Педагогические условия развития творческих способностей учащихся 5-9 классов на уроке технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 12:53, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: теоретически разработать и экспериментально проверить эффективность системы творческих заданий и упражнений, способствующих развитию творческих способностей школьников в процессе обучения технологии.
Для достижения поставленной цели, определила следующие задачи:
-рассмотреть сущность процесса развития творческих способностей ребенка на теоретическом уровне;
-рассмотреть возможность развития творческих способностей учащихся на уроках технологии;
-выявить уровень развития творческих способностей учащихся;
-подобрать, составить и апробировать в процессе обучения творческие задания и упражнения для эффективного развития творческих способностей учащихся;
-проанализировать полученные результаты.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
4
1
ТВОРЧЕСТВО КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
8
1.1
Творческая личность - важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания
8
1.2
Структура творческого процесса
12
1.3
Управление творческим процессом
16
1.4
Творческая активность учителя
19
2
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ
24
2.1
Проблема творчества в истории и теории педагогики
26
2.2
Творчество на уроках технологии
2.3
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии
33
2.4
Декоративно-прикладное искусство как средство развития, творческой личности
50
3
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКАХ ПО ТЕХНОЛОГИИ
53
3.1
Диагностика уровня развития творческих способностей
53
3.2
Заключительная диагностика и результативность опыта
56
3.3
Сравнительный анализ результатов работы
58


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
65

ПРИЛОЖЕНИЯ
69








ВВЕДЕНИЕ
1 ТВОРЧЕСТВО КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1 Творческая личность - важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания
1.2 Структура творческого процесса
1.3 Управление творческим процессом
1.4 Творческая активность учителя
2 РАЗВИТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ
2.1 Проблема творчества в истории и теории педагогики
2.2 Творчество на уроках технологии
2.3 Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии
2.4 Декоративно-прикладное искусство как средство развития, творческой личности
3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ
3.1 Диагностика уровня развития творческих способностей
3.2 Работа по выявления педагогических условий развития творческих способностей учащихся 5-9 классов на уроке технологии
3.3 Заключительная диагностика и результативность опыта
3.4 Сравнительный анализ результатов работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

дипломка2.docx

— 458.00 Кб (Скачать файл)

    

Министерство  образования и науки Республики Казахстан

 

Кокшетауский  университет им. Абая Мырзахметова

 

 

 

 

 

 

Ильина А.С.

 

Педагогические  условия развития творческих способностей учащихся 5-9 классов на уроке технологии

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

специальность 5В012000 - «Профессиональное обучение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кокшетау 2013

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

КОКШЕТАУСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМ. АБАЯ МЫРЗАХМЕТОВА

 

 

Допустить к защите:

заведующий кафедрой

к.т.н., доцент

Мухамадеева Р.М.

_________________________

_________2010 г.

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

На тему: «Педагогические условия развития творческих способностей учащихся 5-9 классов  на уроке технологии»

 

 

 

по специальности 050120- «Профессиональное обучение»

 

 

 

 

 

Выполнил      ______________  Ильина А.С.

 

Научный руководитель

к.т.н., доцент   ______________  

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Кокшетау 2013

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 
 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

4

1

ТВОРЧЕСТВО КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ  РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ                                                                                                                                                                                                                      

8

1.1 

Творческая личность - важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания                                                                                                                                                                                                           

8

1.2  

Структура творческого процесса                                                                                                               

12 

1.3  

Управление творческим процессом                                                                                                         

16

1.4  

Творческая активность учителя                                                                  

19

2

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ  РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ  

24

2.1

Проблема творчества в  истории и теории педагогики                               

26

2.2

Творчество на уроках технологии                                                                                                                                                            

 

2.3

Развитие творческого  потенциала учащихся на уроках технологии        

33

2.4

Декоративно-прикладное искусство как  средство развития, творческой личности                                                                                                                

50

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ  НА УРОКАХ ПО ТЕХНОЛОГИИ

53                                                                                                

3.1

Диагностика уровня развития творческих способностей                                                                             

53

3.2

Заключительная  диагностика и результативность опыта                          

56

3.3

Сравнительный анализ результатов работы                                                

58

     
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

63

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                                                 

65

 

ПРИЛОЖЕНИЯ                           

69

 

   

 
 
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

         Любой человек тянется к чему-то  новому, оригинальному, неординарному.  Взгляд человека проскальзывает  по уже привычным формам и  останавливается на чем-то еще  неизведанном, пусть поначалу еще  непонятном.

Актуальность  темы исследования обусловлена все возрастающей потребностью современного общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Перед нашим государством, школой, воспитателями и родителями встает еще одна задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в средние классы школы, вырос не только сознательным членом нового общества, не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно – инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся.

Стратегия современного образования  заключается в предоставлении возможности  всем учащимся проявить свои таланты  и творческий потенциал, подразумевающий  возможность реализации личных планов. В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей – это необходимое условие  всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка младшего школьного  возраста – это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями.

Средний школьный возраст  считается наиболее благоприятным  и 

«значимым периодом для выявления  и развития творческого потенциала личности. В этом возрасте закладываются  основы творческой и 

образовательной траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, качеств, способностей, потребностей личности. Все это определяет успешность дальнейшего обучения, воспитания и социализации личности.

Стратегическим направлением активизации обучения должно стать  не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных  мероприятий, а создание дидактических  и психологических условий осмысленности  учения, поиск педагогических средств, направленных на включение учащихся в процесс обучения на уровне творческой активности, развитие их интеллектуального  и творческого потенциала.

Одним из средств формирования творческих способностей детей среднего школьного возраста является технологическая деятельность, обучение которой ведется на уроках технологии. Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать готовое изделие, которым можно пользоваться в жизни. Этот процесс создания «нового» способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой учащимся необходимо активизировать мыслительные процессы и реализовать свой творческий потенциал.

Технологическая деятельность как вид художественной деятельности занимает промежуточную позицию  между учебой и игрой и отвечает условиями, обеспечивающим эффективность  развития творческих способностей школьников: делает возможным овладение учащимися  опытом самостоятельной, новой для  них деятельности; создает информационно  обогащенную досугово-развивающую  среду; обеспечивает совместную деятельность педагога и учащегося, родителей  и детей; способствует активизации  мыслительной и творческой учебной  деятельности; оказывает благотворное влияние на психическое развитие личности учащегося.

Природу творческой деятельности рассматривали Л.С. Выготский, А.И.Савенков, Б.М. Теплов, В.Д. Щадриков и др. Психолого-педагогические особенности творческой деятельности рассматривались в работах И.П.Волкова, А.Н.Леонтьева, А.Н.Лука, М.Р. Львова, Б.М. Неменский, С.Л.Рубинштейна и др.. В экспериментальных психологических  исследованиях А.А.Леонтьева, Н.В. Дягилевой, С.В. Максимовой, Н.Б.Шумаковой, Е.А. Яковлевой  и др. рассматриваются вопросы  развития творческих способностей учащихся, особенности их формирования в учебной  и внеучебной деятельности.

Однако, несмотря на разработку отдельных сторон проблемы развития творческих способностей детей, педагогический аспект формирования творческих способностей у учащихся основной школы средствами уроков технологии еще недостаточно изучен. Это указывает на актуальность нашего исследования на научно-методическом уровне.

Современную ситуацию в теории и практике образования можно  охарактеризовать сложившимися противоречиями между:

- потребностями общества  в творчески активных личностях,  способных систематично, последовательно  и качественно решать существующие  проблемы, и недостаточной разработанностью  методики, педагогических средств  и условий, повышающих эффективность  процесса организации творческой  деятельности личности;

- социальной значимостью  развития креативных способностей  школьников и недостаточной разработанностью  научно-методического обеспечения  для организации творческой деятельности  учащихся на уроках технологии;

- необходимостью объективной  оценки творческой деятельности  учащихся и недостаточной разработанностью  педагогического инструментария  для оценивания результатов творческой  деятельности учащихся среднего  звена. 

На основании выделенных противоречий, анализа философской, психолого-педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы учителей технологии была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом  осмыслении организации творческой деятельности на уроках технологии как  методического средства, обеспечивающего  формирование творческих способностей школьников. Это определило выбор темы исследования: «Педагогические условия развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии 5-9 класса».

      Развивать творческие способности необходимо с дошкольного возраста и более серьезно заниматься этой проблемой уже в школьном возрасте, т. к. именно здесь формируется полноценная личность ребенка. И задача педагогов заключается в том, чтобы помочь ребенку развить в себе творческие задатки, стать творческой личностью.

Почему ребенок приходит в школу и уже через неделю он не хочет в нее идти, ему  не интересно? Как сохранить в  ребенке  его творческое начало, как помочь ему стать творческой личностью, как помочь ему справляться  со своими проблемами? Все эти вопросы, на которые должны найти решения уже сегодня.

Если  поймем, что особо важно для формирования способностей ребенка, его чувств, умения думать то сможем помочь ему, дать возможность наиболее полного развития.  Должны открыть для ребенка как можно больше путей и уже, конечно, помочь ему  вступить в мир творчества, воображения, фантазии.

     Многими психологами и педагогами рассматривалось творчество по - разному. С философской точки зрения - это деятельность, порождающая нечто качественно новое , никогда ранее не бывшее.

     С точки зрения психологии, творчество - это процесс созидания нового или совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс.

 Педагогическими  творческими  способностями понимают индивидуальные  способности личности, являющиеся  субъективными условиями успешного  осуществления творческой деятельности.

     Психологи относят к творческим следующие: зоркость в поисках проблем, способность к "свертыванию", способность к "  сцеплению" (увязыванию новой информации со старой), способность к переносу, готовность памяти выдать нужную информацию, гибкость интеллекта, беглость речи, способность к доведению дела до конца, и т. д..

Таким образом, развитие творческих способностей становится жизненно важной проблемой, актуальной во все времена

 «Воспитание должно  развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни. Но таково ли воспитание в наше время?

... Воспитание должно неусыпно  заботиться, чтобы, с одной стороны,  открыть воспитаннику возможность  найти себе полезный труд в  мире, а с другой - внушить ему  неутолимую жажду труда ».К.Д.  Ушинский.

Образовательная область  «Технология» способствует развитию у  школьников функциональной технологической  грамотности, общетрудовых политехнических  знаний и умений, необходимых по всех сферах профессиональной деятельности, формирует такие важные качества личности, как трудолюбие, уважительное отношение к труду, бережливость, упорство в достижении поставленной цели, предприимчивость, творческий подход к принятию решений.

Занятия по технологии, как  и по любому другому предмету, представляет собой законченный, целостный, ограниченный временными рамками отрезок учебно-воспитательного  процесса, логическую единицу темы, раздела, курса. Оно является звеном в цепи и решает конкретные образовательные  и воспитательные задачи, которые  определяются программой трудового  обучения.

Исходя из этого, можно  сформулировать конкретные задачи изучения технологии на каждой школьной ступени.

В школе образовательная область «Технология» решает следующие задачи: привитие детям любви и привычки к труду, развитие чувства удовольствия от процесса участия в нем и удовлетворения его результатами, обеспечивает понимание роли труда в жизни людей, ознакомление с материалами и ручными инструментами, применяемыми в быту, и получение навыков ручной работы. Необходимо также привить учащимся навыки аккуратности, бережливости, трудолюбие. Результатом обучения должны стать общая положительная установка на труд, начальные знания о труде и элементарные трудовые навыки.

В среднем школьном звене  должна быть продолжена работы по выработке  взглядов, системы ценностей, психологических  установок, качеств личности, которые  необходимы для того, чтобы стать  эффективным работником, и позволяют, с одной стороны, быть полезным обществу, а с другой - реализовать личные устремления. В процессе обучения необходимо ознакомить с отраслями народного хозяйства, видами труда, распространенными профессиями, научить использовать наиболее часто применяемое оборудование и инструменты, вовлечь в общественно полезные труд, который является необходимым условием воспитания и становления гражданина и труженика. Полученные знания, умения и навыки должны быть достаточными для оптимального выбора школьниками своей будущей карьеры.

Итогом обучения в старшей  школе должны стать умения обосновывать цель деятельности с учетом общественных потребностей; находить и обрабатывать необходимую информацию; сотрудничать в коллективе, объективно оценивать  свои профессиональные возможности  и уметь соотносить их с реальной обстановкой на рынке труда; получение  профессиональной начальной подготовки, позволяющей включиться в трудовую деятельность или продолжить образование  в специальных учебных заведениях.

Реализация этих целей, дополненная  последовательной работой по профориентации, помогла бы как решению народнохозяйственных задач, так и грамотному формированию и исполнению личных планов школьников.

В процессе обучения педагог  создает необходимые условия, вооружает  школьников технологическими знаниями и практическими умениями, организует работу по их освоению и руководит  ею. В результате этого процесса учащиеся проходят путь от «незнания» к «знанию», от «неумения» к «умению»

Информация о работе Педагогические условия развития творческих способностей учащихся 5-9 классов на уроке технологии