Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 22:51, дипломная работа
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Если память настолько важна для человека и всего человечества, то необходимо с большей ответственностью относится к развитию этой способности у детей, особенно имеющих задержку психического развития (ЗПР). Социальные изменения, происходящие на современном этапе в нашем обществе, обуславливают необходимость внесения существенных корректив в систему развития нарушений познавательной сферы у детей с ЗПР, так как количество детей с данной патологией постоянно возрастает.
Цель исследования: дать теоретическое обоснование психотехническим упражнениям как средству развития логической памяти детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Психотехнические упражнения могут быть использованы как соревнование (конкурс). Для этого их нужно переформулировать так, чтобы в каждом упражнении можно было выявить победителя или команду-победительницу. В некоторых упражнениях это не составляет труда (победитель оценивается по количеству правильно воспроизведенных слов). В других случаях это сделать намного труднее. В любом случае необходимо добиться того, чтобы в каждом упражнении можно было выявить победителя. Если психотехнические упражнения используются как соревнование, то роль тренера существенным образом меняется. Он не обязан преподавать и разъяснять приемы достижения высоких результатов в том или ином упражнении. Он дает полную возможность своему участнику страдать и искать самому.
При использовании психотехнических упражнений для развития памяти у младших школьников с ЗПР необходимо постепенно усложнять предлагаемые упражнения, демонстрировать и контролировать точность выполнения каждого приема, что указывает на организацию проведения занятия как учебного мероприятия (тренинга). При отработке навыков запоминания на последующем этапе использования психотехнических упражнений в работе с детьми с ЗПР они могут применяться как соревнование.
Как средство развития памяти, психотехнические упражнения в своей основе содержат мнемотехнику, формирующую навыки точного запоминания.
В.Д. Шадриков и Л.В. Черемошкина выделили 13 мнемических приемов организации запоминаемого материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация, ассоциации, повторение [28, с. 85].
Для развития словесно-логической памяти младшего школьника с ЗПР целесообразно выбрать только те приемы, которые более приемлемы в школьном обучении и в игровых средствах, например такие как:
Использование данных мнемических приемов, как основы психотехнических упражнений по развитию памяти младших школьников с ЗПР, способствует увеличению объема и скорости запоминаемых единиц, улучшению непроизвольного запоминания и «чувствительности» памяти, т.е. способности мозга мгновенно реагировать на воспринимаемые стимулы.
У детей младшего школьного возраста с ЗПР выявлены проблемы в развитии логической памяти, следовательно, использование психотехнических упражнений будет наиболее эффективным средством ее развития.
Специальные исследования, направленные на изучение возможностей психотехнических упражнений при развитии памяти у младших школьников, показывают, что обучение мнемическому приему, в основе которого лежит умственное действие, должно включать два этапа:
а) формирование самого умственного действия;
б) использование его как мнемического приема, т.е. средства запоминания [23, с. 31].
Таким образом, прежде чем использовать, например, прием классификации для запоминания материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием [23,с.42].
Самое главное - не познакомиться с как можно большим количеством частных приемов и способов, а понять общие факторы, по которым все они построены.
Младший школьный возраст сенситивен для развития памяти, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Важным ее условием является учет индивидуальных характеристик памяти ребенка: ее объема, модальности (зрительная, слуховая, моторная) и т.п. Но независимо от этого каждый ученик должен усвоить основное правило эффективного запоминания: чтобы запомнить материал правильно и надежно, необходимо с ним активно поработать и организовать его каким-либо образом.
Опыт работы педагогов и психологов показывает высокую эффективность развивающих занятий по развитию мнемических операций у детей с ЗПР (И.И. Мамайчук, К.К. Мальцева и другие).
Т.Б. Никитина указывает факторы, которые лежат в основе любого эффективного запоминания:
Фактор желания. Для того чтобы запомнить информацию, нужно хотеть это сделать. Иметь четкое и осознанное намерение, ставить задачу запомнить. Большой процент неудачного запоминания связан с тем, что ученик не ставил сознательную задачу - запомнить.
Фактор осознания. Кроме желания необходимо подумать над мотивом - для чего пригодится запоминаемая информация, как и когда, придется ее использовать. Хорошо, если ребенок сможет осознать и поставить цель предстоящего запоминания.
Для того чтобы запомнить информацию, нужно установить связь с уже имеющимися у ребенка знаниями или опытом. Другими словами, каждую новую единицу информации нельзя оставить не сцепленной ни с чем - нужно обязательно связать ее с чем-то. Если никакой связи не установлено, то отыскать ее памяти будет очень сложно. Для того чтобы информация была усвоена, у ребенка есть два пути: или ее зубрить, или же установить связь или связи и ограничиться одним-двумя повторами. Причем чем больше связей между двумя мыслями или фактами будет установлено, тем выше вероятность вспомнить одну информацию при помощи другой.
При установлении каждой новой связи, в свою очередь, устанавливаются новые нервные связи, и чем больше таких связей, тем сцепление между фактами лучше. Связи могут быть двух основных видов - логические (смысловые) и ассоциативные (образные, абстрактные).
Фактор ярких впечатлений. Чтобы запоминание произошло быстрее, а следы хранились как можно дольше, необходимо помочь детской памяти трансформировать запоминаемую информацию в комфортный для нее вид. Другими словами, любую информацию нужно постараться сделать такой, чтобы она выглядела как яркое впечатление.
Фактор хорошего внимания. Без внимания нет запоминания. Восемьдесят процентов неуспеха в запоминании имеет отношение к недостаточно хорошему вниманию. Поэтому надо, во-первых, выработать навыки концентрации внимания, а во-вторых, никогда не забывать его, вовремя подключать [24, с. 56].
Наибольшее значение перечисленные факторы имеют при развитии процессов памяти у младших школьников с ЗПР, которые имеют своеобразные особенности развития мнемических процессов.
Мы считаем, что психотехнические упражнения, основанные на использовании данных факторов, позволяют более эффективно развивать логическую память, так как основаны на эмоциональных впечатлениях, развитии внимания, осознании мотива своей деятельности.
Смысловая память основана на понимании, то есть на деятельности мышления, и связана с развитием языка. В процессе смыслового запоминания в первую очередь создаются пригодные для запоминания связи – крупные структурные единицы припоминания, так называемые «мнемические опоры», что позволяет преодолевать ограничения кратковременного запоминания. Связи, используемые для запоминания, носят несамостоятельный, вспомогательный характер, они служат средством, помогающим что-либо вспомнить. Наиболее эффективными будут мнемические опоры, отражающие главные мысли какого-либо материала. Они и представляют собой укрупненные смысловые единицы. Для детей со слаборазвитой памятью основные пути ее компенсации лежат в развитии смысловой памяти: умении обобщать материал, выделять в нем главные мысли [27, с. 269].
Эффективная обучающая методика по созданию мнемических опор разработана К.К. Мальцевой, получила название «Смысловые единицы» и может быть использована для школьников всех возрастов, испытывающих трудности в мнемической деятельности, начиная со второго класса. Эффективнее всего использовать эту обучающую методику в начальной школе.
Методика заключается в том, что перед учеником ставится задача, выделить главное в тексте и указывается путь анализа текста [38, с. 119].
Возможности психотехнических упражнений позволяют сформировать важное для младших школьников с ЗПР умение – выделять главное и на его основе запоминать материал.
Традиционно выделяется две формы работы с детьми: групповая и индивидуальная. Психотехнические упражнения по развитию памяти у детей с ЗПР можно проводить, используя обе формы работы.
Применяя техники запоминания, необходимо помнить о следующем: техники - это не подмена собственно запоминания, а лишь средство для сокращения времени на запоминание. Природная память, данная с рождения, всегда участвует в работе. Техники - это помощь ей, их нельзя переоценивать и нужно подстраивать под природную (натуральную) память [24, c.45-47].
В процессе использования психотехнических упражнений успешно формируется умение выделять главное и на его основе запоминать материал, улучшается «чувствительность» памяти и непроизвольное запоминание, увеличивается объем памяти и скорость запоминания, а также эмоциональная окраска способствует более прочному закреплению материала. На основе этого можно сделать вывод, что психотехнические упражнения будут являться эффективным средством развития логической памяти детей с ЗПР.
Выводы по первой главе
На основании изучения и анализа литературы по проблеме исследования нами определено, что словесно-логическая память представляет собой внутреннюю опосредованную деятельность человека, основанную на знании и использовании логических операций мышления в мнемических процессах, прежде всего при запоминании и воспроизведении.
От успешности развития словесно-логической памяти зависит также и успешность развития абстрактного мышления, ей принадлежит основная роль в усвоении знаний в процессе обучения. Недоразвитие логической памяти чаще всего проявляется в младшем школьном возрасте, когда происходит смена ведущего типа деятельности с игровой на учебную.
Проблемы в развитии словестно-логической памяти в младшем школьном возрасте во многом обусловлены наличием у детей задержки психического развития. Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма.
К особенностям развития памяти младших школьников с ЗПР относятся: снижение объема памяти и скорости запоминания; непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме; механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме; преобладание наглядной памяти над словесной; снижение произвольной памяти; нарушение механической памяти.
Младший школьный возраст является сенситивным для развития памяти, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной.
Для развития логической памяти младших школьников с ЗПР можно использовать психотехнические упражнения.
Психотехнические упражнения – это словесные формулы, которые вызывают в зависимости от их содержания, серьезные физиологические изменения в организме с выраженными эффектами мобилизации, уменьшении реакции на стресс, быстрого отдыха и т.д.
С помощью психотехнических упражнений у младших школьников с ЗПР формируются умения обобщать, классифицировать, сравнивать; увеличивается объем и скорость запоминаемых единиц, улучшается непроизвольное запоминания и «чувствительность» памяти, т.е. способность мозга мгновенно реагировать на воспринимаемые стимулы; развиваются мышление и внимание, непосредственно связанные с логической памятью; более прочно запоминается необходимый материал, так как они основаны на эмоциональных впечатлениях, осознании мотива и желании их выполнения.
2. Проектирование деятельности психолога по развитию логической памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР
2.1. Диагностирование уровня развития памяти младших школьников с ЗПР
В рамках обозначенной проблемы нами было проведено исследование, целью которого стала диагностика уровня развития памяти младших школьников с задержкой психического развития.
Диагностика осуществлялась на базе МБОУ СОШ № 13 г. Нижнего Тагила. В ней приняли участие 5 учеников второго класса, имеющих диагноз «задержка психического развития», из них: 2 мальчика и 3 девочки.
Исследование включало в себя следующие этапы: