Развитие эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2015 в 21:15, диссертация

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогическую технологию развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности в условиях ДОУ.
Исходя из определения цели были определены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить особенности эмоционального отзывчивости детей 3-его года жизни.
3. Разработать, организовать и апробировать педагогическую технологию развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности в условиях ДОУ.
4. Экспериментально проверить эффективность педагогической технологии развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности.

Содержание работы

Введение ……………..............................................................................................4
Глава 1Теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни средствами музыки в инновационных формах образовательной деятельности………………………………………………………………………8
1.1. Эмоциональная отзывчивость как интегративное качество личности…………………………………………………………………….8
1.2. Развитие эмоциональной отзывчивости детей третьего года жизни………………………………………………………………………17
1.3. Музыка как средство развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни…………………………………………………....24
1.4. Инновационные формы организации образовательной деятельности в ДОУ………………………………………………………35
Выводы по 1 главе………………………………………………………...45
Глава 2Особенности развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни…………………………………………………………………47
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента………………………………………………………………47
2.2. Результаты констатирующего эксперимента…………………….53
Выводы по 2 главе………………………………………………………...65
Глава 3Проект педагогической технологии развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности……………………………66
3.1 . Цель, задачи и методика преобразующего эксперимента……….66
3.2. Апробация методики преобразующего эксперимента…………..86
3.3. Особенности развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни в условиях реализации педагогической технологии……...95
Выводы по 3 главе……………………………………………………………...100
Заключение……………………………………………………………………...101
Библиография…………………………………………………………………...105
Приложение №1………………………………………………………………...111
Приложение №2………………………………………………………………...112
Приложение №3………………………………………………………………...113
Приложение №4………………………………………………………………...115
Приложение №5………………………………………………………………...116
Приложение №6………………………………………………………………...117
Приложение №7………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Диссертация Кати.doc

— 2.90 Мб (Скачать файл)
  • Содержательность игр, разнообразие тематики;
  • Ежедневное включение игр-этюдов во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как сюжетные игры:
  • Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
  • Сотрудничество детей и взрослых:
  • Подготовленность и заинтересованность воспитателей.

Традиционной формой организации музыкальной деятельности являются: музыкальные занятия, использование музыки на праздниках и развлечениях, в игровой, самостоятельной деятельности. Сегодня музыкальные руководители, также находятся в поиске новых форм работы с детьми, отвечающим современным требованиям. Радынова О.П. для развития музыкального исполнительства и творчества предлагает такие современные формы совместной музыкальной деятельности детей и взрослых:

  • игровые упражнения (этюды-упражнения, этюды-уподобления, этюды-перевоплощения);
  • творческие заданиях (спеть своё имя, передав настроение, сочинить мелодию-ответ на мелодию-вопрос педагога, мелодию танцевального или маршевого характера, песенку на предложенный или свой текст, создать образы-диалоги, образы в развитии);
  • игры(музыкально-дидактические на основе сюжета и несюжетные; игры-угадайки; музыкально-театрализованные игры: музыкальные игры-сказки, беседы-концерты, тематические музыкальные и музыкально-литературные вечера, встречи с интересными людьми, показ спектакля или кукольного представления детьми старших групп младшим детям);
  • игровые упражнения (для распевания, развития певческих умений звукообразования, дыхания, дикции, чистоты интонирования, ансамбля) и в разучивании песен, в игре на музыкальных инструментах.
  • этюды-упражнения для овладения детьми двигательными умениями (мягкая кисть руки, красивая осанка, разные шаги, поскоки, танцевальные, образные движения),
  • этюды — уподобления характеру музыки (выполнение одного и того же движения с разной эмоциональной окраской),
  • этюды-перевоплощения для выразительной передачи изобразительного образа (на развитие образных движений) и разучивание хороводов, танцев, игр.

