Проблема развития творческих способностей у одаренных детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 16:02, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования состоит в том, что важнейшим компонентом одаренности детей старшего дошкольного возраста является творческая деятельность, а развитие творческих способностей в рамках этой деятельности обеспечивает выявление возможностей и потенциала личности ребенка, его самовыражения и самореализации. Одаренность вовлекает в процесс развития целостную личность ребенка, акцентируя внимание на его интересах, мотивах, чувствах, волевых проявлениях и других сторонах личности. При этом творческий потенциал детей старшего дошкольного возраста является основой одаренности, не способной реализоваться автоматически, без влияния условий жизни и социального окружения, воспитания и развития творческих способностей.

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 297.30 Кб (Скачать файл)

Еще одно основание для классификации − различия по особенностям возрастного развития. Иногда одаренность носит временный характер из-за того, что в определенном возрасте как бы объединяются возможности сразу нескольких возрастов (отечественный психолог Н.С.Лейтес). Наиболее известный в этом смысле − ускоренный вариант. Многие вундеркинды − это именно дети с ускоренным возрастным развитием временного характера. Со временем они заметно «усредняются», тускнеют. Однако прогноз при ускоренном развитии не всегда пессимистичный: у части детей яркая одаренность остается на всю жизнь.

Есть одаренные дети, у которых при высоком умственном развитии не отмечается резкого возрастного опережения. Их одаренность видна только психологам или внимательным педагогам, много и серьезно работающим с ребенком.

И наконец, существует своего рода «антивундеркиндный» вид возрастного развития одаренности, когда одаренность не только не сопровождается забеганием вперед в развитии, но в некоторых отношениях обнаруживает и замедленное развитие.

В любом случае важно отметить: с одной стороны, вундеркинд, подававший столько надежд в детстве, не всегда вырастает в выдающегося человека, а с другой - не всегда исключительная одаренность проявляется в блестящих интеллектуальных успехах или в явном опережении в развитии. Авторы отмечают и то, что существует несколько видов одаренности: интеллектуальная, академическая, художественная, организаторская, психомоторная, иначе спортивная.

Интеллектуальная одаренность. Таких детей называют «светлыми головами» и «надеждой образовательного учреждения». Можно выделить два основных подвида интеллектуальной одаренности: 1) проявляются общие умственные способности и нет какой-либо специализации и 2) незаурядные способности проявляются прежде всего в одной какой-либо специальной области знания. Как правило, такие дети почти всегда вступают в конфликт с педагогами, оспаривают свою правоту, иногда конфликт перерастает в принципиальное несогласие педагога с ребенком, и ребенок либо замыкается в себе, либо попадает в разряд трудновоспитуемых.

Академическая одаренность. Дети этого вида одаренности прежде всего блестяще учатся. Академическая одаренность также имеет свои подвиды: 1) дети" «широкой способностью к обучению (легко осваивают любую деятельность, проявляют заметные успехи во всех сферах учебной деятельности) и 2) дети, у которых повышенные способности к усвоению знаний проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности (в точных науках или в гуманитарных).

Художественная одаренность. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности: в музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Может проявляться у дошкольников с разной степенью широты: есть дети с различными художественными способностями (ребенок поет, танцует и превосходно рисует). Дети с этим видом одаренности не особенно хорошо учатся. Для этого много причин: и пониженная мотивация к усвоению (придумать легче, чем усвоить готовое), и собственный, иногда очень причудливый мир, в котором не всегда есть место групповым занятиям.

Организаторская, или лидерская, одаренность. Она характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими; предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, хорошо развитую интуицию, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию. Во многих случаях у людей с этим видом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора.

Известны разные варианты лидерской одаренности: эмоциональные лидеры (своего рода «жилетка» для каждого, с ними советуются, их любят); лидеры действия (умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направление движения, ведут за собой).

К сожалению, незаурядные лидерские возможности детей с выраженными способностями реализуются в деятельности, не связанной с групповыми занятиями. Некоторые из них не имеют достаточной учебной мотивации и откровенно ничего не делают "в детском саду, а невозможность завоевать статус лидера в детском саду ведет их на улицу. На них часто жалуются родители более старших детей: властные по натуре, они подавляют их инициативу. Такие дети часто рассматриваются педагогами только как заурядные хулиганы, что вызывает с их стороны соответствующее негативное отношение. Это еще больше усугубляет проблемы и самих детей, и педагогов.

Психомоторная, или спортивная одаренность. Следует отметить: бытующее мнение о пониженных умственных способностях спортсменов не соответствует действительности. Исследования показали, что у выдающихся спортсменов интеллектуальные возможности значительно выше среднего. Это относится даже к таким, казалось бы, далеким от интеллекта видам спорта, как тяжелая атлетика или футбол. Дети со спортивной одаренностью далеко не всегда хорошо учатся. Это связано прежде всего с недостатком времени и соответствующего желания. Если у детей, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то они, как правило, могут превосходно учиться.

           Образовательных подходов к развитию одаренных детей (прежде всего со стороны обучения) достаточно много. На наш взгляд, все они адресованы, прежде всего, одаренным детям из выборки, относящейся к высокой норме, и именно потому почти всегда достаточно эффективны [10]. Не имея возможности серьезно углубляться в эту тему, отметим только, что хорошие результаты, объективно отмечаемые при использовании большинства этих методов, являются в некоторых случаях просто проявлением замечательного феномена Хотторна.

Другое дело − методы работы с личностными проблемами одаренных детей, тем более ее особой выборки. На сегодняшний день нам неизвестен ни один метод, который был бы прицельно направлен на решение их многочисленных проблем (за исключением «метода развивающего дискомфорта», обоснованного нами более десяти лет назад). Нам неизвестны работы, в которых бы отражались объективно хорошие результаты именно в этом направлении. Разного рода тренинги общения, саморегуляции, креативного мышления в некоторых случаях давали частный эффект, но крайне редко приводили к серьезным и долговременным результатам. Даже метод развивающего дискомфорта, будучи достаточно «сильным» с позиций общей концепции работы с одаренными детьми [29], во многих случаях не приводил к сколь-нибудь заметным результатам с точки зрения будущей самореализации особо одаренного человека. Неэффективность, даже беспомощность работы психологов с личностными поведенческими проблемами одаренных детей так велика, что некоторые школы, прямо ориентированные на работу с одаренными детьми, категорически отказываются принимать одаренных детей с выраженными проблемами в поведении: низким самоконтролем, неконтролируемой агрессивностью или отсутствием навыков общения.

Наш опыт показывает, что дело в принципиально неверном подходе к решению этих проблем. Человек любого возраста и любых способностей меняется только сам, и лишь в том случае, если он чувствует в этом потребность, и потому его нельзя «формировать» или прямо «воздействовать на него с целью его воспитания» (обычная педагогическая лексика). Оперантное формирование навыков саморегуляции, креативности, общения (а по сути, таковы все формы тренингов) может быть сколь-нибудь эффективным, если сам человек не только знает, зачем ему это нужно, не только чувствует в этом определенную потребность, но еще и в том случае, когда эта потребность стала жизненной необходимостью, т. е. стала его доминантой. Только в этом случае человек сам ищет «инструменты» своего самоизменения, которые могут привести к реальному успеху. Именно эта идея привела к обоснованию нового подхода к работе с личностными проблемами одаренных детей.

Потребностно-инструментальный подход к работе с одаренными детьми.

По понятным причинам при обосновании этого подхода мы опирались на свой многолетний опыт работы с одаренными детьми, хотя целый ряд замечательных работ, прямо или косвенно относящихся к проблемам развития и становления человека, оказались для нас своего рода «катализаторами» [6; 7; 13; 20; 22; 23].

Работая с одаренными детьми и прослеживая их путь в течение нескольких десятилетий, мы почти во всех случаях находили подтверждение знаменитой идеи А.Маслоу, что именно потребность в самоактуализации является тем «мотором», той реальной силой, которая ведет одаренного ребенка по пути его успешной реализации [6]. Именно с помощью этой потребности преодолевается та исходная направленность, главным образом, на процесс деятельности, которая характерна для подавляющего большинства особо одаренных детей.

Следует специально подчеркнуть поразительный для нас факт. При всех сложностях развития особо одаренных детей потребность в самоактуализации, потребность «выполнить себя» (Гегель) встречалась у этих детей существенно чаще и в более отчетливом виде, чем у более обычных детей («высокой нормы»). Не будет даже преувеличением сказать, что подавляющее большинство этих детей чуть ли не с ранних лет проявляли яркие признаки существования такой потребности. (Такая тенденция у этой части одаренных детей так сильна, что невозможно удержаться, чтобы не вспомнить выражение Евгения Боратынского «талант - это поручение от Господа Бога».) Конечно, есть и менее сакральные объяснения этого феномена, но в рамках этой статьи мы ограничимся лишь констатацией этого чудесного факта.

В течение достаточно длительного времени ни в психологии, ни в педагогике не было, на наш взгляд, прорывных работ по проблемам работы с одаренными детьми. С нашей точки зрения, есть все основания ждать, что в самое ближайшее время ситуация в этой области науки и практики принципиально изменится. Уже сейчас существует, по крайней мере, три группы вызовов, или векторов, которые, соединившись, приведут к принципиальным изменениям в этой области:

- социально-политические. На наших глазах принципиально меняется отношение к проблеме повышения интеллектуального потенциала нации, в том числе и к проблемам работы с одаренными детьми (особенно ярко некоторые стороны этих изменений проявляются в странах Юго-Восточной Азии). Дальнейшее развитие любого государства, его место в мировой иерархии, по мнению лидеров многих стран, будет определяться именно отношением государства и общества к главному своему ресурсу -интеллектуально-творческому потенциалу.

- психолого-педагогическая, менее заметно, но уже отчетливо меняется ситуация в психолого-педагогических науках и соответствующей практике. Появление таких направлений как гуманистическая и позитивная психология, учет основных (доминантных) потребностей в работе с одаренными детьми могут привести к значительному взлету и в этой области научно-практической работы с одаренными детьми;

- нейрофизиологическая  и психогенетическая,  значительный прорыв в этой научно-практической области может быть связан с нейрофизиологическими и психогенетическими исследованиями мозга одаренного человека. Никак не умаляя принципиальной роли среды, важности образования для становления одаренности, необходимо хорошо понимать, как те или иные способности, их индивидуальные проявления связаны с физиологическими предпосылками, с тем, что принято называть «задатками». Идеи фантастов о возможности диагностировать задатки ребенка по биологическим характеристикам его мозга (см. замечательную Повесть «Профессия» Айзека Азимова [1]) получат свое научное и практическое подтверждение. Печальный прошлый опыт «биологи-зации», с одной стороны, и представления психологов о многовариантности проявлений высоких задатков, с другой, позволит избежать биологического экстремизма в этом направлении исследований.

Нет никакого сомнения, что принципиальное изменение ситуации работы с одаренными детьми, будучи востребовано в мировом масштабе, уже очень скоро обнаружится во всех сторонах этой работы, начиная от форм и методов идентификации одаренности и включая, скажем, такую важнейшую проблему как коучинг одаренных людей. Определенные признаки такого прорыва мы видим уже сейчаc.

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I

 

1. Старший дошкольный возраст является возрастом возникновения следующих новообразований в личности дошкольника: мышление постепенно переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному,  чему способствует развитие воображения; складываются предпосылки для  формирования словесно-логического мышления, так как ребенок начинает использовать речь для решения самых разных задач; достаточно хорошо формируется устная разговорная речь; внимание становится более сосредоточенным и устойчивым; происходит расцвет сюжетно-ролевой игры, в которой формируются все психические процессы: память, мышление, воображение, внимание и др. К тому же в дошкольном детстве происходит осознание ребенком своих умений, качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих переживаний. К концу дошкольного возраста складывается дифференцированная самооценка, развивается способность ее мотивировать.

2. Показателями творческой активности дошкольников старшего возраста выступают предпосылки мотивационных, содержательно-операционных, эмоционально-волевых компонентов активной творческой  деятельности, то есть понимание того, насколько важное значение имеет подготовка к творческой деятельности и  интерес детей  к творческой работе в разных видах деятельности,  их желание включаться в творческий процесс, преобразовывать деятельность под творческую, с учетом их индивидуальных особенностей, стремлений и желаний, способность придумыванию  сказочных сюжетов, фантазировать и воображать; умение преодолевать возникшие трудности, способность и стремление дошкольников  доводить начатую работу до конца; появление настойчивости, старательности, добросовестности; проявление радости при открытии новых приемов, способов, действий

3. Одаренность можно охарактеризовать как проявление способностей в деятельности, как общее свойство интегрированной в деятельности совокупности способностей. Основные структурные компоненты одаренности - это доминирующая роль познавательной мотивации, исследовательская активность (обнаружение нового, постановка и решение проблем), возможность достижения оригинальных, нестандартных решений, прогнозирования и предвосхищения, способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Экспериментальное изучение творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с признаками одаренности

 

2.1. Организация и методики исследования

 

Проблема развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с признаками одаренности изучались на базе МБДОУ Детского сада № 68 «Ромашка» г.Нижневартовска.

В экспериментальном исследование были задействованы две группы детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), состоящие из 10 человек. Все дети занимаются по программе «Из детства в отрочество».

В качестве контрольных данных были использованы материалы изучения развития творческих способностей у детей параллельной группы, не участвовавших в эксперименте (контрольная группа).

В ходе целостного исследования были организованы следующие основные этапы:

  1. Констатирующий эксперимент проводился на начальном этапе исследования и направлен на выявление детей старшего дошкольного возраста с признаками одаренности и определение уровня развития их творческих способностей.
  2. Формирующий эксперимент: подбор, разработка и проведения групповых занятий с дошкольниками средствами игровой деятельности и их реализация в педагогическом процессе.
  3. Контрольный эксперимент проводился с целью отслеживания динамики развития уровня творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с признаками одаренности, вследствие целенаправленной и систематической работы на протяжении учебного года.

Информация о работе Проблема развития творческих способностей у одаренных детей старшего дошкольного возраста