Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 12:15, доклад
Цель исследования: определить, теоретически обосновать и реализовать педагогические условия развития социальной активности студентов в образовательном процессе медицинского колледжа.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития социальной активности студентов на основе здоровьецентрической парадигмы в педагогике 14
1.1. Анализ регионального, отечественного и зарубежного опыта подготовки медицинских работников в аспекте развития социальной активности ^
1.2. Сущность понятия «развитие социальной активности студентов медицинских колледжей», рассматриваемая в психолого- педагогической литературе 39
1.3. Состояние проблемы развития социальной активности студентов на основе анализа образовательных программ медицинских колледжей
1.4. Здоровьецентрическая парадигма как основа развития
7?
социальной активности студентов медицинских колледжей
Выводы к первой главе 84
Глава II. Разработка и внедрение педагогических условий развития социальной активности студентов медицинского колледжа на основе здоровьецентрической парадигмы. 86
2.1. Педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа
2.2. Реализация педагогических условий развития социальной активности студентов на основе здоровьецентрической парадигмы
2.3. Проверка эффективности педагогических условий развития
социальной активности студентов медицинского колледжа на
- 120 основе здоровьецентрической парадигмы
Выводы ко второй главе
Заключение 142
Библиография
Социальные компетентности:
Умеет построить схему социального явления, определить свой социальный статус и социальные отношения в группе, выстроить схему саморазвития, становления своего социального «Я», умеет соотносить свои интересы с интересами других людей, умеет выделить социальные проблемы и предложить пути их разрешения.
Обозначенные выше компетентности и признаки качества компетентностей выпускника являются ориентиром для конечного результата экспериментальной работы.
Мы попытались спрогнозировать идеальный результат реализации педагогических условий развития социальной активности студентов медицинского колледжа:
Выпускник медицинского колледжа:
Готов к профессиональной деятельности, востребованной на рынке труда.
Владеет обобщенными способами здоровьесберегающей деятельности.
Готов к активной профилактической работе с населением (умение читать лекции, выступать перед детской и взрослой аудиторией; вести и пропагандировать здоровый образ жизни и др.).
Готов к успешному продолжению образования на последующих ступенях.
Освоил основные ценности и достижения отечественного и регионального здравоохранения, обеспечивающие условия для социализации.
Владеет социальными нормами, нравственными ценностями и ключевыми социальными концепциями.
Преподаватель:
Знает стандарт и требования к его реализации.
Ориентирован на реализацию здоровьецентрического подхода к содержанию образования, на основе продуктивного обучения.
Знает возрастные закономерности развития студентов, их особенности и возможности, строит образовательный процесс в соответствии с ними.
Владеет современными
Готов обеспечить вариативность и свободу выбора в образовании для субъектов образовательного процесса.
Владеет методиками мониторинга образовательного процесса, способен к анализу, прогнозированию, моделированию и коррекции.
Медицинский колледж:
Удовлетворяет социальный заказ на подготовку будущих медицинских работников.
Создает условия для организации здоровьецентрического подхода в образовательном процессе на основе технологии продуктивного обучения.
Создает систему взаимодействия социальных институтов региона по здоровьесбережению нации.
Обеспечивает творческий подход педагогического коллектива к формированию учебных планов и программ в соответствии с целевыми установками деятельности колледжа.
Организует включённость педагогов в совместную деятельность, общественно-профессиональных инициатив в развитии колледжа.
Обеспечивает содержание образования и направления внеурочной деятельности, адекватные целевым установкам на формирование культуры здоровья и социализации личности.
Приводит структурирование содержания учебных дисциплин в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
Обеспечивает сочетание здоровьецентрической и социально- направленной парадигм образования и воспитания как осознанный педагогический выбор.
Создает воспитывающую среду в ближайшем окружении личности (психологический климат, социально значимые коллективные нормы и ценности);
Обеспечивает уровень социальной активности и нравственной воспитанности студентов, характер их поведения и деятельности в колледже, в семье, в сфере стихийно-группового общения.
Педагогический эксперимент строился на основании сформулированных в первой главе теоретических положений развития социальной активности студентов медицинского колледжа на основе здоровьецентрической парадигмы.
Эксперимент проводился в два этапа: с 2002 по 2008 г.
этап - поисково - констатирующий,
этап - формирующее - контролирующий.
Основная часть экспериментального педагогического исследования проводилась в Тюменском медицинском колледже, на формирующее - контролирующем этапе участвовали студенты Тобольского медицинского колледжа. Всего в эксперименте участвовало 400 студентов, 98 педагогов.
На I этапе нами выделены основные проблемы, связанные с обозначенной целью исследования, и намечены пути их разрешения, для изучения состояния вопроса осуществления развития социальной активности студентов медицинского колледжа.
Первый этап эксперимента проводился по плану: наблюдения и беседы с преподавателями и студентами, анкетирование педагогов, проверка уровня сформированности развития социальной активности у студентов
контрольных (Тобольского мед. колледжа) и экспериментальных групп (Тюменского мед колледжа).
В ходе исследования на основе анкетирования, собеседования, интервьюирования и тестирования выявляли:
Условия и отношение педагогов к исследуемому вопросу в практике преподавания.
Типичные затруднения, испытываемые коллективом на стадии развития социальной активности.
Уровень сформированности развития социальной активности студентов медицинского колледжа.
В результате бесед и анкетирования преподавателей и администрации, проводившихся в период с 2002 по 2004 гг. удалось выявить позиции педагогов по вопросам организации образовательного процесса, нацеленного на развитие социальной активности студентов.
Для достижения намеченных целей нами было разработано содержание анкет. Результаты анкетирования представлены в Таблице 3.
Таблица 3
Результаты анализа анкетных данных преподавателей и администрации
Вопросы анкеты |
Проценты ответов преподавателей | ||
Полоэюи- тельные |
Отрицательные |
другое | |
Работаете ли Вы над развитием социальной активности студентов? систематически эпизодически |
26% 51% |
48% 49% |
26% 0% |
Какие способы развития социальной активности вы используете? |
|||
1. Мотивация студентов к участию в акциях, молодежных объединениях |
32% |
20% |
48% |
2. Пропаганда волонтерских движений |
99% |
- |
1% |
3. Развитие и поддержка «Центра молодежных инициатив» |
86% |
- |
14% |
4. Внедрение новых форм и эффективных программ социальной направленности |
22% |
40% |
38% |
5. Привлечение студентов к добровольному труду |
78% |
11% |
11% |
Что способствует развитию социальной активности студентов? 1. Создание условий для максимального включения студента в новые виды деятельности |
44% |
13% |
43% |
2. Поддержка и популяризация инициатив и начинаний студентов |
42% |
29% |
29% |
3. Возможность проявить себя и осознание своей востребованности в обществе |
78% |
11% |
11% |
На каких уровнях возможно развитие социальной активности студентов ? |
|||
1. При обучении в средней школе |
43% |
29% |
28% |
2.При обучении в ОУ, СПО и НПО |
86% |
- |
14% |
3. При обучении в вузах |
74% |
4% |
22% |
Анализ анкетирования показывает, что проблема развития социальной активности студентов является целенаправленной в обучении и внедрении в практику колледжей для 26% педагогов.
Было выявлено, что в образовательном процессе только 22% преподавателей используют новые формы и эффективные программы социальной направленности.
Значительное место в становлении развития социальной активности отводят внеклассной работе: кружкам, факультативам, мероприятиям внеурочной деятельности - 44% педагогов.
Положительным отмечен тот факт, что все-таки существенная категория преподавателей и администраторов (32% педагогов) колледжей мотивирована на данную проблему, оказывает поддержку и привлекает студентов различными способами к деятельности, способствующей развитию социальной активности студентов.
Таким образом, анализ анкетирования позволяет сделать вывод о том, что наиболее оптимально, согласно опроса преподавателей колледжа (86%), развивать социальную активность необходимо на уровне учреждений среднего профессионального (медицинского) образования, начального профессионального образования.
Анализ результатов диагностических срезов по выявлению уровня развития социальной активности студентов, свидетельствует что на поисково-констатирующем этапе высокий уровень социальной активности не имел ни один студент, средний уровень выявлен у 5,5%, низкий у 94,5%» студентов первого курса медицинского колледжа.
Данная оценка была проведена по одному показателю - готовности к активной профилактической работе с населением.
На
формирующе-контролирующем этапе (2004-2008гг.)
осуществлялось внедрение и проверка
эффективности предложенных педагогических
условий. Подробно описанные в содержании
I главы составляющие развития социальной
активности студентов, позволили выделить
критерии: социально-профессиональный,
профессионально- личностный, профессионально-
Для оценки развития социальной активности студентов использованы методики E.H. Степанова, А.Мехрабиена, Н.Эпштейна, У.Геллера, динамика показателей за 2004-07гг., 3-х балльные оценочные шкалы и др.
Таблица 4
Критерии, показатели развития социальной активности студентов
медицинского колледжа
Критерии |
Показатели | |
социально- профессиональный |
уровень инициативности студентов в общественной деятельности (методика Е.Н.Степанова) сформированность активной жизненной позиции по здоровьесбережеиию нации | |
профессионально- личностный |
-проявление эмпатии (опросник А.Мехрабиена, Н.Эпштейна) -установка на ЗОЖ (тест У.Геллера) | |
профессионально- деятельностный |
учебная деятельность |
-уровень освоения учебных дисциплин -динамика достижений УИРС |
профессиональная деятельность |
-готовность оказывать лечебно-профилактическую помощь населению -умение оценивать состояние здоровья пациента | |
общественная деятельность |
- уровень готовности к активной профилактической работе с населением (умение читать лекции, выступать перед детской и взрослой аудиторией, вести и пропагандировать ЗОЖ; и др.) |
Указанные в таблице 4 показатели развития социальной активности студентов регистрировались в «Индивидуальной карте развития социальной активности студента медицинского колледжа» (см. Приложение 7).
Основой
заполнения карты является балльная система
оценок, которую мы перевели в итоговую
трех бальную оценку, соответствующую:
1
балл - низкому уровню, 2 балла - среднему уровню, 3 балла - высокому уровню социальной активности. Оценка проставлялась классным руководителем в «Индивидуальной карте развития социальной активности студента медицинского колледжа» за каждый учебный год.
Инициативность студентов в общественной деятельности колледжа мы оценивали по методике Е.Н.Степанова (изучение эффективности воспитательного процесса в образовательных учреждениях) [51]. Данная методика предназначалась для оценки воспитательного процесса в общеобразовательной школе, мы использовали ее модернизированную форму для оценки уровня инициативности в общественной деятельности колледжа. Классные руководители по результатам своих наблюдений отмечали инициативность студентов по всем видам деятельности, и в конце года выставляли в «Индивидуальной карте развития социальной активности студента медицинского колледжа» итоговую оценку.
Рис.10. Динамика уровня инициативности студентов (%) Тюменского медицинского колледжа (2004-2007гг.)
Если в 2004г. высокий уровень инициативности составлял 11%, (средний уровень -36%, низкий уровень - 53%) среди первокурсников, то в 2007г. высокий уровень составил 45% (средний уровень - 51%, низкий уровень - 4%) среди выпускников (см. рис.10).
первокурсники вытускники (2004) (2007)
Сформированность активной жизненной позиции по здоровьесбережению нации оценивалась:
1) по участию студентов в общественных мероприятиях, здоровьесберегающей направленности;
2) по показателям здоровья студентов.
Сформированность активной жизненной позиции по здоровьесбережению нации оценивалась по участию в ежегодных акциях «Здоровые легкие», «Проверь свое давление», «Живи в ритме здорового сердца», «Стоп СПИД» и др., защита проектов и др.
Если на первом курсе обучения студенты показали минимальное участие в общественных мероприятиях здоровьесберегающей направленности (при содействии педагогов и старшекурсников), то на выпускном курсе большая часть студентов (62%) принимала участие в подобного рода мероприятиях, из них 12% -являлись организаторами и координаторами мероприятий.
Сформированность активной жизненной позиции по здоровьесбережению нации оценивалась по показателям здоровья студентов (распределение по группам здоровья).
Состояние здоровья обучающихся оценивали по распределению групп здоровья (по данным медигщнского осмотра, проведенного в 2004г.):
I группа (здоровые) - 20%
II группа (здоровые с функциональными или небольшими морфологическими отклонениями) - 61%
III группа (больные в компенсированном состоянии) - 14%
IV группа (больные в субкомпенсированном состоянии) -3%
V
группа ( больные в декомпенсированном
состоянии) - 2%
01 гр.
2 гр. ПЗ гр,
10«/. 1%1%
Ъ2%
Рис.12 Распределение студентов по группам здоровья в 2007г.
01 гр. ЕЭ2 гр.
3 гр.
4 гр. ■ 5 гр.
4 гр. ■ 5 гр.
Рис.11 Распределение студентов по группам здоровья в 2004г.
Состояние здоровья обучающихся в 2007г. несколько улучшилось. Распределение по группам здоровья (по данным медицинского осмотра, проведенного в 2007г.):
I группа (здоровые) - 26%
II группа (здоровые с функциональными или небольшими морфологическими отклонениями) - 62%
III группа (больные в компенсированном состоянии) - 10%
IV группа (больные в субкомпенсированном состоянии) - 1%
3% 2%