Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 22:51, дипломная работа
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Если память настолько важна для человека и всего человечества, то необходимо с большей ответственностью относится к развитию этой способности у детей, особенно имеющих задержку психического развития (ЗПР). Социальные изменения, происходящие на современном этапе в нашем обществе, обуславливают необходимость внесения существенных корректив в систему развития нарушений познавательной сферы у детей с ЗПР, так как количество детей с данной патологией постоянно возрастает.
Цель исследования: дать теоретическое обоснование психотехническим упражнениям как средству развития логической памяти детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Тематический план
№ п/п |
Название темы занятия |
Кол-во часов |
1 |
«Оригинальное знакомство» |
1 |
2 |
«Давайте сочинять!» |
1 |
3 |
«Соображалки» |
1 |
4 |
«Особое внимание!» |
1 |
5 |
«Мыслим образно» |
1 |
6 |
«Попробуй, повтори!» |
1 |
7 |
«В магазине игрушек» |
1 |
8 |
«Умение концентрироваться» |
1 |
9 |
«Пофантазируем на тему…» |
1 |
10 |
«На старт, внимание, марш!» |
1 |
Итого: |
10 |
Основное содержание
Занятие 1. «Оригинальное знакомство»
Цель занятия: знакомство с группой учащихся, развитие долговременной памяти.
Участники встают в круг. Первый участник называет свое имя и показывает любое движение. Задача второго участника повторить имя и движение первого и назвать свое имя и показать движение. Третий повторяет имя и движение первого и второго участников и называет свое имя и показывает движение и так далее до последнего участника.
Дети и ведущий становятся в круг. Ведущий объясняет, что он будет показывать разные движения, а дети должны их повторять, но только в том случае, если ведущий добавит слово «пожалуйста». Если этого слова ведущий не говорит, то дети остаются неподвижными.
На столе расположено 8-10 разных предметов. Играющим нужно посмотреть на эти предметы в течение 15-20 секунд и запомнить их расположение. Затем участник игры, с завязанными глазами, не дотрагиваясь до других предметов, должен положить руку на тот из них, который называет ведущий.
Занятие 2.«Давайте сочинять!»
Цель занятия: формирование мнемических приемов: достраивание запоминаемого материала и ассоциации.
1. «Составление рассказа»
Этоупражнение развивает способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.
Детям предлагаются 2-3 слова н каждого: девочка, дерево, птица, ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. На основе этих слов необходимо составить небольшой рассказ.
2. «Сантики – Фантики - Лимпопо»
Все игроки стоят в кругу. Выбирается водящий. Он выходит за дверь. Его задача найти в кругу учащегося, который задает определенные движения всей группе. В это время игроки двигаются по кругу, хлопают в ладоши, выполняют движения заданные ведущим и говорят: «Сантики - фантики - лимпопо».
3. «Испорченный видеомагнитофон»
Выбираются 5 человек из группы участников. И сообщается, что в группе будет показана картинка и зачитан текст, относящийся к картинке. После этого остается только один человек, а остальные выходят за дверь. Ему зачитывают текст и показывают картинку. Потом приглашается второй участник. Первый сообщает все, что запомнил, с помощью картинки. Затем приглашается следующий и т.д.
Занятие 3. «Соображалки»
Цель занятия: содействие в освоении мнемических приемов: достраивание запоминаемого материала и выделение опорных пунктов, развитие эмоциональной памяти.
1. «Парные картинки»
Используются картинки из двух наборов детского лото. Группа детей делится пополам. Каждый ребенок получает по четыре картинки. Дети из первой группы по очереди описывают предмет, нарисованный на одной из имеющихся у них картинок, не показывая их. Тот ребенок, у которого, по его мнению, есть эта картинка, показывает ее. Если ответ правильный, обе картинки откладываются в сторону (в общую коробку, например). Если ответ неправильный, первый ребенок повторяет свое описание, сделав его более подробным и детализированным.
После того как все дети из первой группы описали по одной картинке, роли меняются. Теперь дети из второй группы также по очереди описывают свои картинки, а дети из первой группы отгадывают их.
2. «Живое домино»
Ведущий повязывает до игры на руке каждого ребенка ленту. Цвет ленты разный: красный, желтый, зеленый…, - он повторяется, чтобы дети могли находить одинаковый цвет, и становится в пары.
Затем говорит:
- Дети, сейчас мы поиграем. Вы будете бегать по комнате, кто куда хочет. А когда я скажу, найди себе пару, вы будете искать того, у кого такая же лента.
3. «Эмоциональная память»
Предварительно готовятся и раздаются карточки с различными эмоциями: гнев, радость, страх, удивление и т. п. На каждой карточке отдельная эмоция или эмоциональное состояние, которые раздаются участникам.
Участникам нужно запомнить текст. Это сделать очень просто. Все по очереди читают этот текст, читают разным голосом, с эмоциями, которые записаны на карточках. Необходимо учесть, что чем более выразительны интонации и эмоции, с которыми прочитывается фраза, тем больше вероятность ее всем запомнить.
Ведущий по очереди указывает на того игрока, которому предстоит читать. А все остальные пытаются воспроизвести произнесенную им фразу, сохранив эмоции читающего. Победителями окажутся те, чьи фразы запомнило большинство участников.
Занятие 4. «Особое внимание!»
Цель занятия: развитие приема запоминания - ассоциации.
1. «Определения»
Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы "переходным мостиком" между ними. Каждый участник отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован.
Например, даются два слова: "гусь" и "дерево". "Переходными мостиками" могут быть следующие слова: "лететь" (гусь взлетел на дерево), "вырезать" (из дерева вырезали гуся), "спрятаться" (гусь спрятался за дерево) и т. п.
2. «Летает – не летает»
Дети садятся полукругом, руки кладут на колени. Психолог объясняет правила игры:
- Я буду называть предметы,
и спрашивать: летает? Например: голубь
летает? самолет летает? и т.д. Если
я назову предмет, который, в самом
деле, летает, вы поднимете руки.
Если я назову нелетающий
3. «Не пропусти ни слова»
Ведущий, не торопясь, читает короткие (2-4 слова), не связанные общим содержанием предложения в течение 5-6 минут. Неожиданно то одному, то другому предлагает повторить последнее предложение. Кто не может повторить, должен продолжать игру стоя; если он допустил ошибку вторично, то должен приложить руки к ушам, как это делают, когда прислушиваются.
5. «Мыслим образно»
Цель занятия: формирование мнемических приемов: перекодирования и ассоциации, развитие образной памяти.
1. «Визуальный код»
Чтобы запомнить число предметов, нужно использовать визуальный код. Например, чтобы запомнить "одна корова", надо представить себе одну корову, привязанную к колышку. Ведущий зачитывает словосочетания:
- Одна корова.
- Две автомашины.
- Три рубашки.
- Четыре зеркала.
- Пять солдат.
- Шесть карандашей.
- Семь шариков.
- Восемь стульев.
- Девять колец.
- Десять стаканов.
Затем учащиеся повторяют по памяти данные словосочетания.
2. «Пальцы»
Участники удобно располагаются в креслах или на стульях, образуя круг. Следует переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде «Начали» медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «Стоп» прекратить упражнение.
3. «Образная память»
Участники разбиваются на две команды. Ведущий предлагает прочитать текст и постараться выделить в нем главное.
Ведущий: «Давайте попробуем представить текст в виде застывшей немой сцены. Каждый из участников может изобразить деталь этого текста. Можно взять листок бумаги, нарисовать или написать, какую деталь текста вы представляете, а затем можно взяться за руки, в соответствии с тем, как, по-вашему, мнению, эти блоки текста связаны между собой».
Свою версию, вариант немой сцены изображает сначала одна команда, затем другая. На подготовку немой сцены, с использованием любого реквизита, плакатов, надписей, каждой команде отводится не больше пяти минут. Побеждает команда, точно и оригинально представившая текст.
6. «Попробуй, повтори!»
Цель занятия: содействие в формировании навыка достраивания запоминаемого материала, развитие зрительной и слуховой памяти.
1. «Конец и начало»
Выбирается ведущий, который даёт задание и оценивает работу. Игроки должны за определённое время придумать рассказ по первой и последней его строчке. Без серединки два предложения выглядят несвязанными друг с другом. Например:
- Снег пошёл хлопьями... На кровати лежал отбойный молоток.
- Костёр разгорался сильнее... Паук поймал муху.
- Дятел выглянул из дупла... Балкон покрасили в синий цвет.
2. «Два притопа, три прихлопа»
Участники становятся в круг. Ведущий задает ритм с помощью хлопков и притопов, стоящий справа повторяет действия, а затем задает свой ритм и так по кругу.
3. «Зрительная память»
Участники делятся на две команды.
Ведущий: «Внимание! Пусть одна из команд будет изображать картину, какой-либо сюжет или групповой портрет. Другая команда в течение одной минуты будут любоваться картиной, рассматривая ее как можно подробнее. Теперь все отвернитесь».
В это время команда, изображавшая картину, меняет как можно больше деталей. Теперь поочередно участники из второй команды подходят по одному к картине и молча приводят ее в исходное положение. Важно, чтобы каждый участник заметил произошедшие изменения. «Картина» должна вернуться в исходное положение.
Затем команды меняются ролями.
7. «В магазине игрушек»
Цель занятия: развитие умения устанавливать аналогии и группировать.
1. «Игрушечная очередь»
Ведущий: "Игрушки стояли в очереди, они хотели прокатиться на пароходе. Первым стоял мишка, потом кукла Катя, за ней розовый поросенок, за поросенком еще один медведь, последний - котенок". Выстраивается 5-6 игрушек в очередь друг за другом. "Потом зазвонил колокольчик - это пришел мороженщик, и все звери побежали к нему. А когда они вернулись на причал, не смогли вспомнить, кто за кем стоял. Помоги игрушкам, ведь капитан парохода катает за один раз только по два пассажира". Задача участников вернуть правильную последовательность.
2. «Зеркала»
Из группы детей выбирается один водящий. Представляется, что он пришел в магазин, где много зеркал. Водящий встает в центр, а дети -полукругом около него. Водящий показывает движения, а «зеркала» тотчас же повторяют. После нескольких попыток водящий меняется.
3. «Сходства и различия»
Учащимся предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия. Для младших школьников это сравнение хорошо знакомых предметов: молоко и вода, корова и лошадь, самолет и поезд, — при этом можно использовать и их изображение. Отметьте общее число правильных ответов, количество ошибок (сравнение по разным основаниям), соотношение отмеченных признаков сходства и различия, преобладающие признаки (внешние, функциональные, классово-родовые отношения и проч.). Выигрывает тот, кто предложил больше оснований для сравнения или тот, кто назвал признак последним.