Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 16:02, дипломная работа
Актуальность исследования состоит в том, что важнейшим компонентом одаренности детей старшего дошкольного возраста является творческая деятельность, а развитие творческих способностей в рамках этой деятельности обеспечивает выявление возможностей и потенциала личности ребенка, его самовыражения и самореализации. Одаренность вовлекает в процесс развития целостную личность ребенка, акцентируя внимание на его интересах, мотивах, чувствах, волевых проявлениях и других сторонах личности. При этом творческий потенциал детей старшего дошкольного возраста является основой одаренности, не способной реализоваться автоматически, без влияния условий жизни и социального окружения, воспитания и развития творческих способностей.
В последние
годы в психологии ведутся исследования
оригинальной линии в активизации умственного
потенциала ребенка, связанной с решением
проблемно-противоречивьгх
Проблемно-противоречивые ситуации способствуют развертыванию рефлексивной мыслительной деятельности ребенка в направлении поиска опосредствования противоречия, замены системы объяснительных представлений, поиска нестандартных решений [9].
Важно подчеркнуть, что гибкость мыслительной деятельности рассматривается как умение ребенка отказаться от стереотипного способа действия и даже в знакомой ситуации выделить новые свойства и отношения. Таким образом, гибкость мышления выступает как процесс оперирования представлениями на уровне двух планов: актуального и потенциального. В первом из них объект отражается с помощью оперативного образа в каком-либо одном отношении, исходя из условий решаемой задачи, во втором − представлен в совокупности различных свойств и отношений безотносительно к решаемой задач.
В настоящее время число концепций креативности весьма велико, но самой популярной считается концепция одаренности, разработанная известным американским ученым Дж.Рензулли, согласно которой одаренность есть сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Кроме этого, в его теоретической модели учтено: знание на основе опыта (эрудиция) и благоприятная окружающая среда [13].
Автор отмечает, в соответствии с данной концепцией число одаренных детей может быть значительно выше, чем при их идентификации по тестам интеллекта или достижений. Он не связывает понятие «одаренность» лишь с экстремально высокими оценками по каждому параметру. Подкупает демократичность этой модели, позволяющей относить к категории одаренных детей проявление высоких показатели хотя бы по одному из параметров. Примечательно, что термин «одаренность» заменен Дж.Рензулли на термин «потенциал». Это свидетельствует об универсальности концепции. Выделенная Дж.Рензулли триада в несколько модифицированном варианте есть в большинстве современных зарубежных концепций одаренности. Так, например, много общего с моделью Дж.Рензулли имеют концепция П.Торренса и концепция одаренности, предложенная Д.Фельдхьюсеном: по его мнению, три характеристики, выделенные Дж.Рензулли, должны быть дополнены Я- концепцией и самоуважением [31].
П.Торренсом креативность рассматривалась как естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности или незавершенности. Рассмотрение креативности как процесса дает возможность выявлять как способности к творчеству, так и условия, облегчающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукты (результаты) [26].
Для решения данных проблем необходимы надежные и обоснованные методики психодиагностики креативности детей разного возраста. Отбор и использование диагностических методик или тестов для оценки творческого потенциала и последующих измерений уровня его развития в обучении должны соответствовать определенному теоретическому пониманию природы, структуры и развития креативности.
Как считает А.Лук, для творческой деятельности характерны следующие особенности [28]:
- самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
- видение новой проблемы в знакомой ситуации;
- видение новой функции объекта.
- самостоятельное комбинирование известных способов действия в новый способ;
- альтернативное мышление и вариативность;
- построение принципиально нового способа решения проблемы.
Среди качеств творческой личности А.М.Матюшкин и другие психологи называют такие [29]:
• умение ставить новые проблемы;
• творческая смелость;
• открытость и коммуникабельность;
• творческие люди замечают и осознают то, что не замечают и не осознают другие. Они находят решение там, где нетворческие люди способны лишь повторять одни и те же давно известные истины.
A.M.Матюшкин
рассматривает творческую
- доминирующую роль познавательной мотивации;
- исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем;
- возможности достижения оригинальных решений;
- возможности прогнозирования и предвосхищения и способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.
Предложенная им концепция творческой одаренности предусматривает разработку и реализацию специальных творческих программ и является теоретической основой практической помощи талантливым детям в создании условий для развития их творческого потенциала [7].
В.А.Моляко, исследуя проблему творчества и одаренности, выделяет следующие составляющие творческого потенциала человека:
Творчество характеризуется некоторыми устойчивыми чертами, среди которых необходимо отметить следующее:
Наиболее благоприятным возрастом для развития способности к творчеству является старший дошкольный возраст, так как в этом возрасте закладывается психологическая основа для творческой деятельности.
Предпосылки развития способностей, одаренности возникают именно в дошкольном возрасте, так как по сравнению с другими возрастными периодами в данном возрасте происходит всестороннее развитие психических качеств личности ребенка и создаются уникальные условия для становления его способностей.
Дошкольное детство − это период творчества, появления творческого воображения, возникновения качественных новообразований, как в развитии психофизиологических функций, так и в личностной сфере. Такой скачок в развитии происходит благодаря многим факторам, основные из которых: интенсивное развитие речи и общение со взрослыми и сверстниками, различные формы познания и включение в разные виды деятельности: игровые, продуктивные, бытовые. Также детям дошкольного возраста присуща повышенная чувствительность к окружающей действительности, умственная активность, потребность в новых впечатлениях и в умственных усилиях [3-5,9].
Деятельность дошкольника направлена на создание творческого рисунка, конструкции, воплощение образа, фантазии, отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Ребенок старшего дошкольного возраста отличается активной деятельностной позицией, любопытством, он постоянно задает вопросы взрослому, обладает уникальной способностью к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности. Деятельность дошкольника отличается стойкой и уверенной мотивацией, богатым воображением, настойчивостью. Ребенок-дошкольник проявляет инициативность, которая, в свою очередь, связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умением преодолевать трудности [30, с. 40].
Структура творческой активности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности представляет собой совокупность составляющих ее компонентов: мотивационный, содержательный, операционный, эмоционально-волевой.
В дошкольном возрасте ребенок часто живет в собственном, созданном им самим мире: боится волка, потому что тот страшный, съел бабушку и Красную Шапочку; мечтает стать грозным разбойником или прекрасной принцессой. Воспитатели в детском саду используют традиционные психологические методики для выявления страхов, переживаний, интересов ребенка: просят нарисовать свою семью, группу детского сада и анализируют, как и где дошкольник изобразил себя.
Одни дети очень эмоциональны и практически живут в мире фантазий, часто отвлекаются на занятиях («улетают»), похвала или порицание существует как бы отдельно от них. Другие, наоборот, страдают недостатком воображения, многое воспринимают буквально, не могут что-то придумать.
Степень творческих проявлений ребенка
находится в прямой зависимости от умелой
организации его взаимодействия со взрослыми,
педагогического общения, индивидуально-
В исследованиях разных авторов творческие способности детей дошкольного возраста развиваются различными средствами. Особого рассмотрения требует развитие творческих способностей у детей с признаками одаренности.
Общей характеристикой творческого потенциала детей дошкольного возраста выступают познавательные потребности, которые проявляются в форме исследовательско-поисковой активности, а также в готовности и способности ребенка к самостоятельной творческой деятельности. Так, исследования Н.Н.Поддьякова и А.И.Савенкова показывают, что начало самостоятельного творчества ребенка лежит в стихийном экспериментировании и поисковой деятельности, которая направлена на преодоление неопределенности проблемной ситуации [10, 12]. Н.Н.Поддьяков, анализируя различные виды творчества детей, приходит к выводу, что ядром творчества в дошкольном возрасте выступает именно поисковая деятельность, в которой проявляется природная любознательность, активность, творческая трансформация ребенком новых знаний и опыта. По мнению автора, исследовательское поведение является одним из важнейших условий развития интеллектуально-творческого потенциала дошкольника. В.С.Юркевич, исследуя проблему способностей и одаренности в дошкольном возрасте, также делает вывод, что на ранних этапах развития творческих способностей все зависит от познавательной потребности ребенка: чем ярче она будет проявляться, тем больше вероятность более «высоких» способностей, общей или специальной одаренности. Автор считает познавательную потребность интеллектуальным «ядром» одаренности и определяет тип ее развития, например, интеллектуальный или креативный характер одаренности [13].
В исследованиях Н.С.Лейтеса рассматриваются признаки и особенности детской одаренности в разные периоды детства, определяются сензитивные периоды как наиболее благоприятные условия для интеллектуальных и творческих проявлений ребенка, его умственных потенций и способностей. Исследуя природу одаренности, Н.С.Лейтес предлагает свою концепцию возрастного подхода к феномену детской одаренности и вводит такое понятие, как «возрастная одаренность» [6].
Многие исследователи детской одаренности считают, что нецелеобразно говорить об «одаренности вообще», поскольку возможна лишь одаренность к чему-либо, т.е. к какой-либо деятельности. В соответствии с этим, выделяется два вида одаренности:
- специальная, создающая возможность успеха в определенной деятельности;
- общая, которая обеспечивает успешность освоения широкого круга видов деятельности.
В исследованиях установлены значительные различия детей по уровню выраженности признаков одаренности.
Особая, исключительная одаренность − это одаренность, для выявления которой, как правило, не нужны ни тесты, ни специальные наблюдения. Эта одаренность видна, что называется, невооруженным глазом. Такие яркие способности не даются даром: именно эти дети чаще всего относятся к группе психологического риска. У них отмечаются серьезные проблемы общения, часто повышенная эмоциональная возбудимость, гиперактивность, в некоторых случаях проявляется синдром аутизма. Гораздо меньше проблем с одаренными детьми, условно называемыми «высокая норма». Это тоже одаренные дети, но их одаренность носит более нормальный, обычный характер. Это дети, которым повезло с самого начала: нормальные роды, хорошая семья, много внимания и любви родите лей. Такой ребенок, как правило, не ходил в детский сад или же пошел туда довольно поздно и ненадолго и т.д.
Именно эти дети демонстрируют такой факт: пропасти между одаренными и обычными детьми нет, а одаренность может быть в той или иной мере результатом полного и яркого развития достаточно обычных от природы возможностей.
Указанные выше группы одаренных детей даже по внешнему виду резко отличаются друг от друга: особо одаренные дети часто меньше ростом и физически слабее своих сверстников, а дети из группы «высокой нормы» здоровее и выше своих сверстников.
Особо одаренные дети, как уже указывалось, испытывают трудности в общении, другая же группа имеет меньше проблем общения, чем даже у обычных детей. Можно сказать: первые − талантливые изгои общества, а вторые − баловни судьбы, любимчики педагогов и общества в целом.