Педагогика Марии Монтессори как образовательно-воспитательная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: предоставить и охарактеризовать как важное звено учебно-воспитательной работы, систему упражнений по сенсорному развитию детей, разработанных Марией Монтессори.
В процессе исследования были поставлены следующие задачи:
− выявить концептуальные основы педагогической системы М. Монтессори;
− охарактеризовать процессы психического развития ребёнка в её понимании;
− показать место и значение сенсорного развития в психофизическом развитии ребёнка в целом;
− раскрыть средства и методику сенсорного обучения в Доме ребёнка;

Файлы: 1 файл

оригинал курсовой.docx

— 176.35 Кб (Скачать файл)

                                             ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время в  Республике Беларусь, в образовательной школьной практике большое внимание уделяется различным педагогическим системам, которые получили своё распространение не только в нашей стране, но и в за- рубежной образовательной системе. Одной из таких педагогических систем, получивших мировую известность и широкую применяемость и у нас, стала система знаменитого выдающегося итальянского педагога, врача и общественного деятеля Марии Монтессори. Почему «прижились» Монтессори-центры (в том числе в Бресте в отдельных дошкольных учреждениях) в современной практике? В чём заключаются основные особенности её системы?

Исходя из суждений педагогов, изучающих педагогическую систему  Марии Монтессори, Комаровой И. А., Сороковой М. Г., Любиной Г. А. и др., можно сделать вывод что, педагогика Монтессори – это система свободного воспитания, т. к. она предполагает неограниченную свободу и самостоятельность для ребенка, хотя вопросы дисциплины при этом не исключаются. Основная цель  воспитания – это воспитание сильных людей, самостоятельных и свободных. По мнению ученых, цель жизни и работы ребенка она видит  в нем самом, в построении собственной личности, исходя из своего внутреннего потенциала. Педагогика М. Монтессори сосредотачивается на потребностях, способностях и одарённости каждого отдельного ребёнка. Её методика построена на наблюдениях за ребёнком в естественных условиях и понимании его таким, как он есть, а не тем, какой должна предстоять формирующаяся личность в глазах взрослого.

        Педагогическая система Марии Монтессори направлена на воспитание разносторонне развитой, нравственной, творческой, эстетической, экологической, трудовой культуры личности. Благодаря системе повседневных упражнений, ребёнок учится заботиться об окружающей среде, учится в самостоятельном обслуживании самого себя,  приобретает навыки позитивного социального поведения и знакомится с основами этикета. По её мнению,  дети любят больше трудиться, чем играть, они хотят научиться обслуживать себя: мыть, стирать, чистить, убирать, они хотят,  чем быстрее стать самостоятельными и независимыми.

Эти главные предпосылки  перекликаются с теми целями и  концептуальными положениями образовательной  системы, которые определены в Концепции  непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. В Концепции предусмотрена основная цель воспитания: формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Достижение цели предполагает решение следующих основных задач, которые достигаются в процессе воспитания и в системе Марии Монтессори, это: формирование нравственной, эстетической и экологической культуры; овладение ценностями и навыками здорового образа жизни; подготовка к самостоятельной жизни и труду; формирование культуры семейных отношений; создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности.

Большое внимание М. Монтессори уделяла сенсорному воспитанию. В мировой педагогике ее считают основоположником сенсорного воспитания детей. Его главное значение она видела в создании основы для развития мышления через расширение поля восприятия. Ее педагогика – это воспитание чувств ребенка, его сенсорной основы на примере каждодневных упражнений и игры. Как врач Мария Монтессори понимала, что для духовного развития важно ребёнка научить чувствовать, она утверждала, что высокий уровень развития органов чувств и определенная степень их дифференцированности  возможны лишь при специальной тренировке. Сенсорный Монтессори-материал предоставляет оптимальную возможность для этого. На основе сенсорного материала и специально разработанной системой упражнений  также осуществляется развитие у детей навыков письма, чтения и счёта.

Проблема сенсорного воспитания была и остаётся актуальной и сегодня. Эта проблема в экспериментальной  педагогике М. Монтессори, заинтересовала и нас. Практическая значимость проблемы и обусловила выбор темы курсовой работы «Сенсорное развитие ребёнка в педагогике М. Монтессори».

Объектом исследования является педагогическая система М. Монтессори.

Предмет исследования –  сенсорное развитие детей в Доме ребёнка.

Цель исследования: предоставить и охарактеризовать как важное звено учебно-воспитательной работы, систему упражнений по сенсорному развитию детей, разработанных Марией Монтессори.

       В процессе исследования были поставлены следующие задачи:

− выявить концептуальные основы педагогической системы М. Монтессори;

− охарактеризовать процессы психического развития ребёнка  в её понимании;

− показать место и значение сенсорного развития в психофизическом развитии ребёнка в целом;

− раскрыть средства и методику сенсорного обучения в Доме ребёнка;

− показать возможность  использования опыта Марии Монтессори по сенсорному развитию в современной практике обучения и воспитания.

В исследовании использован метод теоретико-сопоставительного  анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           1 ПЕДАГОГИКА МАРИИ МОНТЕССОРИ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

 

    1. Сущность и цели  воспитания по Монтессори

 

      В педагогике  существуют различные образовательные  и воспитательные системы и технологии, разработанные выдающимися учеными-педагогами. Это системы, воплотившие в себя огромный запас человеческих усилий, они принесли значительный успех в результате внедрения их на практике. Среди них можно выделить наиболее известные: образовательная модель «Шаг за шагом», система развивающего обучения Эльконина – В. В. Давыдова, образовательная технология Дальтон-план, технология развивающего обучения Занкова, технология ТРИЗ, образовательно-воспитательная система Марии Монтессори и другие. Обратим внимание на то, какие цели в обучении и воспитании ставили ученые в реализации систем.

Главными целями модели «Шаг за шагом» являются: образование личностно-ориентированной, открытой модели, семейно-общественного воспитания и обучения детей с учетом методических подходов и национальных традиций, достижений передового педагогического опыта; разработка и применение новых педагогических технологий, которые основаны на микрогрупповом и индивидуальном подходе обучения детей, полноценное психическое и физическое развитие в условиях начальной школы. Особенности этой системы: формирование открытой модели взаимодействия; ориентация педагогов и родителей, в организации учебно-воспитательного процесса; главными принципами в работе является право выбора ребенком вида деятельности, в зависимости от задач учебного дня; организация и направление деятельности учеников в классе, группе и индивидуального ученика, помогает ученикам, заинтерисовывает их в познавательной деятельности.

Единая цель обучения, воспитания, развития в рамках образовательной  модели «Шаг за шагом» состоит в  том, чтобы сформировать творческую, информационную личность, способную учиться и развиваться в течении всей сознательной жизни, вкладывать собственный потенциал на благо своей нации в мире постоянных социальных и технологических перемен.

Основная цель образовательной  технологии Дальтон-план – это  обеспечить индивидуальное развитие  ребенка, создать условия для развития социального опыта учеников за счет овладения навыками ответственности и самостоятельности в учебно-воспитательном процессе. Технология Дальтон-план – это система отношений, культура учебного труда, образ жизни. Реализуется эта технология через систему индивидуальных творческих заданий (Дальтон-задание), лабораторную работу над заданием (индивидуальная и коллективная учебно-познавательная  самостоятельная деятельность), создание атмосферы доверия, ответственности, успеха в таких организационных формах учебно-воспитательного процесса, как Дальтон-урок, Дальтон-час, Дальтон-неделя, Дальтон-конференция.

Цель образовательной  системы Эльконина − В. В. Давыдова заключается в обеспечении условий для превращения ребенка в субъекта,  заинтересованного в самоизменении и способности к нему. Фундаментом этой системы является положение, согласно которому ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения. Особенностями этой системы являются: доступность, посильность предлагаемых программ не допускающих перегрузки учащихся; развитие мышления ребенка, воображения, восприятия, памяти; формирование мотивационной сферы; развитие эмоционально-нравственной сферы [24].     

Цель воспитательно-образовательной системы Марии Монтессори четко не сформулирована. Основную цель жизни и работы ребенка видит в нем самом, в построении собственной личности, исходя из своего внутреннего потенциала. Источник развития находится в самом ребенке, воля создателя побуждает его к развитию. Так же целью воспитания  Монтессори – педагогики является воспитание свободной, самостоятельной личности. По ее мнению, дети любят больше трудиться, чем играть, они хотят научиться обслуживать себя: мыть, стирать, чистить, убирать, они хотят, чем быстрее стать самостоятельными и независимыми.

Каждая  из этих образовательных  систем направлена на  формирование свободной и самостоятельной  личности, на создание условий для  ее всестороннего развития.

Рассмотрим более шире педагогическую систему Марии Монтессори. Основной принцип ее системы, который можно рассматривать и как цель – это подвинуть ребенка к самовоспитанию, самообучению, к саморазвитию, а задача воспитателя – помочь ребенку организовать свою деятельность. Девиз метода: «Помоги мне сделать это самому». Педагогика Марии Монтессори сосредотачивается на потребностях, способностях и одаренности каждого отдельного ребенка.

Как отмечает сама  Монтессори: «Стимулировать жизнь и затем дать ей свободно развиваться, раскрываться – вот первейшая задача воспитания» [10, с.113].

По мнению Г. А. Любиной «система Марии Монтессори – это система свободного воспитания, потому что освобождает ребенка от диктата взрослых, от их заблуждений» [5, с.28].

Совершенствуя свои умения, ребенок постепенно приобретает чувство уверенности и независимости, он сам учится находить ошибки и исправлять их.   Понятия свобода и самостоятельность тесно взаимосвязаны, поскольку человек не может быть по-настоящему свободен, если он не самостоятелен. Она считает, что мы не должны прислуживать детям, поскольку этим мы защищаем его самостоятельность. Ребенок –  это не кукла, с которой можно играть и которая ничего не может сделать самостоятельно. Этим мы оскорбляем основные человеческие достоинства в ребенке. Иначе говоря,  феномен педагогики Марии Монтессори заключается в безграничной вере в природу ребенка, в его стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на развитие ребенка. Невозможно научить ребенка если он, как автомат, выполняет лишь то, что ему предписывается взрослыми. В таких условиях дети не имеют возможности проявить себя, и поэтому совершенно невозможно познать их истинную природу.

Сущностью воспитания педагогики Монтессори – это «помощь ребенку в жизни с самого рождения. Воспитание, которое рассматривает жизнь как центр, меняет все до сих пор существующие идеи о воспитании. Не определенная программа, но знание человеческой жизни должны быть исходным пунктом для воспитания» [22, с.11]. Именно взрослый должен способствовать созданию гармоничных отношений с ребенком. Ему следует уважительно и с пониманием относиться к ребенку. В целом цели определяются интересами личности, ее свободным саморазвитием, слиянием с общественными интересами: достижение человечеством мировой гармонии, построение универсального общества.

  Основная задача взрослого – создать среду, подходящую для свободного и полноценного развития ребенка, поскольку именно из окружающей предметной и социальной среды ребенок берет «строительный материал» для самосозидания. Многое из того, что заложено в ребенке природой взрослые считают достижениями собственных усилий в воспитании. Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Поэтому наблюдая за ребенком в естественных условиях, мы понимаем, что он рано или поздно начнет ходить, говорить, думать и предотвратить этот процесс практически невозможно. А если мы создадим малышу полноценную развивающую среду и окажем необходимую ему помощь, то мы этот процесс можем ускорить. Среда должна давать детям возможность выбора и самостоятельной деятельности. Если такая среда создана, взрослому следует не мешать, а тактично помогать ребенку строить свою личность. Находясь в такой среде, ребенок впитывает правильную речь, получает богатое сенсорное развитие, осваивает способы обращения с различными предметами. Необходимо учитывать, что каждый возрастной период требует подготовки особой среды и помещать ребенка одного возраста в среду для детей другой возрастной категории просто опасно. Подготовленная среда дает ребенку возможность постепенно, шаг за шагом, освобождаться от опеки взрослого, становиться от него независимым.

«Педагогика М. Монтессори не признает повелительного наклонения в отношениях с детьми, не торопит развитие маленького человека, предоставляя ему учиться и развиваться самостоятельно, согласно внутренним ритмам и потребностям.  Она позволяет ребенку проходить путь познания в ситуации, когда знания приобретаются в деятельности» [6, с.43],  предполагает неограниченную свободу, но вопросы дисциплины при этом не исключаются. В понятие свободы она вкладывает биологическое значение и видит ее, прежде всего в независимости и самостоятельности ребенка. «Человек не может быть свободен, если он несамостоятелен. Поэтому, первые активные проявления индивидуальной свободы ребенка должны быть направляемы так, чтобы в этой активности вырабатывалась его самостоятельность» [10, с.97-98]. Свобода ребенка проявляется в его деятельности, он сам выбирает материал, с которым хотел бы работать, и сам решает, что именно он будет из него делать. Ребенок может упражнять свои чувства свободно и спонтанно; он испытывает удовольствие от своей деятельности, потому что он делает то, что он хочет, а не то, что ему кто – либо укажет делать.

Итак, по мнению М. Монтессори, «воспитание – это помощь психическому развитию ребенка с самого рождения, при этом слово «воспитание» понимается, естественно, не в смысле преподавания, но в смысле поддержки душевного развития ребенка» [22 с.38].

Информация о работе Педагогика Марии Монтессори как образовательно-воспитательная система