Проблема развития творческих способностей у одаренных детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 16:02, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования состоит в том, что важнейшим компонентом одаренности детей старшего дошкольного возраста является творческая деятельность, а развитие творческих способностей в рамках этой деятельности обеспечивает выявление возможностей и потенциала личности ребенка, его самовыражения и самореализации. Одаренность вовлекает в процесс развития целостную личность ребенка, акцентируя внимание на его интересах, мотивах, чувствах, волевых проявлениях и других сторонах личности. При этом творческий потенциал детей старшего дошкольного возраста является основой одаренности, не способной реализоваться автоматически, без влияния условий жизни и социального окружения, воспитания и развития творческих способностей.

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 297.30 Кб (Скачать файл)

Результаты констатирующего и контрольного этапа исследования в контрольной группе наглядно отражены на гистограмме 8.

Рис .8.Результаты констатирующего и контрольного

этапа исследования по методике № 1 в контрольной группе.

 

Из гистограммы 8 видно, что в контрольной группе детей не выявлено значительных изменений в положительную или отрицательную сторону, что связывается нами с отсутствием в данной группе формирующего этапа исследования.

Таким образом, результаты теста Торренса на контрольном этапе исследования показали, что в экспериментальной группе детей у дошкольников с признаками одаренности  наблюдается повышение уровня способности изображать оригинальные образы предложенных фигур: несмотря на то, что рисунки детей были схематичны, иногда детализированные, но, как правило, оригинальны, рисунок не повторялся самим ребенком или другими детьми и предложенная фигура являлась обычно центральным элементом сюжетного рисунка. Следует отметить, что дети в экспериментальной группе стали более уверенными в рисовании (по наблюдениям педагогов, занимающихся с детьми). Изменился подход к изображению фигур в таблицах. Так, большинство детей, прежде чем приступить к изображению, начинали поворачивать лист бумаги и рассматривать предложенную фигуру с четырех сторон. Начиная рисовать, они уже не переспрашивали каждый раз: «А можно так?» Каждая новая идея, новый рисунок приносили им радость.

Результаты методики № 2 «Назови картинку» на контрольном этапе исследования.

На контрольном этапе исследования детям и экспериментальной и контрольной группы предложили дать название картине, на которой изображены 3 девочки у реки, каждая из которых были заняты своим делом: первая подгоняла гусей к реке, вторая сидела на пенечке с букетом цветов, а третья собирала цветы. Все это происходило в теплый летний день. Детям предложили дать названия данной картине. Полученные результаты поместили в таблицу 5 приложения А. Результаты констатирующего и контрольного эксперимента в группах исследования представлены в сравнительной гистограмме 9.

Рис .9. Результаты констатирующего и контрольного этапа исследования по методике № 2 в группах

 

В контрольной группе произошли незначительные изменения по выполнению данного задания в сравнении с результатами на констатирующем этапе исследования.

В экспериментальной группе произошли значительные изменения. Проанализируем их, а далее проверим произошедшие изменения методами математической статистики.

Низкий уровень в способности подобрать названия для предоставленной картины выявлен только у 3 детей, -у 30%( положительный сдвиг при этом составил 20%), средний уровень зафиксирован у  4 детей (положительный сдвиг + 10%), высокий уровень выявлен у 3 детей, - у 30% (положительный сдвиг 10%). Таким образом, на контрольном этапе исследования даже при случае, что детям была предложена иная картина, чем на констатирующем этапе исследования, уменьшилось количество детей, дававших не более 1-2 названий предложенной картине. Увеличилось количество детей, дающие более трех оригинальных, не встречающихся у других испытуемых, названий предложенной картине. Например, среди ответов детей встречались такие, как «У пруда», «Три помощницы», «В знойный день у речки», «Гуси-лебеди», «Цветочная поляна у реки»; «Маленькая радость девочек», «Три подружки», «Летние каникулы», «По дороге на лесную поляну».

