Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 14:37, курсовая работа
Цель исследования: предоставить и охарактеризовать как важное звено учебно-воспитательной работы, систему упражнений по сенсорному развитию детей, разработанных Марией Монтессори.
В процессе исследования были поставлены следующие задачи:
− выявить концептуальные основы педагогической системы М. Монтессори;
− охарактеризовать процессы психического развития ребёнка в её понимании;
− показать место и значение сенсорного развития в психофизическом развитии ребёнка в целом;
− раскрыть средства и методику сенсорного обучения в Доме ребёнка;
Материал содержит возможность самостоятельного контроля над ошибками и исправления их. Все материалы для упражнений в практической жизни способствуют развитию мелкой моторики ребенка. Материалы для упражнений в повседневной практической жизни должны по цвету, форме, величине, удобству и притягательности отвечать детским потребностям. Ребенок особенно любит упражнения, которые встречаются в его повседневной жизни дома. Поэтому М. Монтессори рекомендует подбирать упражнения, часть которых происходит в их повседневных домашних делах. Это могут быть, например, мытье рук, плетение косичек, глажка, подметание пола, стирка, вытирание стола, застегивание пуговиц курточки или завязывание шнурков на ботинках. Сначала за их деятельностью, наблюдают взрослые, и если ребенок просит о помощи, помогают ребенку в необходимой мере. Благодаря этому у него формируется чувство собственного достоинства и независимости, так как теперь жизненно важная деятельность может им выполняться совершенно самостоятельно. С увеличением независимости растет уверенность в себе. «Материалы эти научат ребенка быть независимым, научат, прежде всего, заботиться о себе, а потом и об окружающем мире. Только независимый человек может быть свободным! А какая тут свобода, независимость, когда без взрослого даже застегнуться, зашнуровать кроссовки не научился, когда обо всем надо просить», − подчеркивает Любина Г. А. [5, с.12].
Таким образом, Сорокова М. Г. выделяет следующие группы упражнений:
− упражнения по уходу за окружающей средой;
− упражнения по уходу за собой;
− упражнения основы культуры поведения в обществе;
− особые виды упражнений: упражнения в тишине и хождение по линии.
Рассмотрим, какие виды упражнений М. Монтессори относила к каждой из групп.
Первая группа: уход за окружающей средой. Цель второй группы упражнений в практической жизни – научить ребенка заботиться об окружающей среде, сохранять ее в чистоте и по возможности украшать. Для этого необходимо уметь протирать пыль, подметать пол, мыть стол, полировать мебель и металлические предметы, а также составлять красивые букеты из цветов, стирать и т.д.
Вторая группа: уход за собой. На упражнениях первой группы ребенок учится самостоятельно себя обслуживать. К ней относится, например, застегивание пуговиц и ремней, завязывание бантов и шнурков, мытье рук, чистка ботинок и т.д.
Третья группа: основы культуры поведения в обществе. На упражнениях третьей группы ребенок приобретает навыки позитивного социального поведения и знакомится с основами этикета. Ребенок учится вступать в контакты и поддерживать их. В виде игры или беседы происходит знакомство с общепринятыми формами обращения к человеку, приветствия и прощания, извинения и благодарности. Способность внимательно выслушать собеседника, не перебивая его, задать или по существу ответить на вопрос, предложить или принять помощь также относится к числу важнейших социальных умений, для овладения которыми ребенку требуется время.
Четвертая группа: особые виды движений. В четвертую группу входят два особых упражнения для развития координации движений и самообладания: «ходьба по линии» и «упражнение в тишине». Оба они имеют также социальный эффект – учат детей обращать внимание друг на друга и не мешать окружающим. При этом «упражнение в тишине» удается только тогда, когда в нем принимают участие действительно все дети [22, с.158].
Итак, в результате жизни
в соответствующей развивающей
среде ребенок приобретает
Рассмотрим четвертую группу более подробно. В первые годы своей жизни ребенок обладает естественным стремлением к движению. Он хочет перемещаться в пространстве, чтобы ближе познакомиться с окружающими его вещами и уметь осмысленно обращаться с ними. Он находится в сенситивном периоде развития точности движений. Примерно с 1 года до 4 лет маленькие дети стремятся стать хозяевами своих действий. Сначала движения у него неловки, зачастую негармоничны и бесцельны, поэтому в процессе воспитания включается моторная активность. Первые действия, которыми овладевает ребенок, становятся контролируемыми в результате целенаправленных упражнений. Моторное развитие зависит от индивидуального темпа движения ребенка. Точность движений формируется в результате создания важно необходимой подготовительной среды, учитывая моторные потребности ребенка. В этой среде необходимо предложить ребенку всевозможные виды упражнений, чтобы тем самым способствовать развитию координации и совершенствованию движений. «Только дети, впитывающие наше отношение к подготовленной для них среде, в состоянии выделить из нее отдельный предмет и подарить ему свое особое внимание и любовь. Энергия отдельного предмета помогает малышам материализовать свои чувства. Именно так ребенок приобретает только ему одному присущий взгляд на мир», − отмечает Хилтунен Е. [28, с.11].
