Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 14:37, курсовая работа
Цель исследования: предоставить и охарактеризовать как важное звено учебно-воспитательной работы, систему упражнений по сенсорному развитию детей, разработанных Марией Монтессори.
В процессе исследования были поставлены следующие задачи:
− выявить концептуальные основы педагогической системы М. Монтессори;
− охарактеризовать процессы психического развития ребёнка в её понимании;
− показать место и значение сенсорного развития в психофизическом развитии ребёнка в целом;
− раскрыть средства и методику сенсорного обучения в Доме ребёнка;
От 2,5 до 6 лет – период развития социальных навыков. В это время ребенок начинает идентифицировать себя, уменьшается его зависимость от взрослого. Ему интересны другие дети, формы поведения в группе, отношения со взрослыми и сверстниками. Он осваивает манеры поведения. Его поведение легко корректируется средой общения, внешним ритмом жизни, который становится потребностью. Ребенок «примеряет» на себя различные роли. Происходит интенсивное впитывание культуры [18, с.6-7].
В процессе развития ребенка М. Монтессори выделяет также 3 фазы: от 0 до 6, от 6 до12 и от 12 до 18 лет.
Эти фазы четко различаются между собой, и важно отметить их совпадение с последовательными фазами физического развития организма. С точки зрения психики эти различия столь глубоки, что, пытаясь объяснить их, некоторые исследователи впадали в крайность и утверждали: «Развитие есть смена рождений». В определенный момент жизни одна психическая особенность человека прекращает свое существование и на ее месте возникает другая.
Первая фаза (0 до 6) характеризуется
глобальной ориентацией
В возрасте от 3 до 6 лет ребенок является «строителем самого себя». С точки зрения психики это период спокойный и безмятежный, период здоровья, силы и устойчивости.
Что касается физического развития, то некоторые его признаки, указывают на границу, разделяющую первый и второй периоды. Изменения тела весьма очевидны.
Вторая фаза (от 6 до 12). В возрасте от 6 до 9 лет он является «исследователем окружающего мира», а возраст от 6 до 12 лет можно назвать возрастом «ребенка-ученого». Эта фаза связана с поиском места и роли человека в природе и культуре. В этот период в сознании ребенка формируется более или менее адекватный, структурированный и осмысленный образ мира, образ самого себя и своего места в мире.
Третья фаза (от 12 до 18 лет) своими бурными трансформациями напоминает нам самый первый. Он также может быть разделен на две подфазы: от двенадцати до пятнадцати и от пятнадцати до восемнадцати лет. В этом возрасте молодой человек находит еще одну возможность усилить свои познавательные способности, для этого ему необходимо привлечь группу людей, объединенную общей целью, т. е. организацию людей. Он становиться «участником организации». Человек в возрасте от 15 до 18 лет является активным «социальным участником», который может трудиться неполный рабочий день, а в свободное время занят профессиональной подготовкой в колледжах, университетах. Это возраст профессиональной карьеры. Этот период также характеризуется физическими изменениями тела, которое достигает своей зрелости. После восемнадцати лет человек может считаться совершенно развившимся, и никаких значимых изменений с ним уже не происходит. Дальше он растет только в возрастном плане.
Итак, объективное положение о том, что ребенок принципиально отличается от взрослого, имеет внутри себя источник развития и творчески созидает свою личность в процессе активного взаимодействия с окружающей предметной и социальной средой, является другим методологическим основанием системы М. Монтессори.
Какие конкретно потребности развития заложены в природе ребенка? Рассмотрим, какие именно, выделяет М. Монтессори, подкрепляя их соответствующими цитатами:
1) потребность в движении:
«Движение – это не только
выражение своего «я», но
2) потребность в сенсорных
ощущениях: «У маленького
3) потребность в работе: «Работа – это позыв природы, так как без работы нельзя построить личность и у нее будут развиваться отклонения. Человек строит сам себя через работу, которую нельзя заменить ничем другим – ни благополучием, ни нежной любовью» [9, с.274];
4) стремление к точным, координированным движения: « Если в начале развития ребенка интересуют именно движения, то в последствии его начинают интересовать все более и более сложные действия, для выполнения которых необходимо обладать определенным уровнем координации, свободы и выразительности движений» [13, с.71];
5) стремление к совершенствованию различных функций: «Период между тремя и шестью годами есть период реализации и совершенствования» [12, с.161].
6) склонность к повторению:
«Маленький ребенок при полной
свободе действий зачастую
7) потребность в порядке: «Для ребенка порядок – это земля, на которой мы стоим. Это то, что для рыбы – вода, в которой она плавает» [9, с.77];
8) стремление к социальному развитию: «Это движение соответствует реальной потребности в социальном развитии, присущей природе детей и юношества» [12, с.212];
9) стремление к свободе и независимости: «Я не желаю услуг, потому что я не бессилен» [10, с.99].
По мнению М. Монтессори, ребенок самостоятельно строит себя, вырабатывает и совершенствует определенные человеческие функции в ходе активного взаимодействия с окружающей средой. Также обладая «человеческой творческой силой», ребенок выполняет двойную задачу – задачу роста и самосозидания, но главное, задачу служения мировой гармонии. Вот почему так необходимо с уважением относиться к ребенку и убирать препятствия на пути его развития. Наконец, у ребенка есть потребности развития, объективно присущие детской природе. Их необходимо учитывать в воспитании.
