Педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 12:15, доклад

Описание работы

Цель исследования: определить, теоретически обосновать и реализовать педагогические условия развития социальной активности студентов в образовательном процессе медицинского колледжа.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития социальной активности студентов на основе здоровьецентрической парадигмы в педагогике 14
1.1. Анализ регионального, отечественного и зарубежного опыта подготовки медицинских работников в аспекте развития социальной активности ^
1.2. Сущность понятия «развитие социальной активности студентов медицинских колледжей», рассматриваемая в психолого- педагогической литературе 39
1.3. Состояние проблемы развития социальной активности студентов на основе анализа образовательных программ медицинских колледжей
1.4. Здоровьецентрическая парадигма как основа развития
7?
социальной активности студентов медицинских колледжей
Выводы к первой главе 84
Глава II. Разработка и внедрение педагогических условий развития социальной активности студентов медицинского колледжа на основе здоровьецентрической парадигмы. 86
2.1. Педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа
2.2. Реализация педагогических условий развития социальной активности студентов на основе здоровьецентрической парадигмы
2.3. Проверка эффективности педагогических условий развития
социальной активности студентов медицинского колледжа на
- 120 основе здоровьецентрической парадигмы
Выводы ко второй главе
Заключение 142
Библиография

Файлы: 1 файл

дисерта.doc

— 3.00 Мб (Скачать файл)

-разработка и внедрение модели развития социальной активности студентов медицинских колледжей на основе здоровьецентрической парадигмы;

-обеспечение непрерывности в цепи «социальная активность медицинского колледжа — социальная активность педагогов - социальная активность студентов — социальная активность практикующих медицинских работников».2.2. Реализация педагогических условий развития социальной активности студентов на основе здоровьецентрической парадигмы в Тюменском медицинском колледже

Задача данного параграфа - описать практическую реализацию выделенных педагогических условий развития социальной активности студентов медицинского колледжа.

Практическую реализацию первого условия - интеграцию традиций отечественного здравоохранения и современных подходов к образованию и воспитанию мы видим в передаче опыта развития социальной активности при подготовке медицинских работников.

В частности нами заимствованы формы развития социальной активности, использовавшиеся в подготовке медработников Тобольской губернии:

проведение бесед студентами-вечерниками с коллегами, включающие элементы интерактивности (примеры бесед «Профилактика воздействия на организм химических загрязнителей воздуха производственной среды»);

привлечение чиновников и духовенства к вопросам здоровьесбережения населения и др. (например, вариантом современного меценатства является спонсорство).

Из отечественного опыта нами использованы практически все формы социальной активности медицинских работников: подвижничество, милосердие, волонтерство, общественная деятельность, просветительская деятельность, санитарно-просветительная работа, акции регионального и всероссийского уровней, создание центра молодежных инициатив, общественной деятельности в домах ребенка и др., благотворительные акции, организация и участие в создании движения «Милосердие», гигиеническое обучение и воспитание детей и взрослых и др.

Практическая реализация второго педагогического условия развития социальной активности студентов - формирование учебных групп, состав которых включает студентов разного возраста (подростковый, юношеский, зрелый) предусматривала: участие этих групп во внеаудиторных мероприятиях (конкурсы; акции; вечера отдыха, КВН, санитарно- просветительная работа, включающая выпуск санитарных бюллетеней, чтение бесед, лекций, участие в вакцинопрофилактике и др.).

Создание разновозрастных студенческих групп обеспечивает передачу витагенного опыта между одногруппниками; создание доверительных отношений; благоприятный психологический микроклимат; поддержание дисциплины; осознание некоторых подростковых, юношеских ситуаций через призму «взрослости»; создание неофициального института кураторства.

Реализация третьего педагогического условия развития социальной активности - использование в образовательном процессе медицинского колледжа технологий продуктивного обучения предусматривала применение всех обозначенных ранее в п.2.1. технологий:

когнитивные и креативные технологии обучения;

парацентрическая технология обучения;

деловые и ролевые игры;

проблемно-ситуационные проекты;

модульно-рейтинговое обучение;

технологии интерактивного обучения;

метод мозгового штурма и др.

Применение когнитивных и креативных технологий обучения позволяет: анализировать причины развития неотложных состояний, прогнозировать клинические ситуации, документально отражать динамику патологического процесса, планировать принципы сестринского ухода и др.

Пример учебной задачи, применяемой на практических занятиях по дисциплине «Сестринское дело в хирургии»

Пациент в настоящее время имеет травму нижней конечности после автокатастрофы, жалуется на бессонницу, потерю аппетита. В детстве перенес ревматизм (болезнь сердца и суставов). Неделю назад переболел гриппом, в настоящее время сдает экзамены (сессия). При осмотре раздражителен, неадекватен, в области правого голеностопного сустава припухлость, резкая болезненность, кровоподтеки. Задание:

Окажите первую неотложную помощь пациенту.

Составьте план сестринского ухода.

Когнитивные и креативные технологии обучения через методы эмпатии и смыслового видения развивают способность мыслить и понимать проблемы пациента с различных точек зрения, применяя не только разум, но и такие необходимые свойства личности медицинского работника как: сопереживание, стремление прийти на помощь, чувственная поддержка, интуиция и др.

Использование парацентрической технологии на занятиях специальных дисциплин способствует развитию социальной активности студентов при работе в группах.

Моделирование профессиональной работы медика в коллективе лечебно-профилактического учреждения посредством деловой и ролевой игры в принципе позволит лучше подготовить студента к оптимальной профессиональной деятельности. Иными словами, медицинские игры должны моделировать сложные проблемы, например «Управление здравоохранения».

Главное назначение деловых игр - уменьшить для студентов степень стресса неожиданности вероятных производственных ситуаций, т.к. «производственная сфера» медицинского работника - это пациент. И неожиданность ситуации для медика в сложных случаях оборачивается вполне реальной гибелью пациента.

Поэтому главное - это моделирование клинической работы медика и здесь наиболее оправданы клинические игры, смысл которых - создать максимально реальную модель профессиональной работы с пациентом.

В колледже, кроме медицинских сестер (специальность «Сестринское дело»), обучаются фельдшера (специальность «Лечебное дело», повышенный уровень образования) с правом самостоятельной работы (после окончания колледжа) на станциях скорой неотложной помощи, в фельдшерско- акушерских пунктах, здравпунктах промышленных предприятий и др. Для такой категории студентов, мы используем более сложные клинические задачи с элементами врачебной диагностики и тактики.

Игровая имитация врачебной деятельности широко доступна и целесообразна не только в условиях медицинского колледжа, но и в рядовой больнице и поликлинике. Медицинское образование построено на нозологическом принципе мышления и обучения, когда в основе темы лекции, практического занятия, экзаменационного билета лежит название нозологической единицы, т.е. собственно заведомо известный диагноз, например, рак легкого, язвенная болезнь желудка, болезнь Боткина и т.п. Смысл учебной игровой имитации заключается в том, чтобы воспитать у студента практическое умение безошибочной дифференциальной диагностики клинически сходных заболеваний, экономного установления достоверного диагноза и оптимального лечения больного в кратчайшие сроки. Если назвать клинические игры по нозологической единице, то никакой игры в принципе не получится, ибо уже из самого названия игры всем играющим заранее ясны диагноз и лечение. Принципиально важно подчеркнуть, что клинические игры, в основе которых лежит дифференциальная диагностика, а уже потом лечение, должны обязательно называться по ведущему клиническому синдрому или синдромокомплексу.

Например, не "острый инфаркт миокарда", а "больной с жалобами на боль в груди". Игра предусматривает только лечение той или иной нозологической единицы и призвана отработать у студентов оптимальную систему лечения при уже установленном диагнозе. Такую игру можно называть с указанием диагноза. Выше сказанное справедливо для клинических учебных игр. Очевидно, в медицине появляются игры не клинического характера. В подобных случаях название игры соответствует ее фактическому содержанию (защита годового отчета больницы, заседание МСЭК - медико- социальной экспертной комиссии и др.).

Но в медицине нужно учесть проблему редких больных. Клиницисты всех профилей знают, что многие болезни, предусмотренные учебной программой, встречаются редко и показать студентам реальных больных часто не возможно. И здесь учебная игра на эту тему компенсирует отсутствие больного.

Технология проблемно - ситуационного проекта использовалась нами при решении клинических ситуаций на практических занятиях блока специальных дисциплин «Сестринское дело в педиатрии», «Сестринское дело в терапии», «Терапия с курсом медико-социальной помощи» и др.

Примеры проблемных ситуаций:

Задачи с неопределенностью условий, то есть задачи, требующие поиска необходимой информации. Это вариант клинических игр. Например: каков прогноз и исход при несоблюдении правил кормления и режима питания новорожденного ребенка? Возможные осложнения?

Задачи с неопределенностью искомого. Ситуация, при которой необходимо выбрать оптимальный вариант. Например: каков оптимальный порядок действия при обработке рук медицинской сестры и одеванием стерильных перчаток перед оперативным вмешательством? Или, каков порядок действий медицинской сестры при оказании неотложной помощи при коллапсе?

Задачи с противоречивыми, частично неверными сведениями в условии. Например, пациент 7 лет, заболел. Озноб, высокая температура тела (38,6°С), головная боль, кашель. В анализе крови - лейкопения и снижение СОЭ (в данном случае показатели должны быть наоборот высокие). Предлагается анализ ситуации.

Задачи, предусматривающие лишь вероятные решения (пример с больным, у которого клинические симптомы могут указывать на диагноз — пищевое отравление, на самом деле возможна ангина).

Задачи с вероятным прогнозированием и резким уменьшением времени решения. Здесь возможна более высокая оценка за более быстрое время.

Задачи на обнаружение ошибки в предыдущем решении и т.д.

Также мы используем технологию модульно-рейтингового обучения. Данная технология способствует развитию социальной активности: студенты стали менее пассивно относиться к учебному процессу, зарабатывая свои баллы, проявлять заинтересованность и инициативу в жизнедеятельности колледжа. Примером служит разработанная система оценок на дисциплинах общепрофессионального курса «Анатомия и физиология человека», «Философские проблемы медицины», «Медицинская генетика» и др. Рейтинговая система позволяет студентам получить оценки «автоматом», досрочно сдать сессию и соответственно иметь больше свободного времени для общения и отдыха.

Использование технологии интерактивного обучения предусматривало включенность всех участников учебного процесса в разрешение (обсуждение) захватывающей ситуации.

Например, в начале занятия педагог обращается к студентам за «помощью» в определении диагноза соседского ребенка, имеющего высыпания на коже. Описывая сыпь, он сомневается в ее происхождении. Далее происходит обсуждение ситуации. Тем самым студент даже не догадывается о теме занятия. 

Данная технология развивает следующие качества студентов: стремление оказать поддержку, интерактивность, партнерство, проявление норм этики и деонтологии, демократические отношения в системах «студент- студент», «педагог- студент».

Кроме того, мы используем мозговой штурм при проведении занятий и внеклассных мероприятий (диспуты, дебаты, конференции, КВН, игра «Что? Где? Когда?» и др.), что способствовало самостоятельности принятия решений, стремление оказать поддержку, интерактивность, партнерство и др.

Другие продуктивные технологии представлены в приложении 2.

Практическая реализация четвертого условия - интеграция деятельности социальных институтов по развитию социальной активности включала взаимодействие деятельности медицинского колледжа с другими учреждениями для решения проблем развития социальной активности студентов медицинского колледжа.

ГОУ СПО Политехни ческий колледж



На образовательный процесс влияют социальные институты, входящие в ближайшее окружение медицинского колледжа. Рассмотрим на примере Тюменского медицинского колледжа рис.8.




 


iiiinmmiiimiiimnmmii Детский дом № 63

ПИШШЦЩЩПШИйЧ МОУ СОШ № 4, 5, 37; ДОУ



||1ШШШ11Ц|ШШШ1|1Ш|1|

Оздоровитель

NN

ный центр

 

«Крепыш»

 



ШИШ  

finiiint[iiminii|iin||i ЛПУ г. Тюмени



Центр косметологичес- кой хирургии

 

Колледж искусств

Медицинский

колледж

nmummmmm Геронтоло гический



центр «Красная гжЗздика» >

inn  

mm  

Дом

ветеранов

Мемориальный комплекс воинам погибшим в боевых действиях

   >цнн|"ж7 ~ ~

Областной офтальмологический диспансер

Врачебно- физкультурный диспансер

Родильный ДОМ N9 2

Аптеки

 Рис.8 Интеграция деятельности колледжа с социальными институтами. 

Интеграция деятельности колледжа с социальными институтами включает совместное проведение мероприятий (всероссийские и региональные акции, благотворительность, обучение элементам взаимопомощи, спортивные мероприятия, разработка памяток, листовок, санбюллетеней, разработка и внедрение социальных программ и проектов и др.). Например, проведение совместных мероприятий колледжа с Домом ребенка в рамках проекта «Центр молодежных инициатив» таких как: «Подари свою игрушку детям», «Иммунизация детского населения против полиомиелита» и др. развивает социально активные качества студентов: проявление заботы о младших, сострадание, стремление оказать помощь и поддержку, нормы этики и деонтологии, демократические отношения в коллективе и др.

Практическая реализация пятого условия - разработка специальных курсов, направленных на развитие социальной активности студентов медицинского колледжа представлена разработанными спецкурсами «Я, Ты, Сообщество в здоровьесбережении нации», «Введение в современные социальные проблемы», Программой развития медицинского колледжа. Разработанная Программа развития колледжа и спецкурс «Я, Ты, Сообщество в здоровьесбережении наций» направлены на интеграцию социальной активности и здоровьесбережения. В основе обучения положен принцип здоровьецентризма, который ориентирует на учет природного потенциала каждого студента, сохранения его здоровья за годы обучения, формирования ценностного отношения к нему, целесообразному использованию здоровьесберегающих технологий.

Информация о работе Педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа