Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 14:37, курсовая работа
Цель исследования: предоставить и охарактеризовать как важное звено учебно-воспитательной работы, систему упражнений по сенсорному развитию детей, разработанных Марией Монтессори.
В процессе исследования были поставлены следующие задачи:
− выявить концептуальные основы педагогической системы М. Монтессори;
− охарактеризовать процессы психического развития ребёнка в её понимании;
− показать место и значение сенсорного развития в психофизическом развитии ребёнка в целом;
− раскрыть средства и методику сенсорного обучения в Доме ребёнка;
Какого рода активность может проявить ребенок в Монтессори-детском саду или школе? Какую конкретно пользу для его развития она может принести?
Мотивационная активность может осуществляться в процессе свободного выбора деятельности и если ребенку интересно, то он учиться легко, что и является средством проявления активности. Чем интереснее деятельность, которую он выбирает самостоятельно, тем большую активность проявляет ребенок – это и дает возможность длительное время сохранять мотивацию.
«Подготовленная среда» и позиция педагога должны давать возможность проявления двигательной активности, свободном передвижении по классу. В результате у ребенка вырабатывается способность к «активной дисциплине», т. е. он становиться способным к саморегуляции, к самоконтролю своих движений, эмоциональных и поведенческих проявлений в жизни.
Речевая и познавательная активность. В процессе работы дети могут без разрешения передвигаться по классу, обращаться с вопросами к учителю или воспитателю, если он не занят другими детьми. Проведение «бесед в кругу» дает возможность к вербальному выражению мыслей, чувств, желаний, подчеркивает М. Г. Сорокова. Это приводит к развитию не только речи, но и коммуникативных умений.
Принцип предметности в учении. Что же значит этот принцип? В дошкольном и младшем школьном возрасте учение должно происходить с опорой на самостоятельную мануальную деятельность с материалами автодидактического характера. Почему предметная деятельность руками так необходима ребенку? Потому что у дошкольников в процессе этой деятельности развиваются произвольные движения, а вместе с ними и интеллект.
Мануальная деятельность помогает ребенку развить инициативность и трудолюбие. Согласно наблюдениям М. Монтессори, ребенок, мануальную деятельность которого систематически ограничивают, остается неспособным ни к проявлению инициативы, ни к послушанию, он вялый и грустный. Любые ли предметы одинаково полезны в плане развития ребенка? Очевидно, нет. Ребенку должны быть даны особые материалы, при помощи мануальной деятельности с которыми он мог бы упорядочивать хаотичные впечатления окружающего мира, удовлетворять потребности в экспериментировании и исследовании, а также самостоятельно добывать знания и практические навыки. «Материал – будто бы только начало; мануальная работа с ним упорядочивает знания ребенка, дает ясность знаниям и ведет к самостоятельной умственной работе» [22, с.35].
Материал должен носить автодидактический характер, давать возможность самостоятельно контролировать ошибки и исправлять их. Педагог должен показать не только образец рациональной деятельности с материалом, но и способ самоконтроля и коррекции ошибок. По мнению М. Монтессори, в результате происходит формирование адекватной самооценки; развитие поисковой активности ребенка, инициативности, самоконтроль, развитие аналитических функций мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку. Проявление сенситивности, когда ребенок занимается какой-либо деятельностью не за оценку взрослого, и не во избежание порицания за «ничегонеделание», а только потому, что интересно.
Обратимся еще к одной классификации педагогических принципов М. Монтессори. Ряд исследователей, сотрудники детского оздоровительного лагеря «Орленок», выделяют следующую классификацию:
1) принцип антропоцентризма;
2) принцип концентрации внимания;
3) принцип ограничения и порядка;
4) принцип особого места педагога;
5) принцип свободы условий развития ребенка;
6) принцип сенситивности;
7) принцип социального воспитания и интеграции;
8) принцип специальной обучающей среды [30].
Кратко рассмотрим каждый из перечисленных принципов.
Принцип антропоцентризма. Антропологический принцип предполагает центрирование внимания педагога на ребенке, образование которого строится с позиций антропологии и психологии. Философский смыл этого принципа раскрывается через трактовку роли Человека как созидателя, творца, наделенного свободой воли. Антропологический принцип в педагогической системе М.Монтессори предполагает единство духовного, психического и физического развития ребенка. М. Монтессори подчеркивала важнейшую роль развития восприятия и органов чувств, двигательной сферы для развития интеллекта, мыслительных способностей, общего развития в целом.
Принцип концентрации внимания. Принцип концентрации внимания фиксирует один из развивающих эффектов, возникающих в условиях Монтессори – дидактической среды, феномен «поляризации внимания», именно этот феномен М. Монтессори считала необходимым условием и одновременным признаком начала глубоких позитивных изменений, происходящих в ребенке, начинается процесс нормализации его поведения [22]. В процессе активного исследовательского обращения ребенка с самостоятельно выбранным предметом, активизируется внимание и мыслительная деятельность ребенка, появляется способность к их продолжительному и эффективному объединению. Принцип концентрации внимания утверждает: свободная и самостоятельная деятельность не возможна без умения сосредоточенно работать продолжительное время; доводить начатое дело до конца; внимательно наблюдать за действиями педагога, когда он показывает, как работать с материалом; слушать его пояснения, если они необходимы; заниматься самостоятельно и контролировать свои ошибки; не мешать другим.
Принцип ограничения и порядка. Стремление к порядку М.Монтессори считает естественно для ребенка. Порядок позволяет ребенку чувствовать себя в безопасности. Для ребенка порядок – это возможность ориентироваться в мире, познавать отношения и связи между вещами. «Сенситивность к порядку существует у ребенка в двух видах: как чувство связей между составными частями окружающего мира, так и чувства внутреннего порядка»[9, с.80].
Принцип ограничения и порядка отражает необходимость организации образовательного пространства с учетом естественной потребности ребенка в порядке (внешнем и внутреннем). Ограничение означает значимость «лаконичности» подготовленной среды и наличие четких требований в организации взаимодействия детей в группе и педагога. Свобода в Монтессори-педагогике тесно связана с самодисциплиной, но важно знать и то, что «свободу нужно давать только в том объеме, в каком она нужна ребенку»[26, с.16].
Принцип особого места педагога. Принцип особого места педагога в системе образования означает, что центр активности в учебном процессе переносится с педагога на ребенка. Ребенок не является слушателем, пассивно воспринимающим объяснения взрослого, а, напротив, в ходе самостоятельной «экспериментальной» деятельности обучается в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями. Процесс воспитания и обучения в педагогической системе М. Монтессори понимала как помощь психическому развитию и адаптации ребенка, познанию им окружающей реальности. Позиция педагога может быть определена как «позиция рядом». Руководство осуществляется педагогом не директивно, а доброжелательно и ненавязчиво.
Принцип свободы условий развития ребенка. Принцип условий свободы развития ребенка означает изменение структуры воспитания посредством создания «условий свободы» в процессе воспитания: свободный выбор деятельности и средств, для нее в подготовленной педагогом среде. Воспитание свободной, самостоятельной, самоуправляемой и ответственной личности является главной целью воспитания в системе М. Монтессори. «Ребенок свободен в подготовленной среде. Дидактические материалы для него лишь ключ к миру. С их помощью он упорядочивает свой ум, учится осознавать пока еще хаотичные представления, врастает в культуру и современную цивилизацию, на собственном опыте учится понимать природу и ориентироваться в ней» [28, с.4].
Принцип сенситивности. Данный принцип означает учет сенситивных периодов в развитии ребенка при организации подготовленной среды, дидактические материалы М. Монтессори по своей структуре и предметной логике соответствует сенситивным периодам развития ребенка. М. Монтессори выделила шесть основных сенситивных периодов в развитии детей дошкольного возраста: период развития речи, сенсорного развития, восприятия и установления порядка («сенситивный период аккуратности»), освоения мелких предметов, освоения движений и действий, развития социальных навыков. «Каждый период, чувствительности кажется божественным дуновением, который оживляет разумом мертвую материю»,− отмечает М. Монтессори [9, с.63].
Принцип социального воспитания и интеграции. Свободная работа в подготовленной среде, в которой каждый дидактический материал присутствует в единственном числе, моделирует взаимоотношения в обществе: ребенок учится договариваться, не мешать другим, учится оказывать помощь в работе и т.д. Ребенок учится самодисциплине, приучается следовать общим для группы правилам.
Принцип специальной обучающей среды. Трактовка этого принципа раскрыта в значении принципов классификации М. Г. Сорокой таких как, взаимодействия с «подготовленной средой» и свобода выбора в «подготовленной среде».
В своей педагогике Мария Монтессори выделяет один из таких принципов как упразднение наград и наказаний. «Если мы примем к руководству вышеизложненные принципы, то упразднение наград и наказаний будет естественным выводом из этих принципов. Человек дисциплинированный свободою, начинает жаждать истинной и единственной награды, никогда его не унижающей и не приносящей разочарования – расцвета его духовных сил и свободы его внутреннего «я», его души, где возникают все его активные способности», − пишет в своей книге «Дом ребенка» М. Монтессори [10, с.102]. Вот как она описывает результат опыта: «мы проводили много наблюдений, и в нашем опыте, долго накапливаемом, нашли упорное повторение той же реакции, когда, награждая или наказывая детей, учительнице приходилось стыдиться, видя их равнодушие и к поощрениям, и к наказаниям. С тех самых пор у нас нет больше ни поощрений, ни наказаний. Но нас поражает больше всего частота, с которой дети отклоняли похвалу. Было очевидно, что в них просыпалось осознание и чувство достоинства, что раньше им было неведомо» [9, с.168-169].
Основной идеей М. Монтессори – приучение детей к порядку, а не пользование то наградой, то наказанием. Она считала, что ни то, ни другое не применимо в отношении маленького ребенка, которого нельзя наказывать. Но и награда порождает лишь дух соревнования, может приводить к зависти, так как, если один выигрывает, все остальные проигрывают. В педагогике Монтессори принято не хвалить, а поддерживать ребенка и одобрять то, что сегодня у него получается лучше, чем раньше. Это качество накладывает отпечаток в дальнейшей жизни на характер взрослого человека.
Сивашинская Е. Ф. считает, что педагогическая система Монтессори строится на таких принципах, как уважение личности ребенка и доброжелательное терпение; индивидуальность обучения; сочетание свободы, дисциплины и порядка; стремление к развитию в ребенке самостоятельности и независимости [23, с.41].
Итак, идеальной классификации
принципов Монтессори-
Рассмотрим принципы Монтессори-педагогики с психологической точки зрения:
1) Не делай за ребенка то, что он может сделать сам!
«Помоги мне это сделать самому»! Все, что ребенок может сделать самостоятельно – он делает сам! Помощь взрослого должна быть минимальной, так как «излишняя помощь есть несомненное препятствие развитию природных сил» [10, с.100]. В результате этого ребенок обретет: уверенность в собственных силах, самостоятельность, решительность, более интенсивное овладение и усвоение различных навыков, формирование адекватной самооценки, удовлетворение потребности во взрослении. «Я не желаю услуг, потому что я не бессилен» [10, с.99], отмечает одну из истин М. Монтессори, которую каждый человек должен усвоить для того, чтобы поистине быть независимым и самостоятельным.
2) Отсутствие оценок взрослого.
Не нужно давать постоянных оценок ребенка и его деятельности, проявлять свое отношение через собственные чувства, научить ребенка самого адекватно оценивать собственную деятельность. Благодаря этому ребенок обретет: независимость от чьей-либо оценки; формирование позитивного образа «Я»; уверенность в себе; умение объективно оценить себя и свои поступки, работу; ребенок работает с материалами только потому, что ему по-настоящему это интересно, а не из-за страха наказания или желания получить позитивную оценку.
3) Отсутствие соревновательного мотива.
Не сравнивать ребенка с другими. Одним из стимулов к развитию выступает уровень и качество достигнутого относительно самого себя: «Я-вчера» и «Я-сегодня», а не «Я в сравнении с другим». Это способствует формированию позитивной самооценки, благоприятного образа «Я», самодостаточность, уверенность в себе.
Анализируя различные подходы ученых, мы можем сделать вывод, что общими являются следующие принципы:
1)природосообразности;
2) индивидуальной свободы;
3) опоры на сенсорное развитие;
4) разновозрастной подход в комплектовании групп детей;
5) индивидуальной активности;
6) отсутствия наград и наказаний.
Все принципы имеют свои механизмы достижения заложенных в каждом из них задач, и все они тесно связаны между собой. Только рассматривая и соблюдая их в совокупности, мы можем достичь всего того, для чего призвана существовать система Монтессори.
Информация о работе Педагогика Марии Монтессори как образовательно-воспитательная система