Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:21, доклад
Актуальность исследования. Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе отнюдь не нова, она всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения. Однако ее решение неизменно меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании.
Усиление социальный влияний отчетливо проявляется в "социализации" перцепции – к 6-летнему возрасту возникает четкая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам, то есть к сигналам, исходящим от человека.
Продуктивность восприятия во многом
определяется уровнем развития внимания
и памяти.. Как отмечают различные
авторы, закономерности развития этих
психических функций носят
Так, по данным В. С. Мухиной, для младших дошкольников длительность игры может составлять 30-50 минут, а в 6-летнем возрасте до 1,5 час. [Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996. – С. 90.] Существенное повышение устойчивости внимания отмечалось в исследованиях, где детям предлагалось рассматривать картинки и описывать их содержание, слушать рассказ и т. д. Длительность рассмотрения картинки увеличивается к 6 годам по сравнению с младшим дошкольным возрастом в 2 раза. 6-летние дети воспринимают материал более полно, глубже его осознают, чем младшие дошкольники.
Переломный момент развития внимания
связан с тем, что дети впервые
начинают осознанно управлять своим
вниманием, направляя и удерживая
его на определенных предметах. Для
этой цели старший дошкольник использует
определенные способы, которые он принимает
от взрослых. Возможности этой новой
формы внимания произвольного внимания
– к 6-7 годам уже достаточно велики.
В значительной степени этому
способствует совершенствование планирующей
функции, которая является "универсальным
средством организации
По мере развития ребенка все
большую роль в формировании у
него предварительного представления
о поставленной задаче начинает играть
речь, вторая. сигнальная система. Проговаривая
многократно вслух речевую
Речь дает возможность заранее
словесно выделить значимые для определенной
задачи предметы, организовать внимание,
учитывая характер предстоящей деятельности.
Так, при выполнении задания по инструкции,
дети 6 лет проговаривают содержание
инструкции в 10-12 раз чаще, чем падшие
дошкольники, что убедительно
Несмотря на существенные сдвиги в развитии внимания, преобладающим на протяжении всего дошкольного периода остается непроизвольное внимание. [Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1998. – С. 123.]
Характеристики внимания зависят
от характера задач, стоящих перед
ребенком. Устойчивость произвольного
внимания у дошкольника в условиях
занимательней дидактической
Подобные возрастные закономерности
отмечаются и в процессе развития
памяти. Как и взимание, память в
старшем дошкольном возрасте носит
непроизвольный характер. Ребенок лучше
запоминает то, что для него представляет
наибольший интерес, дает наибольшее впечатление.
Таким образам, объем фиксируемого
материала во многом определяется эмоциональным
отношением ребенка к данному
предмету или явлению. По сравнению
с младшим и средним дошкольным
возрастом относительная роль непроизвольного
запоминания у 6-7-летнего ребенка
несколько снижается, вместе с тем
прочность запоминания
Наиболее ценным достижением старшего дошкольного возраста является развитие произвольного запоминания. Некоторые проявления этой формы запоминания можно отметить в возрасте 4-5 лет, однако значительного развития она достигает только к 6-7 герцам. Во многом этому способствует характер ведущей деятельности этого возрастного периода – игра, где умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха.
Произвольное запоминание
Чрезвычайно важным достижением психического развития в этом возрасте является то обстоятельство, что перед ребенком 6-7 лет может быть поставлена цель – запомнить. Наличие такой возможности связано с тем, что ребенок уже начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала. По данным Л. А. Венгера и В. С. Мухиной, использование детьми старшего дошкольного возраста для запоминания слов ассоциативно связанного с ними наглядного материала повышало результат в два раза. [Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996. – С. 94.]
Наглядный материал в дошкольном возрасте запоминается значительно лучше, чем словесный. Из словесного материала в свою очередь значительно лучше удерживаются в памяти образные описания, особенно когда они носят эмоционально выразительный характер. Однако к концу дошкольного возраста повышение роли слова в образовании и актуализации временных связей у детей приводит к глубоким изменениям в процессах памяти.
В 6-летнем возрасте интенсивно развивается словесная смысловая память (к 7 годам она почти уравнивается с образной). Это повышает эффективность использования смысловых связей как мнемического приема.
Совершенствуется умение не только
запоминать, но и воспроизводить. Так,
по данным З. М. Истоминой, продуктивность
отсроченного воспроизведения к 6 годам
существенно повышается. При этом
характерно, что на данном возрастном
этапе появляются элементы произвольного
припоминания как определенного
действия, способствующего
Таким образом, к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольной формы запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается уже менее продуктивной, хотя в целом эта форма памяти еще сохраняет господствующее положение.
Подобное соотношение
Хотя воображение в этом возрасте в значительной степени "обслуживает" эмоциональную сферу, его роль в жизни 6-летнего ребенка очень велика, поскольку оно как бы расширяет его возможности во взаимодействии с внешней средой, способствует ее освоению, служит наряду с мышлением средством познания действительности. В воображаемой деятельности ребенок не скован рамками объективной внешней среды, что позволяет ему проявлять большую свободу действий, активно взаимодействуя с воображаемой ситуацией. [Глозман Ж. М. Личность и нарушения общения. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – С. 143.]
В старшем дошкольном возрасте активное
воображение приобретает
Когда воображение не воссоздает заданное описание или изображение, а направляется на построение собственного замысла, оно приближается к творческому воображению взрослого, и имеет большое значение для развития самих действий воображения, подготовки к настоящему творчеству в будущем.
Высокого уровня достигает к 6 годам и развитие пространственных представлений. Так, в исследовании, где детям разного возраста предлагалось найти предмет по плану, у шестилеток случайных ответов не встречалось. Для них всех были характерны попытки провести анализ пространственной ситуации, хотя эти попытки не всегда были достаточно успешными. Анализ их деятельности указывает на расчлененность образа пространства с отражением не только предметов, но и их взаимного расположения. Вместе с тем отмечается инертность пространственных представлений, трудность смены точки отсчета.
Развитие представлений во многом
характеризует процесс
Дошкольный возраст
В процессе наглядно-действенного мышления появляются предпосылки для формирования более сложной формы мышления – наглядно-образного, которая характеризуется тем, что разрешение проблемной ситуации может осуществляться ребенком только в плане представлений, без применения практических действий.
Конец дошкольного периода
Существует точка зрения, что
раннее развитие логического мышления
может иметь отрицательные
В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие детской речи, совершенствование ее звукового состава, расширение товарного запаса, практическое овладение грамматическим строем родного языка.