Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 12:53, дипломная работа
Цель работы: теоретически разработать и экспериментально проверить эффективность системы творческих заданий и упражнений, способствующих развитию творческих способностей школьников в процессе обучения технологии.
Для достижения поставленной цели, определила следующие задачи:
-рассмотреть сущность процесса развития творческих способностей ребенка на теоретическом уровне;
-рассмотреть возможность развития творческих способностей учащихся на уроках технологии;
-выявить уровень развития творческих способностей учащихся;
-подобрать, составить и апробировать в процессе обучения творческие задания и упражнения для эффективного развития творческих способностей учащихся;
-проанализировать полученные результаты.
ВВЕДЕНИЕ
4
1
ТВОРЧЕСТВО КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
8
1.1
Творческая личность - важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания
8
1.2
Структура творческого процесса
12
1.3
Управление творческим процессом
16
1.4
Творческая активность учителя
19
2
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ
24
2.1
Проблема творчества в истории и теории педагогики
26
2.2
Творчество на уроках технологии
2.3
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии
33
2.4
Декоративно-прикладное искусство как средство развития, творческой личности
50
3
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКАХ ПО ТЕХНОЛОГИИ
53
3.1
Диагностика уровня развития творческих способностей
53
3.2
Заключительная диагностика и результативность опыта
56
3.3
Сравнительный анализ результатов работы
58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
65
ПРИЛОЖЕНИЯ
69
ВВЕДЕНИЕ
1 ТВОРЧЕСТВО КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1 Творческая личность - важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания
1.2 Структура творческого процесса
1.3 Управление творческим процессом
1.4 Творческая активность учителя
2 РАЗВИТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ
2.1 Проблема творчества в истории и теории педагогики
2.2 Творчество на уроках технологии
2.3 Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии
2.4 Декоративно-прикладное искусство как средство развития, творческой личности
3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ
3.1 Диагностика уровня развития творческих способностей
3.2 Работа по выявления педагогических условий развития творческих способностей учащихся 5-9 классов на уроке технологии
3.3 Заключительная диагностика и результативность опыта
3.4 Сравнительный анализ результатов работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проблема развития личности
всегда вызывала интерес и притягивала
умы ученых, философов, конечно, педагогов.
Но сегодня это проблема особенно
актуальна, когда образование находится
в напряженном процессе реформирования.
Цель школы на данном этапе –
формирование личности школьника с
максимальным учетом его индивидуальных
возможностей, способностей, развитие
его творческого потенциала. В.А.Сухомлинский
отмечал, что первоочередная задача
состоит в том, чтобы открыть
в каждом человеке творца, поставить
его на путь самобытно-творческого,
интеллектуального
«Распознать,
выявить, раскрыть, взлелеять, воспитывать
в каждом ученике его неповторимо-
Цель работы: теоретически разработать и экспериментально проверить эффективность системы творческих заданий и упражнений, способствующих развитию творческих способностей школьников в процессе обучения технологии.
Для достижения поставленной цели, определила следующие задачи:
-рассмотреть сущность процесса развития творческих способностей ребенка на теоретическом уровне;
-рассмотреть возможность развития творческих способностей учащихся на уроках технологии;
-выявить уровень развития творческих способностей учащихся;
-подобрать, составить и апробировать в процессе обучения творческие задания и упражнения для эффективного развития творческих способностей учащихся;
-проанализировать полученные результаты.
Объект исследования: развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии.
Предмет исследования: эффективность вовлечения учащихся в творческую деятельность, способствующую развитию творческих способностей школьников.
Гипотеза: развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии будет успешным, если систематически вовлекать детей в творческую деятельность и если знания и умения усваиваются учащимися в строгой последовательности, постепенно, в порядке возрастающей трудности.
Даже маленький ребенок,
хорошо изучив свою игрушку - меньше использует
ее в своей игре по назначению. Ребенок
пытается использовать ее в качестве
другого предмета с другими функциями,
не свойственными для нее
Таким образом, способность творить заложена в ребенке с раннего детства. И проблема в том, что никто не занимается целенаправленно и осознанно развитием этих способностей. Все пускается на самотек. И тот ребенок, в котором были заложены большие творческие задатки, и который мог бы себя проявить в будущем в качестве творца в той или иной области, становится обыкновенным " человеком из толпы". В последнее время в нашей стране стало много людей обычных, ничем не выделяющихся, не стремящихся к какой-либо созидательной цели - людей творческих. Но необходимо развивать творчество в ребенке, прежде всего для него, же самого. Только творческий человек всегда может найти выход в неординарной ситуации. Процесс развития творческих способностей учащихся на уроках технологии будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий:
- учебный процесс на
уроках технологии должен быть
организован с опорой на
- творческая деятельность
будет являть основным
- в процессе обучения
технологии должны учитываться
возрастные психологические
- процесс развития творческих
способностей учащихся должен
осуществляться на основе
Теоретико-методологической
основой исследования являются философские
взгляды на природу творчества, идеи
о ведущей роли деятельности в
процессе формирования и развития личности
отечественных ученых (Л.С.Выготский,
А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.),
концепция личностно
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем
проанализированы и обоснованы общепринятые теоретические подходы и педагогическая практика формирования и развития творческих способностей детей среднего школьного возраста средствами творческой деятельности. Выявлен воспитательный, образовательный и развивающий потенциал этого вида деятельности как средства формирования и развития творческих способностей школьников в процессе обучения технологии.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что те положения и выводы, которые были получены в процессе исследования, могут найти применение в школьной практике для формирования и развития творческих способностей, творческого мышления и познавательной активности школьников, повышения качества их обучения и воспитания, а также в разработке спецкурсов для студентов – будущих учителей. Научное обоснование процесса развития творческого потенциала младших школьников в учебной деятельности, комплекс предложенных автором работы педагогических условий позволяют совершенствовать процесс обучения технологии в средних классах общеобразовательной школы.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ состояния исследуемой проблемы; изучение передового педагогического опыта; беседы с учащимися, учителями; наблюдение; анкетирование, тестирование учащихся; обобщение личного педагогического опыта; анализ продуктов детского творчества; опытно-экспериментальная работа; сравнительно-сопоставительный анализ результатов учебно-воспитательной работы, проводимой в экспериментальном 6 классе.
Степень изученности проблемы. Существенный вклад в развитие теории и практики активного метода обучения внесли: М.М. Бирштейн , Т.П. Тимофеевский , Р.Ф. Жуков , И.Г. Абрамова, Ю.С. Арутюнов, Б.Н. Герасимов, В.Ф. Комаров, А.Л. Лифшиц и другие.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- разработана модель поэтапного
формирования познавательного
- определены показатели,
охарактеризованы уровни
- выявлены и экспериментально
подтверждены педагогические
Практической базой написание дипломной работы стала Алтындинская средняя школа имени Турсынбека Какишева с.Алтынды Акмолинской области
Структура работы: работа состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка использованных источников. Общий объём работы состоит из страницы машинописного текста, таблиц и рисунков, а также электронной презентации и моделей работ учащихся.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, поставлены цели и задачи, изложены теоретические и методологические основы и новизна исследования.
В первом разделе изложена общая позиция творчества как необходимый компонент развития личности.
Во втором разделе предложена развитие и реализация творческого мышления и потенциала учащихся.
В третьем разделе приведены результаты эксперимента эффективности методики.
1 ТВОРЧЕСТВО
КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
обучения и воспитания
«Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах. И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые перед каждым пустяком становятся в тупик».
А.С. Макаренко.
Любим своих детей, желаем им добра и счастья. Напутствуем их, чтобы они росли умными, активными, творческими, целеустремленными хозяевами своей страны.
Помним, что настоящий хозяин растет в труде. Труд должен войти в жизнь наших воспитанников, одухотворив её, придав ей деятельную активность и нравственную направленность, обогатив душу сознанием пользы любого, даже маленького дела, совершенного во имя блага.
Общество заботится о том, чтобы каждый его гражданин был создателем, творческим мыслящим «хозяином», ответственным за благосостояние и духовное благополучие своей страны.
Творческая личность - важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания. Без формирования способности к эстетическому творчеству не добиться всестороннего развития личности. Мы ценим в людях смелость. Подростку небольшого города часто сложно проявить это качество, хорошо, если у него есть возможность выразить себя в искусстве. Человек хочет изменить мир, и он может попробовать это, если владеет образным языком декоративно – прикладного искусства, выплёскивая свои эмоции, оставляя в работе частицу себя.
Центральное место в эстетической творческой способности занимает эстетический вкус, эмоции. Все эти факторы являются мощными стимуляторами творчества.
Напомним, что человек
только тогда и производит в истинном
смысле этого слова, то есть творит,
когда он свободен от давления физической
потребности. К.Маркс отмечает: «Царство
свободы в действительности начинается
лишь там, где прекращается работа,
диктуемая нужной и внешней целенаправленностью.
Единство красоты и
труда, максимальное выявление творческих
способностей в процессе производства
- необходимые условия научно-
Эстетическое и творческое воспитание неразрывны в жизни. Ведь эстетическое воздействие на формирование нашего сознания не ограничивается сферой литературы, искусства, как бы ни были совершенными их произведения. Большую часть жизни люди проводят в труде. Воспитание отношения к труду опирается на качественно новые условия производства взаимоотношения в коллективе.
Работая учителем технологии, руководствуюсь простой истиной: знания можно извлечь из книг, а мастерству научит учитель. Поэтому цель уроков технологи – научить учеников на собственном примере и опыте последовательно выполнять все технологические операции, в конечном итоге -создать свой проект.
Учитель технологии многое
может сделать для того, чтобы
детские руки стали умелыми. Не случайно
известный педагог В.А.
Чтобы учащиеся начали творчески применять полученные знания, у них должна возникнуть потребность в креативном мышлении. Поэтому, в процессе подготовки к урокам необходимо просто найти что-то необычное, новое, увлекательное. Таким примером могут служить новые техники
ДПИ -энкаустика, монотипия
и др. Поскольку время урока
ограничено временным пространством
выполнение проектов, вышеперечисленные
технологии позволяют в краткие
сроки и при минимальных
Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный в процессе работы учащимися овладевают знаниями по декоративно-прикладному искусству (вышивка, аппликация, пэчворк, декупаж); формируют и закрепляют навыки при работе с инструментами и приспособлениями; знакомятся с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства. У детей развивается художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетическое чувства и понимание прекрасного. Данный вид деятельности вовлекает в учебный оборот те силы и способности детей, которые другими средствами не могут быть задействованы. Он развивает важные для ребенка и процесса обучения психофизические, интеллектуальные и нравственные силы. К ним относятся зрение, слух, память, внимание, привычка к порядку и точности, настойчивость и т.д. Обогащается непосредственный, живой опыт школьников, будится творческая мысль, развиваются познавательные потребности, формируется общее умение работать: определять цель, объем работы, последовательность ее выполнения, предвидеть последствия ошибок, приучать к добросовестности в работе, формирует любовь к физическому труду.
Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Большое значение имеет обсуждение художественных выставок и работ одноклассников. Самый продуктивный процесс – это изготовление сувениров, здесь по-особенному проявляется творческая инициатива и фантазия каждого ребенка, формируется эстетическое отношение к труду. И поэтому праздником труда, мастерства и фантазии юных умельцев можно смело назвать выставки и конкурсы, в которых принимаем активное участие. Проектная деятельность учащихся предусматривает экономное расходование материалов, соблюдение правил техники безопасности, применение полученных знаний и умений на практике
Лилов, рассматривая природу художественного творчества, считает, что творчество – это общественное явление. Его глубокая специальная сущность заключается в том, что оно создает общественно – необходимые и общественно – полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и особенно в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного субъекта при его взаимодействии с объективной действительностью.