Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 22:51, дипломная работа
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Если память настолько важна для человека и всего человечества, то необходимо с большей ответственностью относится к развитию этой способности у детей, особенно имеющих задержку психического развития (ЗПР). Социальные изменения, происходящие на современном этапе в нашем обществе, обуславливают необходимость внесения существенных корректив в систему развития нарушений познавательной сферы у детей с ЗПР, так как количество детей с данной патологией постоянно возрастает.
Цель исследования: дать теоретическое обоснование психотехническим упражнениям как средству развития логической памяти детей младшего школьного возраста с ЗПР.
8. «Умение концентрироваться»
Цель занятия: обучение выделению опорных пунктов и перекодированию информации.
1. «Запомни фразы»
Ребенку предлагается закрыть глаза и прослушать ряд фраз, представив себе соответствующую картинку:
- Лев, нападающий на антилопу.
- Собака, виляющая хвостом.
- Муха в супе.
- Миндальное печенье в коробочке в форме ромба.
- Молния в темноте.
- Пятно на любимой рубашке.
- Капли дождя, сверкающие на солнце.
- Крик ужаса в ночи.
- Друг, ворующий любимую игрушку.
После этого ребенок должен взять листок бумаги и попробовать вспомнить и записать фразы.
2. «Колпак мой треугольный»
Ведущий вместе с детьми повторяет стих:
Колпак мой треугольный,
Треугольный мой колпак,
А если он не треугольный,
То это не мой колпак.
С каждым разом одно из слов заменяется жестом: «колпак» - руки ставятся конусом над головой; «мой» - правая рука кладется на грудь;
«треугольный» - указательными и большими пальцами рук показывается треугольник; «он» - рукой указывают вперед; «не» - машут правой рукой перед собой. В конце все четверостишье показывается жестами.
3. «Узнай на вкус»
Ведущий показывает карточки с различными фруктами и овощами, и предлагает каждому участнику рассказать о конкретном фрукте или овоще, какой он не вкус, запах и т.д.
9. «Фантазии на тему …»
Цель занятия: формирование умения достраивать запоминаемый материал.
1. «Игра в волшебника»
Ребенок становится волшебником, способным оживить при помощи волшебной палочки все, что угодно. Он касается своей палочкой любого предмета, предмет оживает (в воображении, конечно), затем волшебник рассказывает о том, что получилось, как начал вести себя оживший предмет.
2. «Скульптор»
Одному из детей дается задание создать скульптуру на заданную тему из другого учащегося, после чего «скульптор» занимает место «скульптуры», а на его место выбирается новый.
3. «Открытка»
Участники встают в круг. Ведущий держит в руках несколько открыток. Открытки передаются по почасовой стрелке. Детям необходимо внимательно смотреть на открытки и запоминать, что изображено на них. После чего открытки забираются. Детям предлагается рассказать об открытках, которые запомнили.
10. «На старт, внимание, марш!»
Цель занятия: формирование мнемических приемов: группировка и ассоциации.
1. «Зеваки»
Дети идут по кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего («Стоп!») останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180° и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала.
Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул в комнате. Игра может закончиться, когда 2-3 детей остаются в игре. Они торжественно объявляются победителями, все хлопают.
2. «Разведчики»
Из группы детей выбираются «разведчик» и «командир». Остальные - «отряд». В комнате стулья расставлены хаотично. «Разведчик» проходит между стульями с разных сторон. «Командир» наблюдает за действиями «разведчика». Затем он проводит «отряд» по тому пути, который был еще показан ему «разведчиком». Потом уже второй «разведчик» прокладывает новый путь, и другой «командир» повторяет его и т. д.
3. «Противоположность»
Ведущий показывает группе детей одну картинку. Задача игры состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет «чашка». Дети могут назвать следующие предметы: «доска» (чашка выпуклая, а доска прямая), «солнце» (чашку делает человек, а солнце - это часть естественной природы); «вода» (вода - это наполнитель, а чашка - это форма) и т.д.
Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.
Список литературы:
1. Зиганов М. А., Казаренко В. А. Запоминание на основе визуального мышления. - М.: Школа рационального чтения, 2000.
2. Игры за столом на развитие
воображения, мышления и логической памяти
[Электронный ресурс].– Режим доступа:
http://sdvg-kids.org/articles/
3. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: «Речь», 2010. –400 с.
4. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
5. Работа с детьми, имеющими нарушения в развитии: сборник материалов для диагностики, представления на ПМПК и коррекции / Сост. Жутикова Л.С. – ХМАО - ЮГРА, 2004. –188 с.
6. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: «Новая школа»,1993. –144 с.
7. Упражнение "Сходство и
различие" // А. Я. Психология (azps.ru).–
Режим доступа: http://azps.ru/training/cogn/
8. Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения. - М: «ГНОМ и Д», 2003. –80с.
9. Щербакова А.М. Воспитание ребенка с нарушениями развития. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
Выводы по второй главе
В проведенном исследовании, с целью диагностики уровня развития памяти младших школьников с ЗПР, были применены следующие методики: «Определение типа памяти у младших школьников», «Изучение логической и механической памяти у младших школьников» Н.Г. Молодцова, «Пиктограмма» А.Р. Лурия.
Результаты исследования:
1. Преобладающими типами
памяти у младших школьников
с ЗПР является
2. Логическая и механическая
память развиты ниже
3. Логическая память у 60% школьников развита на среднем уровне, у 40% - на низком уровне.
Эти данные говорят о необходимости улучшения запоминания, увеличении объема памяти и скорости запоминаемых единиц, развития процессов: мышления.
На основе анализа исследования был составлен педагогический проект по развитию логической памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР с использованием психотехнических упражнений, рассчитанный на 10 занятий.
Работа на занятиях строится на следующих принципах: комплексный подход, учет закономерностей онтогенетического развития, единство возрастного и индивидуального в развитии ребенка, создание доверительных отношений, взаимоуважение, активная позиция всех участников.
Применение психотехнических упражнений позволяет
Заключение
Теоретическое изучение проблемы исследования, результаты диагностики уровня развития памяти младших школьников с ЗПР позволили сделать следующие выводы:
1. Память – это процесс
запечатления, сохранения и воспроизведения
прошлого опыта. Она лежит в
основе способностей человека, является
условием научения, приобретения
знаний, формирования умений и
навыков. Память связывает прошлое,
настоящее и будущее человека,
обеспечивает единство его
2. Логическая память - это память, основанная на знании и использовании логических операций мышления в мнемических процессах, прежде всего при запоминании и воспроизведении. От успешности развития словесно-логической памяти зависит также и успешность развития абстрактного мышления, ей принадлежит основная роль в усвоении знаний в процессе обучения.
3. Особенностями развития логической памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР являются: недостаточность смысловой переработки получаемой информации, сложности при первом воспроизведении материала, неиспользование словесно-логических, смысловых или ассоциативных приемов запоминания, замедленный темп усвоения нового, непрочность сохранения и неточность воспроизведения материала. Отмечается преобладание непосредственного, непроизвольного, механического запоминания над опосредованным, произвольным, логическим.
4. Для успешной организации деятельности, развивающей память у младших школьников с ЗПР, в процесс целесообразно включить психотехнические упражнения. При их применении успешно формируется умение выделять главное и на его основе запоминать материал, улучшается «чувствительность» памяти и непроизвольное запоминание, увеличивается объем памяти и скорость запоминания, а также эмоциональная окраска упражнений способствует более прочному закреплению материала. Следовательно, психотехнические упражнения являются эффективным средством развития логической памяти детей с ЗПР.
5. В проведенном исследовании, с целью диагностики уровня развития логической памяти младших школьников с ЗПР, были применены следующие методики: «Определение типа памяти у младших школьников», «Изучение логической и механической памяти у младших школьников» Н.Г. Молодцова, «Пиктограмма» А.Р. Лурия. Анализ данных методик показал, что преобладающими типами памяти у младших школьников с ЗПР является комбинированная и моторно-слуховая память. Логическая и механическая память развиты ниже возрастной нормы, при этом логическая память преобладает над механической, что свидетельствует о сохранности интеллекта у этих детей. Логическая память у 60% школьников развита на среднем уровне, у 40% - на низком уровне.
6. Полученные в результате
эмпирического исследования
Результатом применения данного педагогического проекта будет повышение уровня развития логической памяти младших школьников с ЗПР. Разработанный проект может быть использован в профессиональной деятельности психологов, работающих с младшими школьниками с ЗПР, у которых имеются трудности запоминания учебного, игрового и другого материала.
Выполненное исследование не претендует на исчерпывающую полноту разработки проблемы.
Список литературы
http://psychology.academic.ru/