Проблема развития творческих способностей у одаренных детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 16:02, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования состоит в том, что важнейшим компонентом одаренности детей старшего дошкольного возраста является творческая деятельность, а развитие творческих способностей в рамках этой деятельности обеспечивает выявление возможностей и потенциала личности ребенка, его самовыражения и самореализации. Одаренность вовлекает в процесс развития целостную личность ребенка, акцентируя внимание на его интересах, мотивах, чувствах, волевых проявлениях и других сторонах личности. При этом творческий потенциал детей старшего дошкольного возраста является основой одаренности, не способной реализоваться автоматически, без влияния условий жизни и социального окружения, воспитания и развития творческих способностей.

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 297.30 Кб (Скачать файл)

В последние годы в психологии ведутся исследования оригинальной линии в активизации умственного потенциала ребенка, связанной с решением проблемно-противоречивьгх ситуаций (Н.Е.Веракса, Е.В.Савина, И.Б.Шиян, Л.Б.Баянова, Е.С.Ермакова, P.P.Зинурова, Е.Е.Крашенников, Л.Н.Литовченко).

Проблемно-противоречивые ситуации способствуют развертыванию рефлексивной мыслительной деятельности ребенка в направлении поиска опосредствования противоречия, замены системы объяснительных представлений, поиска нестандартных решений [9].

Важно подчеркнуть, что гибкость мыслительной деятельности рассматривается как умение ребенка отказаться от стереотипного способа действия и даже в знакомой ситуации выделить новые свойства и отношения. Таким образом, гибкость мышления выступает как процесс оперирования представлениями на уровне двух планов: актуального и потенциального. В первом из них объект отражается с помощью оперативного образа в каком-либо одном отношении, исходя из условий решаемой задачи, во втором − представлен в совокупности различных свойств и отношений безотносительно к решаемой задач.

В настоящее время число концепций креативности весьма велико, но самой популярной считается концепция одаренности, разработанная известным американским ученым Дж.Рензулли, согласно которой одаренность есть сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Кроме этого, в его теоретической модели учтено: знание на основе опыта (эрудиция) и благоприятная окружающая среда [13].

Автор отмечает, в соответствии с данной концепцией число одаренных детей может быть значительно выше, чем при их идентификации по тестам интеллекта или достижений. Он не связывает понятие «одаренность» лишь с экстремально высокими оценками по каждому параметру. Подкупает демократичность этой модели, позволяющей относить к категории одаренных детей проявление высоких показатели хотя бы по одному из параметров. Примечательно, что термин «одаренность» заменен Дж.Рензулли на термин «потенциал». Это свидетельствует об универсальности концепции. Выделенная Дж.Рензулли триада в несколько модифицированном варианте есть в большинстве современных зарубежных концепций одаренности. Так, например, много общего с моделью Дж.Рензулли имеют концепция П.Торренса и концепция одаренности, предложенная Д.Фельдхьюсеном: по его мнению, три характеристики, выделенные Дж.Рензулли, должны быть дополнены Я- концепцией и самоуважением [31].

П.Торренсом креативность рассматривалась как естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности или незавершенности. Рассмотрение креативности как процесса дает возможность выявлять как способности к творчеству, так и условия, облегчающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукты (результаты) [26].

Для решения данных проблем необходимы надежные и обоснованные методики психодиагностики креативности детей разного возраста. Отбор и использование диагностических методик или тестов для оценки творческого потенциала и последующих измерений уровня его развития в обучении должны соответствовать определенному теоретическому пониманию природы, структуры и развития креативности.

Как считает А.Лук, для творческой деятельности характерны следующие особенности [28]:

- самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

- видение новой проблемы в знакомой ситуации;

- видение новой функции объекта.

- самостоятельное комбинирование известных способов действия в новый способ;

- альтернативное мышление и вариативность;

- построение принципиально нового способа решения проблемы.

Среди качеств творческой личности А.М.Матюшкин и другие психологи называют такие [29]:

• умение ставить новые проблемы;

• творческая смелость;

• открытость и коммуникабельность;

• творческие люди замечают и осознают то, что не замечают и не осознают другие. Они находят решение там, где нетворческие люди способны лишь повторять одни и те же давно известные истины.

A.M.Матюшкин  рассматривает творческую одаренность  как общую психологическую предпосылку творческого развития и становления творческой личности и выделяет основные структурные компоненты одаренности:

- доминирующую роль познавательной мотивации;

- исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем;

- возможности достижения оригинальных решений;

- возможности прогнозирования и предвосхищения и способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.

