Развитие эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2015 в 21:15, диссертация

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогическую технологию развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности в условиях ДОУ.
Исходя из определения цели были определены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить особенности эмоционального отзывчивости детей 3-его года жизни.
3. Разработать, организовать и апробировать педагогическую технологию развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности в условиях ДОУ.
4. Экспериментально проверить эффективность педагогической технологии развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности.

Содержание работы

Введение ……………..............................................................................................4
Глава 1Теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни средствами музыки в инновационных формах образовательной деятельности………………………………………………………………………8
1.1. Эмоциональная отзывчивость как интегративное качество личности…………………………………………………………………….8
1.2. Развитие эмоциональной отзывчивости детей третьего года жизни………………………………………………………………………17
1.3. Музыка как средство развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни…………………………………………………....24
1.4. Инновационные формы организации образовательной деятельности в ДОУ………………………………………………………35
Выводы по 1 главе………………………………………………………...45
Глава 2Особенности развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни…………………………………………………………………47
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента………………………………………………………………47
2.2. Результаты констатирующего эксперимента…………………….53
Выводы по 2 главе………………………………………………………...65
Глава 3Проект педагогической технологии развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности……………………………66
3.1 . Цель, задачи и методика преобразующего эксперимента……….66
3.2. Апробация методики преобразующего эксперимента…………..86
3.3. Особенности развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни в условиях реализации педагогической технологии……...95
Выводы по 3 главе……………………………………………………………...100
Заключение……………………………………………………………………...101
Библиография…………………………………………………………………...105
Приложение №1………………………………………………………………...111
Приложение №2………………………………………………………………...112
Приложение №3………………………………………………………………...113
Приложение №4………………………………………………………………...115
Приложение №5………………………………………………………………...116
Приложение №6………………………………………………………………...117
Приложение №7………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Диссертация Кати.doc

— 2.90 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. ГЕРЦЕНА»

 

Институт детства

Кафедра дошкольной педагогики

Магистерская диссертация

 

Развитие эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни

с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности

(на примере  образовательной области «Музыка»)

 

 

 

Выполнила:

Рудакова Анна Александровна

 

Научный руководитель:

д.п.н., профессор кафедры

дошкольной педагогики

Гогоберидзе Александра Гививна

 

Рецензент:

к п.н., доцент

Буренина Анна Иосифовна

 

 

«Допущена к защите»

Зав. кафедры дошкольной

педагогики ______________

                    А.Г. Гогоберидзе

«___» __________ 2014                                                                   

 

 

 

Санкт-Петербург

2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………..............................................................................................4

Глава 1Теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни средствами музыки в инновационных формах образовательной деятельности………………………………………………………………………8

1.1. Эмоциональная отзывчивость как интегративное качество личности…………………………………………………………………….8

1.2. Развитие эмоциональной отзывчивости детей третьего года жизни………………………………………………………………………17

1.3. Музыка как средство развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни…………………………………………………....24

1.4. Инновационные формы организации образовательной       деятельности в ДОУ………………………………………………………35

Выводы по 1 главе………………………………………………………...45

Глава 2Особенности развития эмоциональной отзывчивости детей                                     3-его года жизни…………………………………………………………………47

2.1.    Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента………………………………………………………………47

2.2. Результаты констатирующего эксперимента…………………….53

Выводы по 2 главе………………………………………………………...65

Глава 3Проект педагогической технологии развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности……………………………66

    1. . Цель, задачи и методика преобразующего эксперимента……….66

3.2. Апробация методики преобразующего эксперимента…………..86

3.3.  Особенности развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни в условиях реализации педагогической технологии……...95

Выводы по 3 главе……………………………………………………………...100

Заключение……………………………………………………………………...101

Библиография…………………………………………………………………...105

Приложение №1………………………………………………………………...111

Приложение №2………………………………………………………………...112

Приложение №3………………………………………………………………...113

Приложение №4………………………………………………………………...115

Приложение №5………………………………………………………………...116

Приложение №6………………………………………………………………...117

Приложение №7………………………………………………………………...118

Приложение №8………………………………………………………………..120

Приложение №9………………………………………………………………..122

Приложение №10………………………………………………………………123

Приложение №11………………………………………………………………124

Приложение №12………………………………………………………………125

Приложение №13………………………………………………………………130

Приложение №14………………………………………………………………134

Приложение №15………………………………………………………………135

Приложение №16………………………………………………………………140

Приложение №17………………………………………………………………141

Приложение №18………………………………………………………………145

Приложение №19………………………………………………………………148

Приложение №20………………………………………………………………157

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из   важнейших направлений профессиональной деятельности педагога» 

Л. С. Выготский

 

Модернизация российской системы дошкольного образования ориентирована на повышение его качества, обновление содержания, повышение статуса игры как основного вида деятельности детей, проектирование новых форм работы с детьми, привлечение внимания к вопросам раннего развития ребенка.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования предполагают построение личностно-ориентированной модели воспитания, когда педагогический процесс основывается на взаимопонимании, сопереживании и эмоциональной отзывчивости субъектов общения, формулируют интегративные качества ребенка, где одним из главных выделено такое качество как эмоционально отзывчивый.

Это вызывает некоторые противоречия:

  • Во-первых, социальной необходимостью развития эмоциональной отзывчивости как интегративного качества ребенка и недостаточностью апробированных педагогических технологий этого развития;
  • В-вторых, осознанием педагогами необходимости реализации в педагогическом процессе детского сада новых эффективных форм организации образовательной деятельности, но продолжением использования старых традиционных форм взаимодействия с детьми, в связи отсутствием методических рекомендаций к их организации;
  • В-третьих, противоречием между потребностью общества в воспитании новой современной эмоционально адекватной личности и неиспользованием возможностей музыки в воспитании эмоционально-чувственного мира ребенка.

Исследования Т.С. Бабаджан, В.М. Бехтерева, А.В. Запорожца, Р.В. Оганджанян, В.А. Разумного, Б.М. Теплова и др. показали, что наиболее важным в развитии эмоциональной отзывчивости является период раннего и младшего дошкольного возраста, отличающийся высокой эмоциональностью детей, потребностью в ярких впечатлениях. В процессе взаимодействия со взрослым у ребёнка в возрасте до трёх лет, как ни в каком другом периоде складывается эмоциональный опыт, первичный навык социальных контактов и эмоциональных переживаний.

Эмоциональное развитие детей дошкольного и раннего возраста является актуальной проблемой современности. На исключительное значение воспитания эмоций как центрального фактора психического развития и адаптации детей в обществе, указывали такие отечественные и зарубежные ученые как:А. Валлон, У. Джеймс, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн,    К.Э. Изард, Н.Н. Ланге,                         К.Д. Ушинский, Э. Эриксон,  Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Мещерякова, И.А. Сикорский, В.В. Зеньковский и др. 

В результате недостаточности эмоционального опыта на ранних этапах развития у ребенка впоследствии возникают проблемы в адаптации, неспособность выразить словами и описать собственные эмоциональные переживания, неумение распознавать и учитывать чувства других людей.          Не случайно многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, К.Э. Изард, М. И. Лисина и др.) утверждают, что формирование эмоций человека – важнейшее условие развития его как личности. Таким образом, изучение развития эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста является актуальным.

Особое место в развитии эмоциональной сферы ребенка занимает искусство. Музыка, по мнению известного психолога Б.М. Теплова, благодаря своим особенностям, становится «эмоциональным познанием» и создает ни с чем несравнимые возможности для эмоционального развития ребенка.

Музыка — один из важнейших каналов эмоционально-образного познания ребёнком окружающей жизни, становления его личности (А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, О.П, Радынова, П.А. Баренбойм, К.В. Тарасова,  и др.).  Она развивает способность сопереживать, испытывать всю гамму человеческих эмоций, мобилизуя эмоционально-чувственный мир личности (Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, А.Г. Костюк, Е.В. Назайкинский и другие).

Актуальность данного исследования обусловлена положениями Концепции дошкольного воспитания, где в качестве цели обозначается развитие ценностей переживания как составляющее базиса личностной культуры,  а также требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, где эстетические эмоции, эмоционально устойчивое поведение, активность и эмпатия при взаимодействии детей являются показателями эффективности и качества применяемых в дошкольных учреждениях содержания программ и развивающих технологий.

Главной особенностью организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе становится уход от учебной деятельности (занятий) и повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей раннего и дошкольного возраста, а также включение в процесс эффективных и интерактивных форм работы с детьми: проектной деятельности, игровых проблемно -  обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Поиск новых, наиболее эффективных форм организации образовательной деятельности для развития у детей 3-его года жизни эмоциональной отзывчивости, как одного из личностных качеств средствами музыки и определяет актуальность исследования выбранной нами проблемы

Исходя из всего выше сказанного, была сформулирована:

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогическую технологию развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности в условиях ДОУ.

Объект исследования: развитие эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни в условиях ДОУ. 

Предмет исследования: развитие эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни в инновационных формах организации образовательной деятельности.

Гипотеза: Развитие эмоциональной отзывчивости детей з-его года жизни эффективно в следующих формах организации образовательной деятельности:

  • В непосредственно организованной ОД – организация музыкальных занятий с детьми с использованием активных и интерактивных средств обучения и воспитания (использование игровых ситуаций, ритмопластических этюдов и др.)
  • В совместной ОД – организация игровых упражнений и ситуаций, музыкальных игр.
  • В самостоятельной детской деятельности – организация экспериментально-исследовательской деятельности со звуками, создание музыкально-игровой иэмоционально-комфортной атмосферы.

Исходя из определения цели и формулировки гипотезы, были определены следующие задачи:

  1. Осуществить теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
  2. Изучить особенности эмоционального отзывчивости детей 3-его года жизни.
  3. Разработать, организовать и апробировать педагогическую технологию развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности в условиях ДОУ.
  4. Экспериментально проверить эффективностьпедагогической технологии развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности.

Теоретическая значимостьсостоит:

  • В обогащении представлений об особенностях эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни.
  • В уточнении содержания понятия инновационные формы организации образовательной деятельности в результате анализа литературы по проблеме исследования.

Научная новизна:

  • в определении и обосновании эффективных форм организации образовательной деятельности для развития эмоциональной отзывчивости детей з-его года жизни.
  • в разработке пошагового алгоритма педагогической технологии развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности.
  • в создании единой системы, охватывающей весь процесс жизнедеятельности и образовательной деятельности ребенка 3-его года жизни, в которойвпервые синтезированы различные аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей.
  • в модификации и комбинировании элементов известных методик Н.А. Ветлугиной, А.Г. Гогоберидзе, Е. и С. Железновых и технологий А.И. Бурениной, Т. Сауко, Т.И.Суворовой, М.Ю. Картушиной, Г.И. Анисимовой, Г.П. Федоровой.

Информация о работе Развитие эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности