Психотехнические упражнения как средство развития логической памяти у младших школьников с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 22:51, дипломная работа

Описание работы

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Если память настолько важна для человека и всего человечества, то необходимо с большей ответственностью относится к развитию этой способности у детей, особенно имеющих задержку психического развития (ЗПР). Социальные изменения, происходящие на современном этапе в нашем обществе, обуславливают необходимость внесения существенных корректив в систему развития нарушений познавательной сферы у детей с ЗПР, так как количество детей с данной патологией постоянно возрастает.
Цель исследования: дать теоретическое обоснование психотехническим упражнениям как средству развития логической памяти детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Файлы: 1 файл

ВКР1.doc

— 198.72 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

 

Актуальность проблемы и темы исследования. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Если память настолько важна для человека и всего человечества, то необходимо с большей ответственностью относится к развитию этой способности у детей, особенно имеющих задержку психического развития (ЗПР).

Социальные изменения, происходящие на современном этапе в нашем обществе, обуславливают необходимость внесения существенных корректив в систему развития нарушений познавательной сферы у детей с ЗПР, так как количество детей с данной патологией постоянно возрастает.

ЗПР характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, особенности которой освещены в психологической литературе достаточно широко (В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, И.Ю. Кулагина, Т.Д. Пускаева и др.).

Наиболее уязвимым познавательным процессом у детей с ЗПР является память, особенно логическая. Вопросами развития данного психического процесса занимались Н.Г. Поддубная, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, Ю.Г. Демьянов, Т.В. Егорова и другие. Т.В. Егорова обнаружила у детей с ЗПР низкую продуктивность и устойчивость памяти, слабое развитие опосредствованного запоминания, снижение при его осуществлении интеллектуальной активности.

В исследовании П.Г. Поддубной изучалась зависимость продуктивности непроизвольного запоминания от характера материала и особенностей деятельности с ним у младших школьников с ЗПР.

Определению путей преодоления указанных недостатков в развитии памяти детей с задержкой развития посвятила свою работу Н.Г. Лутонян.

В психологии было неоспоримым положение о закономерном возрастании в онтогенезе роли логической памяти, будь то нормально развивающийся или аномальный ребенок. К сожалению, лишь очень немногочисленные работы посвящены изучению этой формы памяти, особенно у детей с ЗПР.  Изучение логической памяти показало, что данный вид памяти страдает у детей с задержкой развития во многом за счет недостаточности смысловой переработки получаемой информации.

В общепсихологических работах А.А. Смирнова и его коллег широко обсуждаются проблемы формирования таких приемов запоминания, как смысловое соотнесение и классификация материала, умение пользоваться планом текста. В специальной психологии, в исследованиях А.Н. Леонтьева, Л.В. Занкова, Ж.И. Шиф, И.М. Соловьева, Б.И. Пинского убедительно показано, что осмысливание материала, выявление в нем связей, внесение разнообразия при повторениях, использование приемов классификации и других способов активизации запоминания значительно улучшают усвоение информации.

В настоящее время происходит активная разработка нового направления работы по развитию логической памяти – психотехнические упражнения, которые не имеют под собой достаточной теоретической базы.

В связи с этим прослеживается противоречие между необходимостью развития логической памяти у младших школьников с ЗПР и недостаточной разработанностью средств.

Возникает проблема исследования, связанная с поиском наиболее эффективных средств развития логической памяти у младших школьников с ЗПР.

Актуальность выявленного противоречия и проблемы определили выбор темы исследования: «Психотехнические упражнения как средство развития логической памяти у младших школьников с ЗПР».

Объект исследования: логическая память детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Предмет исследования: психотехнические упражнения как средство развития логической памяти у младших школьников с ЗПР.

Цель исследования: дать теоретическое обоснование психотехническим упражнениям как средству развития логической памяти детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Гипотеза: психотехнические упражнения, вероятно, являются эффективным средством развития логической памяти младших школьников с задержкой психического развития, если:

  • с помощью мнемических опор формировать умения обобщать, классифицировать, сравнивать;
  • применять приемы логического запоминания (группировку, выделение опорных пунктов, установление аналогий, ассоциации, достраивание запоминаемого материала, структурирование материала, перекодировка информации).

Задачи исследования:

1. На  основе изучения и анализа  психолого-педагогической литературы  по проблеме исследования описать  логическую память и особенности  ее формирования у детей младшего школьного возраста с ЗПР.

2. Охарактеризовать  возможности психотехнических упражнений  как средства развития логической  памяти у младших школьников  с ЗПР.

3. Изучить уровень развития логической памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР.

4. Разработать  педагогический проект, направленный  на развитие логической памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР, с использованием психотехнических упражнений.

В процессе работы над темой мы использовали следующие методы исследования:

  • теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение, конкретизация;
  • эмпирические методы: тестирование, метод проектов.

База исследования: МБОУ СОШ №13 г. Нижнего Тагила. В исследовании принимало участие 5 человек (3 девочки, 2 мальчика), учащиеся 2К класса с ЗПР.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанный проект по развитию логической памяти младших школьников с ЗПР с использованием психотехнических упражнений может быть использован психологами в общеобразовательных и коррекционных учреждениях.

Структура работы определяется задачами и логикой исследования, включает: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

 

Глава I. Теоретические основы развития логической памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР

    1. Характеристика логической памяти как психолого-педагогического процесса

 

Память одна из важнейших психических функций. Она лежит в основе формирования индивидуального опыта человека, его речи, мышления, эмоций, двигательных навыков. Память обеспечивает накопление знаний, необходимых  для успешной и продуктивной работы, является непременным условием обучения и развития индивида, становления его личности.

