Педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 12:15, доклад

Описание работы

Цель исследования: определить, теоретически обосновать и реализовать педагогические условия развития социальной активности студентов в образовательном процессе медицинского колледжа.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития социальной активности студентов на основе здоровьецентрической парадигмы в педагогике 14
1.1. Анализ регионального, отечественного и зарубежного опыта подготовки медицинских работников в аспекте развития социальной активности ^
1.2. Сущность понятия «развитие социальной активности студентов медицинских колледжей», рассматриваемая в психолого- педагогической литературе 39
1.3. Состояние проблемы развития социальной активности студентов на основе анализа образовательных программ медицинских колледжей
1.4. Здоровьецентрическая парадигма как основа развития
7?
социальной активности студентов медицинских колледжей
Выводы к первой главе 84
Глава II. Разработка и внедрение педагогических условий развития социальной активности студентов медицинского колледжа на основе здоровьецентрической парадигмы. 86
2.1. Педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа
2.2. Реализация педагогических условий развития социальной активности студентов на основе здоровьецентрической парадигмы
2.3. Проверка эффективности педагогических условий развития
социальной активности студентов медицинского колледжа на
- 120 основе здоровьецентрической парадигмы
Выводы ко второй главе
Заключение 142
Библиография

Файлы: 1 файл

дисерта.doc

— 3.00 Мб (Скачать файл)

уметь оказать первую медицинскую помощь;

в области сестринского дела в дерматовенерологии:

знать факторы риска, пути заражения, клинические проявления, осложнения и профилактику кожных и венерических заболеваний*;

знать этические и юридические аспекты оказания помощи пациентам с венерическими заболеваниями;

уметь проводить забор крови для серологической диагностики;

уметь обеспечить инфекционную безопасность пациента и персонала;

уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную сестринскую оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, осуществлять запланированный уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода*;

уметь подготовить пациента к диагностическим и лечебным процедурам;

в области сестринского дела в офтальмологии:

знать обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических процедур, при заболеваниях и травмах глаз;

знать причины, клинические проявления, принципы лечения, профилактики глазных болезней;

уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную сестринскую оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, проводить текущую и итоговую оценку результатив ухода;




 

уметь подготовить пациента к диагностическим и лечебным процедурам*;

уметь оказать первую медицинскую помощь; области сестринского дела в оториноларингологии:

знать обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических процедур при болезнях и травмах уха, горла, носа;

знать причины, клинические проявления, принципы лечения и профилактики болезней уха, горла, носа;

уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную сестринскую оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, осуществлять запланированный уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода*;

уметь подготовить пациента к диагностическим и лечебным

процедурам;

уметь оказать первую медицинскую помощь; области сестринского дела в гериатрии:

знать факторы риска, особенности клинических проявлений, осложнения и профилактику повреждений и заболеваний в пожилом и старческом возрасте; обязанности сестры при выполнении лечебно- диагностических мероприятий;

знать процессы старения организма, особенности диететики и фармакотерапии*;

уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода;

уметь подготовить пациента к лечебно-диагностическим процедурам;

уметь эффективно общаться с гериатрическими пациентами, учитывать этический аспект при контактах с гериатрическим пациентом;

уметь обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала;

уметь выполнять сестринские манипуляции;

уметь осуществлять лекарственную терапию, по назначению врача;

уметь поддерживать безопасную среду для пациента*;

уметь оказать первую медицинскую помощь; области сестринского дела во фтизиатрии:

знать факторы риска, основные клинические проявления, осложнения и виды профилактики туберкулеза; обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических мероприятий;

уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода;

уметь подготовить пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям, проводить туберкулинодиагностику, вакцинацию и ревакцинацию БЦЖ;

уметь обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала, осуществлять .комплекс противоэпидемических мероприятий в очагах туберкулезной инфекции;

уметь выполнять сестринские манипуляции;

уметь осуществлять лекарственную терапию, по назначению врача;

уметь оказать первую медицинскую помощь; в области реаниматологии:

знать факторы риска, клинические проявления и профилактику развития острой сердечно-сосудистой недостаточности, острой дыхательной недостаточности, шоковых и коматозных состояний; обязанности сестры в процессе проведения лечебно-диагностических мероприятий;

знать юридические и этические аспекты работы в отделениях интенсивной терапии и реанимации*;

уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода;

уметь обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала;

уметь выполнять сестринские манипуляции, осуществлять лекарственную терапию, по назначению врача;