Основными развивающими эффектами метода Марии Монтессори являются: «поляризация внимания» и «нормализация». «Поляризацию внимания» она считала необходимым условием и признаком начала глубоких позитивных изменений – начала процесса нормализации его поведения. Под нормализацией она понимает превращение ребенка из отклоняющегося в нормальное. Под «нормальным поведением» она понимает умение концентрированно, сосредоточенно заниматься самостоятельной деятельностью. Рассматривая особенности детской природы, выделяя характерные для возрастных периодов общие признаки природы ребенка, М. Монтессори описывает «отклоняющееся поведение» сильных и слабых по характеру детей. Для сильных детей, по ее мнению, характерны следующие нарушения поведения: капризы, вспышки гнева, агрессия, непонимание, проблемы координации движений, перескакивание мыслей с одного на другое, стремление создавать шум, жестокость по отношению к другим детям и животным. Слабым детям свойственны следующие формы поведения: слабость, медлительность, пассивность, попытки заставить других заботиться о себе, страхи, стремление постоянно находиться рядом с взрослым, ложь, воровство. Такие дети часто впадают в скуку.
Пассивных и тихих детей очень часто называют «хорошими». Тех же малышей, кто проявляет физическую активность, живое воображение и т.д., взрослые считают особенно блестящими и прямо-таки выдающимися.
На основе вышесказанного, можно сказать, что дети, по мнению М. Монтессори, разделяются на три типа:
1) дети с недостатками, которые требуют исправления;
2) хорошие (пассивные) дети, которых ставят в пример остальным;
3) дети с выдающимися качествами.
Второй и третий
типы рассматриваются как «
Главными причинами
1) недостаток интеллектуальной пищи для разума;
2)недостаток спонтанной деятельности, побуждаемой внутренними конструктивными импульсами.
Для того чтобы поведение ребенка изменилось и превратилось из отклоняющегося в нормальное, нужно устранить выше названные причины, т.е. дать разуму ребенка интеллектуальную пищу и предоставить ему возможность самостоятельно работать в «подготовленной среде», то есть в развивающей предметно-пространственной среде с материалами, предполагающими самоконтроль ошибок в условиях свободы выбора деятельности. И если эти условия для свободной работы созданы, то ребенок вскоре начинает проявлять способность к глубокой сосредоточенности, которая, в свою очередь, содействует гармонизации его личности. Посредством подготовленной среды (и особых методов работы педагога) ребенок получает необходимую помощь в самопостроении самого себя, и отклонения в его поведении постепенно исчезают.
Таким образом, М. Монтессори подчеркивает, что нормализация является результатом работы самого ребенка, становления его личности, а не внешнего воздействия взрослого.
На основе анализа своей работы с детьми Мария Монтессори утверждала, что в процессе своей работы у ребенка исчезают, так называемые плохие, хорошие и замечательные качества: остается просто ребенок. «Этим я хочу сказать, что до сих пор люди не сумели найти меру добра и зла, а также того, что выходит за рамки этих двух понятий: наши представления об этом оказались ошибочными. Существует мистическое утверждение: «Нет истины вне Бога, и всякая иная вещь ложна». В наших школах дети доказали, что единственным их устремлением является постоянство в труде. До сих пор никто не делал подобных наблюдений и никто не определял, каким образом в ребенке происходит спонтанный выбор рода деятельности. Следуя своему внутреннему повелению, наши малыши (каждый по-своему) занимались именно тем, что доставляло им безмятежность и радость» [13, с.50].
2.2 Сенсорное развитие
как фундамент обучения и
Одной из главных хрестоматийных цитат Марии Монтессори, является утверждение о том, что: «Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни» [12, с.31]. Уже практически целое столетие в мировой педагогике М. Монтессори считают основоположником сенсорного воспитания детей. Особое внимание сенсорному воспитанию дошкольников уделяли и такие видные отечественные педагоги и психологи: А. В. Запорожец, Н. П. Сакулина, Е. И. Тихеева, А. П. Усова и др. В настоящее время широко известна и повсеместно используется система сенсорного воспитания дошкольников, разработанная Л. А. Венгером и его школой. В основу этой системы положены некоторые идеи Марии Монтессори. Рассмотрим, что же она понимает под сенсорным воспитанием и какое придает ему значение.
Сенсорное воспитание, как уже известно, – это целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представлений). Обладая сенсорной культурой, дети становятся способными различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений и т.д., таким образом, мир перед ними предстает во всем многообразии и богатстве. Взаимодействуя с окружающим миром, ребенок получает впечатления, которые дают разуму пищу для выработки абстрактных понятий.
Главное значение сенсорного воспитания Монтессори видела в создании основы для развития мышления через расширение поля восприятия. При этом особое значение для умственного развития М. Монтессори придавала порядку. Она подчеркивает, что в возрасте 2-2,5 лет ребенок испытывает характерную любовь, точнее, настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка, громко выражая свое негодование в том случае, если он нарушается взрослыми. А поскольку это происходит почти постоянно, то и сложился у нас образ 2,5-летнего ребенка как капризного, непонятно чего требующего существа. Ребенку насущно необходим порядок, и особенно в трех сферах: в окружающей его среде (в помещении), во времени, в поведении взрослых по отношению к нему.
Для ребенка порядок означает нечто иное, чем для взрослого. Монтессори говорит: «Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы – вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром» [13, с.68]. Мы можем лишь приблизительно представить, что творится с ребенком при отсутствии порядка. Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. Он не только обосновывает господство человека над вещами, но и способствует тому, что на его основе ребенок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе самом. Происходит это обычным путем, в результате присвоения, обращения внешнего порядка во внутренний.
Информация о работе Педагогика Марии Монтессори как образовательно-воспитательная система