Память является важнейшей познавательной функцией, связывающей прошлое субъекта с его настоящим и будущим. А.Г. Асмолов определяет память как «процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта» [3, с.10].

Запечатление может происходить в виде непреднамеренного запоминания, сознательного и преднамеренного запечатления, систематического заучивания [15, с. 56].

Сохранение представляет собой динамический процесс, совершающийся на основе определенным образом организованного усвоения, переработки материала, его систематизации. Выделяют статическое и динамическое сохранение. Статическое сохранение имеет место в долговременной памяти, при этом материал подвергается реконструкции или переработке. Динамическое сохранение характерно для кратковременной памяти, когда материал изменяется мало. Основная цель этого типа сохранения - удержать материал в памяти для последующей переработки.

Воспроизведение может осуществляться как узнавание или как свободное припоминание. Оно делится на произвольное и непроизвольное. Припоминание является произвольным воспроизведением и представляет собой активный волевой процесс, который характеризуется наличием цели. Непроизвольное воспроизведение происходит само собой, его основой являются ассоциации по смежности во времени или в пространстве, иногда также по сходству и контрасту [15, с. 58].

Процессы памяти проявляются на всех уровнях жизни человека, поэтому память Э. Геринг и Р. Земон также называют «обще органической функцией».

В истории психологии уже с давних времен предпринимались попытки понять природу памяти, хотя в настоящее время нет единой и законченной теории.

Рассмотрим основные теории памяти.

Ассоциативная теория. Впервые изучением этого психического процесса заинтересовался Аристотель, который вывел принципы ассоциации, получившие в психологии широкое распространение[19, с. 143]. Психологи XVIII-XIX веков Англии и Германии, Г. Эббингауз, Г. Мюллер, А. Пильцеккер, рассматривали память не как активный процесс (деятельность) человека с предметами или их образами, а как механически складывающийся продукт ассоциаций. Ее центральное понятие – «ассоциация» - обозначает связь, соединение и выступает в качестве объяснительного принципа всех психических образований. Важным вкладом в науку была разработка Г. Эббингауза и его последователями методов количественного изучения процессов памяти.

Бихевиористы провозгласили в качестве единственной задачи психологии установление однозначных связей между стимулами и реакциями, т.е. между внешними раздражителями и ответными движениями организма. По мнению, Э. Торндайк и Э. Толмен центральное место занимала проблема навыка, когда память изучалась преимущественно в непроизвольной форме.

Представители гештальт-теории (В. Кёлер, К. Коффка, М. Вертгеймер, К. Левин) в качестве ведущего условия запоминания рассматривали структуру материала, но они упустили из виду собственную деятельность человека.

В результате огромного числа экспериментально-психологических исследований сложись личностные теории памяти, которые выявили ряд факторов влияющих на протекание процессов памяти, особенно сохранения (активность, интерес, внимание) [21, c.371].

В смысловой теории памяти (А. Бине, К. Бюлер) выдвигается смысловое содержание материала, а не механическое заучивание.

Теория деятельности (П.И. Зинченко, А.А. Смирнов) включает систему теоретических и практических действий, подчиненных решению мнемической задачи - запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Здесь внимательно исследуется сравнительная продуктивность произвольного и непроизвольного запоминания. Начало изучения памяти как деятельности было положено работами французских ученых, в частности П. Жане. Он одним из первых стал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение материала.

В теории происхождения высших психических функций (А.Н. Леонтьев) были выделены этапы фило – и онтогенетического развития памяти, особенно произвольной и непроизвольной, непосредственной и опосредствованной. Согласно деятельностной теории памяти, образование связей-ассоциаций между различными представлениями, а также запоминание, хранение и воспроизведение материала объясняются тем, что делает человек с этим материалом в процессе его мнемической обработки [23, c.236].

В 30-е годы XX века, ведущие советские психологи Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев работали над доказательством перехода от биологической формы памяти к высшим, специфически человеческим. Они доказали, что основным принципом организации памяти является принцип использования внешних и внутренних средств запоминания и забывания. Человек в ходе культурно-исторического развития выработал специальные приемы, позволяющие ему овладеть собственным поведением, подчинить своим целям биологическую память.

Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения.

Объем памяти - это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации. Объем памяти - количество информации, которое человек способен запомнить за определенное время. Объем кратковременной памяти человека в среднем составляет 7±2 блока информации. Объем блока может быть различным, например, человек может запомнить и повторить 5-9 цифр, 6-7 бессмысленных слогов, 5-9 слов.

Время, в течение которого человек способен запомнить определенный объем информации называется скоростью запоминания.

Другая характеристика памяти - точность воспроизведения. Эта характеристика отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти.

Память представляет собой сложный психический процесс, поэтому психологами были выделены виды памяти по различным критериям. Рассмотрим три основные классификации.

  1. По продолжительности удержания материала память делиться на долговременную, кратковременную и сенсорную (или ультракратковременную).

Для долговременной памяти характерно длительное хранение знаний, навыков и умений. Объем этого вида памяти велик, поэтому успешное хранение информации возможно только при условии высокой степени ее организации.

Кратковременная память предназначена для непродолжительного хранения информации, поступающей из органов чувств и из долговременной памяти.

Сенсорная (или ультракратковременная) память обеспечивает удержание информации в течение очень короткого времени и представляет собой непосредственный отпечаток информации, поступающей в органы чувств[30, с. 24].

Информация о работе Психотехнические упражнения как средство развития логической памяти у младших школьников с ЗПР