уметь осуществлять профилактику внутрибольничной инфекции;

уметь обеспечивать безопасную среду*;

уметь осуществлять первую медицинскую помощь; в области клинической фармакологии:

иметь представление о фармакокинетике и фармакодинамике;

знать показания и противопоказания к применению лекарственных препаратов;

знать побочные эффекты лекарственных препаратов, характер взаимодействия лекарственных средств;

уметь оценивать действие лекарственных препаратов на пациента;

уметь проводить лекарственную терапию, по назначению врача;

уметь оказать первую медицинскую помощь при отравлениях; в области реабилитации:

знать виды, формы и методы реабилитации*;

уметь осуществлять этапы сестринского процесса при проведении реабилитации пациентов различных возрастных групп, перенесших травмы, соматические и инфекционные заболевания*;

уметь консультировать пациента и семью по вопросам организации рационального питания, обеспечения безопасной среды, физической нагрузки*;

уметь осуществлять приемы классического массажа, проводить комплексы лечебной физкультуры, отпускать основные физиотерапевтические процедуры, по назначению врача;

уметь оказать первую медицинскую помощь.

Приложение 2

Примеры продуктивного обучения Диагностические задачи

Диагностическая задача - это документированная исходная модель пациента с описанием субъективных и объективных симптомов, натуральная сестринская документация без её расшифровки, и решать её возможно только посредством мыслительных процессов. Цель таких задач - определить сестринские диагнозы.

Пример диагностической задачи. У трех человек: пациента с выраженным цианозом, находящегося в вынужденном полусидячем положении, женщины, поднявшейся на третий этаж и у молодого спортсмена, закончившего рекордный бег, число дыханий одинаково - 34 в 1 минуту. Чем обусловлено это явление у каждого из них?

Эта диагностическая задача позволяет обнаружить на III уровне способность распознать одышку (сестринская диагностика), понимание важного явления физиологической одышки. Если студент не знает норму, то не сможет распознать патологическое число дыхательных движений.

Метод мозгового штурма. Название метода родилось в сфере научных исследований; заключается в поиске ответа специалистов на сложную проблему посредством интенсивных высказываний всевозможных приходящих в голову идей, догадок, предположений, случайных аналогий, а также спонтанно возникающих у присутствующих нужных и ненужных ассоциаций.

Затем путем внимательного анализа отбираются идеи, наиболее интересные по своей близости к замыслу организатора мозгового штурма.

Этот метод хорошо применять для обобщения результатов при проведении «Консилиума», когда у пациента серьезные проблемы и требуется глубокий анализ обсуждаемой проблемы.

Ситуационные задачи - это задачи аналитического характера, умение анализировать, оценивать ситуацию и на основе этого анализа принимать правильное решение - неотъемлемое качество каждого медицинского работника.

Метод решения ситуационных задач способствует подготовке необходимых нашему обществу опытных специалистов с хорошей профессиональной подготовкой к предстоящей работе в реальных условиях практических лечебных учреждениях.

Решая ситуационные задачи, студенты закрепляют теоретические знания, учатся правильно ставить диагноз, находить причины возникшей патологии.

Пример ситуационной задачи.

Ребенку 20 дней. Родился с массой 3000 гр., ростом 52 см. Родители студенты: проживают в однокомнатной квартире без удобств. Во время посещения медсестрой ребенка на дому мама высказала следующие жалобы: ребенок часто плачет, беспокоен; маме кажется, что ему не хватает грудного молока, и она хочет перевести его на кормление молочным смесями.

Какой должна быть сестринская тактика?

По определению Л.Б. Наумова: «Деловая (имитационная, учебная, дидактическая) игра - это метод обучения профессиональной деятельности посредством её моделирования, близкого к реальным условиям, с обязательным разветвленным динамическим развитием решаемой ситуации, задачи или проблемы в строгом соответствии последующих событий с характером решений и действий, принятых играющими на предыдущих этапах».

Деловые игры рассчитаны на анализ сложных ситуаций, а разработка и принятие в них требуют, как правило, детальной проработки обширного материала и изучения последствий реализации возможных вариантов решений.

В условиях учебных занятий в средних медицинских заведениях, когда ресурсы времени для приобретения новых знаний, практических умений и навыков весьма ограничены, представляется целесообразным проведение не громоздких деловых игр. Они способствуют развитию оперативного мышления и умения быстро принимать решения по внезапно возникающим проблемам.

В ролевой игре имитируется реальный лечебно-диагностический процесс, реализуются реальные роли медицинской сестры, акушерки, фельдшера («Оказание первой помощи при ожогах, травмах», «Уход за новорожденным ребенком» и др.).

Ситуационная игра направлена на решение проблемно-игровой ситуации. В данном случае используются задачи с неопределенностью условий, с вероятным решением, на творчество и др.

Например, студентам предлагается на основании собственных наблюдений (в результате производственной практики) раскрыть ситуацию рождения ребенка в машине скорой помощи (на догоспитальном этапе). Студенты должны проанализировать причины преждевременных родов, оказывать неотложную помощь новорожденному и родильнице, предвидеть нестандартную ситуацию, определить её исход, прогноз, продумать план дальнейших действий.

Имитационная игра обычно направлена на имитацию определенного профессионального действия («Вакцинация грудного ребенка», «Снятие ЭКГ» и др.).

Созданная проблемной ситуацией «направленность мышления» рождает потребность найти способ её разрешения в процессе дискуссии.

Дидактические игры в процессе изучения специальных дисциплин позволяют:

создать атмосферу заинтересованного, ответственного отношения к овладению профессиональными знаниями;

развивать у студентов способности к самооценке своей будущей профессии;

обеспечить проблемность содержания обучения;

развивать логичность мышления;

развивать умения конструктивного общения;

формировать умения социального взаимодействия;

воспитывать чувство коллективной активности и взаимопомощи.

Необходимо таким образом строить процесс обучения, чтобы усвоение знаний оказывалось бы и одновременно и развитием «ума», развитием способности мыслить и др. Такой подход обусловлен требованиями к современному медицинскому работнику в условиях практической деятельности, когда необходимо оперативно выделить и медицинскую проблему, и оказать социальную помощь пациенту.



 

Прилод!сение 3

Программа

специального курса «Я, Ты, Сообщество в здоровьесбережении нации»

Разработанный спецкурс является дополнением «Программы развития колледжа», направленной на интеграцию социальной активности и здоровьесбережения.

Рекомендовано для использования в образовательном процессе средних медицинских учебных заведений.

Пояснительная записка

Система здравоохранения и образования находится на этапе реформирования и преобразований. Достижения педагогической и медицинской науки, опыт инновационных образовательных учреждений, а также, принятые в последнее время национальные проекты «Образование» и «Здоровье» - требуют качественно нового подхода квалификации выпускников медицинских колледжей. Приоритетным направлением деятельности образовательных учреждений является обучение студентов современным здоровьесберегающим технологиям.

Основным предназначением системы здравоохранения является здоровье общества. Деятельность медицинских работников находится в центре социальных структур.

Взаимосвязь здоровья с состоянием здравоохранения в обществе, с положением медицинского работника в обществе, а так же отношением к здоровью как собственному, так и близких людей, как к единственно непреходящей ценности - фактор, определяющий статус здоровья в обществе.

В сложившейся ситуации возрастает роль медицинского работника в оказании не только медицинской, но и социальной помощи человеку. Существует необходимость в осуществлении подготовки медицинских работников на основе современных научно обоснованных психолого- педагогических разработок по вопросам управления процессом здоровьесбережения, формирования культуры здоровья студентов, становления и развития профессионального здоровья педагогов и т.д.

В основе обучения положен принцип здоровьесбережения, который ориентирует на учет природного потенциала каждого студента, сохранения его здоровья за годы обучения, формирования ценностного отношения к нему, целесообразному использованию здоровьесберегающих технологий.

Календарно-тематический план спецкурса

«Я, Ты, Сообщество в здоровьесбережении нации»

№ п/п

Наименование тем

Всего

Теория

Практика

Сам. работа

1.

Введение в спецкурс. Социальная и клиническая медицина. Задачи спецкурса

4

2

2

 

2.

Роль медицинского работника в сохранении и укреплении здоровья населения

6

2

2

2

3.

Понятие «здоровье». Общественное здоровье, социальное здоровье. Понятие «профилактика болезни» в клинической и социальной медицине

4

2

2

 

4.

Доминанты

здоровьецентрического подхода

4

2

2

 

5.

Факторы, влияющие на состояние здоровья

6

2

2

2

6.

Современные подходы ведения здорового образа жизни. Качество жизни.

6

2

2

2

7.

Колледж - как институт социализации, взаимодействия с другими социальными институтами

4

2

2

 

8.

Здоровьесберегающие технологии

4

2

2

 
 

ИТОГО:

38

16

16

6

Информация о работе Педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа