Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 22:51, дипломная работа
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Если память настолько важна для человека и всего человечества, то необходимо с большей ответственностью относится к развитию этой способности у детей, особенно имеющих задержку психического развития (ЗПР). Социальные изменения, происходящие на современном этапе в нашем обществе, обуславливают необходимость внесения существенных корректив в систему развития нарушений познавательной сферы у детей с ЗПР, так как количество детей с данной патологией постоянно возрастает.
Цель исследования: дать теоретическое обоснование психотехническим упражнениям как средству развития логической памяти детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Для изучения памяти младших школьников с ЗПР мы использовали три методики:
Методика №1 «Определение типа памяти у младших школьников».
Цель: определение преобладающего типа памяти.
Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.
Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.
Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.
Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягодка, тарелка, гусь.
Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.
Порядок исследования.
Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать.
Читается первый ряд слов. Интервал между словами и при чтении – 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.
После предлагается ученику прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течение одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.
Далее экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них каждое из них и «записывает» в воздухе. Затем записывает на листочке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.
На последнем этапе экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, «записывает» в воздухе. Затем записывает на листочке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.
Обработка и анализ результатов.
О преобладающем типе памяти испытуемого можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти по формуле С = а/10, где «С»-это коэффициент типа памяти, «а» - количество правильно воспроизведенных слов. Тип памяти определяется по тому,в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти[10].
Методика №2 «Изучение логической и механической памяти у младших школьников».
Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.
Оборудование: два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.
Первый ряд: кукла-играть; курица-яйцо; ножницы-резать; лошадь-сани; книга-учитель; бабочка-муха; снег-зима; лампа-вечер; щетка-зубы; корова-молоко.
Второй ряд: жук-кресло; компас-клей; колокольчик-стрела; синица-сестра; лейка-трамвай; ботинки-самовар; спичка-графин; шляпа-пчела; рыба-пожар; пила-яичница.
Порядок исследования.
Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интервал между парой – пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются слова левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами и второго ряда [10].
Обработка и анализ результатов.
Результаты исследования заносятся так, как показано в таблице 1.
Таблица 1
Объем смысловой и механической памяти
Имя ребенка |
Объем смысловой памяти |
Объем механической памяти | ||||
Количество слов первого ряда (А) |
Количество запомнившихся слов (В) |
Коэффициент смысловой памяти С=В\А |
Количество слов второго ряда (А) |
Количество запомнившихся слов (В) |
Коэффициент механической памяти С=В\А | |
Методика №3 «Пиктограмма» (А.Р. Лурия)
Цель: изучение индивидуальных особенностей памяти и мышления.
Методика исследования
особенностей мышления, опосредованной
памяти, аффективно-личностной сферы.
Как прием экспериментально-
Испытуемому предлагается для запоминания определенное количество слов или выражений, при этом для каждого из них рисуются любое изображение или знак, то есть пиктографически записывается ряд понятий.
Особенностью инструкции является ориентация испытуемого на исследование только особенностей памяти, а также запрещение использовать любые буквенные обозначения. После выполнения рисунков испытуемый должен назвать соответствующие им понятия или выражения. Одним из важнейших элементов исследования является беседа, позволяющая раскрыть смысл символов, продуцируемых испытуемым. Время обследования не регламентируется. Единственным фактором, ограничивающим выбор образа, является интеллектуально-ассоциативный фонд личности испытуемого, его аффективные установки.
Таким образом, характер деятельности испытуемого и возможность интерпретации рисунка приближают тест к проективным методикам.
Другой особенностью, расширяющей интерпретативную направленность методики, является то обстоятельство, что опосредованное запоминание отражает как мнемонические, так и интеллектуальные процессы. Построение образа, пригодного для запоминания, является следствием творческой активности мышления, в котором отражается его индивидуальная структура. Отсюда - широкие возможности для исследования мышления, в первую очередь процесса обобщения.
В настоящее время отмечается тенденция разработки и совершенствования интерпретативной схемы методики, учитывающей разнообразные категории исследуемых показателей и предусматривающей формализацию данных. Это расширяет возможности методики, допускавшей ранее лишь качественную обобщенную интерпретацию результатов, является основой для стандартизации показателей, что приближает тест к современным психодиагностическим методикам.
Пиктограмма относится к числу наиболее широко употребляемых методик изучения познавательной сферы и личности в отечественной психодиагностике. ЭТО ВАС КТО ПРОСИЛ ПИСАТЬ?
Особенности проведения.
Набор слов: веселый праздник, развитие, тяжелая работа, зимний день, разлука, легкая работа, болезнь, счастье, обман, бедность.
Испытуемому не дается никаких ограничений по поводу полноты и содержания образа, так же как и по поводу используемых материалов: цвета, размера, времени.
Порядок обработки и интерпретации.
При обработке экспериментальных данных учитывают не только показатели всех четырех критериев, но и процедурные вопросы (легкость выполнения задания, эмоциональное отношение к нему, потребность в более широком пространстве и пр.).
Критерии оценивания:
1. Самый важный критерий - «адекватность». Иногда для оценки достаточно одного рисунка, иногда необходимо получить дополнительные сведения у его автора. В случае обоснованности связи между предложенным понятием и его пиктограммой эксперт ставит знак «+», при отсутствии связи - знак «-». Норма характеризуется высокими показателями по критерию адекватности - от 70 % и выше.
2. Второй критерий - «восстанавливаемость понятий спустя отсроченный период». Спустя некоторое время после выполнения задания - обычно через 15-20 мин - эксперт проверяет способность испытуемого восстановить список исходных понятий по его собственным пиктограммам. Обычно для этого закрывается список понятий, и испытуемому в случайном порядке предлагается восстановить их. Если испытуемый использовал для передачи разных понятий одни и те же пиктограммы, он допускает ошибки и всевозможные неточности типа синонимии, сокращения сложного понятия, перепутывания, Как и первый критерий, второй критерий - в норме достаточно высок, от 80% и выше. По этому показателю можно судить о роли памяти в мышлении.
3. Третий критерий –
«конкретность – абстрактность»
4. Четвертый критерий
– «стандартность-
Результаты диагностического исследования по трем методикам представлены в параграфе 2.2.
2.2. Результаты диагностики развития памяти младших школьников с ЗПР
1. Методика «Определение типа памяти у младших школьников»
С помощью данной методики мы смогли определить ведущий вид памяти у учащихся. Анализ данных показал, что преобладающим типом памяти у 70 % обучающихся является комбинированная память. Результаты выполнения методики младшими школьниками с ЗПР представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительная таблица видов памяти
Имя ребенка |
Запоминание на слух |
Запоминание при зрительном восприятии |
Запоминание при моторно-слуховом восприятии |
Запоминание при комбинированном восприятии | ||||||||
Количество слов |
Количество воспроизведенных слов |
коэффициент |
Количество слов |
Количество воспроизведенных слов |
коэффициент |
Количество слов |
Количество воспроизведенных слов |
Коэффициент |
Количество слов |
Количество воспроизведенных слов |
коэффициент | |
Лера Б. |
10 |
6 |
0,6 |
10 |
6 |
0,6 |
10 |
6 |
0,6 |
10 |
7 |
0.7 |
Лера А. |
10 |
5 |
0,5 |
10 |
5 |
0,5 |
10 |
6 |
0,6 |
10 |
6 |
0.6 |
Саша Л. |
10 |
5 |
0,5 |
10 |
7 |
0,7 |
10 |
8 |
0,8 |
10 |
8 |
0.8 |
Миша Г. |
10 |
6 |
0,6 |
10 |
6 |
0,6 |
10 |
7 |
0,7 |
10 |
7 |
0.7 |
ДаниилШ. |
10 |
6 |
0,6 |
10 |
6 |
0,6 |
10 |
6 |
0,6 |
10 |
7 |
0.7 |
Средние данные по видам памяти |
0,5 |
0,6 |
0,6 |
0,7 |
Запоминание поступающей информации как с использованием зрительного, слухового и моторно-слухового восприятия осуществляется у детей в пределах нормы. Из этого можно сделать вывод, что если использовать несколько видов запоминания информации, то воспроизведение будет осуществляться в большем объеме.
У младших школьников с ЗПР отмечены индивидуальные различия в развитии разных видов памяти, которые будут представлены в диаграммах.
Рис. 1. Уровни развития разных видов памяти у Леры Б.
У Леры Б. объем слуховой, зрительной и моторно-слуховой памяти сформированы на одном уровне и соответствуют коэффициенту - 0,6; а комбинированная память имеет коэффициент 0,7, что указывает на более высокий уровень запоминания информации, предъявляемой в нескольких сенсорных системах. Достаточно высокие коэффициенты запоминания по разным видам памяти позволяют сделать вывод о том, что у нее устойчиво среднее запоминание
Рис. 2. Уровни развития разных видов памяти у Леры А.
У Леры А. объем слуховой и зрительной памяти сформированы на одном уровне и соответствуют коэффициенту - 0,5; моторно-слуховая комбинированная память имеет коэффициент 0,6, что указывает на более высокий уровень запоминания информации, предъявляемой в нескольких сенсорных системах. Достаточно высокие коэффициенты запоминания по разным видам памяти позволяют сделать вывод о том, что у нее устойчиво низкое запоминание.
Рис. 3. Уровни развития разных видов памяти у Саши Л.
У Саши Л. развитие слуховой памяти соответствует 0,5 коэффициента, развитие зрительной памяти - 0,7, развитие моторно-слуховой и комбинированной – 0,8, что указывает на доминирование комбинированных видов памяти над зрительной и слуховой памятью. Общая оценка развития разных видов памяти соответствует средним значениям для данного возрастного периода.
Рис. 4. Уровни развития разных видов памяти у Миши Г.
У Миши Г. зрительная и слуховая память развиты 0,6 коэффициента развития, моторно-слуховая и комбинированная память – 0,7, что указывает на более высокий уровень запоминания информации, предъявляемой в нескольких сенсорных системах. Достаточно высокие коэффициенты запоминания по разным видам памяти позволяют сделать вывод о том, что у него все виды памяти сформированы на среднем уровне.
Рис. 5. Уровни развития разных видов памяти у Даниила Ш.
У Даниила Ш. слуховая, зрительная и моторно-слуховая память соответствуют 0,6 коэффициенту развития, а комбинированная – 0,7. Коэффициенты запоминания по разным видам памяти позволяют сделать вывод о том, что у него запоминание информации, поступающей через различные сенсорные каналы, сформировано в соответсвии с возрастными особенностями.