Проблема развития творческих способностей у одаренных детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 16:02, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования состоит в том, что важнейшим компонентом одаренности детей старшего дошкольного возраста является творческая деятельность, а развитие творческих способностей в рамках этой деятельности обеспечивает выявление возможностей и потенциала личности ребенка, его самовыражения и самореализации. Одаренность вовлекает в процесс развития целостную личность ребенка, акцентируя внимание на его интересах, мотивах, чувствах, волевых проявлениях и других сторонах личности. При этом творческий потенциал детей старшего дошкольного возраста является основой одаренности, не способной реализоваться автоматически, без влияния условий жизни и социального окружения, воспитания и развития творческих способностей.

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 297.30 Кб (Скачать файл)

Определено, наполнение и характеристика понятия «творческие способности» и особенностей их развития у детей старшего дошкольного возраста с признаками одаренности.

Решение данной задачи позволило выяснить, что творческие способности - это способность ребенка находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Развитие творческих способностей ребенка – очень ответственное и сложное дело, осуществить его можно только при внимательном отношении к детям, только зная их потребности, интересы и увлечения. Природными предпосылками развития способностей являются задатки, то есть генетически закрепленные анатомо-физиологические особенности организма. Под развитием творческих способностей рассматривается целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Творческое развитие детей в дошкольном учреждении осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, видов их деятельности. Так же творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка.

Проведена диагностика по выявлению признаков одаренности у детей старшего дошкольного возраста.

Диагностика была проведена с использованием методики экспертных оценок по определению детей с признаками одаренности А.А. Лосевой. Методика позволила определить признаки одаренности детей в интеллектуальной, творческой, академической, художественно-изобразительной, музыкальной, литературной, артистической, технической и лидерской сферах познания. Данная методика проводилась на основе наблюдений за ребенком.

В результате данной диагностики было выявлено 4 детей с признаками одаренности, а именно 1 девочка и 3 мальчика в различных познавательных сферах. При этом 2 детей имеют наибольшие показатели одаренности в художественно-изобразительной сфере, 2 -  в лидерской сфере.

Изучены существующие методики и разработана процедура и содержание экспериментального исследования по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Реализация данной задачи позволила установить, что именно в игре ребенок делает первые шаги своей творческой деятельности. Проблематикой влияния игровой деятельности на развитие творческих способностей детей занимались Р. И. Жуковская, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин. На сегодняшний день исследования творческих способностей в игре направлены на разрешение исходных противоречий, заложенных в фундаментальных теориях Т. А. Марковой, Д. Б. Эльконина.

В.Т. Кудрявцев рассматривает процесс творческого развития детей как процесс освоения универсальных способностей. К универсальным способностям относятся: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей, преобразовательный характер творческих решений, экспериментирование. Особое значение отводится педагогическому руководству игровой деятельностью в целях развития творчества ребенка.

Основными формами работы с детьми старшего дошкольного возраста в рамках формирующего эксперимента были выбраны: игры-путешествия, этюды, игры-беседы, игры-импровизации, опыты, экспериментирование, ТРИЗ. Проведено экспериментальное исследование развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с признаками одаренности.

В рамках эксперимента была разработана и реализована программа по развитию творческих способностей в форме игровых занятий с детьми в возрасте 5-6 лет продолжительностью 20 минут. Кроме игровых занятий также были  использованы игры как часть занятия по развитию различных видов деятельности: конструирование - эксперименты, развитие речи – ТРИЗ, театральная деятельность.

Наблюдения за организацией игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста показали, что дети с признаками одаренности способны действовать самостоятельно в организованных играх, придумывают новые сюжеты, фантазируют, комбинируя свои знания из окружающего мира со своими фантазиями. Эти дети способны проявлять инициативу,  а также  способны увлечь своими идеями остальных детей группы.

У детей с признаками одаренности отмечены изменения показателей развития творческих способностей с «высокого» уровня на «самый высокий», а также со «среднего» уровня на «высокий». При этом динамика показателей развития творческих способностей детей экспериментальной группы выше показателей детей контрольной группы, где не реализовывался формирующий эксперимент.

Таким образом, доказана эффективность разработанной программы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с признаками одаренности через игровую деятельность и ее интеграцию с другими формами обучающих занятий.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Аксенова, Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом. // Интернет-журнал «Эйдос». — 2007.

  1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии.- М.: ТЦ «Сфера»,2005.
  2. Бабич О.М., Вьюнова Н.И., Гайдар К.М.Развитие творческих способностей у старших дошкольников. - М., 2003.
  3. Банзелюк Е. И. Возрастная динамика показателей креативности у детей 6-9 лет// Вопр. психологии. - 2011.- N 3. - С. 55-60
  4. Белобрыкина О.А. Речь и общение.- Я.: Академия развития, 1998
  5. Белова   Е.   и   др.   Исследование   особенностей   развития   творческого мышления у детей 5- 6 лет // Школа здоровья. – 2010. - №1. – С. 8 – 15.
  6. Богоявленская Д.Б. О предмете исследования творческих способностей // психологический журнал. – 1999. – т.16. - №5. – С.49-58.
  7. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. Издательский центр «Академия», 2010. - 320 с.
  8. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Окружающий мир, потребности, духовность: Метод, пособием., 2007.
  1. Братчикова Ю.И. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, 2012-2013 [Электронный ресурс], http://festival.1september.ru/articles/606350/

  1. Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка: Учеб. пособие. 2-е изд. М., 2005.
  2. Варкки Н.  , Калинина Р.  Ребенок в мире творчества. // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 6. – С. 57- 62.
  1. Васильченко Т. В. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры 2007-2008 [Электронный ресурс], http://festival.1september.ru/articles/502773/

  1. Водинская М.В.,Шапиро М.С. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью. – М.: Теревинф, 2006. – 48с.

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте:М.,2001.

  1. Дьяченко О.М. К проблеме диагностики умственного развития детей дошкольного возраста (3-7 лет). М., 1997.
  2. Духанина Л. Н. Инфраструктура одаренности или доживем ли до понедельника 2020 года? // Психологическая наука и образование. 2009. № 4
  1. Еремина Р.А., Кудрина Н.И. психолого-педагогические основы творческой деятельности детей саршего дошкольного возраста: Учебное пособие. / Мордовский – государственный педагогический тнститут. – Саранск,2000. – с.70.

  1. Иванова Н.И. воображение и творчество детей.// дошкольное воспитание. – 2005. - №10.
  2. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами. // Дошкольное воспитание. № 17. 2010. с. 48.
  1. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2003.-192с., ил.

  1. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений [текст] /С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 414 с.

  1. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 9-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 416 с.
  2. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. Под ред. Корчаловской Н.В., Посевина Г.Д. -Ростов-н/Д.: «Феникс», 2004.
  3. Коротаева Е. Креативность: детское воображение плюс творческий порыв психолога. // Директор школы. – 2003. - № 2. – С. 92- 98.
  4. Корнеевская М.Е. // Одаренный ребенок. № 3. 2008 c.24;
  1. Котова Е.В., Кузнецова СВ., Романова Т.А.Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с. — (Библиотека Воспитателя).

  1. Кудрявцев, В. Т. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей / В. Т. Кудрявцев , В. А. Синельников; -М.:1995. 52-59 с., 62-69 с.

  1. Кузменко В.У. // Современный детский сад. Методика и практика. № 5.2012 с.41-46;
  2. Левашов В.К. Интеллектуальный потенциал общества: социологическое измерение и прогнозирование? // Психологическая наука и образование. 2009. № 4.
  3. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. М.,2008
  4. Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности // Вопросы психологии. 2003. № 4. С. 13-18.
  1. Лук, А. Н. Психология творчества / А.Н Лук; -М.:1978. 125 с

  1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. Пособие. - СПб.: Питер, 2010. - 583с.
  2. Марголис А.А., Рубцов В.В. Государственная политика в сфере образования одаренных учащихся // Психологическая наука и образование. 2011. №4. – C. 5-14
  3. Методики психолого-педагогической диагностики одаренности детей / авт-сост. Е.Н. Арциман, А.А. Кардабнёв. Гродно, 2007.
  4. Моляко В Л. Психологические проблемы творческой одаренности. Киев: Знание, 1995.
  5. Башева Е.И Образовательные модели и технологии работы с одаренными детьми.  Красноярск: ККИПКППРО, 2011;
  6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2007. – 406с.
  7. Общая психология: Учебник/ Под ред. Тугушева Р. X., Гарбера Е.И. - М.: Эксмо, 2006;
  8. Пищикова Н. Мир искусства дарит мысли, дарит чувства. // дошкольное воспитание. № 2. 2004. с. 67.
  9. Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии. 1990. №1.С. 16-19.
  10. Программы обучения и поддержки одаренных детей и молодежи (Перевод доклада) // Психологическая наука и образование. 2011. №4. – C. 19-31
  11. Психология детства. Под ред. Реан А.А. - С-Пб., 2003.
  12. Психология детства: практикум: тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. Под ред. Реан А. - С-Пб., 2004.
  13. Рубцов В. В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход. М., 2008.
  14. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. СПб.: Питер, 2004.
  15. Савенков А.И. Психология детской одаренности. М., 2010
  16. Соломенникова К.С. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.- 234с.
  17. Тихомиров Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. - Е., У - Фактория., 2004.
  1. Тюлюпаева Н.Л. Развитие творческих способностей дошкольников на комплексных занятиях 2006 - 2007 [Электронный ресурс].

  1. Ушаков Д. В. (ред.) Психология одаренности: от теории к практике. М., 2000.
  2. Феномен одаренности // Что такое одаренность / Под ред. А.М. Матюшкина, А.А. Матюшкиной. — М.: ЧеРо, МПСИ, 2006. – 36 с.
  3. Шадриков, В.Д. Способности и интеллект человека. – М.: Издательство Современного  гуманитарного университета, 2004.
  4. Шорникова О.М.. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях ритмики 2008 -2009 [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/530112/
  5. Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М., 1996
  6. Юркевич В.С. Одаренные дети: сегодняшние тенденции и завтрашние вызовы // Психологическая наука и образование. 2011. №4. – C. 99-108
  7. Якимова Т. В. Особенности детско-родительского взаимодействия и структуры семьи интеллектуально одаренных детей // Психологическая наука и образование. 2007. № 3.

 

 

 

 

Приложение 1. Результаты диагностики детей с признаками одаренности

Рис.1. Персональные показатели одаренности в различных сферах развития

 

 

Рис.2. Максимальные и минимальные значения в сферах развития

 

Таблица 1. Персональные показатели максимальных и минимальных значений в сферах развития

Сфера развития

Максимальный показатель

Список детей с максимальным показателем одаренности

Минимальный показатель

Список детей с минимальным показателем одаренности

Интеллектуальная сфера

4,71

Ксения

3

Данил

 Настя

Творческая сфера

4,25

Ксения

2,375

Саша

Академическая (научная) сфера

4,75

Руслан

2,5

Андрей

Саша

Художественно-изобразительная сфера

4

 Саша

 Степан

 Ксения

2,625

 Алсу

Музыкальная сфера

4,38

 Ксения

2,375

 Полина

 Султан

Литературная сфера

3,75

 Руслан

 Альфия

2,5

 Саша

Артистическая сфера

4

 Данил

 Степан

2,375

Полина

Техническая сфера

4,5

 Степан

2,125

 Алиса

Лидерская сфера

4,38

Степан

 Данил

2

Данил

Спортивная сфера

3,88

Ксения

2

Данил

Информация о работе Проблема развития творческих способностей у одаренных детей старшего дошкольного возраста