Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 12:15, доклад
Цель исследования: определить, теоретически обосновать и реализовать педагогические условия развития социальной активности студентов в образовательном процессе медицинского колледжа.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития социальной активности студентов на основе здоровьецентрической парадигмы в педагогике 14
1.1. Анализ регионального, отечественного и зарубежного опыта подготовки медицинских работников в аспекте развития социальной активности ^
1.2. Сущность понятия «развитие социальной активности студентов медицинских колледжей», рассматриваемая в психолого- педагогической литературе 39
1.3. Состояние проблемы развития социальной активности студентов на основе анализа образовательных программ медицинских колледжей
1.4. Здоровьецентрическая парадигма как основа развития
7?
социальной активности студентов медицинских колледжей
Выводы к первой главе 84
Глава II. Разработка и внедрение педагогических условий развития социальной активности студентов медицинского колледжа на основе здоровьецентрической парадигмы. 86
2.1. Педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа
2.2. Реализация педагогических условий развития социальной активности студентов на основе здоровьецентрической парадигмы
2.3. Проверка эффективности педагогических условий развития
социальной активности студентов медицинского колледжа на
- 120 основе здоровьецентрической парадигмы
Выводы ко второй главе
Заключение 142
Библиография
Программа спецкурса «Я, Ты, Сообщество в здоровьесбережении нации» приведена в Приложении 3.
Цель спецкурса «Введение в современные социальные проблемы» - обозначить социально-экономические, общественные проблемы общества, проанализировать условия возникновения и устранения данных проблем и противоречий; показать значимость молодежи в темпах развития страны на пути демократических преобразований.
Самыми важными проблемами общества являются, например, такие как развитие российской культуры и укрепление межпоколенческих и межнациональных отношений; безработица среди молодых людей; рост внебрачных детей и увеличение количества неполных семей и т.п.
Именно молодежь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения. Именно молодые люди быстрее адаптируются к новым условиям жизни. Необходимо максимально уменьшить издержки и потери из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое социокультурное пространство.
Описание спецкурса «Введение в современные социальные проблемы» представлено в Приложении 4.
Практическая реализация шестого условия - обеспечение непрерывности в цепи «социальная активность медицинского колледжа социальная активность педагогов медицинского колледжа - социальная активность студентов медицинского колледжа — социальная активность практикующих медицинских работников» достигается благодаря организации совместных мероприятий (защита проектов, встреча выпускников, встреча с ветеранами, блатворительные акции, День открытых дверей, День студента, День науки, День здоровья, конференции, участие в международных образовательных проектах и др.). Значимым является организация и проведение спецкурса «Введение в специальность» и издание газеты, распространяемой среди студентов и педагогов «Аван-Пост» (см. Приложение 5), а также посещение и проведение экскурсий, пополнение материалов музея истории Тюменского медицинского колледжа (см. Приложение 6).
Практическая реализация седьмого педагогического условия - разработка и внедрение модели развития социальной активности студентов медицинских колледжей на основе здоровьецентрической парадигмы основывалась на предложенных в п.2.1. принципах.
При разработке модели нами была определена цель - сформировать в колледже образовательный процесс, который обеспечит с одной стороны высокий уровень медицинского образования; с другой стороны - развитие социальной активности студентов медицинского колледжа на основе здоровьецентрической парадигмы.
Построение модели развития социальной активности студентов медицинского колледжа на основе здоровьецентрической парадигмы мы связываем:
с реализацией здоровьецентрической парадигмы как основы развития социальной активности студентов медицинского колледжа;
с использованием технологий продуктивного обучения;
с реализацией новой системы управления медицинским колледжем, включающей кадровый, психологический, организационный, экономический и правовой компоненты.
Управляющим элементом модели являются требования Государственных образовательных стандартов СПО, ПНП «Образование», «Здоровье».
В разработанной нами модели основой развития социальной активности студентов медицинского колледжа является здоровьецентрическая парадигма.
Медицинский колледж в совокупности представляет собой управляемую и управляющую системы. Для эффективного управления колледжем как единым целым необходимо совершенствование взаимодействия всех его звеньев, каждое из которых по своей сущности также является системой [15]. Предлагаемая нами система управления
включает три уровня: стратегический, тактический и оперативный уровни [35, 64,86,228].
Мы рассматриваем управление как взаимовлияние, совместную деятельность студентов и преподавателей, которая обеспечивает целенаправленность, согласованность действий, а также распределение ответственности за результаты личностно-профессионального развития обучающихся между всеми участниками образовательного процесса. Система управления ТМК представлена на рис.9
Совет ТМК ^Управляющий совет
, 1 ,
Педагогический совет <■ -> Экспертный совет
I
Научно-методический совет «-> Орган студенческого
самоуправления
Тактический уровень | ||||||||||||
Учебная часть |
Отдел практики |
ФПК и ПРМК |
Совет по учебно- воспитательной работе |
Психологическая служба |
Совет кураторов |
Информацинно- методический центр ВЫПУСКНИКОВ |
Отдел содействия трудоустройству |
Отдел кадровой политики |
Финансово- коммерческий отдел |
Административно- хозяйственная служба |
Штаб ГО и ЧС |
Оперативный уровень | |||
Цикловые методические |
Студенческое |
Временные |
Совет |
комиссии |
научное |
творческие |
общественности |
общество |
коллективы |
||
Преподаватель +-+ |
студент |
Рис.9. Система управления ТМК
Общим принципом педагогического управления, как утверждает В.А.Якунин [236], должен стать перевод студентов из созерцательной
позиции в позицию активного субъекта деятельности. Поэтому органу студенческого самоуправления отдается приоритетное значение.
Содержание образовательного процесса представлено интеграцией [22,72,102,108,208] гуманитарных, социально-экономических, общепрофессиональных, специальных, математических, естественнонаучных дисциплин курсов направления углубленной подготовки, где системообразующими являются спецкурсы «Я, Ты, Сообщество в здоровьесбережении нации», «Введение в современные социальные проблемы». Обозначенные спецкурсы являются одним из аспектов реализации здоровьецентрической парадигмы в образовательном процессе колледжа. Переход от болезнецентризма к здоровьецентризму в содержании общеобразовательных и специальных дисциплин характеризуется актуализацией и активизацией знаний, умений, навыков профилактической направленности.
Производственная практика, стажировка, специализация, проводимые на базе лечебно-профилактических учреждений Тюменской области помимо закрепления профессиональных умений, включает просветительскую деятельность по профилактике заболеваний (проведение бесед и лекций, выступления перед детской и взрослой аудиторией, пропаганда здорового образа жизни, проведение профилактических антропометрических измерений в детских садах и школах, участие во Всероссийских акциях иммунизации детского населения — против полиомиелита, патронажное посещение и др.).
Значимым в развитии социальной активности студентов медицинского колледжа является организация профильного обучения в медицинском классе общеобразовательной школы, основанная на принципах непрерывности и преемственности, обозначенные в работах Н.Г.Миловановой [132], С.А.Писаревой [159].
Общественные
объединения представлены волонтёрским
движением сводного отряда «Надежда»
в рамках проекта «Эстафета милосердия»
на базе ОКБ №2 и больницы «Водников»,
который организован в 2005 году по инициативе
представителей профессорско-
Волонтёрским движением охвачены студенты с I курса всех специальностей, ежегодно более 200 человек в свободное от учёбы время и безвозмездно работают, проявляя инициативу, на благо лечебно- профилактических учреждений.
Цели организации «Добровольцы милосердия»:
восстановление российских традиций милосердия и благотворительности Тюменской области
развитие добровольческого движения в учебных заведениях города и области
содействие организации ухода за лицами, нуждающимися в помощи (больным, престарелым, инвалидам), оказание помощи беспризорным и больным детям
Студенты обучаются по особой программе, состоящей из следующих разделов:
вводная беседа (знакомство с Уставом, Положением, правами и обязанностями добровольцев)
история и опыт мирового волонтёрского движения православные традиции милосердия в России психологические аспекты общения с больными подготовка по уходу за больными, личная гигиена пациента инфекционная безопасность, инфекционный контроль Итогом работы организации «Добровольцы милосердия» стало проведение 1-го городского молодёжного фестиваля «Открой своё сердце добру», на котором сводный отряд колледжа «Надежда» был признан
лучшим в городе и получил специальный приз «Лучшему отряду добровольцев милосердия» от представителей областной думы.
