Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 16:02, дипломная работа
Актуальность исследования состоит в том, что важнейшим компонентом одаренности детей старшего дошкольного возраста является творческая деятельность, а развитие творческих способностей в рамках этой деятельности обеспечивает выявление возможностей и потенциала личности ребенка, его самовыражения и самореализации. Одаренность вовлекает в процесс развития целостную личность ребенка, акцентируя внимание на его интересах, мотивах, чувствах, волевых проявлениях и других сторонах личности. При этом творческий потенциал детей старшего дошкольного возраста является основой одаренности, не способной реализоваться автоматически, без влияния условий жизни и социального окружения, воспитания и развития творческих способностей.
Результат:
UЭмп =
17
Полученное эмпирическое значение Uэмп(17) находится в зоне значимости.
Оригинальность:
№ |
Выборка 1 |
Ранг 1 |
Выборка 2 |
Ранг 2 |
1 |
5 |
9 |
9 |
17.5 |
2 |
5 |
9 |
7 |
12.5 |
3 |
2 |
1 |
6 |
11 |
4 |
4 |
4.5 |
4 |
4.5 |
5 |
8 |
15 |
10 |
19.5 |
6 |
9 |
17.5 |
10 |
19.5 |
7 |
4 |
4.5 |
8 |
15 |
8 |
4 |
4.5 |
8 |
15 |
9 |
4 |
4.5 |
7 |
12.5 |
10 |
4 |
4.5 |
5 |
9 |
Суммы: |
74 |
136 |
Результат: UЭмп = 19
Полученное эмпирическое значение Uэмп(19) находится в зоне значимости.
Методика № 2
№ |
Выборка 1 |
Ранг 1 |
Выборка 2 |
Ранг 2 |
1 |
7 |
9.5 |
8 |
13 |
2 |
4 |
3.5 |
5 |
7.5 |
3 |
4 |
3.5 |
8 |
13 |
4 |
7 |
9.5 |
10 |
19 |
5 |
9 |
16.5 |
10 |
19 |
6 |
9 |
16.5 |
10 |
19 |
7 |
4 |
3.5 |
8 |
13 |
8 |
4 |
3.5 |
8 |
13 |
9 |
4 |
3.5 |
5 |
7.5 |
10 |
4 |
3.5 |
8 |
13 |
Суммы: |
73 |
137 |
Результат: UЭмп = 18
Полученное эмпирическое значение Uэмп(18) находится в зоне значимости.
Методика № 3
№ |
Выборка 1 |
Ранг 1 |
Выборка 2 |
Ранг 2 |
1 |
7 |
9.5 |
8 |
14 |
2 |
4 |
3.5 |
8 |
14 |
3 |
4 |
3.5 |
9 |
17.5 |
4 |
7 |
9.5 |
6 |
7 |
5 |
7 |
9.5 |
10 |
19.5 |
6 |
9 |
17.5 |
10 |
19.5 |
7 |
4 |
3.5 |
8 |
14 |
8 |
4 |
3.5 |
8 |
14 |
9 |
4 |
3.5 |
4 |
3.5 |
10 |
7 |
9.5 |
8 |
14 |
Суммы: |
73 |
137 |
Результат: UЭмп = 18
Полученное эмпирическое значение Uэмп(18) находится в зоне значимости
Развивающие творческие игры позволяют каждому ребенку подняться до вершины своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно. Ниже приведены используемые в ходе эксперимента игры:
1 занятие
«Путешествие»
Цель: выявить умение дополнить деталями схематическое изображение предмета и сочинить историю про него.
Описание: Дети рассаживаются вокруг столика, на котором лежит лист бумаги со схематическим изображением поезда и придумывают, как его можно дорисовать: какого цвета вагоны, колеса, окна, кто едет в поезде и т.д. Важно дать ответить каждому ребенку. В соответствии с ответами педагог дорисовывает поезд, дети могут помогать ему. Затем вместе выдуманными пассажирами отправляются в «путешествие» на поезде поют песенку «Веселые путешественники» и «едут» по группе. Bpeмя от времени «поезд» останавливается, так как педагог задает какую-нибудь новую ситуацию (например, «поле, поезд едет по полю» или «горы», «море» «лес», «город» и др.) и просит придумать небольшую историю.
Занятие проводится по подгруппам (количество детей в подгруппах должно совпадать с количеством ситуаций).
2 занятие
«Сказка»
Цель: выявить уровни образно-пластического взаимодействия способности к образному перевоплощению.
Описание: Педагог предлагает придумать вместе сказку, а потом поиграть в нее. Начинает рассказывать, а дети могут дополнять ее разными подробностями и деталями, чтобы лучше представить, что там происходит.
Затем просит детей попробовать рассказать эту сказку с помощью движений так, чтобы без слов было понятно, про кого они рассказывают, что делают герои, как они двигаются, какой характер у каждого. Подсказывает, что перед началом исполнения партнеры могут договориться между собой, как разыгрывать сказку, кто какую роль исполняет, с какого места начинает. Наконец, дети исполняют образно-пластический этюд «Волшебник и мышь». Педагог по ходу подсказывает последовательность событий короткими ключевыми фразами, используя глаголы в настоящем времени, например: «живет волшебник», «придумывает волшебство», «появляется мышь», «чародей колдует», «мышь превращается» и т.д. Для выполнения задания детям даются две попытки. Перед повтором партнеры (в паре) меняются ролями.
3 занятие
«Цвет, форма, вкус»
Цель: способствовать развитию образного мышления. Развивать оригинальность мышления через сопоставление признаков.
Описание: «Я назову (покажу) вам предмет, а вы назовите признаки этого предмета (цвет, размер, форма, вкус, функция - что делать). Яблоко (желтое, большое, круглое, тяжелое, сладкое, для еды). А теперь я назову вам два признака, например - яркий, желтый. А вы придумайте такой предмет, который подходил бы к обоим признакам. Например: свет, солнце, одуванчик».
4 занятие
«Волшебные очки»
Цель: развивать познавательную мотивацию, представления о геометрических формах и объектах.
Описание: «Представьте, что вы надели круглые, очки. Это волшебные очки, через которые можно увидеть только круглые (квадратные, треугольные, овальные и др.) вещи. Осмотритесь и назовите мне по очереди все круглые (квадратные, треугольные, овальные и др.) предметы в этой комнате. Теперь закройте глаза и представьте, что в этих очках вы вышли на улицу. Назовите 5 предметов круглой (квадратной, треугольной, овальной и др.) формы, которые вам встретились. Вспомните, какие круглые предметы есть у вас дома».
5 занятие
«Подарок»
Цель: развивать культуру общения; реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей.
Описание: Дети сидят в кругу. «Ребята, кто любит получать подарки? А кто дарить? А кто что больше любит? Сегодня мы поиграем в игру, которая позволит вам и дарить, и получать подарки, только выдуманные. Итак, давайте представим себе, что мы стали всемогущими. И мы можем подарить любой подарок соседу справа от вас. Посмотрите на него внимательно. Попробуйте угадать, какой подарок ему хотелось бы иметь больше всего. А теперь давайте по очереди подарим друг другу наши подарки, не забывая при этом смотреть товарищу в глаза. А тот, кто получит подарок, не забудет поблагодарить».
После того как дети «подарят» Друг другу «подарки» спросить их, что им понравилось больше и почему, что было приятнее, делить, дарить или получать подарки-
6 занятие
«Музыкальные образы»
Цель: определить способности к восприятию музыкальных образов и их анализу. Развитие специальных художественных способностей (образное видение, поэтический и музыкальный слух)
Описание: Педагог предлагает послушать музыку и попробовать представить, о чем она рассказывает или что напоминает, определить ее настроение, после чего подробно записывает ответы детей, отмечает яркие проявления их эмоций.
7 занятие
«Что и как использовать?»
Цель: развивать воображения и гибкости мышления, способности представлять нестандартные ситуации и возможные действия.
Описание: Последовательно предъявляя картинки (часы, коньки, утюг, очки, стакан, стул, юбка, книга), предлагают ребенку перечислить все случаи употребления данного предмета, которые он знает или может вообразить. «Для чего нужна книга? - читать. А как вы думаете, для чего и как еще можно было бы использовать книгу?»
8 занятие
«Признаки»
Цель: развивать умения анализировать; развитие логики мышления
Описание: Назовите по 3 предмета, которые могут сочетать в себе 2 названных признака (можно в переносном смысле). Например: яркий, желтый - свет, солнце.
Для усложнения: «Назови 2 предмета, которые бы совпадали сразу тремя признаками: гладкий, черный, тихий, темный, тяжелый, шумный; светлый, легкий, блестящий; белый, мягкий, съедобный».
9 занятие
«Стройка»
Цель: изучение возможности заранее представлять себе будущую постройку на основе и использования схематического рисунока задуманного предмета в качестве вспомогательного средства.
Описание: Педагог напоминает детям план обдумывания замысла: что они будут строить, что хотят показать в своей постройке, что в ней обязательно будет, какие детали для нее понадобятся. Говорит, что сначала можно зарисовать то, что они задумали построить, затем отобрать материал. В процессе работы педагог наблюдает, беседует с каждым о его замысле, а по окончании просит желающих назвать свою постройку и рассказать о ней (почему он выбрал эту тему, удалось ли построить то, что было задумано).
Занятие 10
«Стрекоза»
Цель: развивать сценические способности, умения импровизировать.
Описание: Педагог предлагает поиграть в игру импровизацию. Действия большой стрекозы выполняет воспитатель.
Педагог: Случилось это на озере. Прилетела большая стрекоза и стала кружить над озером. Вскоре она выбрала себе место в зарослях камыша и начала откладывать яйца. Окунет кончик хвоста в воду - одно яичко, постоит над водой, окунет - еще одно яичко. Побросала их в воду и улетела. (Касается каждого ребенка рукой, превращая в яйцо. Тот, в свою очередь, садится на корточки, опускает голову.) Сначала яички лежали неподвижно, затем зашевелились, и из них, вылупились личинки. (Обхватывают руками колени. Покачиваются, сидя на корточках.)
Они совершенно не были похожи на свою мать, у них не было крыльев, поэтому они только ползли. Они были очень прожорливы и быстро хватали свою добычу челюстями.
Дети делают захватывающие движения руками, как будто стараются кого-то обнять. Затем кладут себе в рот и проглатывают. Дети выполняют загребающие движения поочередно каждой рукой. Делают глотательные движения.