Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 22:51, дипломная работа
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Если память настолько важна для человека и всего человечества, то необходимо с большей ответственностью относится к развитию этой способности у детей, особенно имеющих задержку психического развития (ЗПР). Социальные изменения, происходящие на современном этапе в нашем обществе, обуславливают необходимость внесения существенных корректив в систему развития нарушений познавательной сферы у детей с ЗПР, так как количество детей с данной патологией постоянно возрастает.
Цель исследования: дать теоретическое обоснование психотехническим упражнениям как средству развития логической памяти детей младшего школьного возраста с ЗПР.
1.3. Возможности
психотехнических упражнений
Психотехника (от греч. techne – искусство, мастерство) – ветвь психологии, изучающая проблемы практической деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте. В данном разделе содержатся конкретные методические приемы, системы приемов, методы саморегуляции, управления психическими и психосоматическими процессами и состояниями сознания, используемых в практической психологии [5, с. 215].
Психотехника возникла в начале XX века. Термин «психотехника» был предложен в 1903 немецким психологом В. Штерном, а в 1908 году немецкий психолог Г. Мюнстерберг сделал попытку оформить психотехнику, как науку, определив её содержание и методы.
О.Г. Бахтияров различает понятия «психотехника», «психотехнология», «психотехнические упражнения». Психотехнологией автор называет организованную совокупность психотехник, направленную на решение определенной конструктивно сформулированной задачи [26].
Психотехника - это последовательность психотехнических упражнений, ведущая к формированию устойчивого заданного психического состояния [26].
Среди отечественных авторов применяющих психотехнику можно выделить В. Леви, Д. Кандыбу, Н. Цзен и Ю. Пахомова. Впервые психотехнические игры и упражнения были разработаны для спортсменов Н.В. Цзеном и Ю.В. Пахомовым, с целью их психологической подготовки к соревнованиям, коррекции эмоционально-отрицательных переживаний, восстановления психических сил [42, с.171].
Специально разработанные психотехнические игровые упражнения и задания были использованы Д.М. Маллаевым как средство коррекции физического и нравственного развития детей старшего и младшего школьного возраста при нарушении зрительного анализатора с целью формирования представлений о возможностях двигательной сферы, тактильно-мышечных ощущений (саморегуляция, релаксация), коррекции двигательных представлений, ориентировке в пространстве, координации движений [36, с.89].
Упражнение – планомерно организованное повторное выполнение действия (умственного или практического) с целью овладения им или повышения его качества. Упражнение занимает важное место в обучении, так как лежит в основе овладения коллективной деятельностью, приобретения тех или иных навыков, умений. Эффективность упражнений во многом зависит от методики их организации. Повторное выполнение действий само по себе не совершенствует их выполнения [17, с.301].
Чтобы упражнение было эффективным оно должно удовлетворять определённым требованиям. Существенным условием эффективности упражнений является, прежде всего, сознательная направленность упражняющегося на повышение качества деятельности. Упражнение требует знания правил выполнения действий, сознательного учёта условий, в которых оно осуществляется, учёта достигнутых результатов, понимания причин допущенных ошибок и путей их преодоления. Поэтому важное значение при упражнении имеют указания обучающего, сопровождаемые наглядным показом того, как надо выполнить данное действие, учёт этих указаний обучающимся при последующих повторных действиях, а также самоконтроль обучающегося. Существенную роль для эффективности упражнений играет постепенный переход от овладения простым действием к выполнению более сложных действий, образующих определённую систему элементарных операций.
В большей мере эффективность упражнений зависит от правильного распределения повторений во времени: повторные действия должны быть не слишком частыми (чтобы не вызвать утомления) и не слишком редкими (чтобы не разрушались уже образовавшиеся связи).
Психотехнические упражнения – это словесные формулы, которые вызывают в зависимости от их содержания, серьезные физиологические изменения в организме с выраженными эффектами мобилизации, уменьшении реакции на стресс, быстрого отдыха и т.д. [42, с. 168].
Под психотехническими упражнениями О.Г. Бахтияров понимает однократное действие, совершаемое психологом для изменения актуального состояния в рамках той или иной психотехники [26].
Как правило, психотехники состоят из нескольких упражнений, а психотехнологии включают в себя несколько психотехник, хотя и бывают случаи, когда психотехника состоит из одного упражнения, а психотехнология из одной психотехники.
О.Г. Бахтияров в психотехнической процедуре выделяет:
исходные факты – психические процессы и структуры, которые мы обнаруживаем в психической системе до начала психотехнической работы и которые служат исходным материалом для формирования схемы процедуры;
базовый процесс – выбранный разработчиком из исходных фактов психический процесс, служащий основой для дальнейшей работы;
приемы развития базового процесса – конкретные упражнения, позволяющие направить базовый процесс в заданном направлении [26].
В нашем исследовании в силу принципа системности развития психики исходными фактами выступают следующие процессы: память, мышление, внимание, восприятие. Базовым процессом является логическая память младших школьников с ЗПР, приемами ее развития выбраны психотехнические упражнения, основанные на мнемотехнике.
Мнемотехника (или мнемоника) - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций [13, с. 13].
Мнемотехника основана на нескольких простых принципах. Процессом запоминания можно управлять сознательно, если запоминание осуществляется в зрительной анализаторной системе. Запись образов в память реализуется простой мыслительной операцией «соединение образов». Для быстрого преобразования любых видов информации в образы, применяется ограниченный набор приемов кодировки. Длительность сохранения сведений в памяти зависит от частоты активизации запомненной информации. При необходимости эта информация в зрительных образах может быть переведена на рефлекторный (автоматический) уровень припоминания. В этом случае запомненные сведения припоминаются очень быстро и освобождаются от вспомогательных зрительных образов.
Мнемотехника представляет собой фундаментальную основу для психотехнических упражнений по развитию логической памяти.
М.С. Хотулева указывает, что работа с психотехническими упражнениями – хороший стимул включения неиспользованных психических резервов ребенка. Она дает дополнительный толчок личностному развитию. Занятия облегчают обмен опытом, позволяют по-новому взглянуть на многие проблемы, помогают увидеть свою деятельность в более широком, культурном контексте. Психотехнические игры и упражнения также служат отличным средством релаксации.
Эффективность использования психотехнических упражнений зависит от степени овладения детьми элементами психотехники, от наличия психологического комфорта в группе учащихся.
Разнообразие целей и задач, решаемых в психотехнических упражнениях, дает возможность психологу включить их в различные формы работы по развитию, образованию и воспитанию, совершенствовать формы и методы работы с младшими школьниками с ЗПР. Применение психотехнических упражнений позволяет развить не только память, но и другие психические процессы, непосредственно связанные с ней.
Для внедрения психотехнических упражнений в педагогический процесс школьного образовательного учреждения целесообразно руководствоваться одной из следующих стратегией руководства группы: свободное, программное, коррекционное, описанных Н.В. Цзеном и Ю.В. Пахомовым [42, 150].
При свободном ведении группы с самого начала предоставлена свобода выбора проблем и способа их решения. Психолог первым не предлагает участникам ни целей, ни средств их достижения. И то и другое возникает в ходе работы самой группы. При использовании такого стиля проведения занятий психолог оказывается чем-то вроде консультанта, к которому обращаются по мере необходимости.
Тематическое ведение осуществляется, когда психолог предлагает определенную тему для работы (например, "Внимание"), или взята из тех задач, которые в данный момент стоят перед группой младших школьников. Ведущий, предложив тему, начинает ее обсуждение, направляя его таким образом, чтобы рано или поздно оно вышло на уровень практических экспериментов. При этом он должен не только хорошо подготовиться к данному занятию, но и свободно ориентироваться в различных техниках и упражнениях, а при необходимости - уметь изобретать новые. Тематическое ведение позволяет заинтересовать школьников определенной темой и вплотную подвести их к упражнениям. Участие и сознательное отношение детей становятся естественным продолжением их собственных попыток решить задачу, сформулированную ими же самими.
Программное ведение - это наиболее определенный и жесткий стиль проведения занятий. Психолог предлагает школьникам выполнить то или иное упражнение, поясняя его значение. К занятиям, проводимым по определенной программе, можно заранее подготовиться, запланировав курс и даже рассчитав время на каждое упражнение. Важная положительная черта этого стиля ведения - чувство определенности, возникающее и у ведущего, и у участников. Но слабой стороной данного стиля является низкая активность участников, блокада их инициативы, невысокая вероятность свежих находок.
Выбор одного из трех стилей ведения занятий определяется уровнем подготовки психолога, состоянием участников и задач, стоящих перед психологом.
При выборе стратегии ведения группы детей младшего школьного возраста с ЗПР наиболее оптимальным является программное ведение занятий, поскольку особенности развития детей с данным нарушением развития характеризуются низким уровнем познавательной инициативы, ограниченностью вариантов решения задач и использования приемов запоминания информации.
Поэтому подготовка занятий с использованием психотехнических упражнений требует от психолога владения методикой данной деятельности, которая включает организацию, проведение психотехнического упражнения, методические указания и возможные варианты упражнений. Но, с другой стороны, проведение психотехнических упражнений требует затрат сил и времени для осмысления и переживания. Психотехника требует специальной подготовки психолога и некоторой переориентации его работы.
Н.В. Цзен и Ю.В. Пахомов указывают, что психотехнические упражнения могут проводиться в форме интенсивного курса, регулярных занятий или эпизодических встреч. Эти формы отличаются, прежде всего, объемом и плотностью работы, они могут быть полезны круглогодично[42, с. 165].
Интенсивный курс характеризуется тем, что на определенное время психотехнические игры становятся основным содержанием деятельности и психотехнические занятия проводятся ежедневно по 2 - 6 часов в течение 1 - 2 недель.
Регулярные занятия позволяют систематически и последовательно обучать детей некоторым психотехническим навыкам. Регулярные занятия можно проводить ежедневно по 10 - 30 минут или 1 - 2 раза в неделю по 1- 1,5 часа. Очень важно, чтобы в этих занятиях психологом была обеспечена преемственность и последовательность. Желательно, чтобы каждое упражнение повторялось на протяжении нескольких занятий. Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов считают, что только частое повторение при относительно редких занятиях может дать хороший результат. Для решения задачи развития логической памяти младших школьников с ЗПР применение психотехнических упражнений в данной форме возможно во время учебной деятельности (например, на физминутках), на переменах и т.д.
Эпизодические встречи наиболее необременительная из всех форм организации психотехнических занятий. Упражнения проходят 1-2 раза в месяц или реже, в зависимости от обстоятельств. Прежде всего, нужно стремиться к тому, чтобы каждая встреча была самостоятельным событием, имеющим начало, развитие и конец. Все упражнения должны быть либо обоснованы предыдущими событиями, либо подготавливать к предстоящим.
В эпизодических встречах количество участников не ограничено. Наиболее подходящий стиль их ведения - программный. В данной форме желательно использование яркого и разнообразного инвентаря.
Для детей с ЗПР, обучающихся в начальных классах, целесообразно придерживаться такой формы работы как регулярные занятия, так как для прочного закрепления освоенных способов и приемов запоминания информации необходимо многократное повторение.
Для успешной организации деятельности, развивающей память у младших школьников с ЗПР, в процесс целесообразно включить психотехнические игры-упражнения, подвижные игры, а также упражнения на релаксацию.
При развитии логической памяти с использованием психотехнических упражнений у детей с ЗПР необходимо учитывать не только интенсивность занятий и соответствие форм их организации, но и общую установку на проведение занятий. Н.В. Цзен и Ю.В. Пахомов различаются три основные возможности: психотехнические упражнения как учеба (тренинг), отдых (реабилитация) и соревнование (конкурс). Эти три установки переплетаются, но желательно хотя бы в теории их различать, чтобы иметь возможность при необходимости выдвигать на первый план тот или иной аспект [42, с.169].
Психотехнические упражнения как учебное мероприятие (тренинг) предполагают освоение определенного объема знаний и умений, позволяющих достигать определенных эффектов в управлении психическими процессами. При таком подходе к занятиям необходимо по мере возможности начинать с простых упражнений и только постепенно переходить к более сложным, вносить максимальную ясность в технику исполнения каждого приема.
Если же психотехнические упражнения используются как форма отдыха (реабилитация), подход к ним должен быть совершенно другим. В этом случае на первый план выходят не здравое понимание, а необычность, непонятность, а порой и загадочность получаемых на занятиях фактов. При реабилитационной ориентации нужно придавать упражнениям максимально непринужденный характер, сделать их забавными, смешными. Тогда они помогут не только восстановиться от учебных нагрузок, но и увидеть свой мир в новом ракурсе, странно, а порой и смешно. Этот бодрящий толчок необычности позволит избавиться от стереотипов в оценке своего состояния, мертвых штампов в обращении с самим собой. Расставив акценты на комических и фантастических моментах, вводя разнообразный и красочный материал, поощряя дух игрового соперничества, можно добиться того, что занятия будут восприняты как потеха, приятная, а может, и полезная игра, досуг.