Проблема развития творческих способностей у одаренных детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 16:02, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования состоит в том, что важнейшим компонентом одаренности детей старшего дошкольного возраста является творческая деятельность, а развитие творческих способностей в рамках этой деятельности обеспечивает выявление возможностей и потенциала личности ребенка, его самовыражения и самореализации. Одаренность вовлекает в процесс развития целостную личность ребенка, акцентируя внимание на его интересах, мотивах, чувствах, волевых проявлениях и других сторонах личности. При этом творческий потенциал детей старшего дошкольного возраста является основой одаренности, не способной реализоваться автоматически, без влияния условий жизни и социального окружения, воспитания и развития творческих способностей.

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 297.30 Кб (Скачать файл)

 

Результат: UЭмп = 17 

Полученное эмпирическое значение Uэмп(17) находится в зоне значимости.

Оригинальность:

Выборка 1

Ранг 1

Выборка 2

Ранг 2

1

17.5 

2

12.5 

3

11 

4

4.5 

4.5 

5

15 

10 

19.5 

6

17.5 

10 

19.5 

7

4.5 

15 

8

4.5 

15 

9

4.5 

12.5 

10

4.5 

Суммы:

 

74

 

136


 

Результат: UЭмп = 19

 

Полученное эмпирическое значение Uэмп(19) находится в зоне значимости.

 

Методика № 2

Выборка 1

Ранг 1

Выборка 2

Ранг 2

1

9.5 

13 

2

3.5 

7.5 

3

3.5 

13 

4

9.5 

10 

19 

5

16.5 

10 

19 

6

16.5 

10 

19 

7

3.5 

13 

8

3.5 

13 

9

3.5 

7.5 

10

3.5 

13 

Суммы:

 

73

 

137


 

Результат: UЭмп = 18

 

 

Полученное эмпирическое значение Uэмп(18) находится в зоне значимости.

 Методика  № 3

Выборка 1

Ранг 1

Выборка 2

Ранг 2

1

9.5 

14 

2

3.5 

14 

3

3.5 

17.5 

4

9.5 

5

9.5 

10 

19.5 

6

17.5 

10 

19.5 

7

3.5 

14 

8

3.5 

14 

9

3.5 

3.5 

10

9.5 

14 

Суммы:

 

73

 

137


 

Результат: UЭмп = 18

 

 

Полученное эмпирическое значение Uэмп(18) находится в зоне значимости

 

 

 

 

 

Приложение 3. Программа развития творческих способностей детей «Развитие творчества в игре»

 

Развивающие творческие игры позволяют каждому ребенку подняться до вершины  своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно. Ниже приведены используемые в ходе эксперимента игры:

1 занятие

«Путешествие»

Цель: выявить умение дополнить деталями схематическое изображение предмета и сочинить историю про него.

Описание:  Дети рассаживаются вокруг столика, на котором лежит лист бумаги со схематическим изображением поезда и придумывают, как его можно дорисовать: какого цвета вагоны, колеса, окна, кто едет в поезде и т.д. Важно дать ответить каждому ребенку. В соответствии с ответами педагог дорисовывает поезд, дети могут помогать ему. Затем вместе выдуманными пассажирами отправляются в «путешествие» на поезде поют песенку «Веселые путешественники» и «едут» по группе. Bpeмя от времени «поезд» останавливается, так как педагог задает какую-нибудь новую ситуацию (например, «поле, поезд едет по полю» или «горы», «море» «лес», «город» и др.) и просит придумать небольшую историю.

Занятие проводится по подгруппам (количество детей в подгруппах должно совпадать с количеством ситуаций).

2 занятие

«Сказка»

Цель: выявить уровни образно-пластического взаимодействия способности к образному перевоплощению.

Описание: Педагог предлагает придумать вместе сказку, а потом поиграть в нее. Начинает рассказывать, а дети могут дополнять ее разными подробностями и деталями, чтобы лучше представить, что там происходит.

Затем просит детей попробовать рассказать эту сказку с помощью движений так, чтобы без слов было понятно, про кого они рассказывают, что делают герои, как они двигаются, какой характер у каждого. Подсказывает, что перед началом исполнения партнеры могут договориться между собой, как разыгрывать сказку, кто какую роль исполняет, с какого места начинает. Наконец, дети исполняют образно-пластический этюд «Волшебник и мышь». Педагог по ходу подсказывает последовательность событий короткими ключевыми фразами, используя глаголы в настоящем времени, например: «живет волшебник», «придумывает волшебство», «появляется мышь», «чародей колдует», «мышь превращается» и т.д. Для выполнения задания детям даются две попытки. Перед повтором партнеры (в паре) меняются ролями.

3 занятие

«Цвет, форма, вкус»

Цель: способствовать развитию образного мышления. Развивать оригинальность мышления через сопоставление признаков.

Описание: «Я назову (покажу) вам предмет, а вы назовите признаки этого предмета (цвет, размер, форма, вкус, функция - что делать). Яблоко (желтое, большое, круглое, тяжелое, сладкое, для еды). А теперь я назову вам два признака, например - яркий, желтый. А вы придумайте такой предмет, который подходил бы к обоим признакам. Например: свет, солнце, одуванчик».

4 занятие 

«Волшебные очки»

Цель: развивать познавательную мотивацию, представления о геометрических формах и объектах.

Описание: «Представьте, что вы надели круглые, очки. Это волшебные очки, через которые можно увидеть только круглые (квадратные, треугольные, овальные и др.) вещи. Осмотритесь и назовите мне по очереди все круглые (квадратные, треугольные, овальные и др.) предметы в этой комнате. Теперь закройте глаза и представьте, что в этих очках вы вышли на улицу. Назовите 5 предметов круглой (квадратной, треугольной, овальной и др.) формы, которые вам встретились. Вспомните, какие круглые предметы есть у вас дома».

5 занятие

«Подарок»

Цель: развивать культуру общения; реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей.

Описание: Дети сидят в кругу. «Ребята, кто любит получать подарки? А кто дарить? А кто что больше любит? Сегодня мы поиграем в игру, которая позволит вам и дарить, и получать подарки, только выдуманные. Итак, давайте представим себе, что мы стали всемогущими. И мы можем подарить любой подарок соседу справа от вас. Посмотрите на него внимательно. Попробуйте угадать, какой подарок ему хотелось бы иметь больше всего. А теперь давайте по очереди подарим друг другу наши подарки, не забывая при этом смотреть товарищу в глаза. А тот, кто получит подарок, не забудет поблагодарить».

После того как дети «подарят» Друг другу «подарки» спросить их, что им понравилось больше и почему, что было приятнее, делить, дарить или получать подарки-

6 занятие

«Музыкальные образы»

Цель: определить способности к восприятию музыкальных образов и их анализу. Развитие специальных художественных способностей (образное видение, поэтический и музыкальный слух)

Описание: Педагог предлагает послушать музыку и попробовать представить, о чем она рассказывает или что напоминает, определить ее настроение, после чего подробно записывает ответы детей, отмечает яркие проявления их эмоций.

7 занятие

«Что и как использовать?»

Цель: развивать воображения и гибкости мышления, способности представлять нестандартные ситуации и возможные действия.

Описание: Последовательно предъявляя картинки (часы, коньки, утюг, очки, стакан, стул, юбка, книга), предлагают ребенку перечислить все случаи употребления данного предмета, которые он знает или может вообразить. «Для чего нужна книга? - читать. А как вы думаете, для чего и как еще можно было бы использовать книгу?»

8 занятие

«Признаки»

Цель: развивать умения анализировать; развитие логики мышления

Описание: Назовите по 3 предмета, которые могут сочетать в себе 2 названных признака (можно в переносном смысле). Например: яркий, желтый - свет, солнце.

  • Пушистый, зеленый;
  • Прозрачный, голубой;
  • Сильный, добрый;
  • Звонкий, громкий;
  • Черствый, черный;
  • Сладкий, легкий.

Для усложнения: «Назови 2 предмета, которые бы совпадали сразу тремя признаками: гладкий, черный, тихий, темный, тяжелый, шумный; светлый, легкий, блестящий; белый, мягкий, съедобный».

9 занятие

«Стройка»

Цель: изучение возможности заранее представлять себе будущую постройку на основе и использования схематического рисунока задуманного предмета в качестве вспомогательного средства.

Описание: Педагог напоминает детям план обдумывания замысла: что они будут строить, что хотят показать в своей постройке, что в ней обязательно будет, какие детали для нее понадобятся. Говорит, что сначала можно зарисовать то, что они задумали построить, затем отобрать материал. В процессе работы педагог наблюдает, беседует с каждым о его замысле, а по окончании просит желающих назвать свою постройку и рассказать о ней (почему он выбрал эту тему, удалось ли построить то, что было задумано).

Занятие 10

«Стрекоза»

Цель: развивать сценические способности, умения импровизировать.

Описание: Педагог предлагает поиграть в игру импровизацию. Действия большой стрекозы выполняет воспитатель.

Педагог: Случилось это на озере. Прилетела большая стрекоза и стала кружить над озером. Вскоре она выбрала себе место в зарослях камыша и начала откладывать яйца. Окунет кончик хвоста в воду - одно яичко, постоит над водой, окунет - еще одно яичко. Побросала их в воду и улетела. (Касается каждого ребенка рукой, превращая в яйцо. Тот, в свою очередь, садится на корточки, опускает голову.) Сначала яички лежали неподвижно, затем зашевелились, и из них, вылупились личинки. (Обхватывают руками колени. Покачиваются, сидя на корточках.)

Они совершенно не были похожи на свою мать, у них не было крыльев, поэтому они только ползли. Они были очень прожорливы и быстро хватали свою добычу челюстями.

Дети делают захватывающие движения руками, как будто стараются кого-то обнять. Затем кладут себе в рот и проглатывают. Дети выполняют загребающие движения поочередно каждой рукой. Делают глотательные движения.

Информация о работе Проблема развития творческих способностей у одаренных детей старшего дошкольного возраста