Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 22:51, дипломная работа
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Если память настолько важна для человека и всего человечества, то необходимо с большей ответственностью относится к развитию этой способности у детей, особенно имеющих задержку психического развития (ЗПР). Социальные изменения, происходящие на современном этапе в нашем обществе, обуславливают необходимость внесения существенных корректив в систему развития нарушений познавательной сферы у детей с ЗПР, так как количество детей с данной патологией постоянно возрастает.
Цель исследования: дать теоретическое обоснование психотехническим упражнениям как средству развития логической памяти детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Вариант патологического развития личности по невротическому типу чаще наблюдается у детей, в семьях которых имеют место грубость, жесткость, деспотичность, агрессия к ребенку, другим членам семьи. В такой обстановке нередко формируется личность робкая, боязливая, эмоциональная незрелость которой проявляется в недостаточной самостоятельности, нерешительности, малой активности и отсутствии инициативы.
4. Задержка психического
развития церебрально-
Особенности познавательной сферы детей с ЗПР освещены в психологической литературе достаточно широко (В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, И.Ю. Кулагина, Т.Д. Пускаева и др.).
Младшие школьники с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися детьми характеризуются несоответствующим возрасту развитием восприятия. Оно у детей с ЗПР поверхностное, они часто упускают существенные характеристики вещей и предметов, при этом специфика восприятия при ЗПР проявляется в его ограниченности, фрагментарности и константности. У таких детей замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки слухо-зрительно-моторной координации. В связи с неполноценностью зрительного и слухового восприятия недостаточно сформированы пространственно-временные представления. По мнению ряда зарубежных психологов, это отставание в развитии восприятия является одной из причин трудностей в обучении.
В свою очередь, у нормально развивающихся детей в процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.
Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов, в том числе и с ЗПР. Основная из них – слабость произвольного внимания. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Но в то же время, В.И. Лубовский отмечает дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, объема и распределения у детей с ЗПР [18, с. 203].
Явное отставание детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников авторы отмечают при анализе их мыслительных процессов.
В норме, под влиянием обучения, младший школьный возраст предполагает постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. Отставание детей с ЗПР характеризуется Т.П. Артемьевой, Т.А. Фотековой, Л.В. Кузнецовой, Л.И. Переслени как недостаточно высокий уровень сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса [40, с. 24].
Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляет себя при переходе ребенка с ЗПР к систематическому обучению. В исследованиях М.С. Певзнер и Т.А. Власовой отмечается, что для детей с ЗПР характерна, прежде всего, неорганизованность, не критичность, неадекватность самооценки. Эмоции таких детей поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию, инфантильны [11, с.17].
Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Отличительной чертой формирования характера детей с ЗПР является вероятность акцентуирования и возникновения психопатоподобных проявлений.
Педагоги и психологи отмечают характерные для младших школьников с ЗПР импульсивность действий, недостаточную выраженность ориентировочного этапа, целенаправленности, низкую продуктивность деятельности. Отмечаются недостатки в мотивационно-целевой основе организации деятельности, несформированность способов самоконтроля, планирования [37].
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил, начинает формироваться общественная направленность личности. Дети с ЗПР слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения, социальные эмоции формируются с трудом.
Самым важным психическим процессом в младшем школьном возрасте является память. В этом возрасте она претерпевает существенные изменения, приобретая черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.
Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.
Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. В первую очередь ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая потеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Выраженность этого дефекта зависит от происхождения ЗПР. При правильном подходе к обучению, дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания.
Специфическими особенностями памяти детей с ЗПР являются:
Особенно значимым при ЗПР является нарушение кратковременной памяти, потому что именно она лежит в основе долговременной памяти. Кратковременная память у младших школьников с ЗПР нарушается, в частности, отмечается снижение объема памяти, медленное нарастание продуктивности запоминания при повторных предъявлениях материала, нарушения порядка воспроизведения словесных и цифровых рядов.
Наблюдения педагогов и родителей за детьми с ЗПР, а также специальные психологические исследования указывают на недостатки в развитии их непроизвольной памяти. Многое из того, что нормально развивающиеся дети запоминают легко, вызывает затруднения у их отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними.
У детей с ЗПР отмечаются определенные недостатки в развитии непроизвольной памяти. В частности, ввиду сниженной познавательной активности страдает непроизвольное запечатление информации. В исследовании Т.В. Егоровой младшим школьникам с ЗПР предлагалось раскладывать картинки на группы в соответствии с начальной буквой названия изображенных на них предметов. В результате было обнаружено, что дети с ЗПР не только хуже запоминали предметы и тратили больше времени на задание, но у них не наблюдалось заинтересованности в получении как можно более высоких результатов при припоминании. Дети не пытались использовать специальные приемы и подменяли одну задачу на другую – начали придумывать новые слова на соответствующую букву [9, с. 112].
Одной из основных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти у детей с ЗПР является снижение их познавательной активности. Н.Г. Поддубная отмечает, что наглядный материал запоминается лучше вербального и в процессе воспроизведения является более действенной опорой [31, с.45].
Т.А. Власова, М.С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у учащихся с ЗПР как на одну из главных причин их трудностей в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения, не удерживают в уме цель и условия задачи, им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного[6, с. 64].
Мнемическая деятельность детей с ЗПР характеризуется не только сниженной активностью в поиске по приобретению различных мнемотехник, но и неумение применять потенциально имеющиеся у них приемы, например, группировку материала по каким-либо признакам в качестве эффективного приема для запоминания.
Отличительными свойствами памяти детей с ЗПР являются замедленный темп усвоения нового, непрочность сохранения и неточность воспроизведения материала (Л.С. Выготский, А.В. Григонис). Отмечается преобладание непосредственного, непроизвольного, механического запоминания над опосредованным, произвольным, логическим (Х.С. Замский, Л.В. Занков, Б.И. Пинский, С.Я. Рубинштейн).
В жизни человека на долю запоминания выпадает большая нагрузка, и чем выраженнее отклонение в умственном развитии, тем эта нагрузка выше [9, с. 68].
Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено, прежде всего, приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются у детей стихийно и нередко существенно различаются у учащихся 1–2 и 3–4 классов. Для детей 7–8 лет типичны ситуации, когда ребенку гораздо легче запоминать что-то без использования каких-либо средств, чем запомнить при помощи специальной организации и осмысления материала.
Изучение логической памяти показало, что данный вид памяти страдает у детей с ЗПР во многом за счёт недостаточности смысловой переработки получаемой информации. Наличие нарушений свидетельствует о том, что страдает и сама мнемическая основа единого, целостного процесса усвоения [16, с. 54].
Структура нарушений логической памяти детей с ЗПР непроста. Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Цыпина отмечают, что эффективность мнемической деятельности в значительной мере определяется способом предъявления экспериментального материала и организацией процесса воспроизведения. В частности, группировка элементов словесного ряда приводит к более быстрому и безошибочному усвоению всего материала. Вместе с тем расчленение материала не приводит к немедленному положительному эффекту. При первой попытке заучивания объём правильно воспроизведённых слов выше, если запоминался нечленный словесный материал. Иными словами, даже такой классический способ, каким является группировка заучиваемого материала, не сразу приводит к улучшению запоминания [16, с. 56].
Словесные пробы А.Р. Лурия позволили выявить ещё одну качественную особенность процесса запоминания у аномальных детей. Некоторые из них при первом воспроизведении не смогли репродуцировать ни одного элемента. Ребёнок не мог вспомнить первую часть сообщения, находясь под влиянием только что прослушанной второй группы слов, а к тому моменту, когда он начинал припоминать вторую часть, предшествующая активность подавляла следы последней. Существенно, что такое «застопоривание» встречалось только у испытуемых из групп аномальных детей и никогда не наблюдалось у них нормально развивающихся сверстников [9, с. 120].
По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестает себя оправдывать, что вынуждает ребенка искать приемы организации материала. Важнейшими являются приемы смыслового запоминания, лежащие в основе логической памяти. Основу логической памяти составляет использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В этой связи уместно привести высказывание Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной только памятью» [39, с. 20].
В младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. Показателем осмысленности запоминания и является овладение учеником приемами, способами запоминания.
Довольно часто таким универсальным приемом оказывается многократное повторение материала. Однако если ребенок пользуется только им на протяжении всего периода обучения в школе, то он не овладевает приемами смыслового запоминания, и его словесно-логическая память остается недостаточно сформированной. Словесно-логическая память в младшем школьном возрасте существенно увеличивает свою роль в процессе запоминания материала.
Словесно-логическая память - эта память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий в словесной формулировке. Эта память тесно связана с мышлением, с развитием речи и является основой учебной деятельности. Усвоение знаний по различным наукам идет за счет словесно-логической памяти [2].
Основой данного вида памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Она основана на понимании, осмыслении, т.е. запоминание осуществляется на понимании смысла и логических связей. Низкий уровень развития словесно-логической памяти означает, что ребенок запоминает информацию механически, без осмысления, не пользуясь словесно-логическими, смысловыми или ассоциативными приемами запоминания.
Младший школьный возраст является сенситивным для развития памяти, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной.