Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 16:02, дипломная работа
Актуальность исследования состоит в том, что важнейшим компонентом одаренности детей старшего дошкольного возраста является творческая деятельность, а развитие творческих способностей в рамках этой деятельности обеспечивает выявление возможностей и потенциала личности ребенка, его самовыражения и самореализации. Одаренность вовлекает в процесс развития целостную личность ребенка, акцентируя внимание на его интересах, мотивах, чувствах, волевых проявлениях и других сторонах личности. При этом творческий потенциал детей старшего дошкольного возраста является основой одаренности, не способной реализоваться автоматически, без влияния условий жизни и социального окружения, воспитания и развития творческих способностей.
Министерство образования и науки Российской Федерации
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Кафедра теоретической и практической психологии
К защите допускаю: Зав. кафедрой ___________ |
Выпускная квалификационная работа студентки курса очной (заочной) формы обучения по специальности Педагогика и психология» социально-психологического факультета
|
Научный руководитель:
| |
Рецензент:
______________________________ |
Работа защищена в ГАК «___»___________2014 г.
Председатель ГАК ___________________________
Члены ГАК ______________________________
Оглавление
Введение
Актуальность исследования состоит в том, что важнейшим компонентом одаренности детей старшего дошкольного возраста является творческая деятельность, а развитие творческих способностей в рамках этой деятельности обеспечивает выявление возможностей и потенциала личности ребенка, его самовыражения и самореализации. Одаренность вовлекает в процесс развития целостную личность ребенка, акцентируя внимание на его интересах, мотивах, чувствах, волевых проявлениях и других сторонах личности. При этом творческий потенциал детей старшего дошкольного возраста является основой одаренности, не способной реализоваться автоматически, без влияния условий жизни и социального окружения, воспитания и развития творческих способностей.
В настоящее время проблема развития творческих способностей у детей дошкольного возраста, а особенно у детей с признаками одаренности не решена в полной мере, что требует активного целенаправленного поиска и разработки условий, средств, практических приемов и даже новых технологий в данном направлении.
В последнее десятилетие возрос интерес к вопросам диагностики и формирования творческих способностей личности. Актуальность их изучения определяется изменениями, происходящими в социальной ситуации современной России.
Современная жизнь требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом. Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности.
Образ, созданный детьми в результате творческой деятельности, нельзя отождествлять с художественным образом, созданным взрослым, так как глубокого обобщения они сделать не могут. Созданные ими образы обладают большей или меньшей выразительностью, зависящей от степени общего развития способностей и приобретенных навыков.
Современное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личности детей с признаками одаренности. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом и одаренностью подрастающего поколения.
Сензитивным периодом для развития способностей является дошкольный возраст. Огромный потенциал, заложенный природой, при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность достигать больших высот в развитии. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с признаками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов и родителей.
Базовыми психологическими понятиями, которые мы предполагаем использовать в данной работе являются:
Развитие − высший тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому. Всякое развитие характеризуется специфическими объектами, структурой (механизмом), источником, формами и направленностью.
Под творчеством принято понимать деятельность, порождающую нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
Способности − это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром
Творческие способности − это способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов. Исследуя природу творчества, ученые предложили называть способность, соответствующую творческой деятельности, креативностью.
Креативность − это интегративная способность, вбирающая в себя целые системы взаимосвязанных способностей, элементов. Так креативными способностями являются воображение, фантазия, мечтательность. Поскольку в результате творчества непременно происходит процесс познания, то вместе с креативной деятельностью осуществляется и когнетивная деятельность. Креативность представляет собой творческие способности индивида — способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.
Творческая одаренность − способность личности успешно решать творческие задачи, выполнять творческую деятельность более оригинально, чем при наличии «простых» творческих способностей.
Одаренный ребенок −это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Признаки одаренности − это особенности ребенка, которые выделяют его в чем-то, поднимают над общим уровнем. Это, прежде всего, повышенная расположенность к усвоению материала, творческие проявления, необычные достижения в каких-нибудь видах деятельности. Имеется в виду, что в основе таких проявлений - более благоприятные внутренние предпосылки развития, особые возможности умственного роста.
В настоящее время внимание многих психологов и педагогов привлекает проблема детской одаренности, ее природы, возможности выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей.
В отечественных исследованиях проблема одаренности в дошкольном возрасте представлена работами, посвященными изучению способностей в различных видах детской одаренности (Д.Б. Богоявленская, И.А.Бурлакоза, Л.А.Венгер, И.П.Ищенко, А.М. Матюшкин, Н.Н.Подъяков). Большая часть отечественных исследований одаренности основана на многочисленных теоретических и экспериментальных разработках проблемы развития способностей и творчества (С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, Б.Г.Ананьев, Л.А.Венгер, А.М. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская, в.Д. Шадриков и др.)
Научно-методологическая база исследования отражена в содержание ряда психолого-педагогических подходов: игра как ведущая деятельность дошкольника, которая анализируется в трудах А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.Н. Рубинштейна, А.П. Усовой; теория развития творческих способностей в дошкольном возрасте (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, А.Н. Лук, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин); специфика проявления и развития творчества в игре, представлена в исследованиях А.К. Бондаренко, В.Я.Воронова. Р.И.Жуковской, Т.А.Марковой, Д.В.Менджерицкой, Е.А.Флериной; изучение творческих способностей в различных видах детской одаренности (Д.Б. Богоявленская, И.А.Бурлакоза, Л.А.Венгер, И.П.Ищенко, А.М. Матюшкин, Н.Н.Подъяков и др).
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с признаками одаренности
Предметом исследования является развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с признаками одаренности.
Цель исследования: изучить процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с признаками одаренности.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Провести теоретический обзор литературы по данной тематике в плане определения, что входит в понятие «творческие способности» и особенностей их развития у детей старшего дошкольного возраста с признаками одаренности.
2. Провести диагностику по выявлению уровня сформированности основных видов одаренности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить существующие методики и разработать процедуры и содержание экспериментального исследования уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с признаками одаренности.
4. Провести исследование развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с признаками одаренности;
5. Разработать и апробировать программу развития творческих способностей дошкольников;
6. Выявить эффективность разработанной программы на контрольном этапе исследования.
Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с признаками одаренности станет более успешным при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
- теоретические — изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы; изучение, систематизация и обобщение передового педагогического опыта;
- экспериментальные - опытно-поисковая работа; эмпирические — прямое и косвенное наблюдение, собеседование, метод творческих задач и заданий; беседа; графическая обработка результатов исследования, методы математической статистики.
Практическая значимость работы заключается в попытке представить развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с признаками одаренности посредством игровой деятельности и ее интеграции с другими видами деятельности.
База исследования:
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ ДСКВ № 68 «Ромашка», г Нижневартовска. В экспериментальном исследовании участвовали 20 детей старшего дошкольного возраста, из них 4 ( по результатам диагностики) – одаренные дети.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения , двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
В обществе увеличивается поток информации о «детях индиго», о «затухании» сверхспособностей детей во взрослом возрасте, о неисследованных резервах интеллекта и психики. Все чаще одаренность противопоставляется «предметному знанию». Запрос на одаренность принимают на себя народные целители и колдуны, продюсеры специальных шоу и религиозные деятели, но главным адресатом этих запросов и ожиданий выступает государство.
Общественные слушания по теме «Одаренность в России: от феноменов к государственной политике», происшедшие в Общественной палате, были своеобразной вехой, рубежом, обозначившим весь тот шлейф вопросов, который «тянет» за собой проблема одаренности. Как говорится, одним из первых исследователей гениев был Плутарх. Он писал биографии великих людей почти две тысячи лет назад. В этом смысле проблема не нова. Но в этой сфере есть и признанные российские исследователи. Более того, отечественные разработки на тему одаренности, выявления и поддержки талантов были не замутнены всеми известными «расовыми теориями» и политической евгеникой. Работы А.Р.Лурии о связи физиология высшей нервной деятельности и одаренности [1], Б.М.Теплова по психологии одаренности [4], В.Эфроимсона о наследовании одаренности во взаимосвязи с группами крови [6] и др. шли в контексте исследования природы творчества, анализа гениальности писателей, поэтов, музыкантов. Гуманистический пафос исследователей одаренности являлся визитной карточкой российской школы. Еще 150 лет назад в России детально исследовались психологические особенности развития одаренного ребенка, были сформированы понятия и категории, выходили специальные журналы, издавалось много книг по данной проблематике.