Педагогические условия развития творческих способностей учащихся 5-9 классов на уроке технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 12:53, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: теоретически разработать и экспериментально проверить эффективность системы творческих заданий и упражнений, способствующих развитию творческих способностей школьников в процессе обучения технологии.
Для достижения поставленной цели, определила следующие задачи:
-рассмотреть сущность процесса развития творческих способностей ребенка на теоретическом уровне;
-рассмотреть возможность развития творческих способностей учащихся на уроках технологии;
-выявить уровень развития творческих способностей учащихся;
-подобрать, составить и апробировать в процессе обучения творческие задания и упражнения для эффективного развития творческих способностей учащихся;
-проанализировать полученные результаты.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
4
1
ТВОРЧЕСТВО КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
8
1.1
Творческая личность - важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания
8
1.2
Структура творческого процесса
12
1.3
Управление творческим процессом
16
1.4
Творческая активность учителя
19
2
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ
24
2.1
Проблема творчества в истории и теории педагогики
26
2.2
Творчество на уроках технологии
2.3
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии
33
2.4
Декоративно-прикладное искусство как средство развития, творческой личности
50
3
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКАХ ПО ТЕХНОЛОГИИ
53
3.1
Диагностика уровня развития творческих способностей
53
3.2
Заключительная диагностика и результативность опыта
56
3.3
Сравнительный анализ результатов работы
58


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
65

ПРИЛОЖЕНИЯ
69








ВВЕДЕНИЕ
1 ТВОРЧЕСТВО КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1 Творческая личность - важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания
1.2 Структура творческого процесса
1.3 Управление творческим процессом
1.4 Творческая активность учителя
2 РАЗВИТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ
2.1 Проблема творчества в истории и теории педагогики
2.2 Творчество на уроках технологии
2.3 Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии
2.4 Декоративно-прикладное искусство как средство развития, творческой личности
3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ
3.1 Диагностика уровня развития творческих способностей
3.2 Работа по выявления педагогических условий развития творческих способностей учащихся 5-9 классов на уроке технологии
3.3 Заключительная диагностика и результативность опыта
3.4 Сравнительный анализ результатов работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

дипломка2.docx

— 458.00 Кб (Скачать файл)

Проблема развития личности всегда вызывала интерес и притягивала  умы ученых, философов, конечно, педагогов. Но сегодня это проблема особенно актуальна, когда образование находится  в напряженном процессе реформирования. Цель школы на данном этапе –  формирование личности школьника с  максимальным учетом его индивидуальных возможностей, способностей, развитие его творческого потенциала. В.А.Сухомлинский отмечал, что первоочередная задача состоит в том, чтобы открыть  в каждом человеке творца, поставить  его на путь самобытно-творческого, интеллектуального полнокровного  труда.

«Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, воспитывать  в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – знаний, поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого  достоинства».

Цель работы: теоретически разработать и экспериментально проверить эффективность системы творческих заданий и упражнений, способствующих развитию творческих способностей школьников в процессе обучения технологии.

Для достижения поставленной цели,  определила следующие задачи:

-рассмотреть сущность процесса развития творческих способностей ребенка на теоретическом уровне;

-рассмотреть возможность развития творческих способностей учащихся на уроках технологии;

-выявить уровень развития творческих способностей учащихся;

-подобрать, составить и апробировать в процессе обучения творческие задания и упражнения для эффективного развития творческих способностей учащихся;

-проанализировать полученные результаты.

Объект исследования: развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии.

Предмет исследования: эффективность вовлечения учащихся в творческую деятельность, способствующую развитию творческих способностей школьников.

Гипотеза: развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии будет успешным, если систематически вовлекать детей в творческую деятельность и если знания и умения усваиваются учащимися в строгой последовательности, постепенно, в порядке возрастающей трудности.

Даже маленький ребенок, хорошо изучив свою игрушку - меньше использует ее в своей игре по назначению. Ребенок  пытается использовать ее в качестве другого предмета с другими функциями, не свойственными для нее изначально.

Таким образом, способность творить заложена в ребенке с раннего детства. И проблема в том, что никто не занимается целенаправленно и осознанно развитием этих способностей. Все пускается на самотек. И тот ребенок, в котором были заложены большие творческие задатки, и который мог бы себя проявить в будущем в качестве творца в той или иной области, становится обыкновенным " человеком из толпы". В последнее время в нашей стране стало много людей обычных, ничем не выделяющихся, не стремящихся к какой-либо созидательной цели - людей творческих. Но необходимо развивать творчество в ребенке, прежде всего для него, же самого. Только  творческий человек всегда может найти выход в неординарной ситуации. Процесс развития творческих способностей учащихся на уроках технологии будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий:

- учебный процесс на  уроках технологии должен быть  организован с опорой на концептуальные  подходы к формированию творческих  способностей, разработанные отечественной  дидактикой;

- творческая деятельность  будет являть основным дидактическим  средством формирования творческих  способностей учащихся;

- в процессе обучения  технологии должны учитываться  возрастные психологические аспекты  формирования и развития творческих  способностей учащихся;

- процесс развития творческих  способностей учащихся должен  осуществляться на основе личностно  ориентированного подхода. 

Теоретико-методологической основой исследования являются философские  взгляды на природу творчества, идеи о ведущей роли деятельности в  процессе формирования и развития личности отечественных ученых (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), концепция личностно ориентированного подхода в обучении (Л.С.Выготский, И.А.Зимняя, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), теорию возрастной периодизации психического развития (Д.Б.Эльконин); теорию развития творческих способностей личности (Б.М. Теплов) и т.д.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем 

проанализированы и обоснованы общепринятые теоретические подходы  и педагогическая практика формирования и развития творческих способностей детей среднего школьного возраста средствами творческой деятельности. Выявлен воспитательный, образовательный  и развивающий потенциал этого  вида деятельности как средства формирования и развития творческих способностей школьников в процессе обучения технологии.

Практическая  значимость результатов исследования определяется тем, что те положения и выводы, которые были получены в процессе исследования, могут найти применение в школьной практике для формирования и развития творческих способностей, творческого мышления и познавательной активности школьников, повышения качества их обучения и воспитания, а также в разработке спецкурсов для студентов – будущих учителей. Научное обоснование процесса развития творческого потенциала младших школьников в учебной деятельности, комплекс предложенных автором работы педагогических условий позволяют совершенствовать процесс обучения технологии в средних классах общеобразовательной школы.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ состояния исследуемой проблемы; изучение передового педагогического опыта; беседы с учащимися, учителями; наблюдение; анкетирование, тестирование учащихся; обобщение личного педагогического опыта; анализ продуктов детского творчества; опытно-экспериментальная работа; сравнительно-сопоставительный анализ результатов учебно-воспитательной работы, проводимой в экспериментальном 6 классе.

Степень изученности проблемы. Существенный вклад в развитие теории и практики активного метода обучения внесли: М.М. Бирштейн , Т.П. Тимофеевский ,  Р.Ф. Жуков , И.Г. Абрамова, Ю.С. Арутюнов, Б.Н. Герасимов, В.Ф. Комаров, А.Л. Лифшиц и другие.

Научная новизна исследования заключается  в следующем:

- разработана модель поэтапного  формирования познавательного интереса  у учащихся 5-9 классов в логике  «любопытство - любознательность -собственно  познавательный интерес - творческий  интерес», в структуре которой  представлены цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы, методические  приемы, средства обучения, результат;

- определены показатели, охарактеризованы уровни сформированности  познавательного интереса у учащихся 5-9 классов;

- выявлены и экспериментально  подтверждены педагогические условия,  реализация которых позволяет  успешно формировать познавательный  интерес у учащихся 5-9-х классов  в процессе обучения математике.

  Практической базой написание дипломной работы  стала Алтындинская средняя школа имени Турсынбека Какишева с.Алтынды Акмолинской области

Структура работы: работа состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка использованных источников. Общий объём работы состоит из  страницы машинописного текста, таблиц и рисунков, а также электронной презентации и моделей работ учащихся.

Во  введении обоснована актуальность темы исследования, поставлены цели и задачи, изложены теоретические и методологические основы и новизна исследования.

В первом разделе изложена общая позиция  творчества как необходимый компонент  развития личности.

Во  втором разделе предложена развитие и реализация творческого мышления и потенциала учащихся.

В третьем разделе приведены результаты эксперимента эффективности методики.

 

 

 

 

 

1 ТВОРЧЕСТВО КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ                                                                                                              

 

    1. Творческая личность - важнейшая цель всего процесса

обучения и воспитания                                                                                                   

 

         «Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах. И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые перед каждым пустяком становятся в тупик».

А.С. Макаренко.

        Любим своих детей, желаем им добра и счастья. Напутствуем их, чтобы они росли умными, активными, творческими, целеустремленными хозяевами своей страны.

 Помним, что настоящий хозяин растет в труде. Труд должен войти в жизнь наших воспитанников, одухотворив её, придав ей деятельную активность и нравственную направленность, обогатив душу сознанием пользы любого, даже маленького дела, совершенного во имя блага.

Общество заботится о  том, чтобы каждый его гражданин  был создателем, творческим мыслящим «хозяином», ответственным за благосостояние и духовное благополучие своей страны.

       Творческая личность - важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания. Без формирования способности к эстетическому творчеству не добиться всестороннего развития личности. Мы ценим в людях смелость. Подростку небольшого города часто сложно проявить это качество, хорошо, если у него есть возможность выразить себя в искусстве. Человек хочет изменить мир, и он может попробовать это, если владеет образным языком декоративно – прикладного искусства, выплёскивая свои эмоции, оставляя в работе частицу себя.

Центральное место в эстетической творческой способности занимает эстетический вкус, эмоции. Все эти факторы  являются мощными стимуляторами  творчества.

Напомним, что человек  только тогда и производит в истинном смысле этого слова, то есть творит, когда он свободен от давления физической потребности. К.Маркс отмечает: «Царство свободы в действительности начинается лишь там, где прекращается работа, диктуемая нужной и внешней целенаправленностью...». Царство свободы - это и есть царство  творчества. Поэтому только в ходе развития творческих способностей человека может начинаться подлинное эстетическое воспитание.

Единство красоты и  труда, максимальное выявление творческих способностей в процессе производства - необходимые условия научно-технической  революции в обществе.

Эстетическое и творческое воспитание неразрывны в жизни. Ведь эстетическое воздействие на формирование нашего сознания не ограничивается сферой литературы, искусства, как бы ни были совершенными их произведения. Большую часть жизни люди проводят в труде. Воспитание отношения к труду опирается на качественно новые условия производства взаимоотношения в коллективе.

Работая учителем технологии, руководствуюсь простой истиной: знания можно извлечь из книг, а мастерству научит учитель. Поэтому цель уроков технологи – научить учеников на собственном примере и опыте  последовательно выполнять все  технологические операции, в конечном итоге -создать свой проект.

Учитель технологии многое может сделать для того, чтобы  детские руки стали умелыми. Не случайно известный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Дети любят труд, в процессе которого создается что-то красивое, необычное».

Чтобы учащиеся начали творчески  применять полученные знания, у них  должна возникнуть потребность в  креативном мышлении. Поэтому, в процессе подготовки к урокам необходимо просто найти что-то необычное, новое, увлекательное. Таким примером могут служить  новые техники 

ДПИ -энкаустика, монотипия  и др. Поскольку время урока  ограничено временным пространством  выполнение проектов, вышеперечисленные  технологии позволяют в краткие  сроки и при минимальных материальных затратах создавать индивидуальные проекты.

Главное – не сообщение  знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный в процессе работы учащимися овладевают знаниями по декоративно-прикладному искусству (вышивка, аппликация, пэчворк, декупаж); формируют и закрепляют навыки при работе с инструментами и приспособлениями; знакомятся с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства. У детей развивается художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетическое чувства и понимание прекрасного. Данный вид деятельности вовлекает в учебный оборот те силы и способности детей, которые другими средствами не могут быть задействованы. Он развивает важные для ребенка и процесса обучения психофизические, интеллектуальные и нравственные силы. К ним относятся зрение, слух, память, внимание, привычка к порядку и точности, настойчивость и т.д. Обогащается непосредственный, живой опыт школьников, будится творческая мысль, развиваются познавательные потребности, формируется общее умение работать: определять цель, объем работы, последовательность ее выполнения, предвидеть последствия ошибок, приучать к добросовестности в работе, формирует любовь к физическому труду.

      Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Большое значение имеет обсуждение художественных выставок и работ одноклассников. Самый продуктивный процесс – это изготовление сувениров, здесь по-особенному проявляется творческая инициатива и фантазия каждого ребенка, формируется эстетическое отношение к труду. И поэтому праздником труда, мастерства и фантазии юных умельцев можно смело назвать выставки и конкурсы, в которых принимаем активное участие. Проектная деятельность учащихся предусматривает экономное расходование материалов, соблюдение правил техники безопасности, применение полученных знаний и умений на практике

      Лилов, рассматривая природу художественного творчества, считает, что творчество – это общественное явление. Его глубокая специальная сущность заключается в том, что оно создает общественно – необходимые и общественно – полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и особенно в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного субъекта при его взаимодействии с объективной действительностью.

Информация о работе Педагогические условия развития творческих способностей учащихся 5-9 классов на уроке технологии