Результаты расчета критерия Манна–Уитни позволили опровергнуть гипотезу о том, что не существует различий между уровнем проявления творческих способностей в назывании картинки, предложенной учителем: UЭмп = 18, и так как p0.01= 19, p0.05= 27, - что входит в зону значимости критерия, - выдвинутая нами гипотеза отвергается: то есть в экспериментальной группе дошкольников произошли значительные изменения в способности подобрать оригинальные названия к предложенным картинкам. Особенно хорошо это удавалось детям, у которых нами были отмечены признаки одаренного ребенка.

Диагностика по методике «Нарисуй что-нибудь» также показала положительные результаты в экспериментальной группе исследования.

Результаты методики № 3 изображены в таблице 11 Приложения 1 выпускной квалификационной работы.

Результаты представлены на гистограмме 10:

Рис .10.Результаты методики № 3 на констатирующем и контрольном этапе исследования

 

Из гистограммы 10 следует, что в контрольной группе детей изменения незначительны, в экспериментальной же группе выявлены значительные положительные результаты в характере рисунков детей. Проанализируем их.

Низкий уровень зафиксирован только у 2 детей экспериментальной группы – 20%, средний уровень выявлен у 50% детей, а высокий уровень выявлен у 30% детей.

Дети экспериментальной группы с низким уровнем творческого воображения рисовали очень простые, неоригинальные рисунки. Рисунок, хотя и узнаваем, но схематичен и является только указанием на предмет, а не его подробным изображением, поэтому лишь напоминает реальный объект. Причину схематизма следует искать в несовершенстве технических приемов рисования, а также в образном, конкретном характере мышления школьника. Ему важно передать наиболее существенные, на его взгляд, признаки и части объекта, пропустив менее важные. Рисуя предметы, дети низкого уровня руководствовались своеобразной логикой, отбирая те черты, которые в данном контексте наиболее значимы, передавая свое представление о действительности и отношение к ней. Дети экспериментальной группы со средним уровнем творческого воображения проявляли себя более активно, более заинтересованно. Их рисунки несли в себе элементы фантазии.

Таким образом, и по результатам третьей методики наблюдается положительная динамика в развитии творческих способностей детей экспериментальной группы. Проверим полученные результаты расчетами статистического критерия. Нулевая гипотеза также не подтверждается, потому что полученное значение входит в зону значимости (UЭмп = 18). Приложение 2.

Дети экспериментальной группы с признаками одаренности изображали достаточно оригинальные и красочные рисунки, хотя изображения не являлись совершенно новыми. Также следует заметить, что дети сопровождали речевыми высказываниями свои рисунки, комментируя что они изображают. С помощью речи младший школьник содержание изображения, устраняет возможное расхождение между элементами рисунка и деятельностью. Такие пояснения для него очень важны, поскольку рисунок адресован другому человеку и должен быть ему понятен.

Таким образом, результаты контрольного этапа показали эффективность реализованных психолого-педагогических условий по развитию  творческих способностей, а именно: создание соответствующей предметно-развивающей среды, в процессе реализации которой будут развиваться творческие способности детей;; Создание атмосферы активности, самостоятельности и творчества в коллективе дошкольников, и, как следствие, развитие потребности в создании чего-то своего, нового; Организация творческой игровой деятельности. Так как на контрольном этапе видны значительные положительные изменения в экспериментальной группе дошкольников, что подтверждено математическими расчетами.

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II

Во второй главе выпускной квалификационной работы нами было организовано исследование по развитию творческих способностей  детей с признаками одаренности в дошкольном возрасте .

  1. Анализ результатов проведённого констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах показал, что преобладает низкий уровень развития творческих способностей, что говорит о недостаточном их развитии. Диагностика включала такие методики, как тест креативности Торренса, методика «Нарисуй что-нибудь», методика «Назови картинку» Марцинковской. Дети с признаками одаренности предложенные задания выполняли успешнее.
  2. На формирующем этапе исследования мы разработали и апробировали в экспериментальной группе дошкольников программу творческого развития. Главными психолого-педагогическими условиями развития творческих способностей являлись: создание благоприятной предметно-развивающей среды, использование как групповых форм работы на занятиях, так и индивидуальных.