Также общественное объединение представлено благотворительными акциями в домах ребёнка и в детских домах в рамках проекта «Центр молодежных инициатив», в ЛПУ и фармацевтических учреждениях г. Тюмени; участием в совместной программе с департаментом здравоохранения «Помощь инвалидам-колясочникам» на базе геронтологического центра «Красная гвоздика» и др.
Дополнительное образование представлено кружковой работой творческой студии «Отражение» (вокал, хореография, театральное искусство, и др.); спортивными секциями (теннис, баскетбол, волейбол, легкая атлетика, лыжи и др.), занятия в которых способствуют формированию активной жизненной позиции студентов, инициируют к активной деятельности.
Особенностью организации образовательного процесса является реализация идеи субъектности в профессиональном образовании, которая ориентирует преподавателей на создание для каждого студента индивидуализированных условий, которые способны обеспечить целостность и результативность процесса его личностно-профессионального развития. При этом организационная структура, технология конструирования такого образовательного процесса приобретает гуманистическую направленность, обеспечивает осуществление обучающимися своих возможностей в соответствии со своими способностями в освоении различных видов деятельности и социальных отношений.
Технологической основой решения задачи развития социальной активности студентов в образовательном процессе является использование технологий продуктивного обучения, подробно описанных в третьем педагогическом условии развития социальной активности.
Последним компонентом модели является результат деятельности, диагностику которого в экспериментальной работе мы обозначим в следующем параграфе.
Разработка и внедрение модели развития социальной активности студентов медицинских колледжей является основополагающим педагогическим условием и включает некоторые элементы обозначенных условий.
Практическая реализация педагогических условий развития социальной активности студентов Тюменского медицинского колледжа включает проведение мероприятий (всероссийские и региональные акции, благотворительность, обучение элементам взаимопомощи, спортивные мероприятия, разработка памяток, листовок, санбюллетеней, разработка и внедрение социальных программ и проектов и др.), разработку спецкурсов, внедрение в образовательный процесс Тюменского медицинского колледжа технологий продуктивного обучения, разработку и внедрение модели развития социальной активности студентов.
2.3. Проверка эффективности создания педагогических условий развития социальной активности студентов медицинского колледже на основе здоровьецентрической парадигмы
В данном параграфе описан педагогический эксперимент и анализ результатов проверки эффективности реализуемых педагогических условий для развития социальной активности студентов на основе здоровьецентрической парадигмы.
В соответствии с требованиями к уровню подготовки [67] мы обозначили основные компетентности и признаки качества компетентностей, которые являются ориентиром для конечного результата, ими должен владеть выпускник медицинского колледжа.
Компетентности решения проблем;
Умеет вычленить проблему, объяснить конструктивные причины, по которым требуется разрешение данной проблемы, оценивает сложность проблемы и прогнозирует развитие ситуации. Определяет цели и задачи, аргументирует их достижимость, предлагает свой путь решения задач, анализирует возможные пути решение проблем. Планирует и обосновывает свои действия, описывает плановые показатели результата своей деятельности, возможные его применения и продвижения. Оценивает результат своей деятельности, делает выводы о соответствии полученного результата замыслу на основе разработанных самостоятельно критериев.
Информационные компетентности:
Владеет технологиями поиска и получения информации, в том числе и компьютерными. Демонстрирует владение информацией по заданной тематике, отбирает информацию в соответствии с целями и задачами, умеет проверить достоверность информации, в том числе и исследовательскими, экспериментальными, опросными и иными методами. Умеет самостоятельно выстроить логику аргументов, подтверждающих выводы из полученной информации в соответствии с целями и задачами.
Коммуникативные компетентности:
Владеет технологией письменной презентации своей работы - грамотно излагает, придерживается нормативов, оформляет таблицами, схемами, рисунками. Владеет технологиями устной презентации своей работы - речь соответствует норме, используется наглядность, грамотно использует невербальные средства презентации, владеет технологией компьютерной презентации. Умеет защитить результаты своей деятельности, ответы на вопросы развернутые, доказательные, аппелирует к научным фактам и собственному опыту. Владеет технологиями диалога, дискуссии.