежная политика призвана объединить государственные и негосударственные ресурсы, что предполагает межведомственный характер взаимодействия в целях:

- системного вовлечения молодежи в общественную жизнь и развития навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны, информирования всех молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе, а также культуры применения созданных в стране возможностей личностного и общественного развития, что позволит молодому человеку полнее реализовать свой потенциал, укрепит его уверенность в своих силах и своем будущем;

выявления, продвижения, поддержки активности молодежи и ее достижений в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах, что даст возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России;

вовлечения в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы с интеграцией в обществе, выпускников образовательных учреждений.

На региональном уровне социальная активность образования проявляется в инициировании и организации мероприятий, формирующих региональную общность социокультурного пространства, создании проектов развития образования, управления реализацией образовательных инициатив [68,170,174,231].

Для социального воспитания на муниципальном, местном уровне [230] характерны наиболее эффективные, экономичные инварианты интеграции сил, средств и возможностей различных государственных и негосударственных социальных институтов, выполняющих на межведомственной основе социальный заказ конкретного сообщества людей [93]. Разумное наполнение этого механизма педагогически целесообразным содержанием, адекватным потребностям этого сообщества, позволяет достаточно полноценно использовать возможности различных институтов гражданского общества в социализации студентов, которая понимается нами как процесс вхождения индивида в социальную среду, его овладение навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качестве личности. Включает целенаправленное воздействие на личность в процессе воспитания и стихийное влияние на её формирование различных условий и обстоятельств жизни [122].

На уровне образовательных учреждений социальная активность субъектов образования [114, 117,134,177] проявляется, прежде всего, в разного рода социальных, культурно-образовательных акциях, развитии попечительских советов и создании института общественных управляющих, что способствует становлению образовательного учреждения как центра социума, микрорайона города.

Нашему обществу необходима обновлённая система ценностей, отвечающая традициям России и требованиям современности: свобода, ответственность, доверие, высокая ценность человеческой личности [204]. Именно в этот период реализуется обновлённая парадигма социального воспитания, по сути своей представляющая качественно новый подход к процессу формирования современного студента. Её новое качество выражается в статусе социального воспитания как важнейшего приоритета в образовании.

Развитие социальной активности студентов уже много лет является проблемой для образовательных учреждений, социума, семьи. Молодые люди при самых благоприятных условиях жизни нередко инертны, мало заинтересованы в самостоятельной деятельности, живут лишь в ожидании поручений [205]. В юношеском возрасте у молодых людей формируются представления о мере проявления социальной активности сообразно предъявляемым требованиям. Эта мера чаще всего устанавливается стихийно и зависит во многом от условий, в которых проходит жизнь молодого человека от его социального опыта, жизненных принципов и мировоззренческих установок. По мере развития человека, его взросления активность как природная способность преобразуется в социальную систему интересов и потребностей. Этот процесс включает в себя: осознание общественных явлений, составляющих предметную сторону отношений, развитие социальных потребностей, имеющих гражданскую направленность, прежде всего потребности в коллективном взаимодействии и соответствующих мотивах, побуждающих к сотрудничеству; участие в практической деятельности, имеющей социально ценную направленность [203].

В контексте нашего исследования для понимания механизмов развития социальной активности личности большой интерес представляет концепция В.В. Аршавского и B.C. Ротенберга [9] о биологической и социальной природе социальной адаптации личности. Суть её заключается в том, что социальная активность рассматривается как важнейшее средство устойчивости организма к стрессу и разнообразным вредным воздействиям, тогда как отказ от поиска является для человека предпосылкой для развития многих заболеваний.

В исследовании Л.И.Родиной, О.В. Мичиной [170] отмечается, что «степень развития социальной активности, мера ее интенсивности зависят от позиции человека в отношении основного вида деятельности, в которую он включен как гражданин. Именно в этой деятельности происходит овладение социально важными обязанностями, формируется коллективистское самосознание, определяется самооценка, завоевывается престиж, накапливается опыт коллективных отношений».

В юношеские годы активность как природная способность преобразуется в социальную систему потребностей и интересов. Этот процесс включает:

а) осознание общественных явлений, составляющих предметную сторону отношений социальных и нравственных ценностей общества;

б) развитие социальных чувств и потребностей, имеющих гражданскую направленность (прежде всего потребности во взаимодействии, сотрудничестве и соответствующих мотивах, побуждающих к реализации отношений);

в) включение в практическую деятельность, имеющую социально ценную направленность.

На каждом возрастном этапе активность имеет тенденцию к возрастанию в соответствии с объемом социальных обязанностей и того опыта, который приобретает обучающийся.

Для каждого возрастного периода характерны свои закономерности развития, обусловленные как возрастными особенностями, так и характером деятельности, в процессе которой складываются определенные (своеобразные для данной ступени развития) отношения с социальной средой.

Основной контингент студентов медицинского колледжа составляет возрастной период от 17 до 20 лет. В возрастной периодизации он обозначен как период юности, характеризующийся наиболее активным развитием нравственных и эстетических чувств, становлением и стабилизацией характера, овладением полным комплексом социальных ролей взрослого человека.

С этим периодом связано включение человека в самостоятельную деятельность, преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций, интенсивное развитие специальных способностей в связи с выбором профессии [154].

В этих условиях социальная активность становится важнейшей предпосылкой в развитии общественных функций личности, ее успешной адаптации к общественной жизни с учетом тенденций прогресса общества [125].

Таким образом, социальная активность выступает как побудитель к деятельности (актуальная потребность), как свойство личности на определенном этапе ее развития, как результат социально ценной деятельности.

Как актуальная потребность, социальная активность реализуется в системе целевых установок, ценностных ориентаций, определяющих мотивационную сферу личности, направленность ее интересов, выбор способов деятельности по удовлетворению возникшей потребности. Критерием социальной активности личности выступает позиция личности, характеризующая многообразные отношения ее носителя с окружающей средой, деятельный характер этих отношений [169]. Показателем сформированности социальной активности на том или ином этапе ее развития является изменение мотивации, направленность этой мотивации на удовлетворение потребности в общественно значимой деятельности и социально ценном общении. В общем виде составляющие развития социальной активности можно представить в виде рис. 1.

Социальная активность

Составляющие развития социальной активности

Социально-про

 

Индивидуально-

 

Операционально-

фессиональная

 

ценностная

 

деятельностная

|  ---

 

1

Личностный

 

Аксиологический

 

Деятельностный

компонент

 

компонент

 

компонент

- ответственность

 

- гражданственность

 

- включенность в

   

- социальная культура

 

социальнозначимую

- инициативность

 

- ориентация на

 

деятельность

   

социальные ценности

   

- самостоятель

 

- общественная

 

- социальная

ность

 

направленность

 

адаптированность

   

жизнедеятельности

   



 

Рис.1. Составляющие развития социальной активности

Общение с людьми, занятыми общим делом, рождает целеустремленность и ограждает от духовной пустоты и неудовлетворенности, развивает у человека самоуважение. Но для того, чтобы коллектив стал ареной самовыражения личности, необходимо, чтобы студенты включились в многообразные виды коллективной деятельности, могли раскрыть свои способности, умения, знания.

Информация о работе Педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа