Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:21, доклад
Актуальность исследования. Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе отнюдь не нова, она всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения. Однако ее решение неизменно меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании.
Развитие речи дошкольника происходит в связи с усложнением его деятельности и изменением отношений с окружающими людьми. Совершенствование речи неразрывно связано с развитием мышления ребенка, в частности с переходом от наглядно-действенного к рассуждающему, логическому мышлению, которое начинает складываться в дошкольном возрасте. [Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996. – С. 48.]
Изменяется взаимоотношение
Если речь ребенка младшего дошкольного
возраста связана с тем, что он
воспринимает и делает в данный момент,
то старший школьник помимо этого
начинает понимать и сам вести
разговоры о вещах более
В этих условиях ребенок переходит от ситуативной речи, то есть речи, состоящей из отдельных, не связанных друг с другом предложений, произносимых ребенком в процессе выполнения каких-либо действий и понятных для слушателя лишь в том случае, если он знаком с той ситуацией, в которой эти действия производятся, к связной речи, то есть речи – сообщению о виденном и пережитом, в которой отдельные высказывания связаны в единое целое и понятны собеседнику без учета той конкретной ситуации, в которой они делались.
По мере накопления опыта речевого общения у ребенка образуются неосознанные эмпирические языковые обобщения, формируя так называемое чувство языка, которое обнаруживается и формируется не только в процессе правильного употребления уже известных ребенку выражений, но и в изменении слов и в словообразовании.
К концу дошкольного возраста расширение опыта ребенка, развитие его мышления влияет на изменение строения его речи, побуждает его овладевать новыми, более сложными формами языка.
В фразе выделяется главное и придаточное предложения. Широко используются старшими дошкольниками слова, выражающие причинные (потому что), целевые (для того чтобы), следственные (если) связи между явлениями. В отношении к собственной речи появляются новые моменты. Ребенок пробует объяснить, почему нужно говорить так, а не иначе.
Накопление к старшему дошкольному
возрасту большого опыта практических
действий, достаточный уровень развития
восприятия, памяти, воображения, мышления
и речи повышает у ребенка чувство
уверенности в своих силах, самостоятельности.
Выражается это в постановке им все
более разнообразных и сложных
целей, достижению которых способствует
совершенствование волевой
Важную роль в развитии воли играет изменение во взаимоотношениях двух сигнальных систем. До середины дошкольного возраста очаги возбуждения, возникающие на уровне 2-й сигнальной системы под влиянием словесных раздражителей, являются еще не достаточно сильными и недостаточно концентрированными. Поэтому, когда речевая инструкция требует от младшего дошкольника одного действия, а непосредственно воспринимаемая ситуация побуждает его сделать другое, он реагирует соответственно непосредственным впечатлениям, игнорируя словесные указания.
Выполнение словесных
1) На ранних возрастных этапах,
получив инструкцию что-либо
2) Примерно к середине
3) В конце дошкольного возраста
словесные инструкции начинают
определять не только близкие
и понятные детям задачи, но
и способы ее осуществления. [Гальперин
П. Я., Запорожец А. В., Карпов
С. Н. Актуальные проблемы
Опыты показали, что значительную
роль в выполнении детьми словесной
инструкции играет их ориентировочно-
1.2. Теоретические основы
воздействие игрового обучение
на психологическую и
Решающее значение в формировании
детской воли имеет развитие мотивов,
которые побуждают ребенка
Желания, вытекающие из интеллектуальной и эмоциональной сферы, преодолеваются значительно успешнее и не только ради награды, поощрения или избежания порицания, но и по моральным установкам. Эти установки в борьбе с другими мотивами проявляются достаточно сильно. Большую роль начинают играть мотивы самолюбия, соперничества, соревнования.
А. Н. Голубева, исследуя проявление настойчивости у детей дошкольного возраста, пришла к выводу, что общественные мотивы играют неодинаковую роль в разных возрастных группах. Для младших дошкольников мотивы общественного характера еще отнюдь не действенны и подменяются эмоциональными побуждениями к личному, возможно большему выигрышу. Значительной части детей средней группы уже свойственны мотивы общественного характера. В старшем дошкольном возрасте мотивы общественного содержания становятся еще более значимыми – все дети в этом возрасте действовали не ради личного успеха, а для обеспечения успеха своей команде.
Л. С. Славина изучала вопрос о
возникновении специфических
Ролевая игра всегда связана с конфликтом,
в который вступает мотив выполнения
взятой на себя роли и всевозможные
непосредственные побуждения, возникающие
по ходу игры. Игровая роль создает
благоприятные условия для
Игра как деятельность, требующая
реализации намеченной линии поведения,
в значительной степени стимулирует
совершенствование способности
к волевой регуляции поведения.
Вместе с тем изменения в
Наряду с установлением и
поддержанием хороших отношений
со взрослыми и сверстниками для
старшего дошкольника характерными
мотивами становятся самолюбие и
самоутверждение, соревновательный и
познавательный. Особого внимания заслуживает
сформированность в этом возрасте познавательного
мотива, определяющего устойчивость
интереса к учебной деятельности,
получению новых знаний. По ценным
Н. В. Елфимовой познавательная мотивация
преобладает у 50% старших дошкольников,
при этом у них отмечается и
высокая степень
Необходимо отметить, что к старшему дошкольному возрасту познавательная мотивация не просто интенсифицируется, но и претерпевает определенные качественные изменения: непосредственная впечатлительность ребенка снижается, однако он становится более активна в поиске новой информации.
Существенные изменения
Дети шестилетнего возраста начинают
осознавать особенности своего поведения,
а по мере усвоения общепринятых норм
и правил использовать их в качестве
мерок для оценки себя и других
людей. Овладение умением сравнивать
себя с другими детьми служит основой
первоначальной самооценки. Для шестилетних
детей характерна недифференцированная
завышенная самооценка. К семилетнему
возрасту она дифференцируется и
несколько снижается. Появляется отсутствующая
ранее оценка себя "со стороны",
стремление сравнить себя с другими
сверстниками. Недифференцированность
самооценки приводит к тому, что
шестилетний ребенок
Развитие познавательных процессов, изменения, происходящие в поведении ребенка, его личности, приводят к тому, что к концу дошкольного возраста в структуре деятельности старших дошкольников происходят значительные сдвиги. Они касаются как качественных изменений внутри уже существующих видов деятельности, так и появления новых форм игры и формирования предпосылок нового вида деятельности – учебной.
В старшем дошкольном возрасте ведущей деятельностью продолжает оставаться игра. Причем, у старших дошкольников можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.
Развитие игры на протяжении дошкольного возраста идет по нескольким линиям:
1) Сюжеты игр бесконечно
2) Отношение между воображаемой ситуацией и правилом. Вначале правило игры скрыто за ролью. Когда воображаемая ситуация свертывается, то правило развертывается.
3) Изменяется характер переноса
значений с одного предмета
на другой. Сначала требуется
какое-то внешнее сходство
4) Сами действия ребенка
В игре существует два плана отношений детей: 1) игровые (отношения детей друг к другу как к ролям), 2) реальные (отношения детей между собой). На первых порах ведущими выступают реальные отношения – они сохраняются и в распределении ролей в игре. По мере развития игры реальные отношения начинают подчиняться игровым.
Перенос значений в игре, – путь к символическому мышлению. Подчинение правилам в игре – школа произвольного поведения. Феномен центрации: ребенок видит окружающий мир только с той позиции, в которой он стоит. В игре же ребенок все время "вращается", меняет свою позицию. Иными словами, игра служит децентрации детей, чтo способствует становлению у них логического мышления.
Вопрос о значении ролевой игры
для формирования детского общества,
а тем самым и для формирования
у дошкольников коллективизма, –
центральный вопрос для педагогического
использования игры. Игра – это
деятельность, в которой ребенок,
взяв на себя роль взрослого, моделирует
те отношения, в которые вступают
взрослые в действительной жизни, и
прежде всего при осуществлении
своих основных общественных, трудовых
функций. Практическое моделирование
отношений – единственно