Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 16:02, дипломная работа
Актуальность исследования состоит в том, что важнейшим компонентом одаренности детей старшего дошкольного возраста является творческая деятельность, а развитие творческих способностей в рамках этой деятельности обеспечивает выявление возможностей и потенциала личности ребенка, его самовыражения и самореализации. Одаренность вовлекает в процесс развития целостную личность ребенка, акцентируя внимание на его интересах, мотивах, чувствах, волевых проявлениях и других сторонах личности. При этом творческий потенциал детей старшего дошкольного возраста является основой одаренности, не способной реализоваться автоматически, без влияния условий жизни и социального окружения, воспитания и развития творческих способностей.
Таким образом, результаты методики показали, что в группах преобладают простые и неоригинальные рисунки, на которых слабо просматривается фантазия и не до конца проработаны детали рисунков. Рисунки в редких случаях связаны в сюжетную картину.
Результаты констатирующего этапа исследования показали, что одаренные дети в обеих группах исследования проявляли наибольшую творческую активность при выполнении заданий, в то время как в целом по группам исследования уровень творческого развития детей дошкольного возраста находился на низком уровне и требовал развития.
Огромное значение для развития творческих способностей детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности.
В отечественной психологии существуют богатые традиции изучения игры, опирающиеся на работы Р. И. Жуковской, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой, Д. Б. Эльконина и др. Сегодня научный уровень исследования творческих способностей в игре характеризуется наличием сложившейся теории игры, возможности дальнейшего развития которой во многом, обусловлены стремлением исследователей, разрешить исходные противоречия, заложенные в фундаментальных основаниях этой теории (Т. А. Маркова, Д. Б. Эльконин).
Исследователи подчеркивают возможность педагогического руководства игровой деятельностью в целях развития творчества ребенка (Р. И. Жуковская, Е. В. Зворыгина, Д. В. Менджерицкая, И. Я. Михайленко, Н. Н. Подьяков, Я. А. Пономарев и другие). Для этой цели разработаны в психолого-педагогической литературе и представлены методики Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой, С. Л. Новоселовой и др.
Экспериментальное исследования было построено на основе программы развития творческих способностей детей «Развитие творчества в игре» творческой группа педагогов МБДОУ «ДСКВ № 68 «РОМАШКА» г. Нижневартовска. Сроки реализации Программы 2010-2013 гг.
Цель программы: сохранение и развитие единого образовательного пространства в дошкольном учреждении; обеспечение конституционного права каждого ребенка на творческое развитие; достижение эффективности и высокого качества образования в МБДОУ ДСКВ № 68; содействие развитию творческих способностей детей и создание условий для выявления и поддержки одаренных детей, обеспечение их личностной самореализации и самоопределения; совершенствование и развитие учебно-материальной базы дошкольного учреждения.
Программа предусматривает решение следующих задач:
Основные формы работы программы: игры-путешествия; этюды; игры-беседы; игры-импровизации; опыты, экспериментирование; ТРИЗ.
Ожидаемые результаты программы: развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, фантазии, а так же развитие коммуникативных навыков детей, установление контактов между детьми, родителями и педагогами.
Именно на основе данной программы в рамках формирующего этапа была осуществлена экспериментальная деятельность, связанная с темой и целью нашей ВКР. Отличительной особенностью является тот факт, что в работе в качестве испытуемых были выбраны дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с признаками одаренности, которые были включены в состав контрольной и экспериментальной группы. На основе общей программы «Развитие творчества в игре» нами была разработана подпрограмма, содержанием которой явился комплекс развивающих игр для детей старшего дошкольного возраста направленных на развитие творческих способностей.
Занятия проводились один раз в неделю. Продолжительность занятий определялась возрастом детей 5-6 лет – 20 минут. Кроме этих занятий, включенные в них игры можно использовать как часть занятия, или включать развивающие игры в различные виды деятельности (табл. 7).
Таблица 7
Взаимосвязь творческих игр с различными видами деятельности
№ |
Вид деятельности |
Формы и методы работы |
1 |
Познавательное развитие |
Опыты, эксперименты |
2 |
Конструирование |
Эксперименты, игры-путешествия |
3 |
Развитие речи |
ТРИЗ, игры-беседы |
4 |
Ознакомление с художественной литературой |
Этюды, игры-импровизации |
5 |
Театрализованная деятельность |
Игры импровизации, этюды |
6 |
Рисование |
Игры-путешествия |
7 |
Продуктивная деятельность |
Игры-путешествия, эксперименты |
8 |
Музыка |
Этюды, музицирование |
9 |
Физическое развитие |
Игры-путешествия |
10 |
Математика |
ТРИЗ, эксперименты, опыты |
В течение 2012-2013 учебного года проводился эксперимент по развитию творческих способностей детей с признаками одаренности. Эксперимент проходил в несколько этапов:
Таблица 8
Календарный план проведения учебных занятий с интеграцией игровой деятельности
Период |
Вид занятия |
Игра |
январь 2012 г |
Развитие речи |
«Путешествие» |
Театрализованная деятельность |
«Сказка» | |
Рисование |
«Цвет, форма, вкус» | |
Математика |
«Волшебные очки» | |
февраль 2013 г |
Развитие речи |
«Подарок» |
Музыка |
«Музыкальные образы» | |
Познавательное развитие |
«Что и как использовать?» | |
Рисование |
«Признаки» | |
Музыка |
«Цветок» | |
Март 2013 г |
Конструирование |
«Стройка» |
Театрализованная деятельность |
«Стрекоза» | |
Продуктивная деятельность |
«Чудо-юдо» | |
Рисование |
«На что похоже настроение» | |
Развитие речи |
«Найди признаки» |
Игра – это поле свободной творческой деятельности. Вхождение в роль, развитие ее отношений как своих, когда ребенок умеет вживаться в роль, чувствовать ее отношение, играет огромное значение в развитии творческих способностей. Для того, чтобы игра была интересной, нужно развивать фантазию детей, учить их наделять привычные вещи необычными свойствами, овеществлять живое, одухотворять неживое, придумывать новые сюжеты, смешные истории.
Известный итальянский сказочник Джанни Родари написал книгу «Грамматика фантазии», где описал приемы, способствующие развитию воображения. Описанные им приемы оказались настолько универсальными, что их с успехом применяют для развития творческих способностей в детской игре.
Развивающие игры – это большой потенциал для развития творческих способностей детей. Они, конечно, не могут заменить «железа» и «верстака с инструментами», не могут освободить от необходимости творческого подхода к любым жизненным ситуациям, это только одно из средств развития способностей. Там, где малыша не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры могут стать мощным стимулом развития творческих способностей ребенка.
На контрольном этапе исследования нами были проведены те же методики, что и на констатирующем, с целью выявления эффективности проведенного нами формирующего этапа эксперимента.
Повторная диагностика по методике № 1 (тест Торренса) показала повышение уровня развития творческого воображения детей экспериментальной группы, причем творческое воображение детей с одаренностью имело тенденцию к более эффективному формированию и развитию, нежели у их сверстников. Задания детьми с признаками одаренности выполнялись на высоком уровне, с большим энтузиазмом и творческим подходом. Результаты диагностики теста на контрольном этапе исследования показаны в таблице 9 приложения 1 выпускной квалификационной работы. Первичные данные представлены в виде сравнительной гистограммы результатов исследования экспериментальной группы детей на констатирующем и контрольном этапах исследования:
Рис 7. Результаты констатирующего и контрольного этапа исследования по методике № 1 в экспериментальной группе дошкольников
В экспериментальной группе выявлена положительная динамика результатов по всем трем показателям:
- низкий уровень беглости выявлен только у 30% детей (положительный сдвиг составил 20% по сравнению с результатами констатирующего этапа исследования); средний уровень зафиксирован у 40% детей, также на контрольном этапе исследования у 30% детей выявлен высокий уровень в данном показателе (положительный сдвиг составил 10%). На контрольном этапе исследования уменьшилось количество детей, не обладающих способностью превратить фигуры в сюжетные картины, а увеличилось количество таких детей, которые дорисовывали из предложенных фигур рисунки, объединяя их в сюжетные картинки. Причем максимальные баллы по данному заданию набрали дети с признаками одаренности, хотя есть в исследуемой выборке детей и те, которые также были отнесены к высокому показателю результата, но все же набрали не все возможные баллы из возможных за это задание.
- низкий уровень гибкости зафиксирован у 20% детей экспериментальной группы (положительный сдвиг составил 20%), средний уровень - у 40% детей , высокий уровень зафиксирован у двух детей (положительный сдвиг составил 20%);
- низкий уровень оригинальности выявлен у 30% детей (положительный сдвиг составил 50%), средний уровень выявлен у 40% детей (положительный сдвиг составил 30%), высокий уровень зафиксирован у 30% (положительный сдвиг составил 20%).
Рисунки детей экспериментальной группы стали более выразительными и наполненными сюжетом, дети в большинстве случаев комментировали свои рисунки, рассказывая, что они нарисовали, почему именно такой рисунок они нарисовали. В работах одаренных детей данной группы отмечается широко развернутая предметная среда, дети, превратив тест-фигуру в какой-либо предмет, добавляют к рисунку все новые и новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету. Также одаренные дети данной группы маскировали тест-фигуры за счет уменьшения их масштабов, изменения пространственного положения, усложнения композиции. Возможность многократного использования теста-фигуры, как внешнего стимула при создании образа воображения, свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов.
Таким образом, результаты повторного среза показали эффективность реализованных психолого-педагогических условий на формирующем этапе исследования с детьми экспериментальной группы. Проверим полученные данные методами математической статистики с использованием U-критерия Манна-Уитни. Эмпирическое значение критерия вычисляется по формуле:
U = (n1*n2) +
Где
n 1- количество испытуемых в выборке 1
n2 – количество испытуемых в выборке 2;
Тх – большая из ранговых сумм;
Nх - количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.
В качестве нулевой гипотезы предполагаем, что не существует различий между показателями беглости, гибкости и оригинальности у участников экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента. Результаты ранжирования представлены в приложении 2 выпускной квалификационной работы. Расчет показал, что существуют достоверные различия между данными показателями в начале и конце исследования: беглость (Uэмп=19), гибкость (UЭмп = 14), оригинальность (Uэмп=19). Таким образом, улучшение результатов по указанным показателям в экспериментальной группе после реализации программы, , находят подтверждение с помощью методов математической статистики. По результатам таблиц исследования ( см. Приложение 1) видно ,что наиболее максимальные результаты (10 баллов) набрали дети с признаками одаренности, выполнив задание безупречно и с творческой направленностью.