Анализ результатов контрольного эксперимента в контрольной группе показал, что произошедшие изменения относительно развития творческих способностей незначительны, что объясняется отсутствием в данной группе детей формирующего этапа исследования. Анализ результатов контрольного эксперимента в экспериментальной группе показал, что возрос уровень творческих способностей у детей дошкольного возраста, особенно высокие результаты по предложенным диагностическим методикам  набрали одаренные дети. При этом, дети с признаками одаренности (4 человека) способны действовать самостоятельно в организованных играх, придумывают новые сюжеты, фантазируют, комбинируя свои знания из окружающего мира со своими фантазиями. Эти дети проявляют инициативу: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание игры, способны домысливать предложенный вариант сюжета, с легкостью реализуют свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное, они могут увлечь своими идеями остальных детей группы. Проведенное исследование позволило установить и увеличить показатели развития творческих способностей детей с признаками одаренности в экспериментальной группе выше исходных показателей детей на констатирующем этапе эксперимента. И, следовательно, можно сделать вывод, что выбранная подпрограмма для развития творческих способностей через игровую деятельность является эффективной и может быть рекомендована к наиболее расширенному использованию дошкольными учреждениями.

  Все говорит об эффективности развивающей программы формирующего этапа исследования. Различия полученных данных подтверждены математическими расчетами с использованием U-критерия Манна-Уитни.

Нашла подтверждение выдвинутая нами гипотеза исследования о том, что  развитие творческих способностей дошкольников проходит более эффективно при создании следующих психолого-педагогических условий:

1.Создание соответствующей предметно-развивающей среды, в процессе реализации которой будут развиваться творческие способности детей;

2.Создание атмосферы активности, самостоятельности и творчества в коллективе дошкольников, и, как следствие, развитие потребности в создании чего-то своего, нового

3.Организация творческой игровой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творчество как результат креативности, порождает нечто 
качественно новое, никогда ранее не существующее. Деятельность может выступать как творчество в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической - там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое.

Воспитание творческой личности, творческой индивидуальности - одна из важнейших задач современной школы. Прежде всего, это обусловлено радикальными экономическими, социальными, культурными изменениями, происходящими в нашем обществе. Для того, чтобы жить в новых условиях недостаточно прежней установки на подготовку умного и послушного исполнителя, необходимо формирование активной, инициативной личности, способной к самостоятельной созидательной деятельности.

Способности к острому, живому восприятию, абстрактному мышлению, речевой или математической легкости или к художественному творчеству являются одним из параметров одаренности. Выдающиеся способности одаренного ребенка должны быть восприняты и оценены окружающими людьми.

Характерно, что в развитии творческих способностей у детей более важное значение имеет сам процесс, экспериментирование, а не стремление получить тот или иной конечный продукт. На творческое поведение детей оказывает большое влияние поведение окружающих взрослых, к которым дети относятся с уважением. Очень важно поэтому, чтобы взрослые хорошо представляли себе, как способствовать творческой продуктивности детей, предохранять их от стрессовых состояний. В силу этого необходимо воздерживаться от оценок в ходе творческих начинаний детей, недопустим критический настрой по отношению к их деятельности.

Игровая деятельность ребенка может рассматриваться как условие развития творческих способностей. При этом достаточным условием для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с признаками одаренности является участие взрослых в проведении педагогического руководства, эмоционально – положительная обстановка, а также предоставление и не разрушение инициатив и свобод выбора ребенка.

При определенных благоприятных условиях, созданных во время игры, дети могут развить гибкость мышления и способность разрабатывать и уточнять свои замыслы. Игры, будучи внутренней мотивированной деятельностью, таят в себе огромный потенциал для развития творческих способностей у детей, особенно одаренных.

Целью исследования было обозначено изучение процесса развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с признаками одаренности.

Для достижения поставленной цели были определены и реализованы следующие задачи:

 Проведенный теоретический обзор литературы по теме исследования, где было, выявлено, что проблемой развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста занимались и занимаются многие как отечественные так и зарубежные психологи (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, В.Т. Кудрявцев, Т.А. Марков, Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов, Л.А. Венгер, И.А. Бурлакоза и другие, Дж. Гилфорд, Г. Гарднер, Р. Стенберг, Дж. Рензулли, С. Марленд, А. Шведел, Дж. Гауэн и други).

Информация о работе Проблема развития творческих способностей у одаренных детей старшего дошкольного возраста