Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 12:15, доклад
Цель исследования: определить, теоретически обосновать и реализовать педагогические условия развития социальной активности студентов в образовательном процессе медицинского колледжа.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития социальной активности студентов на основе здоровьецентрической парадигмы в педагогике 14
1.1. Анализ регионального, отечественного и зарубежного опыта подготовки медицинских работников в аспекте развития социальной активности ^
1.2. Сущность понятия «развитие социальной активности студентов медицинских колледжей», рассматриваемая в психолого- педагогической литературе 39
1.3. Состояние проблемы развития социальной активности студентов на основе анализа образовательных программ медицинских колледжей
1.4. Здоровьецентрическая парадигма как основа развития
7?
социальной активности студентов медицинских колледжей
Выводы к первой главе 84
Глава II. Разработка и внедрение педагогических условий развития социальной активности студентов медицинского колледжа на основе здоровьецентрической парадигмы. 86
2.1. Педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа
2.2. Реализация педагогических условий развития социальной активности студентов на основе здоровьецентрической парадигмы
2.3. Проверка эффективности педагогических условий развития
социальной активности студентов медицинского колледжа на
- 120 основе здоровьецентрической парадигмы
Выводы ко второй главе
Заключение 142
Библиография
Построение модели развития социальной активности студентов медицинских колледжей на основе здоровьецентрической парадигмы является основополагающим педагогическим условием.
Практическая реализация педагогических условий развития социальной активности студентов Тюменского медицинского колледжа включает проведение мероприятий (всероссийские и региональные акции, благотворительность, обучение элементам взаимопомощи, спортивные
мероприятия, разработка памяток, листовок, санбюллетеней, разработка и внедрение социальных программ и проектов и др.), использование продуктивных технологий в образовательном процессе ТМК, содеятельность социальных институтов, апробацию спецкурсов «Я, Ты, Сообщество в здоровьесбережении нации», «Введение в современные социальные проблемы», внедрение модели развития социальной активности студентов медицинских колледжей на основе здоровьецентрической парадигмы и др.
Разработаные критерии развития социальной активности студентов медицинского колледжа (социально-профессиональный, профессионально- деятельностный, профессионально-личностный) и показатели уровня социальной активности студентов медицинского колледжа (уровень инициативности студентов в общественной деятельности; сформированность активной жизненной позиции по здоровьесбережению нации; проявление эмпатии; установка на ЗОЖ; уровень освоения учебных дисциплин; динамика достижений УИРС; готовность оказывать лечебно- профилактическую помощь населению; умение оценивать состояние здоровья пациента; уровень готовности к активной профилактической работе с населением) послужили основой создания диагностического инструментария для исследования эффективности педагогических условий развития социальной активности студентов.
Анализ полученных результатов в ходе педагогического эксперимента показал эффективность педагогических условий развития социальной активности студентов медицинского колледжа, что доказывает правильность выдвинутой гипотезы.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях социальной направленности образования, повышения социальной значимости личности, ее роли в решении различных социальных проблем, в профессиональной подготовке медицинских работников придается большое значение формированию качеств личности, обеспечивающих их социальную активность (инициативность, партнерство, добровольчество, эмпатия, поддержка, доверительные отношения и др.).
Благодаря реализации совокупности предложенных педагогических условий развития социальной активности студентов в образовательном процессе Тюменского медицинского колледжа, в октябре 2006г. на Всероссийском конкурсе «100 лучших ССУЗов России» колледж был награжден золотой медалью «Европейское качество».
Созданные педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа могут быть предложены для внедрения в других медицинских колледжах.
Дальнейшее исследование мы видим в реализации технологий продуктивного обучения в образовательном процессе колледжа, как условие развития социальной активности студентов.
Полученные результаты диссертационного исследования позволили сформулировать следующие выводы:
Отечественный и зарубежный опыт общественной деятельности медицинских работников (подвижничество, милосердие, волонтерство, привлечение интеллигенции, духовенства к посильному участию в медицинском обслуживании населения, опыт «комплексной заботы» о здоровых и пациентах) является основой для совершенствования современной системы медицинского образования в контексте здоровьецентрической парадигмы, а его интеграция с современными подходами (личностно-ориентированным, реф лексивно-деятельно стным, здоровьецентрическим) обеспечивает дальнейшую эволюцию форм социальной активности студентов медицинских колледжей.
Под развитием социальной активности студентов медицинских колледжей понимается процесс, включающий с одной стороны, усвоение готовых форм социальной жизни, а с другой - приобретение собственного социального опыта, становление активной жизненной позиции, позволяющих добиваться позитивной самореализации в сфере здоровьесбережения. Инновационность подготовки средних медицинских работников, направленной на развитие социальной активности студентов, мы связываем с реализацией педагогических условий в рамках здоровьецентрической парадигмы.
Педагогическими условиями развития социальной активности студентов медицинского колледжа являются:
-интеграция традиций отечественного здравоохранения и современных подходов по развитию социальной активности студентов медицинского колледжа;
- формирование учебных групп, состав которых включает студентов разного возраста (подростковый, юношеский, зрелый);
-использование в образовательном процессе медицинского колледжа технологий продуктивного обучения;
-интеграция деятельности социальных институтов по развитию социальной активности студентов;
-разработка и внедрение спецкурсов, направленных на развитие социальной активности студентов; программы развития медицинского колледжа;
-разработка и внедрение модели развития социальной активности студентов медицинских колледжей на основе здоровьецентрической парадигмы;
-обеспечение непрерывности в цепи «социальная активность медицинского колледжа - социальная активность педагогов - социальная активность студентов — социальная активность практикующих медицинских работников».
Построение модели развития социальной активности студентов медицинских колледжей на основе здоровьецентрической парадигмы является основополагающим педагогическим условием.
Практическая реализация предложенных педагогических условий, направленных на развитие социальной активности, актуализирующих различные формы и виды содеятельности разновозрастных участников процесса на основе технологий продуктивного обучения и интеграции социальных институтов позволяют получить позитивную динамику в исследуемом феномене.
Критериями развития социальной активности студентов медицинского колледжа выступают: социально-профессиональный, профессионально- деятельностный, профессионально-личностный.
Полученные результаты педагогического эксперимента показали эффективность разработанных и реализуемых педагогических условий развития социальной активности студентов медицинского колледжа, что доказывает правильность выдвинутой гипотезы.БИБЛИОГРАФИЯ
Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение. — Ростов/Дону: Феникс, 2006.- 332с.
Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. - М.: Просвещение, 1998. - 208с.
Андреев А.А. Общество и образование: социокультурный профиль России // Педагогика. - 2002. - №6. - С.20-29.
Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань : КГУ, 1998 -Т.2. -318с.
Ананьев Б.Г.Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии. - Избр. психологические труды: в 2 томах, Т.2. М., 1980.- С.44.
Апанасенко Г.Л. О возможности количественной оценки уровня здоровья человека // Гигиена и санитария. - 1985. - № 6. - С. 55 - 58.
Апанасенко Г.Л., Науменко Р.Г. Соматическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида // Терапия и практика физической культуры. - 1986. - № 4.- С. 29-31.
Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология /серия «Гиппократ», Ростов/Дону: Феникс, 2000.-248с.
Аршавский В.В., Ротенберг B.C. Поисковая активность и адаптация. -М.: Высшая школа, 1984.-3 Юс.
Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. - М.: Высшая школа, 1974. - 384с.
И. Асмолов А.Г. Социальная биография культурно-исторической психологии /Под ред. А.Г.Асмолова / Культурно-историческая
психология и конструирование миров.- М.: Изд-во Института практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996.- 768с.
Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983.- 342с.
Багишев Э.Я. Приоритеты современного образования и стратегия его развития //Педагогика.-2003.-№9.- С. 10-14.
Базарный В. Главная опасность для цивилизации здоровых людей единицы //Народное образование. - 1998. - № 9/10 - С. 157 - 165.
Бако Э.К. Структурная перестройка системы управления образованием: новые принципы и подходы //Школьные технологии.- 1999.-т.- 4.- С.56-65.
Банникова Н.В. Общественные объединения как форма гражданского участия в решении социальных проблем (на примере региональных антинаркотических объединений): Автореф. дис ... канд. соц.. наук: 05.15.10.- М., 2002.- 22с.
Банщиков В.М. Медицинские кадры и их подготовка. - М.: «Медицина», 1931.-178с.
Баранов А., Сухарева JL Образ жизни и репродуктивное здоровье подростков //Народное образование 1998. - № 9-10. - С. 177 - 180.
Барчукова
Г.А., Локосова JI.P. Школа,
содействующая здоровью и образованию
в области здоровья. http://school667.narod//
Бахтина И.С., Бойко А.Т., Овсянников Э.М, Саркисова В.А. Сестринское дело. Менеджмент и лидерство.- СПб, 2003.-216с.
Безрукова В. Образовательные технологии: Ориентиры для выбора. // Управление. - 1999. - № 8. - С. 25-30.
Безрукова B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. - Екатеринбург: ПО «Север», 1994. - 152с.
Бейер П., Майер Ю. Теория и практика сестринского дела в контексте здоровья взрослого человека. ГОЭТАР - медицина, 2001.- 306с.
Берсенева Т.А., Захарченко М.В. Спецкурс "Воспитание здорового ребенка: традиции и современность" в последипломном образовании педагога //Здоровье и образование: Материалы Международного конгресса валеологов и третьей Всероссийской научно-практической конференции "Педагогические проблемы валеологии". Под редакцией В.В.Колбанова. - СПб., 1999. - С. 35-36.
Берулава М.Н. Интегративные процессы в образовании // Интеграция содержания образования в педагогическом вузе: сб. науч. тр. / Сост. Ю.И. Салов. - Бийск: НИЦБ и ГПИ, 1994. - С.З - 9.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-213с.
Бим-Бад Б.М., Безруких М.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528с.
Бирюков И.А., Семовских Ю.Н. Здравоохранение РФ, 1965.-189с.
Блинов A.C. Учить здоровому образу жизни //Педагогика. - 1993. - №4.-С.31-35.
Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Научно-педагогические парадигмы: история и современность //Современные проблемы истории и педагогической науки. Т.1.- М., 1994.- С. 68-78.
Бондаревская Е.В.Педагогическая культура как общественная и личная ценность //Педагогика.- 1999.-№3.-С.37-42.
Бордовская Н.В, Реан A.A. Педагогика и психология. Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 432с.
Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. Пособие М.: SvR- Аргус, 1994,- 207с.
Бочарова В.Г. Социальная педагогика: диалог науки и практики //Педагогика.- 2003.-№9.- С.3-9.
Бочкарёв В.И. Государственно-общественное управление образованием, каким ему быть //Педагогика.- 2001.-№2.-С.9-13.
Бржевский В. Врач - декабрист //Тобольская правда . - 1984. - № 162.- с 2-4.
Буштуева К. А., Случайно И.С. Методы и критерии оценки состояния здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды. — М.: Медицина, 1979.-312с.
Быков С.А. Условия гармонизации процессов социализации и индивидуализации в воспитании подростка: Автореф. дисс... канд. пед. наук: 25.00.15.-Тюмень, 1999.- 25с.
Вайнер Э.Н. «Культура здоровья» как правопреемница специальности «Валеология» в профессиональном педагогическом образовании// Материалы Ш Международного конгресса валеологов.- СПб, 2002.-36-37.
Валицкая А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса //Педагогика. 1998.- №4.- С. 12-18.
Вербицкий A.A. Психология мотивации студентов. - М.: Логос, 2006. -183с.
Вербицкий A.A., Щенников С.А., Теслинов А.Г. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования.-М.: Дрофа,2006.-591с.
Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ./ Вст. ст. В.П.Зинченко. - М.: Прогресс, 1987.-С.328-334.
Видута В.К. Из истории среднего медицинского образования в Зауралье// Фельдшер и акушерка.-1982.- № 8.- с. 66.
Виноградов Н.И. Подготовка медицинских сестер в США //Сестринское дело,- 2006.- № в.- С. 10-11.
Владиславлев П.А. Система образования в европейских странах СЭВ. Экономические и социальные проблемы.- М.: Наука, 1989.- 252с.
Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. -М.:Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
Волков Ю.Г. Диссертация: Подготовка, защита, оформление: Практическое пособие. -М.: Гардарика , 2001.- С. 134.
Волкова Г.Е., Резников С.М.. Организация работы в средних медицинских учебных заведениях. Москва, «Медицина», 1963.
Воронков H.A. Экология общая, социальная, прикладная: Учебник для студентов высших учебных заведений. Пособие для учителей. — М.: Агар, 1999.-428с.
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации (Под ред. Е.Н.Степанова).- М.:Т.Ц. «Сфера».- 2001.128 с.
Газман О.С. Общественное гражданское воспитание: взгляд в будущее //Советская педагогика.- 1990.- №7.- С.38-44.
Гальперин П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа. / П.Я. Гальперин // Вопросы психологии.- 1957.- №6.-19-25.
ГАТОТ, ф 352, оп.1, ед.хр. 101, л. 1 и 2.
ГАТОТ, ф. 352, оп 1., ед.хр. 1098, л. 42 и 43.
ГАТОТ, ф. 352, оп 1., ед.хр. 1098, л. 49.
Гвишиани Д.Н., Лапина Н.И. Краткий словарь по социологии.- М.: Политиздат, 1989.-285с.
Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее.- Новосибирск,1993.- 313с.
Гершунский Б.С. Философия образования для 21 века.-М.: Совершенство, 1998.- 608с.
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. /Отв. ред. и сост. П.В.Алексеев.- М.: Школа-пресс, 1995.- 147с.
Гигиена детей и подростков. Учебник /Под редакцией академика Сердюковой Г.Н. -М.: Медицина, 1989.-379с.
Гильманов С. А. Социальная активность образования в Х-М автономном округе // Образование в Тюменской области: интеллектуальный и социокультурный потенциал: Материалы областной научно-практической конференции.- Тюмень: Изд-во Департамента образования и науки АТО и ТГУ, 2004.- С. 57-67.
Гимадеев М. М., Шеповских А. И. Экологический энциклопедический словарь. — Казань: Природа, 2000.-296с.