Развитие эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2015 в 21:15, диссертация

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогическую технологию развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности в условиях ДОУ.
Исходя из определения цели были определены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить особенности эмоционального отзывчивости детей 3-его года жизни.
3. Разработать, организовать и апробировать педагогическую технологию развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности в условиях ДОУ.
4. Экспериментально проверить эффективность педагогической технологии развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности.

Содержание работы

Введение ……………..............................................................................................4
Глава 1Теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни средствами музыки в инновационных формах образовательной деятельности………………………………………………………………………8
1.1. Эмоциональная отзывчивость как интегративное качество личности…………………………………………………………………….8
1.2. Развитие эмоциональной отзывчивости детей третьего года жизни………………………………………………………………………17
1.3. Музыка как средство развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни…………………………………………………....24
1.4. Инновационные формы организации образовательной деятельности в ДОУ………………………………………………………35
Выводы по 1 главе………………………………………………………...45
Глава 2Особенности развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни…………………………………………………………………47
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента………………………………………………………………47
2.2. Результаты констатирующего эксперимента…………………….53
Выводы по 2 главе………………………………………………………...65
Глава 3Проект педагогической технологии развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности……………………………66
3.1 . Цель, задачи и методика преобразующего эксперимента……….66
3.2. Апробация методики преобразующего эксперимента…………..86
3.3. Особенности развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни в условиях реализации педагогической технологии……...95
Выводы по 3 главе……………………………………………………………...100
Заключение……………………………………………………………………...101
Библиография…………………………………………………………………...105
Приложение №1………………………………………………………………...111
Приложение №2………………………………………………………………...112
Приложение №3………………………………………………………………...113
Приложение №4………………………………………………………………...115
Приложение №5………………………………………………………………...116
Приложение №6………………………………………………………………...117
Приложение №7………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Диссертация Кати.doc

— 2.90 Мб (Скачать файл)

В раннем возрасте знакомство с миром звуков происходит преимущественно через восприятие, этот вид деятельности активизируется уже в перинатальном периоде, затем в младенчестве и раннем детстве, восприятие музыки у детей развивает эмоциональную отзывчивость, налаживает связь с внешним миром [50].

Восприятие – интегративное свойство личности ребенка в раннем детстве, оно связано с движением и воображением,является одним из ведущих видов детской музыкальной деятельности.

Восприятие музыки бывает различным, а потому необходима его классификация. Так, например, Морис Мартено, предложил следующее разделение:  

  • пассивное восприятие - ребенок слышит звуки музыки, но занят другим делом, например, фоновая музыка во время режимных моментов (засыпание, релаксации и при других видах деятельности);
  • частично активное восприятие - малыш слушает и одновременно предается своим мыслям: музыка в данном случае служит для него источником вдохновения;
  • активное, когда ребенок требует исполнения той или иной песенки, поет отрывки из нее или, слыша мелодию, начинает танцевать»

Все три вида должны присутствовать в жизни ребенка постоянно, «перенасытить» музыкой нельзя, если грамотно подходить к выбору произведений

Музыкальный язык близок и понятен ребенку, находит отклик в его эмоциональном мире. С самого раннего возраста ребенок проявляет экспрессивно-двигательную реакцию на музыку (замирание или активизация двигательной активности) с элементами подражания. Подчеркивается, что ранний возрастной период характеризуется проявлением именно бессознательной двигательной реакции на музыку (жесты, мимика).

Малыш реагирует на музыку непроизвольными движениями: пританцовывает, покачивается, приседает, кружится, он как бы проживает музыку в эмоциональном движении. Согласно теории выразительных эмоций, каждой эмоции присуще свое моторное оформление, на котором отражается любой ее нюанс, получая специфическое внешнее индивидуально-личностное выражение.

Исследования ученых доказали, что процесс восприятия музыки тесно связан с процессом мышления, его основными пластами: сознательным и бессознательным. В то же время психологи утверждают, что «бессознательные образы, вступая в резонанс с музыкой, усиливаются и тем самым становятся доступными для осознания, пронизывая все этапы мыслительного процесса. В этой связи бессознательное признается важнейшей составляющей познаваемого художественного смысла музыкального произведения».

Уже в начале раннего возраста малыши способны воспринимать музыку дифференцированно, по-разному реагировать на контрастный характер музыкальных произведений. К концу раннего возраста при планомерном, организованном обучении ребёнок начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, выделять изобразительные моменты в музыке, устанавливать части произведения, вступление и заключение.

К трем годам дети различают регистры, тембры звучания двух - трёх музыкальных инструментов, определяют динамику звучания. В этот возрастной период малыши не только проникают в эмоционально-образное содержание произведения, но и замечают смену образов на протяжении музыкального произведения.

В ряде исследований последних лет (О. П. Радынова, Е. В. Боякова, И. В. Груздова, С.А. Фадеева) показана возможность музыкального развития детей раннего возраста на произведениях классического наследия и в условиях организации музыкально-игрового взаимодействия педагога с детьми. Классическая музыка рассматривается как главная интеграционная составляющая в музыкальном воспитании и развитии детей именно раннего возрастного периода до 3 лет, способствующая становлению основ музыкального восприятия.

Исследователи отмечают, что при создании игровой ситуации и определенном педагогическом руководстве процессом восприятия музыки дети раннего возраста способны эмоционально откликаться на классические произведения музыкального искусства и адекватно воспринимать их художественное содержание.

А.Г. Гогоберидзе отмечает, что накопление интонационного опыта восприятия высокохудожественных произведений музыкального искусства и развитие эмоциональной отзывчивости является необходимым условием формирования основ музыкальной культуры ребенка, а важнейшим фактором, определяющим качество и степень эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку, является музыкальный репертуар, предлагаемый взрослыми для детей.

Сравнительный анализ репертуара, предлагаемый для восприятия музыки детям раннего возраста, показал, что материал программ опирается на детскую музыку и специально созданные для детей пьесы, классический репертуар в них ограничивается 5-6 произведениями. Только в одной программе «Малыш» В. А. Петровой имеется дополнительный репертуар для слушания, основанный на классической музыке.

Безусловносуществует прекрасная программа «Музыкальные шедевры» О. Радыновой, которая использует классическую музыку как основу для формирования музыкальной культурыдошкольника с 3 до 7 лет. Необходимо признать, что классическим репертуаром также обновились пособия Т. Кореневой, Т.И. Суворовой, А. И. Бурениной, А. Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунской, но все они, за исключением программы В. А. Петровой «Малыш», ориентированы на дошкольный возраст, начиная с трех лет.

В три года малыши способны проникнуть в эмоционально-смысловое содержание произведения. Научно доказано, что музыкальное искусство обладает большой силой художественного и эстетического воздействия на эстетическое сознание детей, пробуждает музыкально-ценностные потребности, предопределяет развитие эстетических интересов, вкусов, представлений о красоте и закладывает основы музыкально-эстетической культуры личности(Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, Б. М. Теплов, В. Н. Шацкая)

Произведения музыкального искусства не только расширяют представления ребёнка, обогащая его знаниями об окружающей действительности, но и приобщают к богатству эмоциональных проявлений человека, открывает перед ним мир эмоций и чувств. Эмоциональный мир трёхлетнего ребёнка становится сложнее и разнообразнее.

От базовых эмоций (страха, радости и т.д.) он переходит к более сложным эмоциональным состояниям: сердится, восторгается, удивляется, ревнует или грустит и т.д. Под влиянием воспитания развивается эстетическое чувство. Дети могут замечать красивое в природе, быту, получать удовольствие от соприкосновения с искусством и музыкой, в частности.

Чувства, вызванные музыкой, активизируют мышление, побуждают к сопоставлению своих представлений о мире с миром чувств и мыслей произведения, а мыслительная деятельность углубляет эмоциональное переживание, стимулируя эмоциональный отклик и положительные эмоции, побуждает к сопереживанию и художественной эмпатии, инициируетфантазию и воображение, вызывая желание общаться и делиться впечатлениями, рассуждать об услышанном.

Возможности раннего развития эмоциональной отзывчивости на музыку обусловлены, с одной стороны, интонационной природой музыки, с другой - закономерностями психического развития детей дошкольного возраста.

Воздействие музыки на организм ребенка можно рассматривать в трех аспектах:

  • Первый аспект — физиологический, связан с исследованиями В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. М. Сеченова, И. Р. Тарханова и др., которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой; дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций.
  • Второй аспект — психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений. Это подтверждает Д.Б. Эльконин: «... игра влияет па формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных».
  • Третий аспект — педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребенка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности. Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребенка и сопровождают его в каждой игре.

Данные экспериментальных исследований (И.М.Догель, И.Р.Тарханов, Б.М. Теплов) подтверждают, что при восприятии музыки почти у всех людей происходит непроизвольная инициация двигательной активности.И взрослые, и дети, - пишет дирижер Л. Стоковский, – слушая музыку, нередко ощущают желание двигаться в ее ритме [].У детей раннего возраста эмоциональная отзывчивость на музыку проявляется в непроизвольной моторной реакции!

Движение –естественная потребность любого ребенка. Известно, что ребенок познает мир при помощи движения. Приобщение ребенка к движению под музыку восходит к глубокой древности. Так, одним из важнейших понятий этики Пифагора, было учение об эвритмии, под которой понималась способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях (в пении, танце, игре на музыкальных инструментах, в мыслях и поступках).

Большинство исследователей считают, что развитие восприятия музыки в процессе движения — это путь, который невозможно обойти в работе с маленькими детьми. Движение становится для ребенка раннего возраста средством восприятия музыки, понимания ее характера (Ветлугина Н.А., В.А. Езикеева, Е.П. Иова) 

Подтверждением этого служат слова С.Л. Рубинштейна: «Выразительное движение (или действие) не только выражает уже сформированное переживание, но и само, включаясь, формирует его; так же как, формируя свою мысль, мы тем самым формируем наше чувство, выражая его».

В музыкальных импровизациях дети третьего года жизни предпринимают первые попытки к интерпретации музыкального произведения через движение. Придумывая движения под музыку, по мнению А.Г. Гогоберидзеи В.А.  Деркунской ребенок конкретизирует музыкальный образ, делая его понятным в первую очередь самому себе. Это происходит по типу уподобления, т. е. эмоционально-двигательного «подстраивания» к звучащей музыке при поддержке эмоционального воображения.

О.П. Радынова отмечает, что двигательное, словесное, интонационное, темброво-инструментальное и другие виды уподоблений музыке способствуют индивидуальной подстройке психики ребенка к звучанию, нахождению «эмоционального унисона» и являются способом выявления и выражения смысла музыкальной речи, различения средств музыкальной выразительности, меняющихся в каждый миг звучания музыки [67].

Закон уподобления наиболее эффективно реализуется посредством музыкальной игры (А.В.Запорожец, Б. М. Неменский). Ребенок включается в игровой процесс с удовольствием, легко и непринужденно, познает чарующий мир музыки через активное мышечное движение

Музыкально-игровые уподобления– это творческая деятельность по ориентировке в способах выражения музыкальной мысли, свидетельствующая об активной позиции участников музыкальной игры. Игровая деятельность требует внутренней и внешней эмоциональной активности, сосредоточенности внимания на интонациях музыкального произведения, сопровождается «подстраиванием» и подбором игровых действий, соответствующих характеру и содержанию музыки. Музыкальная игра предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создавая основу для эмоционального контакта между ними.

Эмоциональная экспрессивность взрослого является примером и основой для подражания. Экспрессивность (экспрессия) – значит выразительность, сила проявления чувств и переживаний.

Многообразие музыкальных игр позволяет широко использовать их в -образовательном процессе, но, к сожалению, не все воспитатели до конца могут оценить тот потенциал, который скрывают в себе музыкальные игры. А ведь при умелом использовании, музыкальные игры могут являться отличным действенным средством для развития эмоциональной отзывчивости и стимулирования у детей игровой и творческой активности, плодотворного взаимодействия и общения детей в совместной деятельности и налаживания взаимоотношений между ними, создания эмоционально-положительной атмосферы в группе.

Самый простой способ организации музыкальной игры - повтор ребенком движений взрослого. Взрослый выступает ведущим в игре-импровизации, используя обычный набор выразительных движений: шаги, прыжки, жесты, мимика, движения корпуса, передвижения в пространстве, помещения, а ребенок одновременно и наблюдает за ним, и старается копировать его движения. Достаточно передать в движениях общий характер музыки, связать телесную пластику с музыкальным звучанием. Такие совместные игры-импровизации направлены, прежде всего, на развитие у ребенка ощущения его эмоционального благополучия [1].

В процессе подражания у детей легче формируются разнообразные двигательные навыки и умения, благодаря "вовлекающему показу" дети справляются с такими упражнениями, которые они не могли бы выполнить самостоятельно или при фрагментарном показе со словесными объяснениями. Эмоциональное состояние, возникающее у детей при подражательных действиях, создаёт благоприятные условия для развития творческой инициативы. Даже при условии подражания ребёнок в музыкальном восприятии создаёт свой эмоциональный образ.

Большое воспитательное значение заложено в бессюжетных музыкальных играх с правилами. Зародыши целеустремленности и волевого напряжения, как указывает Е.А. Аркин, намечаются уже в ранних играх ребенка трех лет и в разных формах его творчества.Музыкальные игры с правилами – это одна из форм подвижных игр, которые отличает высокая эмоциональная насыщенность и сложная эмоциональная деятельность (Н.Н. Кожухова, Л.А.Рыжкова, П.Ф. Лесгафт, В.В. Гориневский, И. Г. Песталоцци).

Особый интерес представляют хороводные игры, воспитательная ценность которой общепринята (К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева, А. П. Усова и др). Хороводная игра, по исследованию А.Г. Гогоберидзе, является, органично сочетающей в себе игру, эмоциональное поведение и интегративной деятельностью общение детей, побуждающей их к индивидуальным творческим проявлениям, представляет собой уникальный синтез народной традиции, творческой импровизационности, художественной образности и игровой доступности для дошкольников [27].

Информация о работе Развитие эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности