Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2015 в 21:15, диссертация
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогическую технологию развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности в условиях ДОУ.
Исходя из определения цели были определены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить особенности эмоционального отзывчивости детей 3-его года жизни.
3. Разработать, организовать и апробировать педагогическую технологию развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности в условиях ДОУ.
4. Экспериментально проверить эффективность педагогической технологии развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности.
Введение ……………..............................................................................................4
Глава 1Теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни средствами музыки в инновационных формах образовательной деятельности………………………………………………………………………8
1.1. Эмоциональная отзывчивость как интегративное качество личности…………………………………………………………………….8
1.2. Развитие эмоциональной отзывчивости детей третьего года жизни………………………………………………………………………17
1.3. Музыка как средство развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни…………………………………………………....24
1.4. Инновационные формы организации образовательной деятельности в ДОУ………………………………………………………35
Выводы по 1 главе………………………………………………………...45
Глава 2Особенности развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни…………………………………………………………………47
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента………………………………………………………………47
2.2. Результаты констатирующего эксперимента…………………….53
Выводы по 2 главе………………………………………………………...65
Глава 3Проект педагогической технологии развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности……………………………66
3.1 . Цель, задачи и методика преобразующего эксперимента……….66
3.2. Апробация методики преобразующего эксперимента…………..86
3.3. Особенности развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни в условиях реализации педагогической технологии……...95
Выводы по 3 главе……………………………………………………………...100
Заключение……………………………………………………………………...101
Библиография…………………………………………………………………...105
Приложение №1………………………………………………………………...111
Приложение №2………………………………………………………………...112
Приложение №3………………………………………………………………...113
Приложение №4………………………………………………………………...115
Приложение №5………………………………………………………………...116
Приложение №6………………………………………………………………...117
Приложение №7………………………………………………………………...
Следует подчеркнуть, что хороводная игра – это разновидность народно-драматического творчества. Наличие в хороводной игре художественного образа и средств его воплощения позволяет отнести ее к разновидности художественной деятельности, представленной в игровой форме.
Все сюжетные игры, включающие в себя действия людей, животных, движение транспорта, рассматриваются педагогами как средство «перевоплощения» в эти игровые образы, где движение рассматривается как проявление эмоций, связанных с музыкальным образом, которые создаются на основе наблюдения за окружающей действительностью. В сюжетной музыкальной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.
Ребенок раннего возраста способен и к самостоятельной деятельности. Наблюдения Е.А. Флериной показывают, что в игре почти любой ребенок 2-3 лет с удивительной легкостью и точностью воспроизводит движения, мимику, жесты, подражания людям и животным, действуя на основе воспроизводящего воображения. При определении общего характера музыки ребенок раннего возраста, ориентируется не на комплекс выразительных средств, создающий музыкально-художественный образ, а на что-то одно, обычно темп, реже — метроритм, и позднее - тембр и динамику.Самостоятельность проявляется в использовании знакомых им действий при восприятии нового музыкального произведения.
Отталкиваясь от идеи о том, что музыкальная игра выступает естественным процессом вхождения ребёнка в культуру и важным фактором формирования ценностного отношения к музыкальному искусству, более логично ее рассматривать как полифункциональную творческую деятельность, основным содержанием которой выступают элементы музыкальной культуры. В музыкальных играх они опредмечиваются такими сферами музыкального пространства, как мелодия, гармония, ритм, интонация, музыкальные образы произведений и др. [24].
В музыкальной игре ребенок проявляет себя самостоятельно, спонтанно и свободно, он легко импровизирует, проявляя фантазию, становится одновременно и исполнителем, и режиссером. Дети раннего возраста с огромным удовольствием экспериментируют со звуком – они отчаянно стучат ложкой по дну кастрюли, с наслаждением рвут шуршащую газету. Дайте ребенку изучить многообразие окружающих звуков, предложите ему озвучить небольшую сказку, и вы откроете в нем шумового «композитора».
А.Г. Гогоберидзе отмечает, что в раннем возрасте появляются субъектные проявления в музыкальной деятельности. Эмоционально-субъектные проявления выражаются в интересе к музыке, предпочтении этому виду деятельности, в избирательности. В раннем возрасте ребенок может устойчиво выбирать те или иные инструменты для оркестра, может скучать о время пения, но оживляться в ходе музыкальных игр [22].
Деятельностно-субъектные проявления связаны с активностью и инициативностью в выборе музыкальных видов деятельности. В такие минуты ребенок эмоционально открыт, поэтому эти проявления представляются эффективным средством диагностики развития эмоциональной сферы ребенка, в частности его эмоциональной отзывчивости на музыку.
Особое внимание вызывает оздоровительная функция музыки.Оздоровительная функция музыки проявляется во всех видах музыкальной деятельности детей раннего возраста: восприятии, пении, движении, игре на музыкальных инструментах.
При восприятии музыки оптимизируется эмоциональное состояние ребенка, музыка помогает успокоить, или наоборот активизировать, настроить, заинтересовать. Целенаправленно организованная педагогом музыкальная деятельность улучшает настроение, снижает утомление и психическое напряжение преддошкольников.
Музыкальное воздействие распространяется не только на сознание, но и на подсознание человека.Корифеи античного мира Пифагор, Аристотель, Платон утверждали, что музыка устанавливает порядок и равновесие во всей Вселенной и, прежде всего, воссоздает гармонию в физическом теле.
Все выразительные средства музыки - мелодия, ритм, темп, динамика, пульсация, богатство тембровых красок, ясность и чёткость формы являются эмоциогенными раздражителями, влияющими на человека (А.Л. Готсдинер, Б.В. Полякова, М.Р. Могендович, С.В. Клещов и др.),они способны регулировать психическое состояние человека, гармонизировать эмоционально-интеллектуальное развитие личности, её волевые проявления.
Музыка для маленьких детей является не столько искусством, сколько сферой жизнедеятельности. Ребенок воспринимает мир музыки как естественную среду бытования, и эту особенность восприятия музыки детьми раннего возраста необходимо учитывать при организации музыкального воспитания [12].
Исследования Б.М. Теплова, И.Л. Дзержинской, О.П. Радыновой, Э.П. Костиной о влиянии музыкального искусства на формирование личности ребенка показывают, что включение музыки во всю сферу жизнедеятельности ребенка может положительно повлиять на образ жизни малыша: сделать его эмоционально благополучным; ускорить физическое развитие; улучшить коммуникативные возможности; развить художественные способности.
Ранний возраст особенно значим в плане психофизиологического развития, поскольку в этот возрастной период формируется 80% головного мозга. Значителен объем накапливаемой ин формации, которая является предпосылкой для последующей жизнедеятельности ребенка.Исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии, с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка - это его личный опыт познания в первые 3 года жизни, т.е. в период развития мозговых клеток.
В ряде исследований (А.Л. Готсдинер, М.Н. Ливанов, С.В. Шушарджан, В.М. Авдеев, И.М. Гринёва, Т.П. Хризман, М.В. Хватова, Т.Ю. Маляренко) отмечается способность музыки влиять на улучшение психофизиологических характеристик мозга, а тем самым, повышать способность к обучению.
Эмоциональный компонент музыкальной деятельности в раннем возрасте относится к интеллектуальным эмоциям, поскольку они связаны с познавательной деятельностью. Эмоциональный компонент углубляет деятельность интеллекта.Это подтверждают результаты современных исследований в области влияния музыки на умственную деятельность детей и на функции мозга, которые отражены в работах таких ученых, как Полякова В.Б, Т.К. Метельницкая, Л.П. Трегубова, В.Ф. Коновалов, Н.А. Отмахова, А.В. Торопова, О.В. Лаврова, M. Critchley, R. Henson, N. M.Weinberger и др.
Таким образом, как отмечено музыковедами, социологами, психологами, функции музыки разнообразны: эстетическая, познавательная, воспитательная, компенсаторная, преобразующая, гедонистическая (классификация В.Н. Холоповой). При этом они взаимосвязаны, что позволяет рассмотреть проблему музыкального воспитания с точки зрения новых технологий, а главное - целостного развития ребенка.
При воздействии музыки на чувства формируются нравственные качества ребенка, его эмпатийность; при расширении музыкально-слухового опыта - возрастают возможности общения ребенка с внешним миром при помощи музыки, при развитии музыкальной восприимчивости (эмоционально-эстетическое развитие) гармонизируется эмоционально-волевая сфера; в процессе музыкально-двигательной активности формируются правильная осанка, пластичность - происходит развитие физических качеств.
Следовательно, музыка может занимать центральное место в работе педагога, направленной на социально-личностное развитие детей третьего года жизни, как источника обогащения опыта эмоциональных отношений и переживаний, что позволяет обогащать социальные отношения в игре и общении, помогает вхождению в коллектив сверстников именно на ранних стадиях развития ребенка, когда он только начинает строить собственную систему отношений с другими людьми.
Развитие личности дошкольника, эффективнее всего может проявляться в совместной деятельности воспитателей и детей. Совместная музыкально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: и ребенок, и педагог. Играя вместе с взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения. Музыка является эффективным средством развития и воспитания детей на протяжении всего дошкольного детства. Ее воспитательные возможности очень широки, от развития эмоциональной сферы ребенка до формирования опыта социальных навыков поведения.
Используя музыку как на занятиях, так и в режимных моментах воспитатель обогащает жизнь детей незабываемыми впечатлениями, яркими эмоциями. Музыка может занимать центральное место в работе педагога, направленной на развитие эмоциональной сферы детей, что поможет подготовиться к усвоению новых требований и правил, вхождению в коллектив сверстников именно на ранних стадиях развития ребенка, когда он начинает строить собственную систему отношений с другими людьми
Выводы:
деятельности в ДОУ
Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы современного дошкольного образования.
Исследования инноваций в области образования представлены в работах К. Ангеловски, Л.Г. Богославец, В.В. Горшкова, Е.С. Заир-Бек, В.И. Загвязинского, М.В. Кларина, Е.Г. Ильина, В.Т. Кудрявцева, А.А. Майер, М.М. Поташника, С.Л. Полякова, В.А. Сластенина, Л.С. Подымовой, Т.И. Шамовой, Н.Р. Юсуфбековой и мн. др.
Развитие инновационной деятельности – одно из стратегических направлений в дошкольном образовании. Цель инновационной деятельности – улучшение способности педагогической системы образовательного учреждения достигать качественно более высоких результатов образования (В.С. Лазарев).
Применительно к образовательному процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, технологии и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности педагога и ребенка.
Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса (тогда как традиционная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой обеспечивается стабильность образовательного процесса) (А.А. Адамский).
Одно из требований Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного образования – личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей в формах, специфических для детей их возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности [66].
Форма – организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса. Формысовместной деятельности взрослого и детей являются внешними выражениями содержания дошкольного образования, способами его существования [71]
Таким образом, можно предположить, что инновационные формы организации образовательной деятельности – это формы, благодаря которым происходит качественное развитие (изменение) образовательного процесса.
Вопрос о формах организации образовательного процесса на сегодняшний день является дискуссионным. Некоторые современные формы в прежней дидактике традиционно понимались как методы и входили в состав учебных занятий. Так, например, игра, наблюдение, игровое упражнение, чтение, мастерская, ситуация, экспериментирование, проект, беседа, викторина – теперь могут рассматриваться как самостоятельная форма совместной деятельности взрослых и детей (Акмолов А.Г., Акулова О.В., Гогоберидзе А.Г., Гризик Т.И.).
В чем же разница между традиционными и инновационными формами работы с детьми?
Таблица №1
Сравнительная таблица традиционных и инновационных форм образовательной деятельности
Критерии |
Формы работы с детьми | |
Традиционные |
Инновационные | |
Основные отличия | ||
Структура формы |
Жесткая структура |
Гибкое выстраивание процесса взаимодействия |
Целевой акцент |
Результат: ЗУН |
Процесс: научиться учиться |
Позиция участников |
Субъект-объектная |
Субъект-субъектная |
Характер взаимоотношений |
Директивные, авторитарные |
Партнерские, на равных |
Способы общения |
Монологическое общение |
Диалогическое общение |
Инициатива взаимодействия |
Взаимодействие основано на необходимости |
Взаимодействие основано на интересе |
Характер обучения |
Прямой, научение |
Опосредованный |
Характер мотивов |
«Надо» |
«Хочу» |
Способ получения информации |
«В готовом виде», путем запоминания, усвоения и изучения чужого опыта |
Активное, самостоятельное, увлекательное добывание знаний, на основе собственного опыта |
Характер взаимодействия |
Деловое, учебное взаимодействие |
Игровое, продуктивное взаимодействие |
Степень детской активности |
Низкая (пассивность) |
Высокая активность |
Учет индивидных и индивидуальных особенностей |
Массовое групповое обучение, без учета индивидуальных особенностей развития |
Индивидуальный подход (с выстраиванием индивидуальных маршрутов развития) и подгрупповое обучение, основанное на общих особенностях развития данной подгруппы детей, |
Природо- сообразность и возрастно-ориентированность |
С учетом возрастной периодизации |
С учетом сензитивных и индивидуальных возрастных этапов развития. |
Степень свободы в реализации формы |
Процесс,время и место взаимодействия строго регламентированы |
Процесс взаимодействия свободный (нерегламентированный) произвольное вхождение и выход из игры: возможность свободного перемещения, «открытое» время окончания |
Дополнительные отличия | ||
Характер оценки детей |
Сравнение с другими |
Сравнение с самим собой |
Особенности предметно-развивающей среды |
Образовательная среда организуется взрослым |
Образовательная среда формируется участниками образовательного процесса: детьми, родителями и педагогами |