Педагогика Марии Монтессори как образовательно-воспитательная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: предоставить и охарактеризовать как важное звено учебно-воспитательной работы, систему упражнений по сенсорному развитию детей, разработанных Марией Монтессори.
В процессе исследования были поставлены следующие задачи:
− выявить концептуальные основы педагогической системы М. Монтессори;
− охарактеризовать процессы психического развития ребёнка в её понимании;
− показать место и значение сенсорного развития в психофизическом развитии ребёнка в целом;
− раскрыть средства и методику сенсорного обучения в Доме ребёнка;

Файлы: 1 файл

оригинал курсовой.docx

— 176.35 Кб (Скачать файл)

Основные особенности  психического развития  ребенка с точки зрения Марии Монтессори – это впитывающее мышление и возрастная сенситивность. В его развитии она заметила определенные закономерности и основную направленность познавательной активности ребенка, которые отражены ею в возрастной периодизации, так же доказала, что разные типы навыков у ребенка лучше всего воспитывать в определенном возрасте, иначе можно упустить благоприятный момент для их формирования. На каждом возрастном этапе цели конкретизируются в зависимости от особенностей развития и основной направленности познавательной активности ребенка, а для их достижения решается ряд задач.

Ученые, занимающиеся изучением системы воспитания по Монтессори, выделяют  возрастные ступени развития ребенка и основные задачи,  решаемые на каждом из этапов, по-разному.

М. Г. Сорокова выделяет следующие возрастные периоды развития ребенка,  определяет цели каждого периода и задачи, способствующие достижению этой цели.

В возрасте от 0 до 6 лет, в период дошкольного детства, познавательная активность ребенка направлена на формирование чувственного образа  окружающего мира. Целью воспитания является  оптимизация процесса естественного развития. Для достижения этой цели решаются задачи  содействующие развитию:

− концентрации внимания;

− произвольных достижений;

− сенсорной сферы;

− речи, навыков письма и  чтения, элементарных математических представлений об окружающем мире;

− способности делать выбор, принимать решения и нести  за них ответственность, самостоятельно учиться.

В возрасте от 6 до 12 лет ребенок объективно ориентирован на поиск места человека и человечества в природе и мире. Целью воспитания является формирование чувства ответственности перед человечеством и «вселенского сознания». На этом этапе решаются следующие задачи:

− содействовать развитию системного мышления и экологической  мысли;

− показать место Земли  и человека в Космосе;

−  «посеять семена» различных  наук, как частей единого целого.

В возрасте от 12 до18 лет подросток  активно ищет свое место в обществе, поэтому целью воспитания в этом возрасте должно быть развитие способности к эффективному взаимодействию с социумом. Важнейшие задачи на этом этапе:

− содействовать личностному развитию подростков;

− дать возможность полноценного образования, соответствующего уровню современной науки и «потребностям ума» [22, с.25 – 26].

И. А. Комарова выделяет следующие ступени развития. Период до трех  лет она считает одним из важных этапов в жизни ребенка, когда  бессознательно происходит овладение основными жизненными новообразованиями: прямохождением, активной речью, сенсорикой. Развитие творческих начал у малыша происходит на основе его наследственных задатков. В этом возрасте у ребенка необходимо формировать три основных чувства: порядка, языка и природы. К шести годам перечень основных воспитательных задач возрастает, появляются новые задачи:

− развитие движений;

− космическое воспитание или открытие окружающего мира, частью которого является ознакомление с природой;

− математика или введение в мир чисел на основе дидактических  материалов и пособий.

Вторая ступень развития ребенка (от 7 до 12 лет) – это  период «строительства» самого себя,  где ведущее значение приобретает социальный фактор, окружающая среда. Основными задачами данного возраста являются:

− воспитание моральных  ценностей и расширение контактов  с людьми;

− связь с природой ближнего и дальнего окружения;

− полная самостоятельность и умение планировать собственную деятельность [4, с.6 – 7].

 

1.1 Основные принципы Монтессори-педагогики

 

Прежде чем  приступить к рассмотрению принципов  педагогики Марии Монтессори, обратимся к сущности понятия «принцип педагогической деятельности». Для начала рассмотрим, что же такое «принцип»? В толковом словаре С. И. Ожегова понятие «принцип» означает «основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, мировоззрения, теоретической программы» [19, с.300]. М. В. Ефимова дает такое определение понятию: «принцип – это внутренняя убежденность в чем – либо, норма или правило поведения» [22, с.26]. В педагогике  «принцип» определяется как «основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки; руководящая идея, основное правило деятельности; внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие нормы поведения» [7, с.224]. Мудрик А. В. определяет принципы воспитания как «основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека» [22, с.26]. В работах М. Монтессори термин «принцип» использует часто, при этом он имеет различную смысловую окраску.

Наиболее полную характеристику понятию  дал Краевский В. В., он указал, что понятие «принцип» имеет два значения. С одной стороны – это абстрагированное положение  из конкретной области, с другой стороны он трактуется как принцип действия и имеет нормативную составляющую. Второй подход к раскрытию понятия является наиболее подходящим содержанию и задачам педагогики. «Педагогические принципы – это принципы деятельности, представляющие собой наиболее общее нормативное знание. Это  наиболее общие указания к деятельности» [22, с.26].

Согласно В. В. Краевскому, ориентиром при формулировании принципов педагогической деятельности является знание закономерностей различного плана (например, философских оснований конкретного педагогического подхода, законов развития ребенка, педагогических закономерностей и т.д.). Принципы и закономерности находятся на одном и том же уровне обобщенности. Однако принципы логически не вытекают из этих закономерностей, но при формулировании первых требуется дополнительно учесть цели воспитания и обучения, конкретные особенности организации педагогического процесса,  возрастные, индивидуальные  и другие особенности учащихся, специфику предмета  и т.д. Таким образом, выделение принципов педагогической деятельности связано с привлечением многих дополнительных знаний.

Основываясь на такой трактовке  понятия «принцип педагогической деятельности» данной В. В. Краевским, М. Г. Сорокова выделила следующих пять принципов Монтессори – педагогики:

1) содействие естественному развитию;

2) взаимодействие с «подготовленной средой»;

3) свобода выбора в «подготовленной среде»;

4) индивидуальная активность в учении;

5) предметность в учении  [22, с.27].

Обратимся к раскрытию  сущности этих принципов.

Принцип содействия естественному  развитию. Этот принцип основан на понимании Марией Монтессори природы ребенка, особенностей его развития, согласно этому пониманию, с рождения ребенок имеет внутренний потенциал, источник созидательной энергии, побуждающей его к саморазвитию. Она утверждает, что в процессе саморазвития у ребенка нет ни конкретных целей, ни известных путей, поэтому эти пути ему приходится искать самому, руководствуясь внутренними побуждениями, импульсами интереса к той или иной деятельности. «В душе ребенка, отмечает М. Монтессори, есть секрет, который мы не можем открыть, потому что сам ребенок не открыт нами и потому что он строит себя постепенно. Мы снова имеем дело с явлением, похожим на деление клеток. Здесь, как и там, совершается развитие по невидимому плану, который невозможно уловить и который обнаруживается лишь тогда, когда образование организма во всех деталях проходит спонтанно. Ребенок может раскрыться нам только сам, свободно претворяя свой естественный план построения» [9, с.29-30].  Самое главное это – не мешать авторитетными педагогическими воздействиями на развитие и рост  ребенка, а помогать этому процессу естественного развития, которое должно осуществляться на основе знания объективных законов психологического и социального развития, а так же  внимательного наблюдения за конкретным ребенком.

Какова должна быть эта  помощь? Целесообразно ли жесткое руководство процессом развития, даже если оно осуществляется с самыми лучшими намерениями? Невозможно, так как взрослые не могут точно предвидеть все индивидуальные потребности развития ребенка в каждый конкретный момент, не могут предсказать направления действия его внутренних импульсов. Особое влияние на развитие ребенка оказывает  авторитарное воспитание, поскольку оно подавляет спонтанные импульсы ребенка и способно вызывать сопротивление и отвращение к созидательной деятельности. Такой стиль воспитания не способствует естественному развитию ребенка, а наоборот тормозит его. Одной из негативных форм, применяемых в воспитании, является и гиперопека, взрослые стремятся выполнить за ребенка то, что уже может сделать самостоятельно без посторонней помощи. Любая помощь ребенку, в которой он не нуждается, служит препятствием на пути естественного развития. Поэтому помощь в саморазвитии должна быть в меру необходимости и в первую очередь не навязчивой, т.е. должна носить характер содействия.

Содействие естественному  развитию осуществляться на основе знания объективных законов психофизического и социального развития, а также внимательного наблюдения за конкретным ребенком. Мария Монтессори утверждала, что «мы не можем и предвидеть всех последствий заглушения непосредственной, самопроизвольной деятельности ребенка в ту пору, когда он только начинает проявлять активность: может быть, мы заглушаем самую жизнь» [10, с.91].

Принцип взаимодействия с подготовленной средой. Формулировка этого принципа  – это  содействие естественному развитию, которое  должно  осуществляться в процессе взаимодействия ребенка с «подготовленной средой» – специально созданной развивающей предметно-пространственной и социальной средой.

 Подготовленная среда  – важнейший элемент педагогики  Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Природой в ребенке заложено многое из того, что взрослые считают достижениями собственных усилий в процессе воспитания, поэтому наблюдая за ребенком в естественных условиях, мы видим, что он рано или поздно начнет ходить, говорить, думать, и предотвратить этот процесс практически невозможно. Но если мы создадим  ребенку полноценную развивающую среду и окажем ему помощь, то мы ускорим процесс его развития. Подготовленная среда дает ребенку возможность постепенно, шаг за шагом, освобождаться от опеки взрослого, становиться от него независимым. Так, оборудование в доме ребенка или школе должно соответствовать росту и пропорциям ребенка соответствующего возраста. Монтессори предполагала, что «с взрослением ребенка и изменением главных задач, должно изменяться и его подготовленное окружение. Первой средой, отвечающей всем потребностям развития еще не рожденного малыша, становиться его мать, потом эти функции перераспределяются между остальными членами семьи. С трех лет, когда, как считает М. Монтессори, может быть начато осознанное обучение, ребенок нуждается в профессионально организованной развивающей среде, где педагог и организатор среды и ее неотделимая часть. А в среде продумано все и до мелочей» [18, с.9].  «Подготовленная среда учитывает моторные потребности ребенка. Она как бы подталкивает его к спонтанным действиям, развивающим и совершенствующим координацию движений и концентрацию внимания. Казалось бы, чего проще –  взять с полки поднос со стеклянными кувшинчиками, наполненными водой, и перенести его на свой рабочий стол. Но в этих нескольких шагах как раз и содержится развитие движений и внимания, составляющих основу саморазвития», пишет в своей работе Хилтунен Е. [28, с.3].

Особую роль играет социальный компонент «подготовленной  среды»: педагоги и дети. Педагог отвечает за создание в группе справедливых отношений взаимопомощи, дружелюбной и спокойной атмосферы, способствующей созидательной деятельности детей. Педагог создает и поддерживает связь между ребенком и развивающей предметно-пространственной средой. Он внимательно наблюдает за детьми, ни в коем случае не навязывая им свою помощь, но в случае необходимости помогает ровно столько, сколько помощи просит ребенок. Если помощь не требуется, педагог не вмешивается в процесс деятельности ребенка, позволяя ему совершать ошибки и самостоятельно находить их, так как функция контроля заложена в самом дидактическом материале [22].

Принцип свободы  выбора в «подготовленной среде» – является так же  не менее важным принципом, определяющим особенность педагогики М. Монтессори. В чем же сущность данного принципа? Почему ребенку необходимо предоставить свободу выбора деятельности? Потому что при этом он руководствуется сильными внутренними импульсами, побуждающими его к развитию. Ребенку предоставлена возможность выбора вида деятельности, которым он занимается столько, сколько хочет. Выбирая вид деятельности, и занимаясь ею столько, сколько захочет, он удовлетворяет внутреннюю потребность в развитии. Детям должна быть дана возможность самостоятельно выбирать место для занятий «нельзя не подумать, что делается с душою ребенка обреченного расти в условиях столь вредных и искусственных, что самый его скелет рискует подвергнуться деформации. Говоря об освобождении рабочего места, мы не забываем, что за явной формой страдания, как малокровие или грыжа, таится еще иная рана, от которой должна страдать душа человека, подчиненного какой бы то ни было форме рабства» [22, с.38]. Так же ребенку дается возможность самостоятельно переставлять столы и стулья. Переставление стульев с места на место, производящее шум, М. Монтессори рассматривает как упражнение моторики. Они должны научиться переставлять предметы по возможности тихо, чтобы не мешать другим. «В этой среде на специальных полках, открытых для всех детей группы, в определенном порядке расположены дидактические материалы являющиеся стимулами к развитию. Весь материал расположен в логической последовательности и разделен на области: Область упражнений в практической жизни, сенсорная область, область математического материала и область развития речи, иногда говорят и о естественнонаучной области. Каждая из них имеет свое предназначение» [18, с.9].

Принцип индивидуальной активности в учении. Активность –  это важное качество, которое должно присутствовать не только в учении, но и повседневной жизни, поскольку она способствует развитию самостоятельности. В учении очень важно систематическое проявление индвидуальной активности, так как потребность в спонтанной созидательной деятельности объективно присуща детской природе. Дать возможность удовлетворить ее означает, согласно М. Монтессори, способствовать психофизическому и социальному развитию. Препятствовать ее развитию, значит подавлять жизнь ребенка, а пренебрегать ею – это пускать процесс развития на самотек.  «Целесообразным окажется только такой воспитательный метод, который будет содействовать полному проявлению жизни. А для этого необходимо стараться не задерживать самопроизвольных движений и не навязывать произвольных задач» [10, с.91].

Информация о работе Педагогика Марии Монтессори как образовательно-воспитательная система