Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 16:02, дипломная работа
Актуальность исследования состоит в том, что важнейшим компонентом одаренности детей старшего дошкольного возраста является творческая деятельность, а развитие творческих способностей в рамках этой деятельности обеспечивает выявление возможностей и потенциала личности ребенка, его самовыражения и самореализации. Одаренность вовлекает в процесс развития целостную личность ребенка, акцентируя внимание на его интересах, мотивах, чувствах, волевых проявлениях и других сторонах личности. При этом творческий потенциал детей старшего дошкольного возраста является основой одаренности, не способной реализоваться автоматически, без влияния условий жизни и социального окружения, воспитания и развития творческих способностей.
Формирование грамматически правильной устной речи относится к началу дошкольного возраста (к 3-м годам), а к 7 годам ребенок достаточно хорошо владеет устной разговорной речью.
В старшем дошкольном возрасте способность к произвольному вниманию развивается быстрыми темпами. На этот процесс благотворно влияет развитие речи и способности выполнять словесные указания взрослых, направляющих внимание ребенка на нужный предмет.
Внимание в дошкольном возрасте становится более сосредоточенным и устойчивым. Дети учатся управлять им и уже могут направлять его на различные предметы.
Для каждого возраста устойчивость внимания различна и обусловлена интересом ребенка и его возможностями. Таким образом, в 3-4 года ребенка привлекают яркие, интересные картинки, внимание на которых он может удерживать до 8 секунд; для детей 6-7 лет интересны сказки, головоломки, загадки, которые способны удержать внимание до 12 секунд. На развитие всех психических процессов в дошкольном возрасте огромное значение оказывает игра как ведущая деятельность дошкольника. Под влиянием игровой деятельности внимание детей 5-7 лет достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает им возможность обучения в школе.
Многочисленные научные исследования развития личности ребенка показали сложность и разносторонность этого процесса. Формирование личности ребенка в дошкольном возрасте можно разделить на 3 этапа:
- возраст 3-4 года: характеризуется укреплением эмоциональной регуляции;
- возраст 4-5 лет: развитие нравственной саморегуляции;
- возраст 6-7 лет: формирование деловых личностных качеств ребенка.
Особенности структуры личности в разных возрастах рассматривались в работах Л.С.Выготского, Ж.Пиаже, А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина, Д.И.Фельдштейна, А.Г.Асмолова и др. Специфика личностного развития дошкольника изучалась также Л.И.Божович, М.И.Лисиной, Л.А.Венгером, Н.Н.Поддъяковым, Т.А.Репиной и др.
Несмотря на различие определений понятия «личность» и подходов к ее изучению, большинство исследователей признают, что формирование личностных качеств всегда предполагает взаимодействие ребенка с другими людьми.
Основным фактором развития самосознания как относительно устойчивой, более или менее осознанной системы представлений дошкольника о себе выступает общение со взрослыми.
В дошкольном детстве происходит осознание ребенком своих умений, качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих переживаний. К концу дошкольного возраста складывается дифференцированная самооценка, развивается способность ее мотивировать.
«Развитие ребенка представляет собой не механическую совокупность различного рода интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций, а сложное целостное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных уровней регуляции поведения и характеризующееся соподчинением мотивов деятельности ребенка» [32, с. 5]. Развитие мотивов тесно связано с развитием эмоций.
В психологии эмоции определяются как «особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей» [22, с. 411].
Первые эмоции ребенок испытывает сразу после рождения. Это отрицательные переживания, связанные с физиологическими причинами. Положительные эмоции развиваются только при взаимодействии со взрослым, который, кроме обеспечения ухода, наполняет жизнъ младенца разнообразными впечатлениями и проявляет к нему любовь и заботу. «Особенности складывающихся в первые годы жизни взаимоотношений со взрослыми, развивающаяся в связи с этим требованиям окружающих и есть то, что составляет развитие мотивационно-эмоциональной сферы будущей личности»
Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте характеризуется тем что:
Отношение к отражаемым явлениям как главное свойство эмоций представлено в их качественных характеристиках (знак − положительный или отрицательный; модальность − радость, тревога и др.), в динамике протекания (длительность, интенсивность) и во внешнем выражении − мимике, речи, пантомимике.
Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является, по мнению исследователей [7, 32], одной из наиболее важных проблем психологи и педагогики, т.к. дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторон, но и об особенностях становления личности дошкольника.
Взрослые являются источником моральных представлений для детей и передают их в процессе воспитания, обучения, общения. Общению принадлежит большая роль в развитии личности дошкольника. Потребность в общении появляется очень рано и выражается стремлении ребенка к познанию себя и других людей, к оценке и самооценке.
В дошкольном детстве, как и в более ранние периоды развития, важнейшую роль в жизни ребенка и становлении его личности играет мать. Стиль ее общения с ребенком оказывает огромное значение на формировании у него тех или иных личностных качеств и видов поведения. Стремление к одобрению со стороны матери становится для ребенка дошкольного возраста одним из стимулов поведения. Существенное значение для развития ребенка приобретают оценки, которые ему и его поведению дают близкие взрослые люди, то, как значимые для ребенка взрослые оценивают его, становится фундаментом для формирования его собственно самооценки. Ребенок-дошкольник не просто ждет оценки взрослым своих действий, он активно добивается получения похвалы, порой демонстративностью своего поведения. Потребность в любви и одобрении, осознаваемая ребенком приводит его к пониманию того, что необходимо учиться принятым позитивным формам общения уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми (ребенок овладевает речью и невербальными средствами выразительности).
Подобные появления свидетельствуют о вступлении ребенком в новый этап развития сензитивный для формирования у него мотивации достижения успехов, а так же других полезных личностных свойств, которые будут обеспечивать успешность его учебной, профессиональной и других видов деятельности. В период дошкольного детства начинают формироваться такие важные личностные качества, как инициативность, воля, независимость (у детей начиная с трехлетнего возраста, отчетливо проявляется стремление к самостоятельности, которую они начинают отстаивать в игре).
Изначально попадая в социум (ситуацию общения), ребенок учится общаться, взаимодействовать с окружающими людьми; в старшем дошкольном возрасте ребенок в совместной со взрослыми деятельности, усваивает элементарные правила и нормы поведения, что позволяет ему в дальнейшем хорошо сходиться с людьми, налаживать с ними нормальные деловые и личные взаимоотношения.
Взаимоотношения с другими людьми − один из сильнейших источников переживаний ребенка. Адекватное отношение окружающих к ребенку в период его взросления, признание его прав, создание для него условий, обеспечивающих чувство защищенности и уверенности в себе − способствуют нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительного отношения к людям и к себе. Уже в раннем возрасте ребенку важна оценка взрослых, а именно похвала, которая вызывает у малыша чувства гордости; в более старшем возрасте положительная или отрицательная оценка значимых для ребенка взрослых играет большую роль в формировании самооценки маленького человека. К среднему дошкольному возрасту у многих детей складываются умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества.
В настоящее время четкого определения одаренности не существует. В трудах СЛ. Рубинштейна и Б.М. Теплова сделана попытка классифицировать понятия способности, одаренности и таланта по единому основанию - успешности деятельности:
- способности - это формирующиеся в деятельности на основе задатков (анатомофизиологических особенностей) индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и определяющие успешность деятельности;
- специальная одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в деятельности определенного вида;
- общая одаренность - способности к широкому кругу деятельности;
- талант - высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры. В различных областях талант может проявляться в разном возрасте. Так, талант в музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике обычно проявляется уже в раннем возрасте, а талант в литературной, научной или организаторской сфере обнаруживается позднее.
Заметим, что в современной психологии термин «одаренность» чаще относят к когнитивным способностям, тогда как термином «талант» характеризуют другие, более общие стороны развития.
А.М. Матюшкин считает, что психологическая структура одаренности совпадает со структурными элементами, характеризующими творчество и творческое развитие человека. Одаренность развивается на основе врожденных задатков, ее развитие происходит только в условиях деятельности и тесно связано с теми требованиями, которые она предъявляет человеку.
Область творчества сложна для исследований и вызывает множество споров, поскольку эмпирическое поле фактов, относящихся к данной проблеме, очень широко.
Психологические аспекты творческого процесса освещены в трудах отечественных и зарубежных ученых: Д.Б.Богоявленской, В.Н.Дружинина, А.Н.Леонтьева, Я.А.Пономарева, Э.П.Торренса и др.
В педагогике и педагогической психологии существует целый ряд научных исследований, рассматривающих проблему формирования творческих способностей: В.ВДавыдов, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, Г.С.Альтшуллер, С.А. Архангельский и др.
В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода − порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. По мнению Дж.Брунера, «некоторые люди имеют определенные способности для нового и необычного кодирования информации» [10, с. 10]. Следовательно, творчество охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству, и в тоже время креативность рассматривается как уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.
В последние годы термин «креативность» получил в отечественной психологии широкое распространение, почти вытеснив бытовавшее ранее словосочетание «творческие способности». Эти понятия кажутся синонимичными, что могло бы вызвать сомнения в целесообразном введении иноязычного термина. На самом деле, креативность правильнее определить не столько как творческую способность или совокупность способностей, сколько как способность к творчеству, а это понятия хотя и очень близкие, но не идентичные.
Творческие компоненты интеллектуальных процессов продолжают притягивать исследователей, так как поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность, еще не завершен. Этот показатель может определяться как некоторое сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов или же рассматриваться как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов мышления и творческого мышления
Творческое мышление, как сегодня признано многими, обладает целым рядом характерных свойств:
1. беглость − способность в течение короткого времени продуцировать множество идей, возможных решений, находить подходящие объекты;
2. гибкость − способность применять разнообразные подходы и стратегии; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения;
3. оригинальность − способность генерировать уникальные и необычные идеи и решения [6].
Дж.Гилфорд, рассматривая креативность как универсальную творческую способность, определил шесть основных параметров креативности:
- способность к обнаружению и постановке проблем;
- способность к генерированию большого числа идей;
- гибкость − способность к продуцированию разнообразных идей;
- оригинальность − способность отвечать на раздражители нестандартно;
- способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
- способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу.
Во второй половине XX века активно велась разработка диагностических заданий, выявляющих уровень развития творческих способностей. Появились первые учебные программы. В это время были выявлены психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение.
Способность к творчеству, в соответствии с концепцией креативности С.Медника, определяется способностью преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и широтой поля ассоциации. Формирование новых ассоциаций по смыслу является креативным мыслительным процессом, а показателем креативности исследуемого может служить величина отдаленности ассоциаций от стереотипа. Результаты экспериментальных исследований вербальной креативности, полученные Т.В.Галкиной и Л.Г.Алексеевой, а также А.Н.Ворониным, согласуются с основными положениями С.Медника и показывают, что при оценке теста отдельных ассоциаций наиболее информативны индексы оригинальности и уникальности ответа.