М. Монтессори пишет: «Если хорошо подумать, упражнения в практической жизни – настоящая гимнастика, так что само повседневное окружение является школой совершенствования всех движений. Скатать ковер, почистить пару ботинок, вымыть раковину или пол, накрыть на стол, открывать и закрывать ящики и крышки, двери и окна, убрать комнату, аккуратно поставить стул, закрыть занавеску, переставить какую-то мебель и т.д. – это упражнения, при которых либо все тело, либо то или иное движение совершенствуется. С помощью обычной работы ребенок учится двигать руками и кистями, а мускулатура развивается быстрее, чем при гимнастике» [13, с.93]. Но все же, какое отношение гимнастика может иметь к навыкам практической жизни? Оказывается, самое прямое. Например даже для того чтобы не разбить чашку, необходимо, во-первых, аккуратно донести ее до стола, во-вторых, умело налить в нее сок из кувшинчика, не пролив ни капельки. Выполняя это нехитрое упражнение, ребенок тренируется в «грациозности» движений. Поэтому в группе детского сада-Монтессори большая часть материалов для упражнения, в том числе и кувшинчики с водой, плошки для пересыпания и сортировки камешков, бархотки для полировки металлов или даже набор щеток для чистки обуви, стоят на низких полочках. Рабочие же столики располагаются поодаль. Ребенок может свободно, без посторонней помощи, может взять поднос с предметами, сделав всего несколько шагов к рабочему столику и заняться, например, переливанием воды из одного сосуда в другой или раскатать коврик, на котором удобнее, чем на столе. Таким образом, ребенок невольно координирует свои движения. Такого рода упражнения позволяют ему сосредотачиваться на собственных действиях, осваивать важные для человека умения, которые необходимы в повседневной жизни. «Познание окружающего мира, ежедневно упражняющее человека, развивает координацию движений и стремление подчинить их своей воле», − пишет Монтессори М. [13, с.40]. Его движения становятся гармоничнее и экономичнее. Поэтому учитель, при проведении занятия или упражнения, медленно и тщательно анализирует его так, чтобы сложная структура действия стала для ребенка понятной.
Но зачем нужны в жизни ребенка упражнения связанные с хождением по линии? Но М. Монтессори утверждает, что эти упражнения имеют важное значение. В классическом упражнении «Ходьба по линии», главной целью которого, является овладение собственным телом, моторное развитие, развитие чувства равновесия и контроля движений рук и ног. Целесообразным является их использование в начале Монтессори-урока, до непосредственной работы с материалом Она считает, что «целесообразно проводить такие упражнения на линии, которые требуют сосредоточенности, координации движений, снимают возбуждение одних детей и сонливость других, задают спокойный рабочий настрой. Это может быть классическое хождение по линии с предметами или без них, под музыку или в тишине, короткая дидактическая беседа и т.п.» [13, с.74].
М. Монтессори подчеркивала, что развитие произвольных движений тесно связано с психическим развитием, и называла руку «хватательным органом интеллекта». Произвольное движение осуществляется мышцами, управляемыми волей человека посредством головного мозга. Гармоничное движение определяется согласованной работой многих пар мускулов, действующих в противоположных направлениях и уравновешивающих друг друга. Оно не дается от природы, а строиться и совершенствоваться самим ребенком при помощи его психики. «В отличие от животных, человек не обладает врожденной координацией движений – он должен выработать ее сам. Но, кроме того, у его движений нет определенной цели – он должен найти ее. Молодые особи большинства млекопитающих сразу после рождения умеют ходить, бегать и прыгать точно так же, как это делают взрослые представители их вида. Они быстро справляются с трудными упражнениями, если им по закону наследственности надо научиться карабкаться, перескакивать через препятствия или стремительно убегать. Человек же, напротив, не несет в себе никакого умения, однако он способен научиться совершать самые разнообразные и самые трудные движения. Доказательством того могут быть ловкие руки ремесленника, прыжки акробата, движения балерины, бегуна, спортсмена и т.д.», − пишет М. Монтессори [13, с.40].
Органы движения постепенно, по мере их созревания, подчиняются командам психики, которая потом будет руководить с их помощью освоением пространства. Но движения не только содействуют развитию психики, а также помогают судить об уровне ее развития: если ребенок способен выполнять только грубую работу, развитие его психики также ограничивается.
Итак, если способность двигаться зависит от степени зрелости тела ребенка, то его психическое состояние не зависит от физического напрямую. Как уже было подчеркнуто, психика человека имеет приоритет в развитии, а части тела находятся некоторое время в состоянии ожидания, готовясь подчиниться ей. Когда же тело начинает действовать, последующее психическое совершенствование протекает через движение, через активное освоение окружающей среды. В этом и кроется причина отставания детей в умственном развитии, которые не могут воспользоваться уже готовыми к работе органами. Ведь у психического развития нет пределов, и в значительной степени оно зависит от нашей возможности использовать инструменты познания, преодолевать путы бессилия. Все это происходит внутри человека. Однако психическое развитие несет в себе одну тайну, в каждом ребенке имеются скрытые возможности, присущие только его личности. Поэтому занятия практической повседневной деятельностью способствуют развитию психических процессов ребенка, в особенности внимания, мышления, памяти.
Также, М. Монтессори уделяла особую важность развитию внимания. Она считала, что способность сосредоточенно, концентрированно работать – «поляризация внимания» – ведет к глубоким положительным изменениям в поведении ребенка и способствует его оптимальному развитию. «Поляризация внимания» ребенка дают возможность судить воспитателю, о том, что ребенок активно строит свою личность, и наоборот, даже если он правильно выполняет работу, но постоянно отвлекается, нормализации его поведения не стоит ожидать преждевременно. Итак, нормализация происходит при концентрации детей на какой-то, деятельности, значит, необходимо, чтобы в окружающем ребенка пространстве имелись мотивы, способные вызвать его интерес. Важно, чтобы предметы могли быть использованы по своему назначению, так как это создает некий «умственный порядок» и также способствуют развитию координации движений. Умственный порядок и координация движений, подготавливают способность концентрации, достигнув которой, ребенок становится свободен в своих действиях и освобождается от пороков. Следует сказать, что «концентрация» – это не просто «занятие чем-нибудь». Если дети с безразличием переходят от одного предмета к другому, даже обращаясь с ним правильно, то такая деятельность не приводит к исправлению дефектов. Необходимо, чтобы процесс работы вызывал у них искреннее уважение и интерес.
Поэтому упражнения в практической жизни так важны: они интересны и занимательны для детей, ими так легко увлечься. Выполняя и много раз повторяя одно и тоже упражнение – застегивание ремней и «молний», завязка бантов, чистка ботинок кремом для обуви, металлических предметов, стирка белья, мытье стола, глажка и другие, дают возможность ребенку углубляться в работу так интенсивно, что он даже не замечает предметы, находящиеся вокруг.
Позитивное воздействие упражнений в практической жизни сказывается и на развитии мышления ребенка. По мнению Монтессори М., такого рода упражнения дают возможность:
1) Предоставить каждому ребенку возможность развивать и утончать моторику, особенно пальцев и мускул рук. В упражнениях соединять движения руки с работой интеллекта;
2) Расширить возможности детей в проявлении и развитии двигательной активности, тренировке в овладении своим телом;
3) Укреплять здоровье детей, реально осуществляя программу закаливания водой, солнцем, воздухом, фитотерапией, босохождением;
4) Упражнять детей в проявлении заботы о самом себе: одеваться и раздеваться, причесываться, застегивать и расстегивать одежду, мыть руки, чистить обувь, стирать, гладить и прочие самостоятельные действия по самообслуживанию;
5) Упражнять детей в
проявлении заботы об
6) Предоставить возможность каждому ребенку индивидуально развивать и утончать свою сенсорику: слух, зрение, осязание, обоняние, чувство тепла.
7) Развивать способность эстетического восприятия культурной среды, поэтический и музыкальный слух, чувство цвета, ритма, формы.
8) Через развитие сенсомоторики подойти к упражнениям в развитии речи. Совершенствовать и расширять активный словарный запас. Способствовать приобретению ребенком навыков письма и чтения.
9) Развивать математическое мышление, навыки счета и исчислений в десятичной системе.
10) Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, группировать их по этим признакам.
11) Предоставить возможность детям ощутить себя частичкой космоса. Воспитывать чувство ритма жизни, времени, живого и неживого, четырех стихий: земли, воды, воздуха, огня, различных явлений природы. Знакомить с богатствами природы страны. Поощрять умение удивляться, радоваться собственным открытиям, самостоятельно искать ответы на свои вопросы.
12) Предоставить возможность
для развития художественно-
13) Способствовать развитию музыкального слуха детей и ритмике их движений.
14) Создавать сердечную,
доброжелательную атмосферу в
группе детей, поддерживать
15) Способствовать такому состоянию ребенка, когда его внутренняя свобода и дисциплина реально становятся двумя сторонами одной медали и отражаются в его поведении. Ребенок учится жить в окружающей его социальной среде, задача педагога – организовать для него возможность проявления навыков и тренировки культурного общения с другими людьми [13, с.74].
В своей системе воспитания М. Монтесссори уделяла особое внимание идеи «порядка». Что же понимала она под этим понятием?
Многие считают, что если ребенку дать возможность с самого раннего возраста самостоятельно готовить себе еду, убирать комнату, стирать и гладить, сажать растения и ухаживать за домашними животными – все это навыки, которые приучают ребенка к аккуратности, порядку. Разумеется, что это так, но Мария Монтессори понимала это гораздо глубже. С раннего возраста ребенок узнает свое окружение, ориентируясь сначала по его элементам, а в дальнейшем завоевывает его целиком. Таким образом, у ребенка формируется не только внешний, но и внутренний порядок, духовный и умственный. Любое упражнение с обыденными предметами окружающей среды требуют определенного порядка действий. Например, прежде чем гладить белье его сначала необходимо выстирать и высушить, а затем гладить. Или прежде чем вытирать посуду, ее необходимо вымыть. Для того, чтобы вымыть руки, сначала их нужно смочить, затем уже намыливать. Итак, любая работа имеет начало и конец, и, например, нет смысла ставить цветы в красивую вазу, если вокруг множество мусора. А стирка, например, платочков, не может быть закончена, если они не повешены сохнуть на веревку, а тазики по-прежнему наполнены мыльной водой. Большинство таких действий взрослые выполняют автоматически и не задумываются о том, что они трудны для ребенка. Как же помочь ему освоить их? Педагог рекомендует подразделить сложные действия на ряд более простых, следующих друг за другом. Такое подразделение М. Монтессори называет анализом движений. Ее идея: каждый этап четко и ясно показывается ребенку, тем самым существенно облегчается процесс овладения определенным видом деятельности. Ребенка знакомят с алгоритмом деятельности, который он затем может применять как в первоначальном, так и в измененном виде в зависимости от обстоятельств и конкретных условий работы. Часто задаваемый вопрос «Почему именно по этой методике ребенок учится застегивать пуговицы, кнопки, крючки, завязывать банты при помощи специальных рамок? Ведь это неестественно!» Дело в том, что пуговицы на одежде не всегда удобны для обучения: они бывают слишком мелкие, скользкие, сложной формы, иногда с трудом проходят в узкие отверстия. Пуговицы по-разному расположены по отношению к лицу ребенка: верхние пуговицы – почти у подбородка, нижние – у пояса или на уровне бедер. Это также затрудняет обращение с ними. Кроме того, ребенок обычно переодевается в условиях нехватки времени: утром родители торопятся на работу, а ребенок – в детский сад; днем в детском саду нужно скорее собираться на прогулку или раздеваться, чтобы не опоздать на обед; вечером мама спешит домой; после ужина ребенок обычно уже устал и ему пора спать. Если же взять два полотнища материи с пуговицами и петлями, укрепить их на деревянной рамке и разрешить ребенку тренироваться достаточное количество времени, удобно устроившись за столиком, его задача значительно облегчается. Сначала он осваивает алгоритм застегивания плоских пуговиц средней величины на рамке с удобно расположенными вертикальными отверстиями, затем – более мелких пуговиц, а после может попробовать работать с пуговицами самых разных размеров и форм, сделанных из самых разных материалов, шершавых и скользких на ощупь, расположенных на одежде и других предметах в самых разных местах и т.д. В той же последовательности он учится завязывать банты, застегивать кнопки или крючки. Применяя термин М. Монтессори, который она использовала преимущественно для характеристики сенсорных материалов, скажем: освоив подобные алгоритмы, ребенок получает «ключ к миру», с помощью которого он приобретает дополнительную возможность знакомиться с миром реальности самостоятельно и гораздо более эффективно, чем раньше» [22, с.100-101].
Информация о работе Педагогика Марии Монтессори как образовательно-воспитательная система