Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2015 в 21:15, диссертация
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогическую технологию развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности в условиях ДОУ.
Исходя из определения цели были определены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить особенности эмоционального отзывчивости детей 3-его года жизни.
3. Разработать, организовать и апробировать педагогическую технологию развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности в условиях ДОУ.
4. Экспериментально проверить эффективность педагогической технологии развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности.
Введение ……………..............................................................................................4
Глава 1Теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни средствами музыки в инновационных формах образовательной деятельности………………………………………………………………………8
1.1. Эмоциональная отзывчивость как интегративное качество личности…………………………………………………………………….8
1.2. Развитие эмоциональной отзывчивости детей третьего года жизни………………………………………………………………………17
1.3. Музыка как средство развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни…………………………………………………....24
1.4. Инновационные формы организации образовательной деятельности в ДОУ………………………………………………………35
Выводы по 1 главе………………………………………………………...45
Глава 2Особенности развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни…………………………………………………………………47
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента………………………………………………………………47
2.2. Результаты констатирующего эксперимента…………………….53
Выводы по 2 главе………………………………………………………...65
Глава 3Проект педагогической технологии развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности……………………………66
3.1 . Цель, задачи и методика преобразующего эксперимента……….66
3.2. Апробация методики преобразующего эксперимента…………..86
3.3. Особенности развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни в условиях реализации педагогической технологии……...95
Выводы по 3 главе……………………………………………………………...100
Заключение……………………………………………………………………...101
Библиография…………………………………………………………………...105
Приложение №1………………………………………………………………...111
Приложение №2………………………………………………………………...112
Приложение №3………………………………………………………………...113
Приложение №4………………………………………………………………...115
Приложение №5………………………………………………………………...116
Приложение №6………………………………………………………………...117
Приложение №7………………………………………………………………...
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. ГЕРЦЕНА»
Институт детства
Кафедра дошкольной педагогики
Магистерская диссертация
Развитие эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни
с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности
(на примере
образовательной области «
Выполнила:
Рудакова Анна Александровна
Научный руководитель:
д.п.н., профессор кафедры
дошкольной педагогики
Гогоберидзе Александра Гививна
Рецензент:
к п.н., доцент
Буренина Анна Иосифовна
«Допущена к защите»
Зав. кафедры дошкольной
педагогики ______________
А.Г. Гогоберидзе
«___» __________ 2014
Санкт-Петербург
2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………….........................
Глава 1Теоретические подходы к проблеме
развития эмоциональной отзывчивости
детей 3-его года жизни средствами музыки
в инновационных формах образовательной
деятельности………………………………………………
1.1. Эмоциональная
отзывчивость как интегративное качество
личности…………………………………………………………
1.2. Развитие эмоциональной отзывчивости
детей третьего года жизни…………………………………………………………………
1.3. Музыка как средство развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни…………………………………………………....24
1.4. Инновационные формы организации образовательной деятельности в ДОУ………………………………………………………35
Выводы по 1 главе………………………………………………………...
Глава 2Особенности развития эмоциональной
отзывчивости детей
2.1. Цель, задачи и методика
констатирующего эксперимента………………………………………………
2.2. Результаты констатирующего эксперимента…………………….53
Выводы по 2 главе………………………………………………………...
Глава 3Проект педагогической технологии развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности……………………………66
3.2. Апробация методики преобразующего эксперимента…………..86
3.3. Особенности развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни в условиях реализации педагогической технологии……...95
Выводы по 3 главе……………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Приложение №1………………………………………………………………...
Приложение №2………………………………………………………………...
Приложение №3………………………………………………………………...
Приложение №4………………………………………………………………...
Приложение №5………………………………………………………………...
Приложение №6………………………………………………………………...
Приложение №7………………………………………………………………...
Приложение №8………………………………………………………………..
Приложение №9………………………………………………………………..
Приложение №10………………………………………………………………123
Приложение №11………………………………………………………………124
Приложение №12………………………………………………………………125
Приложение №13………………………………………………………………130
Приложение №14………………………………………………………………134
Приложение №15………………………………………………………………135
Приложение №16………………………………………………………………140
Приложение №17………………………………………………………………141
Приложение №18………………………………………………………………145
Приложение №19………………………………………………………………148
Приложение №20………………………………………………………………157
Введение
«Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога»
Л. С. Выготский
Модернизация российской системы дошкольного образования ориентирована на повышение его качества, обновление содержания, повышение статуса игры как основного вида деятельности детей, проектирование новых форм работы с детьми, привлечение внимания к вопросам раннего развития ребенка.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования предполагают построение личностно-ориентированной модели воспитания, когда педагогический процесс основывается на взаимопонимании, сопереживании и эмоциональной отзывчивости субъектов общения, формулируют интегративные качества ребенка, где одним из главных выделено такое качество как эмоционально отзывчивый.
Это вызывает некоторые противоречия:
Исследования Т.С. Бабаджан, В.М. Бехтерева, А.В. Запорожца, Р.В. Оганджанян, В.А. Разумного, Б.М. Теплова и др. показали, что наиболее важным в развитии эмоциональной отзывчивости является период раннего и младшего дошкольного возраста, отличающийся высокой эмоциональностью детей, потребностью в ярких впечатлениях. В процессе взаимодействия со взрослым у ребёнка в возрасте до трёх лет, как ни в каком другом периоде складывается эмоциональный опыт, первичный навык социальных контактов и эмоциональных переживаний.
Эмоциональное развитие детей дошкольного и раннего возраста является актуальной проблемой современности. На исключительное значение воспитания эмоций как центрального фактора психического развития и адаптации детей в обществе, указывали такие отечественные и зарубежные ученые как:А. Валлон, У. Джеймс, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, К.Э. Изард, Н.Н. Ланге, К.Д. Ушинский, Э. Эриксон, Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Мещерякова, И.А. Сикорский, В.В. Зеньковский и др.
В результате недостаточности эмоционального опыта на ранних этапах развития у ребенка впоследствии возникают проблемы в адаптации, неспособность выразить словами и описать собственные эмоциональные переживания, неумение распознавать и учитывать чувства других людей. Не случайно многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, К.Э. Изард, М. И. Лисина и др.) утверждают, что формирование эмоций человека – важнейшее условие развития его как личности. Таким образом, изучение развития эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста является актуальным.
Особое место в развитии эмоциональной сферы ребенка занимает искусство. Музыка, по мнению известного психолога Б.М. Теплова, благодаря своим особенностям, становится «эмоциональным познанием» и создает ни с чем несравнимые возможности для эмоционального развития ребенка.
Музыка — один из важнейших каналов эмоционально-образного познания ребёнком окружающей жизни, становления его личности (А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, О.П, Радынова, П.А. Баренбойм, К.В. Тарасова, и др.). Она развивает способность сопереживать, испытывать всю гамму человеческих эмоций, мобилизуя эмоционально-чувственный мир личности (Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, А.Г. Костюк, Е.В. Назайкинский и другие).
Актуальность данного исследования обусловлена положениями Концепции дошкольного воспитания, где в качестве цели обозначается развитие ценностей переживания как составляющее базиса личностной культуры, а также требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, где эстетические эмоции, эмоционально устойчивое поведение, активность и эмпатия при взаимодействии детей являются показателями эффективности и качества применяемых в дошкольных учреждениях содержания программ и развивающих технологий.
Главной особенностью организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе становится уход от учебной деятельности (занятий) и повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей раннего и дошкольного возраста, а также включение в процесс эффективных и интерактивных форм работы с детьми: проектной деятельности, игровых проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Поиск новых, наиболее эффективных форм организации образовательной деятельности для развития у детей 3-его года жизни эмоциональной отзывчивости, как одного из личностных качеств средствами музыки и определяет актуальность исследования выбранной нами проблемы
Исходя из всего выше сказанного, была сформулирована:
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогическую технологию развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности в условиях ДОУ.
Объект исследования: развитие эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни в условиях ДОУ.
Предмет исследования: развитие эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни в инновационных формах организации образовательной деятельности.
Гипотеза: Развитие эмоциональной отзывчивости детей з-его года жизни эффективно в следующих формах организации образовательной деятельности:
Исходя из определения цели и формулировки гипотезы, были определены следующие задачи:
Теоретическая значимостьсостоит:
Научная новизна: