Развитие эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2015 в 21:15, диссертация

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогическую технологию развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности в условиях ДОУ.
Исходя из определения цели были определены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить особенности эмоционального отзывчивости детей 3-его года жизни.
3. Разработать, организовать и апробировать педагогическую технологию развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности в условиях ДОУ.
4. Экспериментально проверить эффективность педагогической технологии развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности.

Содержание работы

Введение ……………..............................................................................................4
Глава 1Теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни средствами музыки в инновационных формах образовательной деятельности………………………………………………………………………8
1.1. Эмоциональная отзывчивость как интегративное качество личности…………………………………………………………………….8
1.2. Развитие эмоциональной отзывчивости детей третьего года жизни………………………………………………………………………17
1.3. Музыка как средство развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни…………………………………………………....24
1.4. Инновационные формы организации образовательной деятельности в ДОУ………………………………………………………35
Выводы по 1 главе………………………………………………………...45
Глава 2Особенности развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни…………………………………………………………………47
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента………………………………………………………………47
2.2. Результаты констатирующего эксперимента…………………….53
Выводы по 2 главе………………………………………………………...65
Глава 3Проект педагогической технологии развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности……………………………66
3.1 . Цель, задачи и методика преобразующего эксперимента……….66
3.2. Апробация методики преобразующего эксперимента…………..86
3.3. Особенности развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни в условиях реализации педагогической технологии……...95
Выводы по 3 главе……………………………………………………………...100
Заключение……………………………………………………………………...101
Библиография…………………………………………………………………...105
Приложение №1………………………………………………………………...111
Приложение №2………………………………………………………………...112
Приложение №3………………………………………………………………...113
Приложение №4………………………………………………………………...115
Приложение №5………………………………………………………………...116
Приложение №6………………………………………………………………...117
Приложение №7………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Диссертация Кати.doc

— 2.90 Мб (Скачать файл)

Следует подчеркнуть, что хороводная игра – это разновидность народно-драматического творчества. Наличие в хороводной игре художественного образа и средств его воплощения позволяет отнести ее к разновидности художественной деятельности, представленной в игровой форме.

Все сюжетные игры, включающие в себя действия людей, животных, движение транспорта, рассматриваются педагогами как средство «перевоплощения» в эти игровые образы, где движение рассматривается как проявление эмоций, связанных с музыкальным образом, которые создаются на основе наблюдения за окружающей действительностью. В сюжетной музыкальной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.

Ребенок раннего возраста способен и к самостоятельной деятельности. Наблюдения Е.А. Флериной показывают, что в игре почти любой ребенок 2-3 лет с удивительной легкостью и точностью воспроизводит движения, мимику, жесты, подражания людям и животным, действуя на основе воспроизводящего воображения. При определении общего характера музыки ребенок раннего возраста, ориентируется не на комплекс выразительных средств, создающий музыкально-художественный образ, а на что-то одно, обычно темп, реже — метроритм, и позднее - тембр и динамику.Самостоятельность проявляется в использовании знакомых им действий при восприятии нового музыкального произведения.

Отталкиваясь от идеи о том, что музыкальная игра выступает естественным процессом вхождения ребёнка в культуру и важным фактором формирования ценностного отношения к музыкальному искусству, более логично ее рассматривать как полифункциональную творческую деятельность, основным содержанием которой выступают элементы музыкальной культуры. В музыкальных играх они опредмечиваются такими сферами музыкального пространства, как мелодия, гармония, ритм, интонация, музыкальные образы произведений и др. [24].

В музыкальной игре ребенок проявляет себя самостоятельно, спонтанно и свободно, он легко импровизирует, проявляя фантазию, становится одновременно и исполнителем, и режиссером. Дети раннего возраста с огромным удовольствием экспериментируют со звуком – они отчаянно стучат ложкой по дну кастрюли, с наслаждением рвут шуршащую газету. Дайте ребенку изучить многообразие окружающих звуков, предложите ему озвучить небольшую сказку, и вы откроете в нем шумового «композитора».

А.Г. Гогоберидзе отмечает, что в раннем возрасте появляются субъектные проявления в музыкальной деятельности. Эмоционально-субъектные проявления выражаются в интересе к музыке, предпочтении этому виду деятельности, в избирательности. В раннем возрасте ребенок может устойчиво выбирать те или иные инструменты для оркестра, может скучать о время пения, но оживляться в ходе музыкальных игр [22].

Деятельностно-субъектные проявления связаны с активностью и инициативностью в выборе музыкальных видов деятельности. В такие минуты ребенок эмоционально открыт, поэтому эти проявления представляются эффективным средством диагностики развития эмоциональной сферы ребенка, в частности его эмоциональной отзывчивости на музыку.

Особое внимание вызывает оздоровительная функция музыки.Оздоровительная функция музыки проявляется во всех видах музыкальной деятельности детей раннего возраста: восприятии, пении, движении, игре на музыкальных инструментах.

При восприятии музыки оптимизируется эмоциональное состояние ребенка, музыка помогает успокоить, или наоборот активизировать, настроить, заинтересовать. Целенаправленно организованная педагогом музыкальная деятельность улучшает настроение, снижает утомление и психическое напряжение преддошкольников.

Музыкальное воздействие распространяется не только на сознание, но и на подсознание человека.Корифеи античного мира Пифагор, Аристотель, Платон утверждали, что музыка устанавливает порядок и равновесие во всей Вселенной и, прежде всего, воссоздает гармонию в физическом теле.

Все выразительные средства музыки - мелодия, ритм, темп, динамика, пульсация, богатство тембровых красок, ясность и чёткость формы являются эмоциогенными раздражителями, влияющими на человека (А.Л. Готсдинер, Б.В. Полякова, М.Р. Могендович, С.В. Клещов и др.),они способны регулировать психическое состояние человека, гармонизировать эмоционально-интеллектуальное развитие личности, её волевые проявления.

Музыка для маленьких детей является не столько искусством, сколько сферой жизнедеятельности. Ребенок воспринимает мир музыки как естественную среду бытования, и эту особенность восприятия музыки детьми раннего возраста необходимо учитывать при организации музыкального воспитания [12].

Исследования Б.М. Теплова, И.Л. Дзержинской, О.П. Радыновой, Э.П. Костиной о влиянии музыкального искусства на формирование личности ребенка показывают, что включение музыки во всю сферу жизнедеятельности ребенка может положительно повлиять на образ жизни малыша: сделать его эмоционально благополучным; ускорить физическое развитие; улучшить коммуникативные возможности; развить художественные способности.

Ранний возраст особенно значим в плане психофизиологического развития, поскольку в этот возрастной период формируется 80% головного мозга. Значителен объем накапливаемой ин формации, которая является предпосылкой для последующей жизнедеятельности ребенка.Исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии, с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка - это его личный опыт познания в первые 3 года жизни, т.е. в период развития мозговых клеток.

В ряде исследований (А.Л. Готсдинер, М.Н. Ливанов, С.В. Шушарджан, В.М. Авдеев, И.М. Гринёва, Т.П. Хризман, М.В. Хватова, Т.Ю. Маляренко) отмечается способность музыки влиять на улучшение психофизиологических характеристик мозга, а тем самым, повышать способность к обучению.

Эмоциональный компонент музыкальной деятельности в раннем возрасте относится к интеллектуальным эмоциям, поскольку они связаны с познавательной деятельностью. Эмоциональный компонент углубляет деятельность интеллекта.Это подтверждают результаты современных исследований в области влияния музыки на умственную деятельность детей и на функции мозга, которые отражены в работах таких ученых, как Полякова В.Б, Т.К. Метельницкая, Л.П. Трегубова, В.Ф. Коновалов, Н.А. Отмахова, А.В. Торопова, О.В. Лаврова, M. Critchley, R. Henson, N. M.Weinberger и др.

Таким образом, как отмечено музыковедами, социологами, психологами, функции музыки разнообразны: эстетическая, познавательная, воспитательная, компенсаторная, преобразующая, гедонистическая (классификация В.Н. Холоповой). При этом они взаимосвязаны, что позволяет рассмотреть проблему музыкального воспитания с точки зрения новых технологий, а главное - целостного развития ребенка.

При воздействии музыки на чувства формируются нравственные качества ребенка, его эмпатийность; при расширении музыкально-слухового опыта - возрастают возможности общения ребенка с внешним миром при помощи музыки, при развитии музыкальной восприимчивости (эмоционально-эстетическое развитие) гармонизируется эмоционально-волевая сфера; в процессе музыкально-двигательной активности формируются правильная осанка, пластичность - происходит развитие физических качеств.

Следовательно, музыка может занимать центральное место в работе педагога, направленной на социально-личностное развитие детей третьего года жизни, как источника обогащения опыта эмоциональных отношений и переживаний, что позволяет обогащать социальные отношения в игре и общении, помогает вхождению в коллектив сверстников именно на ранних стадиях развития ребенка, когда он только начинает строить собственную систему отношений с другими людьми.

Развитие личности дошкольника, эффективнее всего может проявляться в совместной деятельности воспитателей и детей. Совместная музыкально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: и ребенок, и педагог.  Играя вместе с взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения.  Музыка является эффективным средством развития и воспитания детей на протяжении всего дошкольного детства. Ее воспитательные возможности очень широки, от развития эмоциональной сферы ребенка до формирования опыта социальных навыков поведения.

Используя музыку как на занятиях, так и в режимных моментах воспитатель обогащает жизнь детей незабываемыми впечатлениями, яркими эмоциями. Музыка может занимать центральное место в работе педагога, направленной на развитие эмоциональной сферы детей, что поможет подготовиться к усвоению новых требований и правил, вхождению в коллектив сверстников именно на ранних стадиях развития ребенка, когда он начинает строить собственную систему отношений с другими людьми

Выводы:

  • Музыка — один из важнейших каналов эмоционально-образного познания ребёнком окружающей жизни, становления его личности. (А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, О.П, Радынова, К.В. Тарасова П.А. Баренбойм, и др.)[3-91];
  • Эмоциональная отзывчивость на музыку основана на различении эмоциональной, ладовой окраски произведения, настроений и чувств, выраженных в нем, а также способности активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма.
  • Музыка, в том числе и классическая может занимать центральное место в работе педагога, направленной на социально-личностное развитие детей третьего года жизни, как источник обогащения опыта эмоциональных отношений и переживаний;
  • Совместная музыкально-игровая деятельность – уникальный вид сотрудничества ребенка и взрослого, предоставляющий богатые возможности для общения взрослого и ребенка, создавая основу эмоционального контакта между ними:
  • Обогащение и развитие эмоциональной отзывчивости детей раннего и младшего дошкольного возраста осуществляется эффективней в процессе синтеза музыки с игровой деятельностью. Игровая деятельность детей эмоционально углубляется восприятием музыки. (Витязев Е.И)
  • Классическая музыка может стать одним из оптимальных компонентов для создания эмоционально - развивающей среды.

 

    1. Инновационные формы организации образовательной

деятельности в ДОУ

Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы современного дошкольного образования.

Исследования инноваций в области образования представлены в работах К. Ангеловски, Л.Г. Богославец, В.В. Горшкова, Е.С. Заир-Бек, В.И.  Загвязинского, М.В. Кларина, Е.Г. Ильина, В.Т. Кудрявцева, А.А. Майер, М.М. Поташника, С.Л. Полякова, В.А. Сластенина, Л.С. Подымовой, Т.И. Шамовой, Н.Р. Юсуфбековой и мн. др. 

Развитие инновационной деятельности – одно из стратегических направлений в дошкольном образовании. Цель инновационной деятельности – улучшение способности педагогической системы образовательного учреждения достигать качественно более высоких результатов образования (В.С. Лазарев).

Применительно к образовательному процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, технологии и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности педагога и ребенка.

Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса (тогда как традиционная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой обеспечивается стабильность образовательного процесса) (А.А. Адамский).

Одно из требований Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного образования – личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей в формах, специфических для детей их возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности [66].

Форма – организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса. Формысовместной деятельности взрослого и детей являются внешними выражениями содержания дошкольного образования, способами его существования [71]

Таким образом, можно предположить, что инновационные формы организации образовательной деятельности – это формы, благодаря которым происходит качественное развитие (изменение) образовательного процесса.

Вопрос о формах организации образовательного процесса на сегодняшний день является дискуссионным. Некоторые современные формы в прежней дидактике традиционно понимались как методы и входили в состав учебных занятий. Так, например, игра, наблюдение, игровое упражнение, чтение, мастерская, ситуация, экспериментирование, проект, беседа, викторина – теперь могут рассматриваться как самостоятельная форма совместной деятельности взрослых и детей (Акмолов А.Г., Акулова О.В., Гогоберидзе А.Г., Гризик Т.И.).

В чем же разница между традиционными и инновационными формами работы с детьми?

Таблица №1

 

Сравнительная таблица традиционных и инновационных форм образовательной деятельности

 

Критерии

Формы работы с детьми

Традиционные

Инновационные

Основные отличия

Структура формы

Жесткая структура

Гибкое выстраивание процесса взаимодействия

Целевой акцент

Результат: ЗУН

Процесс: научиться учиться

Позиция участников

Субъект-объектная

Субъект-субъектная

Характер взаимоотношений

Директивные, авторитарные

Партнерские, на равных

Способы общения

Монологическое общение

Диалогическое общение

Инициатива взаимодействия

Взаимодействие основано на необходимости

Взаимодействие основано на интересе

Характер обучения

Прямой, научение

Опосредованный

Характер мотивов

«Надо»

«Хочу»

Способ получения информации

«В готовом виде», путем запоминания, усвоения и изучения чужого опыта

Активное, самостоятельное, увлекательное добывание знаний, на основе собственного опыта

Характер взаимодействия

Деловое, учебное взаимодействие

Игровое, продуктивное взаимодействие

Степень детской активности

Низкая (пассивность)

Высокая активность

Учет индивидных и индивидуальных особенностей

Массовое групповое обучение, без учета индивидуальных особенностей развития

Индивидуальный подход (с выстраиванием индивидуальных маршрутов развития) и подгрупповое обучение, основанное на общих особенностях развития данной подгруппы детей,

Природо-

сообразность и возрастно-ориентированность

С учетом возрастной периодизации

С учетом сензитивных и индивидуальных возрастных этапов развития.

Степень свободы в реализации формы

Процесс,время и место взаимодействия строго регламентированы

Процесс взаимодействия свободный (нерегламентированный) произвольное вхождение и выход из игры:

возможность свободного перемещения, «открытое» время окончания

Дополнительные отличия

Характер оценки детей

Сравнение с другими

Сравнение с самим собой

Особенности предметно-развивающей среды

Образовательная среда организуется взрослым

Образовательная среда формируется участниками образовательного процесса: детьми, родителями и педагогами

Информация о работе Развитие эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности