Психотехнические упражнения как средство развития логической памяти у младших школьников с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 22:51, дипломная работа

Описание работы

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Если память настолько важна для человека и всего человечества, то необходимо с большей ответственностью относится к развитию этой способности у детей, особенно имеющих задержку психического развития (ЗПР). Социальные изменения, происходящие на современном этапе в нашем обществе, обуславливают необходимость внесения существенных корректив в систему развития нарушений познавательной сферы у детей с ЗПР, так как количество детей с данной патологией постоянно возрастает.
Цель исследования: дать теоретическое обоснование психотехническим упражнениям как средству развития логической памяти детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Файлы: 1 файл

ВКР1.doc

— 198.72 Кб (Скачать файл)

 

2. Методика  «Изучение  логической и механической памяти у младших школьников» (Н.Г. Молодцов)

При изучении памяти младших школьников с ЗПР по данной методике оценивались такие параметры, как объем смысловой и логической памяти, которые позволили выявить соответствующие коэффициенты. Полученные результаты развития смысловой и механической памяти по каждому ребенку представлены в таблице 3.

Таблица 3

Объем логической и механической памяти

Имя ребенка

Объем смысловой памяти

Объем механической памяти

Количество слов первого ряда (А)

Количество запомнившихся слов (В)

Коэффициент смысловой памяти С=В\А

Количество  слов второго ряда (А)

Количество запомнившихся слов (В)

Коэффициент механической памяти С=В\А

Лера Б.

20

6

0.3

20

4

0.2

Лера А.

20

5

0.25

20

3

0.15

Саша Л.

20

7

0.35

20

6

0.3

Миша Г.

20

6

0.3

20

5

0.25

Даниил Ш.

20

6

0.3

20

4

0.2


 

Анализ результатов, представленных в таблице, позволяет констатировать, что у всех учащихся преобладает логическое запоминание  над механическим, что свидетельствует о сохранности интеллекта у этих детей. При этом результаты запоминания информации младшими школьниками с ЗПР характеризуют значениями объема памяти, отличающимися от возрастной нормы (в пределах от 0,15 до 0,35).

Индивидуальные различия в коэффициентах объемов логической и механической памяти представлены в диаграмме.

Рис. 6. Результаты выполнения методики на определение коэффициента объема логической и механической памяти

У Леры Б. коэффициент объема механической памяти равен 0,2, а логической – 0,3.  Логическая память преобладает над механической.

У Леры А. устойчиво низкие показатели коэффициента объемов механической и логической памяти (0,15 и 0,25 соответственно). Логическая память преобладает над механической.

У Саши Л. высокие показатели коэффициента объема механической (0,3) и логической (0,35) памяти. Логическая память преобладает над механической.

Коэффициент объема механической памяти у Миши Г. равен 0,25, а логической – 0,3.  Логическая память преобладает над механической.

У Даниила Ш. коэффициент объема механической памяти равен 0,2, а логической памяти - 0,3. Логическая память преобладает над механической.

 

 

3. Методика  «Пиктограмма» (А.Р. Лурия)

При выполнении методики младшие школьники с ЗПР испытывали сложности разного характера:

  • при восприятии инструкции не правильно понимали указания по выполнению методики, задавали уточняющие вопросы;
  • не укладывались во время, отведенное на выполнение задания, затрачивали большее количество времени для выполнения рисунка;
  • затруднялись с изображением отвлеченных понятий (например, «развитие»); 
  • учащиеся долго вспоминали понятия, которые изображали символами и образами, соотносящимися со стимульным материалом.

Полученные данные в результате проведения данной методики представлены в таблице 4.

Таблица 4

Показатели развития памяти и мышления по методике «Пиктограмма»

Имя ребенка

Оцениваемые критерии

«адекватность»

(в норме >70%)

«восстанавливаемость  понятий»

(в норме > 80%)

«конкретность – абстрактность»

(в норме 2 балла)

«стандартность-оригинальность»

(в норме 2 балла)

Лера Б.

90

70

2 (100%)

2 (100%)

Лера А.

80

70

1,7 (85%)

1,8 (90%)

Саша Л.

50

70

1,2 (60%)

1,4 (70%)

Миша Г

80

80

1,6 (80%)

1,7 (85%)

Даниил Ш.

80

70

1,6 (80%)

1,4 (70%)


 

Обработка методики «Пиктограмма» осуществляется в соответствии со следующими параметрами:

Анализ результатов выполнения методики по параметру «адекватность» младшими школьниками с ЗПР позволяет определить сниженный показатель у 20% участников исследования. У 80% младших школьников с ЗПР показатель «адекватность» соответствует возрастной норме, что показывает на верное восприятие и отображение окружающей действительности детьми с данным нарушением развития.

Второй критерий «восстанавливаемость понятий» отражает уровень развития памяти школьников. Данный показатель у младших школьников с ЗПР в 80% случаях соответствует значениям ниже возрастной нормы и только 20% учащихся начальных классов с ЗПР демонстрируют показатели близкие к нормативным.

Большинство младших школьников с ЗПР (80%) для запоминания предъявляемой информации недостаточно абстрагируются от предлагаемых понятий, чаще используют конкретные рисунки. «Стандартность – оригинальность» как критерий оценки рисунков детей с ЗПР также у большинства участников начально-диагностического этапа исследования (80%) представлены ниже нормы, у 20% -  в пределах средневозрастных нормативов.

У Леры Б. показатели по шкале «адекватность» составляет 90%., т.е. является нормой. Ниже нормы показатели по шкале «восстанавливаемость понятий» - 70 %, при норме больше 80%, что свидетельствует о низком уровне развития памяти. Критерии «конкретность-абстрактность»  и «стандартность - оригинальность» оценены в 100%, что является нормой. Развитие логической памяти – на среднем уровне.

У Леры А. показатели по шкале «адекватность» составляет 80%., т.е. является нормой. Ниже нормы показатели по шкале «восстанавливаемость понятий» - 70 %, при норме больше 80%. Эти данные говорят о том, что память развита на низком уровне. По шкале «конкретность-абстрактность» результат составил 85% от  нормы, критерий  «стандартность - оригинальность»  90%.  Это указывает на низкий уровень развития мышления. Развитие логической памяти – на среднем уровне.

У Саши Л. показатели по всем шкалам устойчиво низкие. По критериям «адекватность» и «восстанавливаемость понятий» результаты ниже нормы – 50% и 70% соответственно, при норме больше 70% и 80%. Данные показатели свидетельствуют о том, что память и восприятие внешнего мира у младшего школьника не сформированы в достаточной степени.  Критерии «конкретность-абстрактность»  и «стандартность - оригинальность»  представлены  60% и 70% соответственно, что отражает низкий уровень развития мышления. Уровень развития логической памяти – низкий.

Миша Г. отличается устойчиво высокими результатами по критериям «адекватность» и «восстанавливаемость понятий» - 80%. По шкале «конкретность-абстрактность» результат составил 80%, критерий  «стандартность - оригинальность»  - 85% от нормы. Эти показатели говорят о низком уровне развития мышления. Развитие логической памяти – на среднем уровне.

В норме у Даниила Ш. показатель «адекватность» - 80%, в свою очередь показатель «восстанавливаемость понятий» ниже нормы – 70%, что указывает на низкий уровень развития памяти. По шкале «конкретность-абстрактность»  данные составляют 80%, а по шкале «стандартность - оригинальность»  - 70%. У Даниила Ш. низкий уровень развития мышления. Уровень развития логической памяти – низкий.

Проанализировав данные по всем показателям,  можно сделать вывод о том, что логическая память у 60% школьников развита на среднем уровне, у 40%  - на низком уровне.

На основании анализа результатов проведенных диагностик мы пришли к следующим выводам:

1. Преобладающими типами  памяти у младших школьников  с ЗПР является комбинированная  и моторно-слуховая память.

2. Логическая и механическая  память развиты ниже возрастной  нормы, при этом логическая преобладает  над механической, что свидетельствует о сохранности интеллекта у этих детей.

3. Логическая память у 60% школьников развита на среднем уровне, у 40%  - на низком уровне.

 

 

2.3.Педагогический  проект по развитию логической  памяти у детей младшего школьного  возраста с ЗПР с использованием психотехнических упражнений

 

Роль памяти в развитии личности трудно переоценить. С ее помощью человек усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. Если память хорошо развита, то мыслительные процессы протекают правильнее и быстрее.

У учащихся с ЗПР наблюдаются нарушения всех видов памяти, поэтому развивающая работа в этом направлении очень актуальна.

По результатам проведенной психолого-педагогической диагностики, мы определили, что у младших школьников с ЗПР имеются недостатки развития памяти, неумение организовать этот процесс, неумение разбить материал на разделы или подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения информации, пользоваться логическими схемами.

Опираясь на данные проведенного нами исследования, была определена необходимость разработки психолого-педагогического проекта, направленного на развитие логической памяти младших школьников с ЗПР средствами психотехнических упражнений.

Принимая во внимание связь всех видов памяти, а также мышления и внимания, мы разработали различные психотехнические упражнения, направленные на их развитие.

Младшим школьникам с ЗПР, в силу их особенностей, необходима частая смена вида деятельности, поэтому мы использовали сочетание мыслительной деятельности и физической активности на занятиях.

Цель проекта: создание условий для развития логической памяти младших школьников с ЗПР.

Задачи:

1.Сформировать умение  обобщать, классифицировать, сравнивать.

2. Способствовать увеличению  объема и скорости запоминаемых  единиц, улучшению запоминания.

3. Обучить приемам логического  запоминания (группировке, выделению  опорных пунктов, установлению аналогий, ассоциации, достраиванию запоминаемого  материала, структурированию материала  и перекодировке информации).

Участники проекта: младшие школьники с задержкой психического развития.

Тип проекта: практико-ориентированный, групповой.

Работа строиться на следующих принципах:

  • комплексного подхода: развитие памяти, а также внимания и мышления;
  • учета закономерностей онтогенетического развития при организации развивающей работы:  важно выявить качественное своеобразие памяти детей с ЗПР, определить их уровень, чтобы выявить полноценную базу для дальнейшего развития;
  • единства возрастного и индивидуального в развитии ребенка: это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития;
  • создания доверительных отношений: необходимо постоянно выказывать искренний интерес к работе младших школьников, поддерживать моменты общности, выражать искреннее одобрение и заинтересованность  в том, что делают учащиеся, эмоционально сопереживать;
  • взаимоуважения: быть доброжелательными, заинтересованными;
  • активной позиции всех участников;

Разработанный нами педагогический проект рассчитан на учащихся 2 класса. Продолжительность курса десять занятий длительностью 40 минут.

Каждое занятие строится по определенной структуре:

  1. Вводное упражнение, направленное на активизацию внимания учащихся;
  2. Упражнение на развитие логической памяти, внимания и мышления;
  3. Упражнение в движении (подвижные игры);
  4. Упражнение на развитие зрительной, слуховой, двигательной, эмоциональной и образной памяти;
  5. Упражнение для релаксации.

На вводное и заключительное упражнения отводится по 5 минут от начала и конца занятия, основные упражнения проводятся по 10 минут.

Информация о работе Психотехнические упражнения как средство развития логической памяти у младших школьников с ЗПР