Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 12:15, доклад
Цель исследования: определить, теоретически обосновать и реализовать педагогические условия развития социальной активности студентов в образовательном процессе медицинского колледжа.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития социальной активности студентов на основе здоровьецентрической парадигмы в педагогике 14
1.1. Анализ регионального, отечественного и зарубежного опыта подготовки медицинских работников в аспекте развития социальной активности ^
1.2. Сущность понятия «развитие социальной активности студентов медицинских колледжей», рассматриваемая в психолого- педагогической литературе 39
1.3. Состояние проблемы развития социальной активности студентов на основе анализа образовательных программ медицинских колледжей
1.4. Здоровьецентрическая парадигма как основа развития
7?
социальной активности студентов медицинских колледжей
Выводы к первой главе 84
Глава II. Разработка и внедрение педагогических условий развития социальной активности студентов медицинского колледжа на основе здоровьецентрической парадигмы. 86
2.1. Педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа
2.2. Реализация педагогических условий развития социальной активности студентов на основе здоровьецентрической парадигмы
2.3. Проверка эффективности педагогических условий развития
социальной активности студентов медицинского колледжа на
- 120 основе здоровьецентрической парадигмы
Выводы ко второй главе
Заключение 142
Библиография
Все методы продуктивного обучения подразделяются на имитационные и неимитационные. К последним относятся традиционные формы занятий: проблемная лекция, практическое занятие, лабораторная работа, семинар.
К имитационным относятся как неигровые методы: анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения, так и игровые: деловая игра, разигрывание ролей и игровое проектирование.
Исходя из вышеперечисленного, мы выделяем три важнейших направления, улучшающих качество обучения в сравнении, как с традиционными методами, так и со всеми перечисленными методами: оптимизация профессионального мышления посредством обучающих алгоритмов;
оптимизация профессиональных умений и навыков с помощью программированного обучения;
моделирование профессиональной деятельности, наивысшая форма которого - дидактические игры, как новый эффективный метод подготовки среднего медицинского работника.
Когнитивные и креативные технологии обучения через методы эмпатии и смыслового видения развивают способность мыслить и понимать проблемы пациента с различных точек зрения, применяя не только разум, но и такие необходимые свойства личности медицинского работника как: сопереживание, стремление прийти на помощь, чувственная поддержка, интуиция и др.
Применение парацентрической технологии [191] обучения на практических занятиях в блоке специальных дисциплин («Сестринское дело в педиатрии», «Педиатрия с детскими инфекциями» и др.) приводит к развитию у студентов таких социально активных качеств, как партнерство, солидарность, взаимовыручка, инициативность, самостоятельность и др.
Деловая (имитационная, операционная, учебная, дидактическая) игра - это метод обучения профессиональной деятельности посредством ее моделирования, близкого к реальным условиям, с обязательным разветвленным динамическим развитием решаемой ситуации, задача или проблема в строгом соответствии последующих событий с характером решений и действий, принятых играющими на предыдущих этапах.
Ситуации, закладываемые в основу каждой игры, должны быть актуальными, реальными, типичными, полными, способными к росту и развитию.
Ролевая игра в медицинском образовании является тем интегральным методом обучения и контроля, который в условиях приближенных к реальным, объективно выявит способность студента к конкретной профессиональной деятельности.
В ролевой игре имитируется лечебно-диагностический процесс, реализуются реальные роли медицинской сестры, акушерки, фельдшера («Оказание первой помощи при ожогах, травмах», «Уход за новорожденным ребенком» и др.).
Ситуационная игра направлена на решение проблемно-игровой ситуации. В данном случае используются задачи с неопределенностью условий, с вероятным решением, на дифференциальную диагностику и др.
Например, студентам предлагается на основании собственных наблюдений (по итогам производственной практики) раскрыть ситуацию рождения ребенка в машине скорой помощи (на догоспитальном этапе). Студенты должны проанализировать причины преждевременных родов, составить алгоритм неотложной помощи новорожденному и родильнице, предвидеть нестандартную ситуацию, определить её исход, прогноз, наметить дальнейшую тактику.
Имитационная игра обычно направлена на имитацию определенного профессионального действия («Вакцинация грудного ребенка», «Снятие ЭКГ», «Определение артериального давления» и др.).
Дидактические игры в процессе изучения специальных дисциплин позволяют: создать атмосферу заинтересованного, ответственного отношения к овладению профессиональными знаниями; развивать у студентов способности к самооценке своей будущей профессии; обеспечить проблемность содержания обучения; развивать логичность мышления; развивать умения конструктивного общения; формировать умения социального взаимодействия; воспитывать чувство коллективной активности и взаимопомощи.
Проблемно-ситуационные проекты - это обучение студентов на проблемных ситуациях [1,127] с целью успешной предварительной подготовки к предстоящей работе в реальных условиях практического здравоохранения.
В данном случае интеллектуальная активность создается духом соревнования, соперничеством, состязательностью, например, при решении задач на определение прогноза и исхода обозначенной клинической ситуации, на выбор тактики действий медицинской сестры при оказании необходимой помощи пациенту и др.
Разновидностью продуктивных технологий считается интерактивная технология, основанная на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий (в основном применяется в сочетании с информационными технологиями [184]). Основной смысл данной технологии заключается в том, что все участники учебного процесса вовлечены в разрешение (обсуждение) обучающей захватывающей ситуации.
При использовании данной технологии у студентов раскрываются такие качества как самостоятельность принятия решений, стремление оказать поддержку, интерактивность, партнерство, проявление норм этики и деонтологии, демократические отношения в системах «студент-студент», «педагог- студент» и др.
Мы используем технологии продуктивного обучения в образовательном процессе для обеспечения требований к современному медицинскому работнику, так как в условиях практической деятельности необходимо оперативно выделить медицинскую проблему и оказать социальную помощь пациенту.
Четвертым педагогическим условием является интеграция деятельности социальных институтов по реализации здоровьецентрической парадигмы.
Для этого нами было уточнено понятие «интеграция деятельности», под которым понимается - объединение, воссоединение активности субъектов взаимодействия [25].
В энциклопедических источниках [185] «социальный институт» рассматривается как совокупность социальных ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной социальной потребности.
Социальный институт рассматривается нами как исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности (институт семьи, образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, спорта, молодежной политики, правоохранительных органов и др.), направленная на обеспечение системы мер, выполняющих роль социальной защиты (финансового, правового, организационного и образовательно-воспитательного плана).
В контексте нашего исследования под интеграцией деятельности социальных институтов понимается интеграция деятельности медицинского колледжа с другими образовательными учреждениями, медицинской академией, учреждениями культуры и спорта, лечебно-профилактическими учреждениями и др. для решения проблем развития социальной активности студентов медицинского колледжа.
Пятым педагогическим условием развития социальной активности студентов является разработка и внедрение специальных курсов «Я, Ты, Сообщество в здоровьесбережении нации», «Введение в современные социальные проблемы», направленных на развитие социальной активности студентов медицинского колледжа, разработка «Программы развития медицинского колледжа».
Шестое условие - обеспечение непрерывности [92, 233] в цепи «социальная активность медицинского колледжа - социальная активность педагогов медицинского колледжа - социальная активность студентов медицинского колледжа - социальная активность средних медицинских работников» обозначено на рис. 6.
Рис.6. Обеспечение непрерывности в развитии социальной активности субъектов образовательного процесса медицинского колледжа
Для обеспечения непрерывности в цепи необходимо обозначить направления развития социальной активности студентов медицинского колледжа.
Подготовка студентов медицинского колледжа представляет не только профессиональную, но и общественную деятельность по сохранению и укреплению здоровья нации. Для обеспечения этого положения студенты, педагоги и само учреждение (медицинский колледж) должны стать социально активными.
Основу деятельности медицинского колледжа составляют три главных методологических принципа:
открытости, что предполагает функционирование медицинского колледжа в активном взаимодействии с социокультурными объектами ближайшего окружения;
интеграции культурно-образовательных, медико-социальных ресурсов социума как ведущего фактора при формировании благоприятной среды социализации студентов-медиков [75,77,171];
ценности всех видов педагогической деятельности: воспитания, обучения, практической подготовки, социальной работы со студентами, психолого-педагогической помощи студентам [31, 32,33, 34,38,60,52,119,120, 137,138,139, 153,192, 206, 211, 212].
Седьмым педагогическим условием развития социальной активности студентов обозначена разработка и внедрение модели развития социальной активности студентов медицинских колледжей на основе здоровьецентрической парадигмы.
При разработке модели мы придерживались методологических принципов деятельности медицинского колледжа, а также организационно- педагогических принципов, рассматриваемых в работах И.А.Мавриной [121].
Принцип межведомственного взаимодействия, обеспечивающий систему интегративной деятельности социальных институтов не только на узковедомственном уровне системы образования, но и разделяющих ответственность за защиту прав детей всех государственных и муниципальных структур.
Принцип открытости, означающий, что в модель входят учреждения и службы открытого, общего типа, предполагает функционирование колледжа в активном взаимодействии с производственными и социокультурными объектами, социальными институтами как открытыми социально- педагогическими системами, реализующими социально-педагогические функции.
Нами также учитывался принцип здоровьесбережения, который ориентирует на учет природного потенциала здоровья каждого студента, сохранения его за годы обучения, формирование ценностного отношения к нему, поиска, адаптации и целесообразному использованию здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания. Необходимость выдвижения данного принципа на первый план продиктована объективными причинами: например, проведенная в 2006 году диспансеризация студентов показала, что у 76% обследованных имеются разного рода заболевания. В силу этого, первоочередными для решения признаются вопросы выбора оптимального режима работы образовательного учреждения, поиск эффективных приемов снятия перегрузок, преодоления монотонии, обеспечения релаксации студентов и преподавателей.
Предлагаемая нами модель включает [40, 198]: управляющий элемент; цель; содержание образовательного процесса медицинского колледжа, охватывающего производственные практики, стажировки, специализации, обучение в профильном классе; средства обучения; организацию общественных объединений; дополнительного образования студентов; содеятельность субъектов образовательного процесса; диагностику и результат деятельности.
Фрагмент
модели развития социальной активности
студентов медицинских колледжей на основе
здоровьецентрической парадигмы представлен
на рисунке 7.
Требования госстандартов СПО, ПНП «Образование», «Здоровье»
Развитие социальной активности студентов медицинских колледжей па основе здоровьецентрической парадигмы
Образовательный процесс медицинского колледжа, направленный на развитие социальной активности студентов
Приншпы, современные подходы к образованию
Педагогические условия развития социальной акти и мости
Гуманитарные и социально-экономические дисциплины - философские проблемы медицины • биоэтика и др.
Системообразующие спецкурсы
«Я, Ты, Сообщество в здоров ьесбережен ни нации», «Введение в современные социальные проблемы»
Технологии продуктивного обучения
Общенрофессиональные, специальные дисциплины - общественное здоровье - социальная психология и др.
Математические и естественнонаучные дисциплины - информационное обеспечение профессиональной деятельности
Направления углубленной подготовки - семейная медицина -социальная помощь - медицинская сестра-организатор
Производственная практика и стажировка, специализация (на базе лечебно-профилактических учреждений)
Профильное обучение • медицинский класс
Общественные объединения ' волонтерское движение - реализация программы департамента ЗО (реабилитация инвалидов)
Дополнительное образование -кружковая работа; -спортивные секции
Диагностика развития социальной активности студентов
±
Развитие социальной активности студентов
Рис.7.
Фрагмент модели развития социальной
активности студентов медицинских
колледжей.
Разработка модели развития социальной активности студентов медицинских колледжей является основополагающим, наиболее важным условием для решения проблемы, и оно имеет много точек соприкосновения с обозначенными выше условиями.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие социальной активности студентов медицинского колледжа возможно при создании совокупности педагогических условий:
-интеграция традиций отечественного здравоохранения и современных подходов по развитию социальной активности студентов медицинского колледжа;
- формирование учебных групп, состав которых включает студентов разного возраста (подростковый, юношеский, зрелый);
-использование в образовательном процессе медицинского колледжа технологий продуктивного обучения;
-интеграция деятельности социальных институтов по развитию социальной активности студентов;
-разработка и внедрение спецкурсов, направленных на развитие социальной активности студентов; программы развития медицинского колледжа;