Педагогические условия развития творческих способностей учащихся 5-9 классов на уроке технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 12:53, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: теоретически разработать и экспериментально проверить эффективность системы творческих заданий и упражнений, способствующих развитию творческих способностей школьников в процессе обучения технологии.
Для достижения поставленной цели, определила следующие задачи:
-рассмотреть сущность процесса развития творческих способностей ребенка на теоретическом уровне;
-рассмотреть возможность развития творческих способностей учащихся на уроках технологии;
-выявить уровень развития творческих способностей учащихся;
-подобрать, составить и апробировать в процессе обучения творческие задания и упражнения для эффективного развития творческих способностей учащихся;
-проанализировать полученные результаты.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
4
1
ТВОРЧЕСТВО КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
8
1.1
Творческая личность - важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания
8
1.2
Структура творческого процесса
12
1.3
Управление творческим процессом
16
1.4
Творческая активность учителя
19
2
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ
24
2.1
Проблема творчества в истории и теории педагогики
26
2.2
Творчество на уроках технологии
2.3
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии
33
2.4
Декоративно-прикладное искусство как средство развития, творческой личности
50
3
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКАХ ПО ТЕХНОЛОГИИ
53
3.1
Диагностика уровня развития творческих способностей
53
3.2
Заключительная диагностика и результативность опыта
56
3.3
Сравнительный анализ результатов работы
58


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
65

ПРИЛОЖЕНИЯ
69








ВВЕДЕНИЕ
1 ТВОРЧЕСТВО КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1 Творческая личность - важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания
1.2 Структура творческого процесса
1.3 Управление творческим процессом
1.4 Творческая активность учителя
2 РАЗВИТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ
2.1 Проблема творчества в истории и теории педагогики
2.2 Творчество на уроках технологии
2.3 Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии
2.4 Декоративно-прикладное искусство как средство развития, творческой личности
3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ
3.1 Диагностика уровня развития творческих способностей
3.2 Работа по выявления педагогических условий развития творческих способностей учащихся 5-9 классов на уроке технологии
3.3 Заключительная диагностика и результативность опыта
3.4 Сравнительный анализ результатов работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

дипломка2.docx

— 458.00 Кб (Скачать файл)

     Творчество есть создание новых, общественно значимых материальных, научных, художественных и других ценностей. Творчество – целенаправленная человеческая деятельность. Конечный продукт творчества может быть как материальным, так и идеальным, завершенным или незавершенным, но творческий процесс не может быть бесплодным.

Творчество ни в одной  области человеческой деятельности невозможно без отражения – это  есть преобразование природной и  социальной действительности. Сотворение нового – это не мистическая операция, а изменение существующего на основе познанных его свойств  и закономерностей.

       На рубеже XIX и XX столетий как специальная область исследования начала складываться та наука о творчестве, которая именовалась психологией творчества. В ней центральное и исходное место занимает понятие творчества как процесса. Именно в этом заключается отличие этой дисциплины от других, изучающих лишь результаты, продукты творческого труда. Предметом психологии творчества является исследования в динамике процессов создания произведений творчества.

Процесс творчества расчленяется на стадии труда, бессознательной работы и вдохновения, труд необходим для  пополнения сферы сознания содержанием, которое затем должно перерабатываться бессознательной сферой. Он необходим  также для стимуляции бессознательной  работы и вдохновения. Бессознательная  работа сводится к отбору.

Важнейшая способность творца – это его гениальность. Она  выражается необыкновенной концентрацией, напряженностью внимания и огромной восприимчивостью, впечатлительностью, умением видеть вещи в их сущности, даром интуиции, предчувствия, предугадывания.

Путем анализа и обобщения  суждений о качествах творческой личности были выделены наиболее бросающиеся  в глаза признаки гениальности, выражающиеся в особенностях перцепции, интеллекта, характера, мотивации деятельности. К числу персептивных особенностей относились: необыкновенная напряженность внимания, огромная впечатлительность, восприимчивость.

К числу интеллектуальных – интуиция, могучая фантазия, выдумка, дар провидения, обширность знаний.

Среди характерологических  особенностей подчеркивалось уклонение  от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация  и колоссальная работоспособность.

Особенности мотивации усматривались  в том, что гениальная личность находит  удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом  процессе.

Не так давно широко было распространено мнение, а многие западные психологи и педагоги и  сейчас так считают, что творчество изначально присуще ребенку, что  надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть  дорогу к созиданию, и, конечно, не могут  сохранить творческие способности  надолго. Поэтому творчеству надо обучать.

Стало понятно, что ребенку  необходимо дать средства той деятельности, которой он начинает заниматься. Сам  ребенок не сможет найти этого  средства, выработанные на долгом пути развития человечества. Он сможет открыть  только самые примитивные из них. И творчество его обречено остаться на самой низкой ступени. Но, оказывается, просто дать технические навыки недостаточно. Даже при хорошем овладении ими  ребенок, остается на уровне ремесла, а  не творчества. Нужно вложить ещё  в свое произведение эмоции, чувства, переживания, жизненный опыт.

Выяснилось, что и этому  можно научить детей, научить  их представлять себе и описывать  не только некоторые события, но и  внутренний мир знакомых и прозаичных предметов.

Но есть и ещё один компонент  творчества, без которого немыслимо  создание нового. Это творческое воображение, т. е. создание новых образов, представлений, которые воплощаются затем в  произведении.

Воображение – основа любого творчества и существуют общие законы, по которым оно развивается и  проявляется, законы, общие для всех видов творческой деятельности.

В 30-е годы крупнейший психолог Л.С. Выготский доказал, что воображение  ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного  опыта

     Л.С. Выготский писал: «Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека».

Воображение отличает человека от всех остальных существ. Именно поэтому  нас так привлекает творчество, творческие люди. Творчество – это вершина  развития человеческих способностей.

Чтобы создать новое творение необходимо иметь определенную базу знаний, т. к. любое новое появляется на основе старого. Значит, в основе творческой деятельности лежит трудовая деятельность, необходимая для наполнения сферы сознания содержанием, которая затем должна перерабатываться бессознательной сферой. Труд необходим также для стимуляции бессознательной работы и вдохновенья; трудовая деятельность является одной из стадий творчества: труд, бессознательная работа и вдохновение.

Если бы человек не трудился, то не появлялись бы новые творения, как духовные, так и материальные. Труд является основой, исторически  первичным видом человеческой деятельности.

 

       1.2 Структура творческого процесса

 

        Еще в начале нашего столетия отдельные учены (Рибо, Энгельмейер, Россман) пытались анализировать творческий процесс, проникнуть в его сложный механизм и создать его схему. В частности. Энгельмейер П.К. в своей основные стадии:

первая - возникновение идеи (акт творчества);

вторая — выработка  схемы (акт науки);

третья - разработка деталей (акт ремесла),по моему мнению, на современном этапе развития науки и техники творческими являются все три стадии. Если рассмотреть третью стадию, то изготовление образцов, то есть реализация идеи является сложнейшим творческим процессом. Чем сильна промышленность Японии? Не столько идеями и схемами, сколько высочайшим уровнем творчества в технологии - в подборе режимов и методов формообразования деталей, е оптимальном выборе уровня качества, в снижении энергоемкости и экономии материалов.

        Следовательно, все этапы деятельности учащихся следует считать творческими, как считает столяров Ю.С. К этим этапам относятся:

постановка посильной  задачи;

теоретическая подготовка к  выполнению задачи;

поиск конкретного решения  задачи;

материальное осуществление  теоретического замысла.

Полагаю, что к этим этапам необходимо добавить этап оценки

результатов решения технической  задачи. Несомненно, что предлагаемы: этап является этапом высокого уровня творчества.

      В современных условиях любая деятельность, в том числе творчество учащихся, деятельность, должны быть целенаправленными, а степень выполнения задач по достижению цели должна быть оценена по соответствующим критериям.

Большое значение имеет дифференцированный подход при постановке технических  задач, умений и навыков, психологический  статус, личные цели и интересы. Как  недостаточная, так и чрезмерная сложность поставленных задач могут  отрицательно сказаться на результатах  работы, в первом случае задача неинтересна, во втором случае - непосильна. Для оптимальной  постановки технических задач необходима их градация по уровням сложности.

 Наиболее удачно решает эту проблему Кутьев В.О. Творчество учащихся, по его теории может быть выражено тремя уровнями:

1. воспроизводящая деятельность;

2. воспроизводящая деятельность  с элементами творческого подхода;

3. творческая деятельность.

Для успешной организации  творческого процесса необходимо знание мотивов, побуждающих учащихся активно  участвовать в этом сложном процессе.

Антипова Л.Г. определяет следующие мотивы:

1. мотив будущего (учащиеся  стараются, чтобы занять достойное  место в группе, коллективе);

2. мотив престижа (учащиеся  стараются, чтобы занять достойное  место в группе, коллективе);

3. познавательный интерес  (любознательность);

4. мотив долга (готовность  работать в области избранной  профессии);

5. мотив влияния уважаемого  человека;

6. мотив принуждения (выполняют  работу, чтобы избежать неприятностей);

В последние годы уроки  технологии становятся уроками проектными, на которых решаются конструкторские  задачи. В курсе «Технология» мы рассматриваем несколько видов  учебных проектов в начальной  школе (по Н.М. Конышевой):

доконструирование изделия;

переконструирование изделия;

собственно конструирование  изделия.

Для развития творческих способностей учащихся использую различные методы  учебного  познания:

    • Метод сравнения. Сравниваться могут любые объекты, понятия,  эпохи. При изучении истории костюма, стиля в одежде.
    • Метод эвристических вопросов. Задаются 7 вопросов: Что?  Кто? Зачем? Где? Как? Чем? Когда? Ответы на эти вопросы и предполагают рождение творческих работ.
    • Метод образного видения. Результат работы выражается в словесной или графической форме (эскиз проекта или его словесное описание).
    • Метод придумывания. Это  способ создания неизвестного ранее продукта в результате творческих действий. Эскиз швейного изделия, сервировка стола, оформление подарка. Эскиз – составная часть любого творческого проекта.
    • Метод вживания. Средства этого метода позволяют нам почувствовать другую эпоху, представить себя в платье того времени, изучить манеры поведения.
    • Метод ученического планирования. Этот метод предполагает спланировать свою образовательную деятельность на выполнение творческого проекта, на составление реферата по проекту.
    • Метод самоорганизации обучения.  Работа с первоисточниками, технологическими картами, изготовление творческих проектов (практическая работа).
    • Метод взаимообучения. Учащиеся работают в парах, группах, выполняют функции учителя (ученики – консультанты), применяя доступный им  набор педагогических методов.
    • Метод рецензии. Рецензия может быть на любой творческий   проект  по каждому блоку программы. В кабинете есть архивный материал творческих проектов, который при необходимости просматривается и делается анализ выполненных проектов.
    • Методы  проектов. Метод проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников общеучебные умения, основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими способами преобразования материалов, энергии, информации, технологиями их обработки. Ведущее значение я придаю методу проектов, который позволяет развивать и формировать творческую личность.

Учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс:

-самостоятельно формирует  учебную проблему, осуществляет  сбор необходимой информации;

-планирует варианты решения  проблемы;

-делает выводы;

-анализирует свою деятельность, формируя « по кирпичикам»  новое знание и приобретая  новый учебный и жизненный  опыт.

Использование метода проектов на уроках повышает мотивацию к творческой деятельности. Метод проектов рассматривается  не как итоговая самостоятельная  работа учащихся, а как способ, позволяющий  приобрести навыки проектирования и  изготовления изделий, удовлетворяющих  индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества, другими словами: “ Сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других”.

На  уроках учащиеся выполняют различные типы проектов, чаще всего это практико-направленные и творческие проекты, реже – информационные и ролевые.

Чтобы разблокировать творческий потенциал учеников в процессе проектирования, использую специальные упражнения, направленные на выработку идей:

    • прием “Банк идей”. Придумывая идеи, учащиеся свободно самовыражаются. Этот процесс сопровождается быстрой зарисовкой или описанием идей. 
    • приём “Нелогичные связи”. Приём направлен на развитие пространственного воображения, нетрадиционного мышления учащихся, умение использовать природные формы для создания промышленного изделия. 
    • приём “Источник вдохновения”. Учащимся предлагается в свободное время использовать дополнительные источники информации по теме проекта. Ребенок, зная об источниках информации, начинает активно пользоваться ими, что стимулирует любознательность.

При изготовлении изделия  некоторые технологические операции выполняются при помощи специального приема “Звездочка”. Например, при  обработке кармана фартука ученица  обрабатывает карман не своего изделия, а карман изделия одноклассницы, что повышает степень ответственности  и тем самым повышает самоконтроль своей деятельности. 

Для закрепления знаний, умений и навыков создаются мини-проекты. (Кулинария – приготовление завтрака) С введением метода проектов у  учащихся появляется дополнительный шанс исследовать, придумывать, по-новому решать проблему, создавать изделие, использовать его и оценивать в реальных условиях. Интерес к проектам зависит  от степени самостоятельности.

Метод проектов помогает учащимся приобретать разнообразные знания и навыки по преобразованию материалов, энергии и информации, изучать  технику и культуру дома, уточнять свои профессиональные планы.

Информация о работе Педагогические условия развития творческих способностей учащихся 5-9 классов на уроке технологии