Развитие эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2015 в 21:15, диссертация

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогическую технологию развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности в условиях ДОУ.
Исходя из определения цели были определены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить особенности эмоционального отзывчивости детей 3-его года жизни.
3. Разработать, организовать и апробировать педагогическую технологию развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности в условиях ДОУ.
4. Экспериментально проверить эффективность педагогической технологии развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности.

Содержание работы

Введение ……………..............................................................................................4
Глава 1Теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни средствами музыки в инновационных формах образовательной деятельности………………………………………………………………………8
1.1. Эмоциональная отзывчивость как интегративное качество личности…………………………………………………………………….8
1.2. Развитие эмоциональной отзывчивости детей третьего года жизни………………………………………………………………………17
1.3. Музыка как средство развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни…………………………………………………....24
1.4. Инновационные формы организации образовательной деятельности в ДОУ………………………………………………………35
Выводы по 1 главе………………………………………………………...45
Глава 2Особенности развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни…………………………………………………………………47
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента………………………………………………………………47
2.2. Результаты констатирующего эксперимента…………………….53
Выводы по 2 главе………………………………………………………...65
Глава 3Проект педагогической технологии развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности……………………………66
3.1 . Цель, задачи и методика преобразующего эксперимента……….66
3.2. Апробация методики преобразующего эксперимента…………..86
3.3. Особенности развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни в условиях реализации педагогической технологии……...95
Выводы по 3 главе……………………………………………………………...100
Заключение……………………………………………………………………...101
Библиография…………………………………………………………………...105
Приложение №1………………………………………………………………...111
Приложение №2………………………………………………………………...112
Приложение №3………………………………………………………………...113
Приложение №4………………………………………………………………...115
Приложение №5………………………………………………………………...116
Приложение №6………………………………………………………………...117
Приложение №7………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Диссертация Кати.doc

— 2.90 Мб (Скачать файл)

Практическое значение:

  • разработана, апробирована и экспериментально доказана эффективность педагогической технологии развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности.
  • в возможности использования предложенной технологии в практике работы педагогов дошкольных учреждений.

Социальная значимость заключается в создании оптимальных условий для развития эмоциональной отзывчивости в раннем детстве как одного из важнейших интегративных качеств зарождающейся личности.

Глава I

Теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни средствами музыкив инновационных формах образовательной деятельности

 

1.1. Эмоциональная отзывчивость как интегративное качество личности.

Сегодня система образования в России переживает радикальные изменения. В «Концепции дошкольного воспитания» (В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) выдвигается идея гуманизации дошкольного образования, в которой декларируется приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: доброты, красоты, истины. Новая педагогическая парадигма предполагает построение личностно-ориентированной модели воспитания, когда педагогический процесс основывается на взаимопонимании, сопереживании и эмоциональной отзывчивости субъектов общения.

Качество образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечивается посредством установления федеральных государственных образовательных стандартов к результатам освоения, структуре и условиям реализации основных образовательных программ. Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка.

Одно из таких качеств – эмоционально отзывчивый: «Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы» [66].

Эмоциональная сфера человека, является одной из базовых образований в структуре психики. В работах отечественных и зарубежных психологов: И.А. Сикорского, Н.Я. Грота, Н.Н. Ланге. Л.С. Выготского, А.Н. Запорожца, К. Изарда, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова, Б.М. Теплова, В.К. Вилюнаса, С. Томкинса, А.Е. Ольшанского, Г.А. Фортунатова, Б.И. Додонова, П.М. Якобсон, вопрос об эмоциональной отзывчивости (переживания, чувствительности, восприимчивости) рассматривается в контексте теорий об эмоциях:

  • Как «устойчивое свойство индивида, которое проявляется в том, что он легко, быстро и гибко эмоционально реагирует на различные воздействия – социальные события, процесс общения, особенности партнеров и т.п. Это готовность человека откликнуться «на себя», «на других», «на дело», «на предметы»» …» В.В. Бойко
  • Как эмоциональная реакция на состояние другого человека и основные формы проявления действенного эмоционального отношения к другим: эмпатия и ее формы: сопереживание, сочувствие; социальная перцепция, проекция, идентификация, децентрация и принятие ролей;
  • Как показатель развития гуманных чувств и коллективных решений.

Исследования психологов доказывают, что эмоциональная отзывчивость – как и другие психические свойства, формируется и развивается в процессе деятельности личности. Анализ  философских, психологических, культурологических, антропософских и педагогических исследований  (Н.А. Бердяев, Л.П. Буева, О.Н. Крутова, Р.Л. Лившиц, А.Н. Толстой, Л.С. Выготский, A.Маслоу,  Г. Олпорт, К. Юнг, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Р. Роджерс, Гёбель В., Глёклер М., И.А. Серова, Р. Штайнер, Я.А. Коменский, B.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и мн. др.) позволил выделить в содержании эмоциональной отзывчивости как системного личностного образования следующие компоненты:

  • Знаниевый (познавательный) – стремление субъекта к познанию своих внутренних психических состояний, размышления о происходящем в собственном сознании, о содержании своих мыслей, ощущений и о том, как он и его эмоциональные реакции воспринимаются и оцениваются другими людьми; накопление в системе представлений о самом себе, о социальном мире, об объектах природного мира этических категорий и эколого-нравственных смыслов;
  • эмоциональный – адекватный положительный эмоциональный тон ощущений действительности (разной модальности: радость, отвращение, печаль); эмоциональная отзывчивость осуществляется в эмоционально-ценностном самоотношении, эмоционально-ценностном отношении к другим людям и к жизни во всех её проявлениях, к достойному человека образу жизни в соответствии с общечеловеческими морально-этическими нормами, к здоровью, знаниям, труду и т.п.;
  • поведенческий (деятельностный) – генерирование положительной энергии, стремление к «помогающему» поведению; эмоциональная отзывчивость экстериоризируется в субъективной ориентации на общечеловеческие, социальные и личностные ценности, в готовности личности действовать «для других». 

Фундаментальной закономерностью проявления и развития эмоций является их многоуровневость (А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, В.В. Лебединский, О.С. Никольская).

На основе изучения теорий эмоций и личности (3. Фрейд, Д. Рапапорт, P.P. Холт, X. Льис, X. Спенсер, В. Вундт, Х.С. Шлосберг, Е. Даффи, Д.Б. Линдсли, М. Цукерман М.Б. Арнольд, Б. Вейнер, Л. Сингер, Р. Плутчик, У. Джеймс, К.Э. Изард, Г. Ланге, П.В. Симонов, С. Томкинс и др.) кандидат педагогических наук С.А. Курносова вывела, что эмоциональная отзывчивость предстаёт личностным системным образованием двувекторной направленности, обусловленной её физиологической и инстинктивной основой:

  • Первый вектор – эмоционально-оценочное отношение субъекта к отражаемым явлениям и ситуациям – опыт оценочных суждений.
  • Второй вектор – индивидуальный эмоциональный опыт человека, изменённый и обогащённый в процессе развития личности в общении с окружающим миром, в сопереживании и постижении эмоциональных состояний других людей, стимулирующий к деятельности

Она же пишет о том, что эмоциональная отзывчивость позволяет видеть все многообразие мира и тем самым, свидетельствует о полноценности восприятия человеком окружающей действительности.  Формирование отзывчивости и простейших видов взаимопомощи возможно лишь на широкой гуманистической основе детского взаимного расположения, в атмосфере, поддерживающей положительное эмоциональное состояние дошкольников, при постоянной опоре на позитивный пример взрослого, его отзывчивого и внимательного отношения к детям.

А.М. Щетинина доказывает, что психологическую основу гуманного отношения к другому человеку составляет складывающаяся в общении и совместной деятельности определенная готовность и способность субъекта чувствовать, переживать, действовать так, как если бы этим другим являлся он сам, т.е. степень развития у него эмоциональной отзывчивости. В своих исследованиях она определила основные формы проявления или этапы становления эмоциональной отзывчивости и вывела показатели эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста.

Этапы становления эмоциональной отзывчивости:

  • эмоциональная реакция «комплекс оживления», возникающая у младенца в 2-3 месяца;
  • эмоциональное заражение (синтония), появление которого обнаруживается к году;
  • эмоционально-активное реагирование на состояние другого, эмоционально-утешительная реакция, которая возникает в раннем возрасте и активно проявляется у дошкольника;
  • эмоциональнаядецентрация, формирующаяся к старшему дошкольному возрасту;
  • альтруистическое поведение, появляющееся к концу дошкольного детства.

Показатели эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста:

  • ребенок проявляет интерес к эмоциональному состоянию других;
  • эмоционально реагирует на состояние другого, заражается им;
  • тонко реагирует на настроение другого: идентифицируется с эмоциональным состоянием другого, выражает сочувствие, сопереживание;
  • проявляет заботу по отношению к сверстникам, младшим детям, животным;
  • осуществляет эмоционально-утешительные действия.

Карелина И.Ов своей диссертации говорит о том, что эмоции и мышление имеют одни и те же истоки и тесно переплетаются в своем функционировании.

Современные ученые Дж. Мэйер и П. Сэловей ввели термин «эмоциональный интеллект» и описали его как «форму социального интеллекта, которая включает в себя способность определять собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для определения направленности мышления и действий».

Таким образом, термин "эмоциональный интеллект" отражает идею единства аффективных (аффект — это стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс, взрывного характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии) и интеллектуальных процессов Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Б. В. Зейгарник, О. К. Тихомирова и других ученых [30].

Одна из наиболее продуктивных точек зрения принадлежит В.В. Лебединскому и О.С. Никольской, которые рассматривают эмоциональное развитие как многоуровневый процесс и выделяют четыре последовательные ступени в развитии отношений человека со средой:

  • первый – уровень аффективной пластичности;
  • второй – индивидуальных аффективных стереотипов;
  • третий – аффективной экспансии;
  • четвертый – эмоционального контроля.

Каждый имеет для ребенка уникальный жизненно важный смысл и вносит свой специфический вклад в решение задач адаптации и в процессы саморегуляции своего поведения.

Очень интересные определения дает В.П. Анисимов эмоциональной отзывчивости и эмоциональному отклику: «Эмоциональный отклик импульсивен, всегда адекватен воздействию, реактивен и обусловлен процессами эмоциональной синтонии – прямого заражения эмоциональной акцией воздействия. Эмоциональная отзывчивость – это способность индивида к рефлексии своего внутреннего состояния, эмоций, переживаний, возникающих как в процессе естественных психофизиологических изменений организма человека, так и в процессе воздействий, внешних акций». Тем самым он разводит понятия эмоциональный отклик и эмоциональная отзывчивость, которые долгое время считались практически синонимами.

Kaк личностное качество, эмоциональная отзывчивость рассматривается  на социально-нравственном уровне в связи с формированием межличностных отношений в общении и совместной деятельности (Р.С. Буре, М.В. Воробьева, А.Д. Кошелева, Л.В. Лидак, Л.П. Стрелкова, Е.А. Шовкомуд и др.). В исследованиях данного направления отмечается, что эмоциональная отзывчивость оказывает глубокое воздействие на становление таких качеств, как чуткость, гуманность, доброта, и выступает первопричиной активных действий ребёнка. Эмоциональная отзывчивость является внешним проявлением внутреннего состояния ребенка и выступает показателем благополучного или затрудненного вхождения в социальную ситуацию и принятия определенной социальной роли.

Изучением роли эмоциональной отзывчивости в социальном воспитании личности занимались Т.И. Бабаева, М.И. Лисина, Е.П. Урунтаева, Л.И. Божович, В.В. Зеньковский, А.М. Щетинина. По их мнению, психологическую основу гуманного отношения к другому человеку составляет складывающаяся в общении и совместной деятельности определенная готовность и способность субъекта чувствовать, переживать, действовать так, как если бы этим другим являлся он сам, т.е. степень развития у него эмоциональной отзывчивости.

Однако, чтобы разобраться в собственных эмоциях, ребенок должен уметь выражать эмоции, переводить их в словесный план. И в этом ему необходима помощь взрослого, выступающего в роли носителя форм выражения эмоций. На эмоциональную сторону взаимодействия ребенка со взрослым обращали внимание А.В. Запорожец, В.В. Лебединский, М.И. Лисина, Е.Л. Яковлева и др.

В.В. Зеньковский считает, что «первая и основная задача социального воспитания заключается в развитии эмоциональной отзывчивости». Он указывает на то, что социализация ребенка не будет продуктивной, если она не имеет под собой эмоциональной отзывчивости.

Т.И. Бабаева подчеркивает, что «высокая эмоциональная отзывчивость, яркая окрашенность психической жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного детства» и, следовательно, одной из главных задач дошкольного воспитания становится дать правильное направление эмоциональному развитию ребенка, пробудить в восприимчивой детской душе гуманные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.

Современные тенденции развития теории и методики дошкольного образования свидетельствуют о том, что развитие эмпатии, как способности человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их состояний, является одним из важнейших компонентов нравственного развития детей и осуществляется в русле идей социально-нравственного воспитания.Эмпатия лежит в основе многих аспектов нравственной оценки и поступка.

Информация о работе Развитие эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности