Педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 12:15, доклад

Описание работы

Цель исследования: определить, теоретически обосновать и реализовать педагогические условия развития социальной активности студентов в образовательном процессе медицинского колледжа.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития социальной активности студентов на основе здоровьецентрической парадигмы в педагогике 14
1.1. Анализ регионального, отечественного и зарубежного опыта подготовки медицинских работников в аспекте развития социальной активности ^
1.2. Сущность понятия «развитие социальной активности студентов медицинских колледжей», рассматриваемая в психолого- педагогической литературе 39
1.3. Состояние проблемы развития социальной активности студентов на основе анализа образовательных программ медицинских колледжей
1.4. Здоровьецентрическая парадигма как основа развития
7?
социальной активности студентов медицинских колледжей
Выводы к первой главе 84
Глава II. Разработка и внедрение педагогических условий развития социальной активности студентов медицинского колледжа на основе здоровьецентрической парадигмы. 86
2.1. Педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа
2.2. Реализация педагогических условий развития социальной активности студентов на основе здоровьецентрической парадигмы
2.3. Проверка эффективности педагогических условий развития
социальной активности студентов медицинского колледжа на
- 120 основе здоровьецентрической парадигмы
Выводы ко второй главе
Заключение 142
Библиография

Файлы: 1 файл

дисерта.doc

— 3.00 Мб (Скачать файл)

61%

V группа ( больные в декомпенсированном состоянии) - 1% 

Увеличение количества практически здоровых студентов на 6 %, характеризует позитивное отношение к собственному здоровью.

Профессионально-личностный критерий оценивался по показателям проявление эмпатии студентов, которая изучалась при использовании методики А.Мехрабиена, Н.Эпштейна [152].

Опросник (А.Мехрабиен, Н.Эпштейн) Инструкция: Прочитайте утверждения и ориентируясь на то, как Вы ведете себя в подобных ситуациях, поставьте рядом с номером вопроса свое согласие - «+» или несогласие - «-».

Меня огорчает, когда вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди других людей одиноко.

Люди преувеличивают способность животных чувствовать и переживать.

Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.

Меня раздражает в несчастных людях то, что они себя сами

/

жалеют.

Когда со мной кто-то рядом нервничает, я тоже начинаю нервничать.

Я считаю, что плакать от счастья глупо.

Я близко к сердцу принимаю проблемы своих друзей.

Иногда песни о любви вызывают у меня много чувств.

Я сильно волнуюсь, когда должен сообщить людям неприятное для них известие.

На мое настроение сильно влияют окружающие меня люди.

Я считаю иностранцев холодными и бесчувственными.

Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.

Я не слишком расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно.

Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.

По-моему, одинокие люди часто бывают недоброжелательными.

Когда я вижу плачущего человека, то и сам расстраиваюсь.

Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым.

Когда я читаю книгу (роман, повесть), то так переоюиваю, как будто-то, то, о чем читаю, происходит на самом деле.

Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь.

Я могу оставаться спокойным, даже если вокруг все волнуются.

Если мой друг или подруга начинают обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Мне неприятно, когда люди смотря кино, вздыхают и плачут.

Чужой смех меня не заражает.

Когда я принимаю решение, отношение других людей к нему, как правило, роли не играет.

Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.

Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяков.

Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания ;животных.

Глупо переживать по поводу того, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.

Я очень расстраиваюсь, когда виэ/су беспомощных старых людей. ЗО.Чуэ/сие слезы вызывают у меня раздражение.

Я очень переживаю, когда смотрю фильм.

Я могу оставаться равнодушным к любому волнению вокруг.

Маленькие дети плачут без причины.

Обработка результатов опросника для диагностики способности к эмпатии:

Сопоставьте ответы с ключом и подсчитайте количество совпадений.

Ответ

Номера утверждений

Согласен «+»

1,5,7,8,9,10,12,14,16,17,18,19,25,26,27,29,31

Не согласен «-»

2,3,4,6,11,13,15,20,21,22,23,24,28,30,32,33




 

Полученное общее количество совпадений (сумму баллов) сравните со шкалой:

Пол

Уровень эмпатических тенденций

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

Юноши

33-26

25-17

16-8

7-0

Девушки

33-30

29-23

22-17

16-0




 

Полученные результаты способности студентов к эмпатии показали, что уровень эмпатических тенденций у девушек выше, что вероятно связано с влиянием культурных особенностей, ожиданий и стереотипов, проявляющихся в поощрении большей чуткости и отзывчивости у девушек и большей сдержанности и невозмутимости у юношей.

Развитие способности к эмпатии по мере личностного роста и стремления к самоактуализации в процессе обучения в медицинском колледже показало небольшую динамику высокого уровня проявления эмпатии студентами, в среднем на 6% (4% - девушки, 2% -юноши).

Установку студентов на здоровый образ жизни мы оценивали по тесту У.Геллера [175].

Здоровье и счастье — в ваших руках.

Секреты успеха Ури Геллера.

Инструкция: Необходимо ответить на вопросы: "Да", "Не уверен" либо "Нет".

Вы редко испытываете состояние беспокойства и нервного напряжения?

Вы считаете себя уравновешенным человеком?

Достаточно ли разнообразно и продуманно ваше питание?

Соблюдаете ли специальную оздоровительную диету?

Совершаете ли ежедневные пешие прогулки?

Занимаетесь ли каким-либо видом физкультуры или спорта?

Относите ли себя к числу беспечных и легкомысленных людей?

Хорошо ли засыпаете по ночам?

Ваш вес не превышает норму по отношению к вашему росту?

Вы избегаете злоупотреблять жирным и сладким в еде?

Хорошо ли чувствуете себя после активных и энергичных физических упражнений?

Испытываете ли своего рода чувственное наслаждение от физической активности?

Вы предпочитаете активные формы отдыха?

Чувствуете ли себя бодрым и отдохнувшим, просыпаясь утром?

Считаете ли Вы себя стойким приверженцем здорового образа жизни?

Обработка результатов теста: прибавляя по два очка, за каждый утвердительный ответ, одно очко за ответ "Не уверен" и ни одного в том случае, если вы отвечаете "Нет" - сосчитайте набранную сумму.

Если сумма больше 22 очков, то у студентов высокий уровень установки на здоровый образ жизни, 16-21 очков - средний, менее 15 — низкий.

Результаты использования данной методики показали, что на первом курсе установка была незначительной, только 4% студентов были привержены к здоровому образу жизни (высокий уровень), на выпускных курсах этот показатель составил 23%.

Профессионально-деятельностный критерий оценивался по показателям учебной деятельности: уровень освоения учебных дисциплин 

(динамика среднего балла успеваемости, достижения учебно- исследовательской деятельности студентов); профессиональной деятельности (готовность оказывать лечебно-профилактическую помощь населению /по результатам итоговой государственной аттестации/ и умение оценивать состояние здоровья пациента /заполнение истории болезни/). По всем показателям получена положительная динамика.



2006-07 уч. г.



Уровень освоения учебных дисциплин определялся по показателям среднего балла успеваемости.

□ Лечебное дело ■ Акушерское дело щ Сестринское дело

2004-05 уч. г.

Рис.13. Динамика среднего балла успеваемости студентов за 2004 - 2007 учебные годы

Достижения учебно-исследовательской деятельности студентов представлены нарис.М.таблице 5,

!

   

51

 

78

г

 

35

 

70

 
           
 

29

   

62

 
 



■ количество докладов □ участие студентов

2007 2006 2005



 

Рис .14. Динамика основных показателей УИРС за 2005-2007гг. 

Таблица 5

Достижения учебно-исследовательской деятельности студентов

Основные показатели и результаты УИРС

годы

2005

2006

2007

1. Количество студентов, участвовавших в УИРС

62

70

78

2.Количество докладов, представленных на студенческую научную конференцию.

29

39

51

3. Количество наград, полученных на внешних конкурсах

1

3

4

4. Количество публикаций и положительных решений, полученных студентами

2

2

2




 

Критерий сформированности навыков профессиональной деятельности оценивали по готовности оказывать лечебно-профилактическую помощь населению. Так, согласно отчетам по итоговой Государственной аттестации выпускников, средний балл у студентов обозначенных специальностей увеличился в среднем на 0,2 балла (с 3,9 баллов в 2004-2005 уч.г. - до 4,1 балла в 2006-2007 уч.г.).

Умение оценивать состояние здоровья пациента оценивали педагоги специальных дисциплин по 5 балльной шкале, при проверке правильности оформления медицинской документации («История болезни», «Сестринская карта амбулаторного больного», «История родов»), являющегося первым этапом итоговой Государственной аттестации.

Реализация содержательного аспекта модели позволила влиять на высокий уровень общественной деятельности - готовность к активной

профилактической работе с населением (умение читать лекции, выступать перед детской и взрослой аудиторией; вести и пропагандировать здоровый образ жизни и др.), который на первом этапе эксперимента практически отсутствовал, на втором этапе вырос до 22%, динамика среднего уровня с 28% в 2004г. до 52% в 2007г., динамика низкого уровня с 72% первокурсников до 26%) у выпускников.

Определение эффективности педагогических условий, направленных на развитие социальной активности студентов осуществлялось сравнением уровней развития социальной активности выпускников медицинских колледжей г.Тюмени (экспериментальные группы) и г.Тобольска (контрольные группы) по двум показателям: уровень активности студентов в общественной деятельности, уровень готовности к активной профилактической работе с населением, результаты которого представлены в таблице 6, рис. 14.

Таблица 6

Сравнительный анализ уровня развития социальной активности выпускников медицинских колледжей, %

Показатели

МК г.Тюмени

МК г. Тобольска

 

ВЫС.

ср.

низ.

ВЫС.

ср.

низ.

Высокий уровень активности

43

48

9

23

56

21

студентов в общественной

           

деятельности (волонтерство, акции

           

милосердия и др.)

           

Высокий уровень готовности к

22

52

26

6

49

45

активной профилактической работе с

           

населением (умение читать лекции,

           

выступать перед детской и взрослой

           

аудиторией, пропагандировать

           

здоровый образ жизни и др.)

           



 

р высокий уровень активности студентов в общественной деятельности

■ высокий уровень готовности к профилактической работе

Рис.15. Сравнительный анализ показателей развития социальной активности студентов (%) медицинских колледжей гг.Тюмени, Тобольска

Результаты сравнения показывают более эффективное решение проблемы развития социальной активности студентов в Тюменском медицинском колледже, где создавались педагогические условия и шла целенаправленная систематическая работа по реализации модели развития социальной активности. В образовательном процессе Тобольского медицинского колледжа совокупность педагогических условий по развитию социальной активности студентов не использовалась, чем и объяснимы более низкие показатели.

Тенденции уровня развития социальной активности студентов, полученные в ходе формирующе-контролирующего этапа педагогического эксперимента, а также данные сравнительного анализа показателей развития социальной активности студентов Тобольского и Тюменского медицинских колледжей подтверждают обоснованность и эффективность разработанных педагогических условий.

Результаты педагогического эксперимента показали эффективность педагогических условий развития социальной активности студентов медицинского колледжа, что доказывает правильность выдвинутой гипотезы.

о

мк мк

г.Тюмени г .Тобольск а

Созданные педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа могут быть предложены для внедрения в других медицинских колледжах. 

Выводы ко второй главе:

Педагогическими условиями развития социальной активности студентов медицинского колледжа являются:

-интеграция традиций отечественного здравоохранения и современных подходов по развитию социальной активности студентов медицинского колледжа;

- формирование учебных групп, состав которых включает студентов разного возраста (подростковый, юношеский, зрелый);

-использование в образовательном процессе медицинского колледжа технологий продуктивного обучения;

-интеграция деятельности социальных институтов по развитию социальной активности студентов;

-разработка и внедрение спецкурсов, направленных на развитие социальной активности студентов; программы развития медицинского колледжа;

-разработка и внедрение модели развития социальной активности студентов медицинских колледжей на основе здоровьецентрической парадигмы;

-обеспечение непрерывности в цепи «социальная активность медицинского колледжа — социальная активность педагогов - социальная активность студентов - социальная активность практикующих медицинских работников».

Информация о работе Педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа