Проблема развития творческих способностей у одаренных детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 16:02, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования состоит в том, что важнейшим компонентом одаренности детей старшего дошкольного возраста является творческая деятельность, а развитие творческих способностей в рамках этой деятельности обеспечивает выявление возможностей и потенциала личности ребенка, его самовыражения и самореализации. Одаренность вовлекает в процесс развития целостную личность ребенка, акцентируя внимание на его интересах, мотивах, чувствах, волевых проявлениях и других сторонах личности. При этом творческий потенциал детей старшего дошкольного возраста является основой одаренности, не способной реализоваться автоматически, без влияния условий жизни и социального окружения, воспитания и развития творческих способностей.

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 297.30 Кб (Скачать файл)

На начальном этапе для выявления детей с признаками одаренности использовалась методика экспертных оценок по определению детей с признаками одаренности А.А.Лосевой. Методика предполагает изучение десяти познавательных сфер развития (интеллектуальная сфера, творческая сфера, академическая (научная) сфера, художественно-изобразительная сфера, музыкальная сфера, литературная сфера, артистическая сфера, техническая сфера, лидерская сфера, спортивная сфера), в которых ребенок может проявлять свои творческие способности, и их характеристики. Оценка производится по 5-бальной шкале в каждой из характеристик (5 баллам соответствует наивысшая степень одаренности, 4 балла − выше среднего, 2 балла − самая низкая). Все  балы суммируются внутри каждой «области». Общее количество набранных баллов внутри одной области нужно разделить на количество вопросов и полученное число будет являться показателем одаренности. Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком.

В результате данной диагностики были получены следующие результаты (см. Приложение 1):

    • Персональные показатели одаренности в различных сферах развития детей старшего дошкольного возраста (Приложение 1, рис.1).
    • Максимальные и минимальные значения в сферах развития (Приложение 1, рис.2.).
    • Персональные  показатели соотношения максимальных и минимальных значений в сферах развития детей старшего дошкольного возраста (Приложение 1, таблица 1).
    • Количественные показатели детей старшего дошкольного возраста с признаками одаренности (Приложение 1, таблица 2).

Проведенный анализ позволил выявить 4 детей с признаками одаренности, а именно 1 девочка и 3 мальчика в различных познавательных сферах. При этом 2 детей имеют наибольшие показатели одаренности в художественно-изобразительной сфере, 2 - в лидерской сфере.

Для обеспечения «чистоты» эксперимента было решено распределить детей с признаками одаренности по 2 человека в экспериментальную и контрольную группы.

 

2.2. Определение уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Содержание методик исследования и их результаты на констатирующем этапе исследования.

Методика № 1. Тест креативности Торренса (краткий тест, фигурная форма).

Цель: Изучение уровня развития творческого воображения.

Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи креативности П. Торренса представляет собой задание «Закончи рисунок».

Инструкция: «На этих страницах нарисованы незаконченные фигуры. Если вы добавите к ним дополнительные линии, у вас получаться интересные предметы или сюжетные картинки. На выполнение этого задания отводится 10 минут.

Постарайтесь придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте к ней название для каждой картинки и напишите его внизу под картинкой». Интерпретация теста Торренса приведена в таблице 1 приложения Б выпускной квалификационной работы.  Интерпретация результатов тестирования приводится приложении выпускной квалификационной работы.

Уровни развития творческого воображения:

Низкий уровень: 0-6 баллов.

Средний уровень: 7-8 баллов

Высокий уровень: 9-10 баллов.

Ниже приведены результаты исследования на констатирующем этапе по первой методике. Обобщенные результаты исследования приведены в таблице 3 приложения 1. «Результаты исследования в экспериментальной группе детей» после обработки представлены в виде рис. 3:

 

Рис. 3. Результаты констатирующего этапа исследования по методике № 1 в экспериментальной группе

 

Из гистограммы 3 видно, что по показателю беглость у 50% детей экспериментальной группы выявлен низкий уровень выполнения, у 30 % средний уровень развития творческого воображения. Это значит, что большинство детей не могут продолжить фигуры и превратить их в сюжетные картинки, создавая лишь простые фигуры (месяц, яблоко, луна, домик). По показателю гибкость в экспериментальной группе также у большинства детей выявлен средний (40%) и низкий уровень (40%) в выполнении задания.. По показателю оригинальность у 80% выявлен низкий уровень, у 10% -средний уровень. И только у одного испытуемого (10%) выявлен высокий уровень. Таким образом, результаты теста Торренса в экспериментальной группе дошкольников показали, что на высоком уровне справились с заданием только дети с явными признаками одаренности, проявив творческий характер в выполнении заданий.

Результаты констатирующего этапа исследования в контрольной группе отражены нами на гистограмме 4.

Рис. 4. Результаты констатирующего этапа исследования по методике № 1 в контрольной группе.

 

Из гистограммы 4 видно, что в контрольной группе по первым двум показателям творческого развития выявлены примерно такие же результаты, что и в экспериментальной группе детей по данной методике, причем более высокие баллы получали дети с признаками одаренности.

Дети, как в экспериментальной группе, так и в контрольной, чаще рисовали одинаковые предметы. Например, часто встречались такие рисунки как «ваза», «ключ», «месяц (луна)». Эти рисунки были отнесены к низкому уровню. К среднему уровню были отнесены рисунки, в которых как оригинальные по названию и содержанию («Летящая ступка», «Большой гномик», «Солнечный зайчик»), так и часто встречаемые рисунки («Смешарики», «Сказочный лес») . Рисунки детей в обеих группах исследования не отличались оригинальностью образов, дети превращали фигуры только в одиночные рисунки, не связывая их в сюжетные рисунки. И только для детей с одаренностью были характерны рисунки с творческой направленностью.

Таким образом, в ходе исследования творческого воображения по первой методике выявилось, что у детей без  признаков одаренности в большинстве случаев развитие воображения находится на уровне ниже возрастной нормы и требует развития и совершенствования, в то время как одаренные дети при выполнении задания проявляли нестандартность и творчество в мышлении, выполнив его на высоком уровне.

 

Методика № 2. «Назови картинку»

Цель: Определение уровня развития творческого мышления.

Стимульный материал. Любая сюжетная картинка, достаточно яркая и имеющее чёткое содержание. Детям была предложена картина с изображением 4-х детей, катающихся с горки на санках в солнечную зимнюю погоду.

Инструкция. «Посмотри на эту картинку. Придумай для неё названия. Чем больше названий ты придумаешь, тем лучше».

Проведение теста. Детям показывают сюжетную картинку и дают время (2-3 минуты) на то, чтобы её хорошенько разглядеть, после чего предъявляют инструкцию. Тестирование оканчивается после того, как ребёнок на вопрос взрослого: «Не можешь ли ты придумать ещё хоть одно название?» отвечает отрицательно.

Анализ результатов. При анализе подсчитывается количество баллов выявляются уровни развития творческого мышления:

Низкий уровень: 5-6 баллов.

Средний уровень: 7-8 баллов

Высокий уровень: 9-10 баллов.

Низкий уровень: 5-6 баллов. Дети придумывали к предлагаемому рисунку только 1 название, при просьбе педагога они не могли объяснить, почему именно так ее назвали, и не могли привести другие названия к рисунку.

Средний уровень: 7-8 баллов: дети предлагали к представленному рисунку 2-3 названия, по просьбе педагога объясняли свой выбор. Но рассуждения дошкольников не были оригинальными.

Высокий уровень: 9-10 баллов: к предлагаемому рисунку дети этой категории предлагали более 3 названий, ярко и эмоционально объясняя свой выбор и аргументируя его. Названия к предлагаемому рисунку отличались яркостью, оригинальностью и новизной.

После проведения методики № 2 в группах выявлены результаты, которые представлены в таблице 5 Приложения 1.

Наиболее наглядно результаты констатирующего этапа исследования представлены в гистограмме 5:

Рис .5.Результаты констатирующего этапа исследования

по методике № 2

Из гистограммы 5 видно, что в экспериментальной группе выявлено преобладание низкого уровня (выявлен у 50% детей) в умении детей давать названия картинке. В контрольной группе исследования низкий уровень зафиксирован у 60% детей. Детям была предложена картина с изображением 4 детей, катающихся с горки на санках в солнечную зимнюю погоду. Дети с низким уровнем давали такие названия как «Санки», «Зима», «Первый снег». Педагог задавал дополнительные вопросы, но даже при этом дети не могли дать рисункам другие названия.

Средний уровень выявлен у 20% детей контрольной группы и у 30% детей экспериментальной группы. Дети давали 2-3 названия картине, названия не отличались оригинальностью (например, встречались такие группы ответов, как «Зимний день», «Веселые гонки», «Соревнования»; «Наша горка», «Кто быстрее»; «Горка», Зимние каникулы», «Зимний день»).

Детей с высоким уровнем развития способности давать название картине выявлено только у 20% детей в той и другой группе исследования: это оказались дети с признаками одаренности. Дети давали оригинальные, не повторяющиеся у других детей названия картинке. Например, Ксения Р. из контрольной группы давала такие названия картинке: «Зимние забавы», «Румяные щечки», «Маленькое соревнование», «Быстрее, выше, сильнее!!», «Зарница». Оригинальными были ответы Руслана А. из экспериментальной группы: «Скоростной спуск», «Катание на санках», «С ветерком!», «Самый лучший выходной!», «Зимняя радость», «Мороз и солнце!».

В ходе исследования выявлено, что  развитие творческого мышление у детей в целом в обеих группах исследования находится на уровне ниже возрастной нормы и требует развития и совершенствования в дальнейшем, в то время как одаренные дети проявляли творческую активность при выполнении задания.

Методика № 3. «Нарисуй что-нибудь» Т.Д. Марцинковской.

Цель. Выявление уровня развития творческого воображения.

Стимульный материал Листы бумаги, набор цветных карандашей.

Инструкция. «Придумайте и нарисуйте что-нибудь необычное».

Проведение теста. Ребёнку даётся лист бумаги, набор карандашей и предлагаются придумать и нарисовать что-нибудь необычное. На выполнение задания отводится 4 минуты. Далее оценивается качество рисунка по приведённым ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особых воображениях

Оценка результатов.

8-10 баллов – ребёнок за отведённое  время придумал и нарисовал  оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Ребёнок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно переработаны.

5-7 баллов – ребёнок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом не является новым, но несёт в себе явные элементы творческой фантазии и оказывают на зрителя определённые эмоциональные впечатления. Детали и образы рисунка переработаны средне.

0-4 балла – ребёнок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причём слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.

Выводы по уровню развития.

8-10 б. – высокий;

5-7 б. – средний;

0-4 б. - низкий уровень.

Результаты методики № 3 отображены в таблице 6 приложения 1 выпускной квалификационной работы.

Наглядно результаты данной методики представлены на гистограмме 6:

 

Рис .6. Результаты методики № 3 на констатирующем этапе исследования

              Из гистограммы 6 видно, что в обеих группах выявлены одинаковые процентные соотношения по результатам анализа детских рисунков: преобладают низкие уровни развития творческого воображения: в экспериментальной группе - 50% детей, в контрольной группе - 50% детей. Дошкольники нарисовали рисунок с простым сюжетом, новизна и оригинальность в рисунках не преобладала. Например, дети рисовали животных, зверей, игрушки, рисунок не представлял сюжетную картину, а лишь образное выражение одиночных персонажей.

Средний уровень зафиксирован у 40% детей в обеих группах исследования.За отведенное время дети придумали и нарисовали сюжет из знакомых сказок с элементами новизны (например рисунок Альфии К. из контрольной группы отличался тем, что она изобразила сказочных персонажей Волка и Зайца из «Ну погоди» качающимися на качелях вместе с мультипликационными персонажами, - смешариками (Нюша и Лосяш), - в нем присутствовали и элементы новизны, и ранее знакомые персонажи). Необычный сюжет придала своему рисунку Вера К. .из экспериментальной группы: она нарисовал Лунтика, читающего азбуку, причем   девочка сумела не только нарисовать книгу, но и написать, что это «Букварь».

У 10% участников групп выявлен высокий уровень в рисовании: дети за отведенное время нарисовали рисунки с необычным содержанием и сюжетом. Например, необычностью персонажей отличался рисунок Данила П. из экспериментальной группы: он нарисовал хоровод их необычных персонажей: школьных принадлежностей, нарисовав для ручки, карандаша, ластика, точилки, пластилина, цветной бумаги голову, руки и ноги. Причем в хороводе все персонажи держались за руки.

Информация о работе Проблема развития творческих способностей у одаренных детей старшего дошкольного возраста