Предложенная им концепция творческой одаренности предусматривает разработку и реализацию специальных творческих программ и является теоретической основой практической помощи талантливым детям в создании условий для развития их творческого потенциала [7].

В.А.Моляко, исследуя проблему творчества и одаренности, выделяет следующие составляющие творческого потенциала человека:

    • стремление к развитию, духовному росту;
    • способность удивляться;
    • способность полностью ориентироваться в проблеме;
    • спонтанность, непосредственность; ,
    • оригинальность, дивергент-ность мышления;
    • способность к быстрому приобретению новых знаний;
    • «открытость» по отношению к новому опыту;
    • способность к синтезу, анализу, к комбинированию, дифференциации явлений;
    • энтузиазм;
    • способность к самовыражению и др.

Творчество характеризуется некоторыми устойчивыми чертами, среди которых необходимо отметить следующее:

  1. предметность (творчество всегда имеет дело с каким-то конкретным предметом, материалом определенными формами, через которые оно восходит к видению глубинных сущностей);
  2. акт творчества является событием глубоко личностным. Коммуникативные, особенно достаточно богатые связи способны его инициировать, однако его нельзя вызвать, ему нельзя обучить, оно является самостоятельным проявлением личности, которой даны определенные культурные, деятельностные, ценностные основания;
  3. продуктивность – творчество всегда находит свое выражение и завершение в каком-то конкретном предмете или продукте. Без этого творчество не является завершенным;
  4. готовность к какой-либо деятельности − это непременное условие её продуктивности. При дифференцированном подходе к исследованию данного понятия выделяются разные виды, уровни, структурные компоненты. Достаточно устойчиво вычленяются лишь два типа готовности: активно-действенное состояние личности и психологическая предпосылка эффективности деятельности. Их называют внешней и внутренней готовностью к творческой проектной деятельности;
  5. творческая активность - сложное интегративное понятие, соединяющее в себе и приводящее во взаимодействие активность и творчество.

 

 

    1. Предпосылки и условия развития творческих способностей в дошкольном возрасте

 

Наиболее благоприятным возрастом  для развития способности к творчеству является  старший дошкольный  возраст, так как в этом возрасте  закладывается психологическая основа для творческой деятельности. 

Предпосылки развития способностей, одаренности возникают именно в дошкольном возрасте, так как по сравнению с другими возрастными периодами в данном возрасте происходит всестороннее развитие психических качеств личности ребенка и создаются уникальные условия для становления его способностей.

Дошкольное детство − это период творчества, появления творческого воображения, возникновения качественных новообразований, как в развитии психофизиологических функций, так и в личностной сфере. Такой скачок в развитии происходит благодаря многим факторам, основные из которых: интенсивное развитие речи и общение со взрослыми и сверстниками, различные формы познания и включение в разные виды деятельности: игровые, продуктивные, бытовые. Также детям дошкольного возраста присуща повышенная чувствительность к окружающей действительности, умственная активность, потребность в новых впечатлениях и в умственных усилиях [3-5,9].

Деятельность дошкольника  направлена на создание творческого рисунка, конструкции, воплощение образа, фантазии, отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Ребенок старшего дошкольного возраста отличается активной деятельностной позицией, любопытством, он постоянно задает вопросы взрослому, обладает уникальной способностью к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности. Деятельность дошкольника отличается стойкой и уверенной мотивацией, богатым воображением, настойчивостью. Ребенок-дошкольник проявляет инициативность, которая, в свою очередь, связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умением преодолевать трудности [30, с. 40].

Структура творческой активности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности представляет собой совокупность составляющих ее компонентов: мотивационный, содержательный, операционный, эмоционально-волевой.

В дошкольном возрасте ребенок часто живет в собственном, созданном им самим мире: боится волка, потому что тот страшный, съел бабушку и Красную Шапочку; мечтает стать грозным разбойником или прекрасной принцессой. Воспитатели в детском саду используют традиционные психологические методики для выявления страхов, переживаний, интересов ребенка: просят нарисовать свою семью, группу детского сада и анализируют, как и где дошкольник изобразил себя.

Одни дети очень эмоциональны и практически живут в мире фантазий, часто отвлекаются на занятиях («улетают»), похвала или порицание существует как бы отдельно от них. Другие, наоборот, страдают недостатком воображения, многое воспринимают буквально, не могут что-то придумать.

Степень творческих проявлений ребенка находится в прямой зависимости от умелой организации его взаимодействия со взрослыми, педагогического общения, индивидуально-дифференцированного подхода педагога. Опираясь на эти особенности, можно создать динамическую систему теоретико-методического обеспечения процесса формирования творческих способностей детей.

В исследованиях разных авторов творческие способности детей дошкольного возраста развиваются различными средствами. Особого рассмотрения требует развитие творческих способностей у детей с признаками одаренности.

Общей характеристикой творческого потенциала детей дошкольного возраста выступают познавательные потребности, которые проявляются в форме исследовательско-поисковой активности, а также в готовности и способности ребенка к самостоятельной творческой деятельности. Так, исследования Н.Н.Поддьякова и А.И.Савенкова показывают, что начало самостоятельного творчества ребенка лежит в стихийном экспериментировании и поисковой деятельности, которая направлена на преодоление неопределенности проблемной ситуации [10, 12]. Н.Н.Поддьяков, анализируя различные виды творчества детей, приходит к выводу, что ядром творчества в дошкольном возрасте выступает именно поисковая деятельность, в которой проявляется природная любознательность, активность, творческая трансформация ребенком новых знаний и опыта. По мнению автора, исследовательское поведение является одним из важнейших условий развития интеллектуально-творческого потенциала дошкольника. В.С.Юркевич, исследуя проблему способностей и одаренности в дошкольном возрасте, также делает вывод, что на ранних этапах развития творческих способностей все зависит от познавательной потребности ребенка: чем ярче она будет проявляться, тем больше вероятность более «высоких» способностей, общей или специальной одаренности. Автор считает познавательную потребность интеллектуальным «ядром» одаренности и определяет тип ее развития, например, интеллектуальный или креативный характер одаренности [13].

В исследованиях Н.С.Лейтеса рассматриваются признаки и особенности детской одаренности в разные периоды детства, определяются сензитивные периоды как наиболее благоприятные условия для интеллектуальных и творческих проявлений ребенка, его умственных потенций и способностей. Исследуя природу одаренности, Н.С.Лейтес предлагает свою концепцию возрастного подхода к феномену детской одаренности и вводит такое понятие, как «возрастная одаренность» [6].

Многие исследователи детской одаренности считают, что нецелеобразно говорить об «одаренности вообще», поскольку возможна лишь одаренность к чему-либо, т.е. к какой-либо деятельности. В соответствии с этим, выделяется два вида одаренности:

- специальная, создающая возможность успеха в определенной деятельности;

- общая, которая обеспечивает успешность освоения широкого круга видов деятельности.

В исследованиях установлены значительные различия детей по уровню выраженности признаков одаренности.

Особая, исключительная одаренность − это одаренность, для выявления которой, как правило, не нужны ни тесты, ни специальные наблюдения. Эта одаренность видна, что называется, невооруженным глазом. Такие яркие способности не даются даром: именно эти дети чаще всего относятся к группе психологического риска. У них отмечаются серьезные проблемы общения, часто повышенная эмоциональная возбудимость, гиперактивность, в некоторых случаях проявляется синдром аутизма. Гораздо меньше проблем с одаренными детьми, условно называемыми «высокая норма». Это тоже одаренные дети, но их одаренность носит более нормальный, обычный характер. Это дети, которым повезло с самого начала: нормальные роды, хорошая семья, много внимания и любви родите лей. Такой ребенок, как правило, не ходил в детский сад или же пошел туда довольно поздно и ненадолго и т.д.

Именно эти дети демонстрируют такой факт: пропасти между одаренными и обычными детьми нет, а одаренность может быть в той или иной мере результатом полного и яркого развития достаточно обычных от природы возможностей.

Указанные выше группы одаренных детей даже по внешнему виду резко отличаются друг от друга: особо одаренные дети часто меньше ростом и физически слабее своих сверстников, а дети из группы «высокой нормы» здоровее и выше своих сверстников.

Особо одаренные дети, как уже указывалось, испытывают трудности в общении, другая же группа имеет меньше проблем общения, чем даже у обычных детей. Можно сказать: первые − талантливые изгои общества, а вторые − баловни судьбы, любимчики педагогов и общества в целом.

Информация о работе Проблема развития творческих способностей у одаренных детей старшего дошкольного возраста