В ходе режимных моментов существуют специфические формы исполнительства и творчества детей: в совместной деятельности детей и воспитателя, под руководством музыкального руководителя:

  • утренняя зарядка;
  • игры на прогулке;
  • звучание колыбельных перед сном;
  • звучание музыки в группе, фоном в часы тихих игр, рисования;
  • игры в музыкальную сказку (разучивание эпизодов музыкальной игры-сказки).

Таким образом, на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, направленное на развитие творческих способностей, формирования интереса и потребности в активной созидательной деятельности ребенка, изменение форм общения с детьми, переход от авторитарных форм воздействия к общению, ориентированному на личностное своеобразие каждого ребенка, на установление доверительных, партнерских отношений воспитателя с детьми.

Задача педагогов – грамотно конструировать образовательный процесс, учитывая возрастные потребности детей, согласовывая и интегрируя различные виды детской деятельности и соответственно те формы, в которых они осуществляются, между собой.

Современный детский сад особо остро нуждается в таких формах работы с детьми, которые бы обеспечили заинтересованность большого количества детей, ведь ни для кого не секрет, что в группах 2-3 лет детей находится одновременно до 30 малышей.

Выводы:

  • Инновационные формы организации образовательной деятельности – это формы, благодаря которым происходит качественное развитие (изменение) образовательного процесса, формы работы, обеспечивающие высокую детскую активность, инициативность и устойчивый интерес;
  • Образовательная ситуация – основная форма организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, (единица педагогического процесса, из которой складываются все виды образовательной деятельности: совместная, непосредственно образовательная и самостоятельная),
  • В работе с детьми раннего возраста наиболее эффективными считаются такие современные формы организации образовательной деятельности как:
  • Образовательные и игровые ситуации;
  • Сюжетные и музыкальные сюжетные игры;
  • Все видытеатрализованных игр и игр-драматизаций;
  • Подвижные игры (в том числе и музыкальные);
  • Специфические формы совместной деятельности детей и воспитателя, под руководством музыкального руководителя в режимных моментах.
  • Педагог – главный субъект модернизации образования. Эффективность внедрения инновации в области образования зависят от высокого профессионализма педагогических кадров, их готовности работать современно. Поэтому основной задачей внедрения инноваций становится повышение уровня педагогической компетентности и формирование положительного отношения к инновациям.

 

Выводы по первой главе.

  • Эмоциональная отзывчивость - системное личностное образование (Н.А. Бердяев, Р.Л. Лившиц, А.Н. Толстой, Л.С. Выготский, A.Маслоу, Г. Олпорт, К. Юнг, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Р. Роджерс, Гёбель В., Коменский, B.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и мн. др.) направленное на реализацию духовно-практического опыта ребенка;
  • Наиболее важным в развитии эмоциональной отзывчивости является период раннего возраста, третий год жизни – сенситивный период развития и осознания эмоций (Бабаджан В.М, Запорожец, Р.В. Оганджанян, В.А. Разумный, Б.М. Теплов, Т.С. Бехтерев, А.В.);
  • Музыка — один из важнейших каналов эмоционально-образного познания ребёнком окружающей жизни, становления его личности (А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, О.П, Радынова, К.В. Тарасова П.А. Баренбойм, и др.), источник обогащения опыта эмоциональных отношений и переживаний, что позволяет обогащать социальные отношения в игре и общении, помогает вхождению в коллектив сверстников именно на ранних стадиях развития ребенка, когда он только начинает строить собственную систему отношений с другими людьми;
  • Окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние (Л.И. Божович, В.В. Лебединский, С.Ю. Мещерякова, Максимова Л.А., Карелина И.О.)
  • Анализ современных педагогических исследований позволил определить, что основной формой организации педагогического процесса должна стать игровая образовательная ситуация, такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения, где взрослый выступает как партнёр по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений                       (О.Н. Сомкова, О. В. Солнцева, А.М. Вербенец). Такие ситуации могут также включаться в образовательную деятельность в режимных моментах и «запускать» самостоятельную деятельность детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II

Особенности развития эмоциональной отзывчивости детей                                     3-его года жизни.

2.1.   Цель, задачи  и методика констатирующего эксперимента.

Цель констатирующего эксперимента:Изучить особенности развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни и возможности использования музыки в ее развитии в условиях ДОУ

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

Задачи:

  1. Изучить особенности развития эмоциональной отзывчивости детей       3-его года жизни.
  2. Изучить особенности эмоциональных реакций детей 3-его года жизни на музыку.
  3. Изучить особенности реальных педагогических условий для развития эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста.
  4. Изучить формы и особенности организации деятельности по развитию эмоциональной отзывчивости воспитателями и музыкальными руководителями в группах раннего возраста.

Для решения поставленных задач было проведено 4 серии констатирующего эксперимента. Каждая серия была направлена на решение одной задачи.

Первая серия констатирующего эксперимента была направлена на изучение особенностей развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни.

В ходе первой серии решались следующие задачи:

  1. Изучить представления детей об эмоциональных состояниях людей.
  2. Оценить способности к сочувствию, сопереживанию (эмпатии) детей.

Для решения поставленных задач были отобраны следующие методики:

  1. Адаптированный вариант методики «Понимание эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной.
  2. Адаптированный вариант методики Т.И. Бабаевой «Наблюдение в практически-смоделированных игровых ситуациях.»          

Описание методик «Понимание эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» и «Наблюдение в практически-смоделированных игровых ситуациях» (См. в Приложениях №1 и № 2).  Данные методики были выбраны в связи с тем, что:

    • Во-первых, они позволяют изучить понимание детьми 3-его года жизни ярко выраженных эмоций: радость-грусть.
    • Во-вторых, выявить особенности проявления детьми сочувствия, сопереживания, эмпатии.
    • В-третьих, данные методики уже имеют разработанные показатели для обработки полученных данных.

Вторая серия констатирующего эксперимента была направлена на изучение особенностей эмоциональных реакций детей 3-его года жизни на музыку.

В ходе данной серии решались следующие задачи:

  1. Выявить особенности эмоциональных проявлений детей в процессе восприятия музыки.
  2. Выявить особенности эмоциональных реакций и умений детей: отражать характер музыки в двигательной импровизации и игровых действиях.
  3. Изучить понимание детьми настроения, передаваемого музыкальными средствами выразительности в произведениях (ладовое чувство).

Для решения этой задачи использовались следующие методы:

  1. Наблюдение за эмоциональными реакциями детей в процессе слушания музыки контрастного характера.Методика А.Г. Гогоберидзе и В.А.  Деркунской: Экспериментальная ситуация «Кукла спит – кукла пляшет»
  2. Наблюдение за особенностями эмоциональной реакции детей на музыку через самостоятельную двигательную импровизацию. Методика А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунской: Игровая ситуация «Быстро - медленно, громко - тихо»                  
  3. Музыкально-дидактическая игра «Солнышко и дождик» Н.Г. Кононовой.

Детям предлагалось три задания, в ходе которых и проводилось наблюдение.

Задание №1. Экспериментальная ситуация                                          Методика А.Г. Гогоберидзе и В.А.  Деркунской.

Цель – выявление особенностей эмоциональной реакции на музыку.

Необходимое оборудование: магнитофон, аудиозапись с контрастными фрагментами музыки.

Инструкция: Детям предлагалось послушать контрастные по характеру музыкальные произведения в аудиозаписи:

  • «Лошадка», муз. Е. Тиличеевой
  • «Колыбельная», муз В. Агафонникова

 

После прослушивания педагог предлагает детям выбрать игровое действие с куклой под музыку (покачать или показать, как кукла пляшет).

Критерии:

  • Слушают эмоционально, улыбаются
  • Сопровождают слушание непроизвольными движениями
  • Сосредоточенность-отвлеченность
  • Появление вокализации, голосовых реакций
  • Адекватность игрового действия музыкальному произведению

Задание №2. Игровая ситуация «Быстро - медленно, громко - тихо»Методика А.Г. Гогоберидзе и В.А.  Деркунской.

Цель – выявить особенности эмоциональной реакции детей на музыку через двигательную импровизацию.

Информация о работе Развитие эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности