Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2015 в 21:15, диссертация
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогическую технологию развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности в условиях ДОУ.
Исходя из определения цели были определены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить особенности эмоционального отзывчивости детей 3-его года жизни.
3. Разработать, организовать и апробировать педагогическую технологию развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности в условиях ДОУ.
4. Экспериментально проверить эффективность педагогической технологии развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности.
Введение ……………..............................................................................................4
Глава 1Теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни средствами музыки в инновационных формах образовательной деятельности………………………………………………………………………8
1.1. Эмоциональная отзывчивость как интегративное качество личности…………………………………………………………………….8
1.2. Развитие эмоциональной отзывчивости детей третьего года жизни………………………………………………………………………17
1.3. Музыка как средство развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни…………………………………………………....24
1.4. Инновационные формы организации образовательной деятельности в ДОУ………………………………………………………35
Выводы по 1 главе………………………………………………………...45
Глава 2Особенности развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни…………………………………………………………………47
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента………………………………………………………………47
2.2. Результаты констатирующего эксперимента…………………….53
Выводы по 2 главе………………………………………………………...65
Глава 3Проект педагогической технологии развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности……………………………66
3.1 . Цель, задачи и методика преобразующего эксперимента……….66
3.2. Апробация методики преобразующего эксперимента…………..86
3.3. Особенности развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни в условиях реализации педагогической технологии……...95
Выводы по 3 главе……………………………………………………………...100
Заключение……………………………………………………………………...101
Библиография…………………………………………………………………...105
Приложение №1………………………………………………………………...111
Приложение №2………………………………………………………………...112
Приложение №3………………………………………………………………...113
Приложение №4………………………………………………………………...115
Приложение №5………………………………………………………………...116
Приложение №6………………………………………………………………...117
Приложение №7………………………………………………………………...
Традиционной формой организации музыкальной деятельности являются: музыкальные занятия, использование музыки на праздниках и развлечениях, в игровой, самостоятельной деятельности. Сегодня музыкальные руководители, также находятся в поиске новых форм работы с детьми, отвечающим современным требованиям. Радынова О.П. для развития музыкального исполнительства и творчества предлагает такие современные формы совместной музыкальной деятельности детей и взрослых:
В ходе режимных моментов существуют специфические формы исполнительства и творчества детей: в совместной деятельности детей и воспитателя, под руководством музыкального руководителя:
Таким образом, на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, направленное на развитие творческих способностей, формирования интереса и потребности в активной созидательной деятельности ребенка, изменение форм общения с детьми, переход от авторитарных форм воздействия к общению, ориентированному на личностное своеобразие каждого ребенка, на установление доверительных, партнерских отношений воспитателя с детьми.
Задача педагогов – грамотно конструировать образовательный процесс, учитывая возрастные потребности детей, согласовывая и интегрируя различные виды детской деятельности и соответственно те формы, в которых они осуществляются, между собой.
Современный детский сад особо остро нуждается в таких формах работы с детьми, которые бы обеспечили заинтересованность большого количества детей, ведь ни для кого не секрет, что в группах 2-3 лет детей находится одновременно до 30 малышей.
Выводы:
Выводы по первой главе.
Глава II
Особенности развития эмоциональной отзывчивости
детей
2.1. Цель, задачи
и методика констатирующего
Цель констатирующего эксперимента:Изучить особенности развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни и возможности использования музыки в ее развитии в условиях ДОУ
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
Задачи:
Для решения поставленных задач было проведено 4 серии констатирующего эксперимента. Каждая серия была направлена на решение одной задачи.
Первая серия констатирующего эксперимента была направлена на изучение особенностей развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни.
В ходе первой серии решались следующие задачи:
Для решения поставленных задач были отобраны следующие методики:
Описание методик «Понимание эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» и «Наблюдение в практически-смоделированных игровых ситуациях» (См. в Приложениях №1 и № 2). Данные методики были выбраны в связи с тем, что:
Вторая серия констатирующего эксперимента была направлена на изучение особенностей эмоциональных реакций детей 3-его года жизни на музыку.
В ходе данной серии решались следующие задачи:
Для решения этой задачи использовались следующие методы:
Детям предлагалось три задания, в ходе которых и проводилось наблюдение.
Задание №1. Экспериментальная
ситуация
Цель – выявление особенностей эмоциональной реакции на музыку.
Необходимое оборудование: магнитофон, аудиозапись с контрастными фрагментами музыки.
Инструкция: Детям предлагалось послушать контрастные по характеру музыкальные произведения в аудиозаписи:
После прослушивания педагог предлагает детям выбрать игровое действие с куклой под музыку (покачать или показать, как кукла пляшет).
Критерии:
Задание №2. Игровая ситуация «Быстро - медленно, громко - тихо»Методика А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунской.
Цель – выявить особенности эмоциональной реакции детей на музыку через двигательную импровизацию.