Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 12:15, доклад
Цель исследования: определить, теоретически обосновать и реализовать педагогические условия развития социальной активности студентов в образовательном процессе медицинского колледжа.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития социальной активности студентов на основе здоровьецентрической парадигмы в педагогике 14
1.1. Анализ регионального, отечественного и зарубежного опыта подготовки медицинских работников в аспекте развития социальной активности ^
1.2. Сущность понятия «развитие социальной активности студентов медицинских колледжей», рассматриваемая в психолого- педагогической литературе 39
1.3. Состояние проблемы развития социальной активности студентов на основе анализа образовательных программ медицинских колледжей
1.4. Здоровьецентрическая парадигма как основа развития
7?
социальной активности студентов медицинских колледжей
Выводы к первой главе 84
Глава II. Разработка и внедрение педагогических условий развития социальной активности студентов медицинского колледжа на основе здоровьецентрической парадигмы. 86
2.1. Педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа
2.2. Реализация педагогических условий развития социальной активности студентов на основе здоровьецентрической парадигмы
2.3. Проверка эффективности педагогических условий развития
социальной активности студентов медицинского колледжа на
- 120 основе здоровьецентрической парадигмы
Выводы ко второй главе
Заключение 142
Библиография
В философском словаре «условие» трактуется как отношение предмета к окружающей его действительности, без которой он не может существовать [213]. Более того, условия составляют ту среду, обстановку, в которой явления возникают, существуют и развиваются. Такая трактовка этой категории, верная в целом, требует педагогического осмысления.
П.И. Пидкасистый [157] указывает, что условия - это те составные части или характеристики среды, в которой развивается обучающийся. Также автор указывает, что система всех условий образует среду обитания человека. В ней можно выделить подсистемы биологических, психологических и социальных условий. Условия развития делятся на необходимые и достаточные. Необходимые условия: внутренние - объективная закономерность возникновения, существования, и результативности развития обучающихся. Они обуславливают развивающее обучение и воспитание. Достаточные условия связаны с причинами, основаниями, противоречиями развития. Отсутствие или недостаточность необходимых и достаточных условий приводит к прекращению или замедлению развития обучающихся (в т.ч. в воспитании, обучении и социализации).
Под «педагогическими условиями» мы понимаем субъективные и объективные требования и предпосылки, реализуя которые добиваются достижения цели в своей деятельности при наиболее рациональном использовании сил и средств.
В настоящее время исследователи по проблемам образования выделяют несколько групп педагогических условий. К ним относят:
^ учебники, пособия, программы, системы творческих задач (И.М.Богданова [30], В.М.Горбунова [65], Н.Г.Милованова [133], Н.В.Чекалева [220] и др.);
^ применение комплекса методов и форм в зависимости от содержания и специфики изучаемого предмета (В.И.Андреев [4], А.А.Вербицкий [41] и др.);
^ учет особенностей познавательных и мотивационных процессов студентов (З.С.Шевчук [232], А.К.Маркова [124] и др.). В научной психолого-педагогической литературе предпринимались попытки классификации условий, способствующих активизации познавательной деятельности и разработке систем эффективного управления деятельностью по усвоению знаний (С.И.Архангельский [10], Ю.К.Бабанский [12], П.Я.Гальперин [53], Н.Ф.Талызина [194], Т.И.Шаламова [227] и др.):
условия, в которых доминирует цель - обеспечение формирования мотива деятельности;
условия, цель которых заключается в обеспечении успеха формирования знаний и умений на основе управления процесса обучения;
условия, в которых главное - включить каждого индивида в активное учение.
Н.Ф.Талызиной [194] разработана система условий эффективного управления деятельностью по усвоению знаний, которая включает в себя: ^ необходимость точного указания объекта, наличие конструктивной однозначно-понимаемой цели, наличие программного воздействия на процесс с учетом составляющих; получение и переработка информации; реализация корректирующего воздействия. Эти общепедагогические требования уместны для управления любым процессом усвоения знаний и умений. В том числе при формировании профессиональных самообразовательных умений.
Многообразный характер существующих разработок педагогических условий объясняется различиями в постановке конкретных целей исследований, развивающимся характером требований общества к специалистам и другими факторами. Соглашаясь с важностью названных, а также выделенных в других работах условий, мы в тоже время считаем, что перечень их, в общем, совпадает по цели, и по содержанию. Это свидетельствует о том, что выделенные условия отражают объективную реальность.
Развитие социальной активности студентов медицинского колледжа может успешно существовать при определенной совокупности условий, поскольку случайные, разрозненные условия не могут решить эту задачу эффективно.
Исследования показали, что совокупность условий должна представлять собой совокупность, которая охватывала бы все стороны изученного явления и в то же время учитывала характер профессиональной подготовки студентов.
Для выявления совокупности педагогических условий, способствующих развитию социальной активности, нами были намечены такие пути как:
определение социального заказа общества по качеству подготовки выпускников;
^ выявление сущности подготовки будущих медицинских работников на основе здоровьецентрической парадигмы; ^ выявление специфики процесса подготовки будущих медицинских работников на основе здоровьецентрической парадигмы; ^ использование возможностей интегративного подхода; ^ моделирование условий, исходя из сущности самой педагогической деятельности как исследовательского процесса.
Проведенный анализ опыта подготовки медицинских работников, обзор образовательных программ и нормативной документации, выделение составляющих развития социальной активности (см. подробнее главу I) позволили разработать педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа:
-интеграция традиций отечественного здравоохранения и современных подходов по развитию социальной активности студентов медицинского колледжа;
- формирование учебных групп, состав которых включает студентов разного возраста (подростковый, юношеский, зрелый);
-использование в образовательном процессе медицинского колледжа технологий продуктивного обучения;
-интеграция деятельности социальных институтов по развитию социальной активности студентов;
-разработка и внедрение спецкурсов, направленных на развитие социальной активности студентов; программы развития медицинского колледжа;
-разработка и внедрение модели развития социальной активности студентов медицинских колледжей на основе здоровьецентрической парадигмы;
-обеспечение непрерывности в цепи «социальная активность медицинского колледжа - социальная активность педагогов - социальная активность студентов - социальная активность практикующих медицинских работников».
Первым педагогическим условием развития социальной активности студентов является интеграция традиций отечественного здравоохранения и современных подходов к образованию и воспитанию.
Проведенный в первой главе анализ отечественного опыта подготовки медицинских кадров обозначил предпосылки («предпосылка» - исходное
условие [149]) социальной активности средних медицинских работников в различных эволюционных формах.
Ценным из регионального опыта подготовки медицинских работников в первых медицинских образовательных учреждениях Тобольской губернии являются различные формы просветительской работы в массах.
Значимым в отечественном опыте является постоянно прослеживающаяся эволюция форм социальной активности медицинских работников: подвижничество, милосердие, волонтерство, общественная деятельность, просветительская деятельность, санитарно-просветительная работа, акции регионального и всероссийского уровней, создание центра молодежных инициатив, общественной деятельности в домах ребенка и др., благотворительные акции, организация и участие в создании движения «Милосердие», гигиеническое обучение и воспитание детей и взрослых и
др.
Обозначенный отечественный опыт здравоохранения по социальной активности медицинских работников необходимо интегрировать с современными подходами к воспитанию и образованию. Наиболее значимыми подходами для развития социальной активности студентов медицинского колледжа являются: личностно-ориентированный, рефлексивно-деятельностный, здоровьецентрический.
При реализации личностно-ориентиро ванного подхода обеспечивается развитие и саморазвитие личности студента, исходя из выявленных индивидуальных особенностей как субъекта познания и деятельности; признание за каждым студентом права выбора собственного пути по развитию социальной активности.
Рефлексивно-деятельностный подход обеспечивает осознание субъектами взаимодействия деятельности по развитию социальной активности студентов и путей координации поведения и деятельности.
Реализация здоровьецентрического подхода способствует
формированию сознания субъектов образовательного процесса, базирующегося на представлении о том, что здоровье - эквивалент всех ценностей.
Вторым педагогическим условием развития социальной активности студентов является формирование учебных групп, состав которых включает студентов разного возраста (подростковый, юношеский, зрелый). Тот факт, что в одной группе обучаются разновозрастные студенты имеет по нашим наблюдениям ряд преимуществ:
Передача витагенного опыта одногрупникам [94,214].
Выработка алгоритма подготовки к занятиям.
Поддержание дисциплины внутри коллектива.
Доверительные отношения [85, 95, 180].
Осознание некоторых подростковых, юношеских ситуаций через призму «взрослости» [210].
Неофициальное кураторство.
Благоприятный психологический микроклимат в группе [202]. Однако, нами были выявлены возможные факторы риска при
реализации этого условия:
Игнорирование подростками взрослого человека.
Дистантность в отношениях.
Подавление взрослым одногруппником мнения подростка. Третьим педагогическим условием развития социальной активности
является использование в образовательном процессе медицинского колледжа технологий продуктивного обучения.
Согласно мнения Н.Б. Крыловой [109], в определении термина «продуктивное обучение» важное значение придаётся активности обучающегося.
Идея продуктивного обучения проста: дать обучающемуся возможность учиться в процессе реального дела профессионалов, совместно с ними выполнять конкретную работу, анализировать своё развитие и намечать пути для завершения проекта и создания нового [130].
Целью продуктивного обучения считается развитие собственного трудового и социального опыта и обогащение практических индивидуальных способностей. В продуктивном обучении основная ориентация всей педагогической деятельности - не развитие сферы знаний, а получение учебного и предметного продукта самостоятельной деятельности [21].
В контексте нашего исследования, применение технологий продуктивного обучения формирует у студентов такие свойства развития социальной активности, как: самостоятельность при выполнении выбранной им работы; заинтересованность в адекватном представлении своего продукта; активность при оценивании своей деятельности в зависимости от практических задач; внутреннюю мотивацию к процессу обучения и др.
К технологиям продуктивного обучения [217] относятся те, при которых студент активно добывает, перерабатывает и реализовывает учебную информацию, направленную на сотворение образовательного продукта.
Мы выделили следующие технологии продуктивного обучения, участвуя в которых студенты развивают социальную активность:
реальная работа в социуме, в процессе которой студенты развивают способности решать практические задачи, преодолевают реальные трудности, учатся строить профессиональную карьеру;
обсуждение проблем с педагогом, что одновременно является деятельностной оценкой и формой педагогической поддержки; такая оценка помогает студенту осмыслить результаты, научиться грамотно решать проблемы и принимать решения;
обсуждение проблем с другими участниками содеятельности, благодаря чему студенты могут выявить происхождение собственных проблем и помочь друг другу;
осмысление собственного практического и образовательного опыта для перехода к новым формам деятельности в социуме, на рабочем месте.
Технологии продуктивного обучения строятся на принципе взаимодействия [70]. В контексте нашего исследования, значимым являются следующие понятия:
образование на основе индивидуальных интересов; индивидуальная образовательная программа; исследование, поиск информации; активное усвоение знания;
образование в рамках реальных социальных отношений;
инициатива;
ориентация на достижение успеха;
индивидуальный путь образования;
формы сотрудничества: взаимодействие; групповая работа; диалог, беседа, дискуссия; способность ставить вопросы; поручение, обязательство.
Продуктивное обучение нацелено на приобретение жизненных умений, инициирующих личностный рост, индивидуальное развитие, межличностное развитие и взаимодействие, а также самоопределение субъектов образовательного процесса.
В продуктивном обучении главным является обучающийся со своими интересами, опытом, и образовательными целями. Единственный критерий продуктивного обучения - самостоятельный творческий продукт деятельности конкретного студента.
Показателями продуктивности в деятельности студента являются:
реально сделанная работа на основе индивидуального интереса;
рост компетентности в выполняемом продукте деятельности;
практическая способность к сотрудничеству, кооперации и партнёрству;
самостоятельность и ответственность.
Отличительными особенностями технологии продуктивного обучения являются
тесная содержательная связь реальной трудовой деятельности студента на рабочем месте с его самостоятельной учёбой;
ориентация его учёбы и труда на целостный, завершённый социально значимый, полезный, осмысленно выполненный продукт (идеальный или материальный).
Как отмечает А. В. Хуторской [217], к технологиям продуктивного обучения относятся:
когнитивные технологии обучения;
креативные технологии обучения;
парацентрическая технология обучения;
деловые и ролевые игры;
проблемно-ситуационные проекты;
модульно-рейтинговое обучение;
интерактивная технология обучения;
метод мозгового штурма и др.
Эти технологии органично сочетаются с другими формами и методами обучения и могут применяться и для формирования элементарных мыслительных и физических операций, и для проблемного обучения при подготовке специалистов - будущих медицинских работников [26].
Продуктивные технологии обучения объединяют формы индивидуального и коллективного освоения учебного материала, использующего фактические данные конкретной проблемы и ее теоретические обобщения [43]. Наиболее эффективными из них являются ситуационные методы: решение практических задач, инсценировки, разбор клинических ситуаций и др.