Развитие эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2015 в 21:15, диссертация

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогическую технологию развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности в условиях ДОУ.
Исходя из определения цели были определены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить особенности эмоционального отзывчивости детей 3-его года жизни.
3. Разработать, организовать и апробировать педагогическую технологию развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности в условиях ДОУ.
4. Экспериментально проверить эффективность педагогической технологии развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности.

Содержание работы

Введение ……………..............................................................................................4
Глава 1Теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни средствами музыки в инновационных формах образовательной деятельности………………………………………………………………………8
1.1. Эмоциональная отзывчивость как интегративное качество личности…………………………………………………………………….8
1.2. Развитие эмоциональной отзывчивости детей третьего года жизни………………………………………………………………………17
1.3. Музыка как средство развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни…………………………………………………....24
1.4. Инновационные формы организации образовательной деятельности в ДОУ………………………………………………………35
Выводы по 1 главе………………………………………………………...45
Глава 2Особенности развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни…………………………………………………………………47
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента………………………………………………………………47
2.2. Результаты констатирующего эксперимента…………………….53
Выводы по 2 главе………………………………………………………...65
Глава 3Проект педагогической технологии развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности……………………………66
3.1 . Цель, задачи и методика преобразующего эксперимента……….66
3.2. Апробация методики преобразующего эксперимента…………..86
3.3. Особенности развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни в условиях реализации педагогической технологии……...95
Выводы по 3 главе……………………………………………………………...100
Заключение……………………………………………………………………...101
Библиография…………………………………………………………………...105
Приложение №1………………………………………………………………...111
Приложение №2………………………………………………………………...112
Приложение №3………………………………………………………………...113
Приложение №4………………………………………………………………...115
Приложение №5………………………………………………………………...116
Приложение №6………………………………………………………………...117
Приложение №7………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Диссертация Кати.doc

— 2.90 Мб (Скачать файл)

 

Таким образом, под инновационными формами организации образовательной деятельности мы понимаем–такие формы, которые обеспечивают высокую детскую активность, инициативность и устойчивый интерес, благодаря которым происходит качественное развитие образовательного процесса.

Учитывая, что сегодня становятся востребованы такие формы работы, которые позволяли бы нашим педагогам, образно говоря, так обучать дошкольников, чтобы они об этом даже не догадывались, мы хотели бы выделить две основные формы, наиболее подходящие в работе с детьми раннего возраста – это игра и ситуация.

Ситуация– это фрагмент взаимодействия воспитателя с детьми в определенных условиях.

Опыт лучших воспитателей прошлого (Макаренко, Сухомлинского) убеждает, что «секрет» их успеха в том и состоит, что жизнь и деятельность руководимых ими коллективов складывалась преимущественно из заранее проектируемых ситуаций, они понимали, что только в таких ситуациях можно воспитывать желаемые качества личности.

Ситуации, используемые в педагогическом процессе, называются педагогическими. Синоним этого названия – воспитывающие ситуации, т.к. их педагогический эффект – воспитание и развитие ребенка. Образовательный процесс можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных, взаимо – продолжающих (–дополняющих) друг друга ситуаций. Каждая из них – это объективное состояние педагогического процесса в определенном промежутке времени.

Диапазон ситуаций, которые можно использовать в педагогических целях, достаточно велик. Чаще всего в педагогике встречаются: «Педагогические ситуации», «Образовательные ситуации», «Ситуации общения», «Игровые ситуации», «Проблемные ситуации», «Этически значимые ситуации», «Воспитывающие ситуации», «Ситуации морального выбора» и мн. др. Рассмотрим некоторые из них:

Педагогическая ситуация – совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых педагогом или возникающих спонтанно в педагогическом процессе. Сущность любой педагогической ситуации заключается в наличии в ней противоречия, его развития и разрешения. Поэтому любая ситуация по сути проблемная. Педагогическая ситуация всегда конкретна, может предварительно проектироваться или возникать стихийно в процессе проведения совместной деятельности, занятия, экзамена, экскурсии. Существуют различные точки зрения на классификацию педагогических ситуаций:

  1. Брюйн де Поля выделяет следующие ситуации:
  • ситуация-иллюстрация,
  • ситуация-упражнение,
  • ситуация-оценка,
  • ситуация-проблема.
  1. В.С. Безрукова классифицирует ситуации на основе следующих признаков:
  • по месту возникновения и протекания: на занятии, на воспитательном мероприятии, дома и т.д.;
  • по участникам: ребенок-ребенок, педагог-ребенок, ребенок –родитель и др.;
  • по заложенным противоречиям: конфликтные, бесконфликтные, критические;
  • по степени проективности: преднамеренно созданные, стихийные (естественные);
  • по степени оригинальности: стандартные, т.е. повторяющиеся, и нестандартные (оригинальные);
  • по степени управляемости: жестко заданные, неуправляемые и управляемые.
  1. В.А. Сластенин выделяет следующие педагогические ситуации:
  • по месту возникновения и протекания;
  • по взаимодействующим субъектам и объектам;
  • по сущности педагогического процесса (дидактические, воспитательные и др.);
  • по заложенным в ситуации воспитательным перспективам и др.
  1. И.Н. Емельянова характеризует педагогические ситуации как:
  • неопределенные (недостаточность информации) и определенные (имеется полная информация);
  • открытые (с точки зрения поиска альтернатив) и закрытые;
  • конечные, предполагающие только одно единственное решение, которое окончательно разрешает ситуацию, и неконечные – принимаемое решение допускает возможность его улучшения.

По мнению Сомковой О.Н., Солнцевой О.В., Вербенец А.М.,                  основной формой организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении должна стать образовательная ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения [72].

Образовательные ситуации главным образом, используются в процессе организованной образовательной деятельности, с целью сформировать у детей новые представления и умения в разных видах деятельности, обобщить знания по теме, развить способности рассуждать и делать выводы! Также образовательные ситуации могут включаться в образовательную деятельность и в режимных моментах. Здесь их задачами становятся и закрепление имеющихся у детей знаний и умений, и их применение в новых условиях, и проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.

Образовательные ситуации могут включаться в совместные игры воспитателя и детей, в детский досуг в коллективную и индивидуальную трудовую деятельность, в содержание музыкально-театральной и литературной гостиной (детская студия), творческой мастерской, стать частью сенсорного или интеллектуального тренинга. Таким образом, использование образовательных ситуаций особенно эффективно в работе с детьми раннего возраста и младшего дошкольного возраста.

Образовательные ситуации могут «запускать» самостоятельную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества. [72]. Посредством организации образовательных ситуаций педагог может обеспечивать педагогическую поддержку ребенка в самостоятельных играх разного вида и в самостоятельной деятельности.

Проблемная ситуация - это ситуация, ставящая человека в условия, требующие от него необходимости делать выбор, принимать решения: "начало мышления - в проблемной ситуации" (С.Л. Рубинштейн).

В разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения активное участие принимали: Т. В. Кудрявцев, В.Т. Кудрявцев, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь, М. Н. Скаткин и другие.

По определению А.М. Матюшкина, это: «…особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психическим состоянием, возникающим у субъекта при выполнении им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее не известные субъекту знания или способы действия».

Поэтому проблемная ситуация является одним из главных средств активизации образовательной деятельности обучающихся и особенно ценна в работе со старшими дошкольниками.

Психологическая структура проблемной ситуации включает:

  • познавательную потребность, побуждающую человека к интеллектуальной деятельности,
  • неизвестное достигаемое знание или способ действия,
  • интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт [57].

Игровые обучающие ситуации (ИОС) – одна из форм совместной деятельности (разновидность педагогической ситуации). Особенно эффективны в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, т.к. воспитатель в игровых обучающих ситуациях выступает как партнёр по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений, при этом он уважает право ребёнка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно ребёнка темы, а также при необходимости уходить от неприятных ситуаций. Навыки, полученные в процессе игрового общения, дети свободно переносят в самостоятельную деятельность.

Известно четыре вида ИОС:

  • ситуации-иллюстрации,
  • ситуации-упражнения,
  • ситуации-проблемы,
  • ситуации-оценки.

Игра как форма работы с детьми сводится к совместной игре взрослого с ребенком или небольшой подгруппой детей. «В игре, как в фокусе собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности» С.Л. Рубинштейн [13].  Игра — процесс, в котором ребенок проигрывает свои чувства, выводя их на поверхность, вовне, получая возможность взглянуть на них со стороны и либо научиться управлять ими, либо отказаться от них.

Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя развитию воображения, которое признано важнейшим возрастным новообразованием, тормозит развитие общения со сверстниками, так и с взрослыми, обедняет эмоциональный мир ребенка. (Т.И. Бабаева, М.И. Лисина, В.И. Логинова, Н.Н. Поддьяков).

Детские игры (как формы детской деятельности) очень разнообразны и могут иметь несколько классификаций. Мы выделим лишь некоторые детские игры:

Сюжетная игра является важнейшим условием полноценного психического развития ребенка. В сюжетной игре, которая может иметь как индивидуальную, так и совместную форму, основным является наличие воображаемой ситуации, создаваемой в игре, и ее поступательное развитие.

Например, на третьем году жизни игра обеспечивает развитие ребенка по трем основным направлениям:

  • она открывает большие возможности для становления                    целенаправленной деятельности,
  • в игре ребенок усваивает назначение предметов и овладевает действиями с ними,
  • игра создает благоприятные условия для развития самосознания.

Одной изразновидностью сюжетной игры является музыкальная сюжетная игра. В современных изданиях появилось большое количество сюжетных игр для детей раннего возраста с пением, педагоги-музыканты, опираются на то, что на третьем году жизни речь становится доминирующей линией развития и текст помогает детям более точно осознать сюжетную линию игры. Все сюжетные игры, включающие в себя действия людей, животных, движение транспорта, рассматриваются педагогами как средство «перевоплощения» в эти игровые образы, где движение рассматривается как проявление эмоций, связанных с музыкальным образом, которые создаются на основе наблюдения за окружающей действительностью.  

Игры с правилами имеют исключительно совместную форму, основными являются конкурентные отношения между играющими, регламентируемые обязательными для всех правилами.

Подвижные игры признаны большинством практиков, исследователей и ученых всего мира оптимальной основой для физического, личностного и интеллектуального развития ребенка, являются основной формой работы по физическому развитию ребенка-дошкольника.

Музыкальные игры с правилами – это одна из форм подвижных игр, которые отличает высокая эмоциональная насыщенность и сложная эмоциональная деятельность (Н.Н. Кожухова, Л.А.Рыжкова, П.Ф. Лесгафт, В.В. Гориневский, И. Г. Песталоцци).

Театрализованная игра – это творческая игра. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие, т.к. дети:

  • знакомятся с основными эмоциями, настроениями героев,
  • осваивают способы их внешнего выражения,
  • осознают причины возникновения определенного настроения.

Театрализованная игра позволяет ребёнку вступить в особые отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей, способствует развитию положительных эмоций, воображения, в дальнейшем соотносить различные впечатления со своим личным опытом в самостоятельной игровой деятельности. Разнообразие театрализованных игр представлено Т.И. Бабаевой в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается» в программе «Детство».

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.В. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С. Фурмина и др.). Основными принципами организации театрализованных игр являются: комплексность, импровизационность, интегративность. Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности [2].

Виды драматизации (по Акуловой О.В.):

  • Игра-имитация отдельных действий человека или животных и имитация основных эмоций;
  • Игра-имитация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей основных эмоций героя;
  • Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей;
  • Игра-импровизация под музыку
  • Игра-этюд и мн.др.

Игры-этюды – своего рода мини-драматизация. Для правильной организации игр-этюдов рекомендуется учитывать такие принципы, как:

Информация о работе Развитие эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности