Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 16:02, дипломная работа
Актуальность исследования состоит в том, что важнейшим компонентом одаренности детей старшего дошкольного возраста является творческая деятельность, а развитие творческих способностей в рамках этой деятельности обеспечивает выявление возможностей и потенциала личности ребенка, его самовыражения и самореализации. Одаренность вовлекает в процесс развития целостную личность ребенка, акцентируя внимание на его интересах, мотивах, чувствах, волевых проявлениях и других сторонах личности. При этом творческий потенциал детей старшего дошкольного возраста является основой одаренности, не способной реализоваться автоматически, без влияния условий жизни и социального окружения, воспитания и развития творческих способностей.
Определено, наполнение и характеристика понятия «творческие способности» и особенностей их развития у детей старшего дошкольного возраста с признаками одаренности.
Решение данной задачи позволило выяснить, что творческие способности - это способность ребенка находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Развитие творческих способностей ребенка – очень ответственное и сложное дело, осуществить его можно только при внимательном отношении к детям, только зная их потребности, интересы и увлечения. Природными предпосылками развития способностей являются задатки, то есть генетически закрепленные анатомо-физиологические особенности организма. Под развитием творческих способностей рассматривается целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Творческое развитие детей в дошкольном учреждении осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, видов их деятельности. Так же творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка.
Проведена диагностика по выявлению признаков одаренности у детей старшего дошкольного возраста.
Диагностика была проведена с использованием методики экспертных оценок по определению детей с признаками одаренности А.А. Лосевой. Методика позволила определить признаки одаренности детей в интеллектуальной, творческой, академической, художественно-изобразительной, музыкальной, литературной, артистической, технической и лидерской сферах познания. Данная методика проводилась на основе наблюдений за ребенком.
В результате данной диагностики было выявлено 4 детей с признаками одаренности, а именно 1 девочка и 3 мальчика в различных познавательных сферах. При этом 2 детей имеют наибольшие показатели одаренности в художественно-изобразительной сфере, 2 - в лидерской сфере.
Изучены существующие методики и разработана процедура и содержание экспериментального исследования по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Реализация данной задачи позволила установить, что именно в игре ребенок делает первые шаги своей творческой деятельности. Проблематикой влияния игровой деятельности на развитие творческих способностей детей занимались Р. И. Жуковская, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин. На сегодняшний день исследования творческих способностей в игре направлены на разрешение исходных противоречий, заложенных в фундаментальных теориях Т. А. Марковой, Д. Б. Эльконина.
В.Т. Кудрявцев рассматривает процесс творческого развития детей как процесс освоения универсальных способностей. К универсальным способностям относятся: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей, преобразовательный характер творческих решений, экспериментирование. Особое значение отводится педагогическому руководству игровой деятельностью в целях развития творчества ребенка.
Основными формами работы с детьми старшего дошкольного возраста в рамках формирующего эксперимента были выбраны: игры-путешествия, этюды, игры-беседы, игры-импровизации, опыты, экспериментирование, ТРИЗ. Проведено экспериментальное исследование развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с признаками одаренности.
В рамках эксперимента была разработана и реализована программа по развитию творческих способностей в форме игровых занятий с детьми в возрасте 5-6 лет продолжительностью 20 минут. Кроме игровых занятий также были использованы игры как часть занятия по развитию различных видов деятельности: конструирование - эксперименты, развитие речи – ТРИЗ, театральная деятельность.
Наблюдения за организацией игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста показали, что дети с признаками одаренности способны действовать самостоятельно в организованных играх, придумывают новые сюжеты, фантазируют, комбинируя свои знания из окружающего мира со своими фантазиями. Эти дети способны проявлять инициативу, а также способны увлечь своими идеями остальных детей группы.
У детей с признаками одаренности отмечены изменения показателей развития творческих способностей с «высокого» уровня на «самый высокий», а также со «среднего» уровня на «высокий». При этом динамика показателей развития творческих способностей детей экспериментальной группы выше показателей детей контрольной группы, где не реализовывался формирующий эксперимент.
Таким образом, доказана эффективность разработанной программы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с признаками одаренности через игровую деятельность и ее интеграцию с другими формами обучающих занятий.
Рис.2. Максимальные и минимальные значения в сферах развития
Таблица 1. Персональные показатели максимальных и минимальных значений в сферах развития
Сфера развития |
Максимальный показатель |
Список детей с максимальным показателем одаренности |
Минимальный показатель |
Список детей с минимальным показателем одаренности |
Интеллектуальная сфера |
4,71 |
Ксения |
3 |
Данил Настя |
Творческая сфера |
4,25 |
Ксения |
2,375 |
Саша |
Академическая (научная) сфера |
4,75 |
Руслан |
2,5 |
Андрей Саша |
Художественно-изобразительная сфера |
4 |
Саша Степан Ксения |
2,625 |
Алсу |
Музыкальная сфера |
4,38 |
Ксения |
2,375 |
Полина Султан |
Литературная сфера |
3,75 |
Руслан Альфия |
2,5 |
Саша |
Артистическая сфера |
4 |
Данил Степан |
2,375 |
Полина |
Техническая сфера |
4,5 |
Степан |
2,125 |
Алиса |
Лидерская сфера |
4,38 |
Степан Данил |
2 |
Данил |
Спортивная сфера |
3,88 |
Ксения |
2 |
Данил |