Развитие эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2015 в 21:15, диссертация

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогическую технологию развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности в условиях ДОУ.
Исходя из определения цели были определены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить особенности эмоционального отзывчивости детей 3-его года жизни.
3. Разработать, организовать и апробировать педагогическую технологию развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности в условиях ДОУ.
4. Экспериментально проверить эффективность педагогической технологии развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности.

Содержание работы

Введение ……………..............................................................................................4
Глава 1Теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни средствами музыки в инновационных формах образовательной деятельности………………………………………………………………………8
1.1. Эмоциональная отзывчивость как интегративное качество личности…………………………………………………………………….8
1.2. Развитие эмоциональной отзывчивости детей третьего года жизни………………………………………………………………………17
1.3. Музыка как средство развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни…………………………………………………....24
1.4. Инновационные формы организации образовательной деятельности в ДОУ………………………………………………………35
Выводы по 1 главе………………………………………………………...45
Глава 2Особенности развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни…………………………………………………………………47
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента………………………………………………………………47
2.2. Результаты констатирующего эксперимента…………………….53
Выводы по 2 главе………………………………………………………...65
Глава 3Проект педагогической технологии развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности……………………………66
3.1 . Цель, задачи и методика преобразующего эксперимента……….66
3.2. Апробация методики преобразующего эксперимента…………..86
3.3. Особенности развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни в условиях реализации педагогической технологии……...95
Выводы по 3 главе……………………………………………………………...100
Заключение……………………………………………………………………...101
Библиография…………………………………………………………………...105
Приложение №1………………………………………………………………...111
Приложение №2………………………………………………………………...112
Приложение №3………………………………………………………………...113
Приложение №4………………………………………………………………...115
Приложение №5………………………………………………………………...116
Приложение №6………………………………………………………………...117
Приложение №7………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Диссертация Кати.doc

— 2.90 Мб (Скачать файл)

Эмпатия - это переживание, устойчивое свойство личности, эмоциональное явление, специфическая способность человека эмоционально отзываться на переживание другого (М.И. Лисина). Различают:

  • эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека;
  • когнитивнуюэмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия). Анализ превращения моральных знаний ребенка в его убеждения, в мотивы поступков доказывает, что соответствующие знания должны ложиться на подготовленную нравственно психологическую почву.  Она создается в практике общественного поведения ребенка, где он на деле учится поступать в соответствии с интересами других людей и в интересах достижения общих для всего коллектива общественно значимых целей. 
  • предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

В качестве особых форм эмпатии выделяют:

  • сопереживание - переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним.
  • симпатия (греч. sympa-theia - сострадание) – влечение, сочувствие, внутреннее расположение, чувство приязни, теплое чувство к кому-либо – у дошкольника становится более действенным, проявляясь как желание помочь, посочувствовать, поделиться.
  • Особая форма – сочувствие, - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека.

По мере психического развития ребенок переходит от низших форм эмоционального реагирования к высшим нравственным формам отзывчивости.  Таким образом, развитие эмпатии включает в себя три компонента:

  • когнитивный (я знаю, что может чувствовать другой в этой ситуации);
  • эмоциональный (я сочувствую ему);
  • поведенческий (я делаю что-то, что может отразиться на чувствах другого, улучшит его состояние).

В повседневной жизни все три компонента слиты. 

Изучением проблемы появления и развития эмпатии в дошкольном детстве занимались многие отечественные психологи: А.В. Запорожец, Л.П. Стрелкова, В.В. Абраменкова, Т.П. Гаврилова, А.Б. Николаева, А.А. Рояк, и др. В современных педагогических исследованиях эмпатия изучается в контексте социально-нравственного развития ребенка, воспитания у детей чувства гуманности и коллективизма, и принимает формы: сотрудничества и взаимопомощи (Ф.С. Левин-Ширина, И.А. Рудовская), дружбы (А.А. Аржанова), доброжелательности (Т.И. Бабаева), положительных взаимоотношений (В.П. Залогина, И.М. Поспехов), отзывчивости (Л.А. Пеньевская).

Воспитательная задача взрослого в этой сфере воспитания будет выполнена, если взрослый сумеет создать такие условия, при которых эмпатийные переживания и помогающее поведение могут быть перенесены ребенком из связи «Я - персонаж» в сферу «Я - другой человек». Для этого нужно создавать определенные условия для развития у ребенка способности обнаруживать в жизни, во взаимоотношении с взрослыми и детьми ситуации, аналогичные литературным персонажам по своей нравственной сути, воспитывать активное отношение к реальным ситуациям. Симпатия и сочувствие побуждают ребенка к совершению первых нравственных поступков.

В музыкальной педагогике эмпатия рассматривается в форме эмоциональной отзывчивости на музыку. Это объясняется тем, что основные закономерности возникновения эмоционального отклика, сопереживания, сочувствия в человеческом общении и в процессе художественного (музыкального, в частности) восприятия, в целом совпадают.

В. К. Белобородова, исходя из предложения о единстве нравственных и эстетических чувств общей природе эмпатии и эмоциональной отзывчивости на музыку, рассматривает развитие последней как один из путей формирования у детей соответствующих нравственных качеств.

Способность отзываться на музыку, эмоционально сопереживать заключённому в ней эмоционально-смысловому содержанию, генетически связано с эмпатией. Базой эмоциональной отзывчивости являются индивидуальный жизненный опыт и музыкально - смысловой опыт личности. Важнейшим условием является активность субъекта восприятия, которое проявляется как на уровне двигательно-моторных реакций, так и в активизации художественного воображения.

Современной педагогической наукой предлагаются различные средства развития эмпатии: специально организованные музыкальные занятия (А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, О.П. Радынова и др.), слушание сказок и художественных рассказов (Л.М. Гурович., Л.П. Стрелкова и др.), знакомство с природой (Р.П. Чумичева., Н.Н. Николаева., Н.А. Рыжова и др.), рисование (Т.С. Комарова и др.), театрализованная деятельность (Т.А.Гайворонская)– все это способствует развитию у дошкольника эстетических переживаний, чувства красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства.

Искусство – это особое, художественно-образное отражение жизни, внешнего и внутреннего мира человека, это мышление в художественных образах [21].

Музыка как самый эмоциональный вид искусства развивает способность сопереживать, испытывать всю гамму человеческих эмоций, мобилизуя эмоционально-чувственный мир личности (Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, А.Г. Костюк, Е.В. Назайкинский и другие). Исследователи отмечают, что музыкальное развитие ребёнка оказывает незаменимое воздействие на его общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Б.М. Теплов, исследуя художественные способности, установил, что в основе восприятия всех искусств лежит эстетическое переживание содержания произведения. Чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним.

В силу специфики своей природы музыка удобна в качестве «входа» во внутреннее пространство личности. Музыка отличается от других видов искусства особой тайной интимного воздействия на человека. Ее смысл проникает в слушателя не через рассудок, а через сочувственное напряжение.

Музыка попадает в такие глубины человеческого существа, где все чувства находятся в гармонии, в целостности [43]. Поэтому музыка подобна психической жизни, она адекватна человеческой душе. Основой содержания музыки является целостность эмоциональной и мыслительной жизни человека.

"Музыка - единственное  искусство, глубоко проникающее  в сердце человека, и когда  она совершенна, то дает самое  яркое счастье", - отмечал Стендаль.

Крупнейший отечественный исследователь проблемы музыкальных способностей Б.М. Теплов эмоциональную отзывчивость рассматривал как основной признак музыкальности. Ядром музыкальности он выделял три музыкальные способности:

  • ладовое чувство (слово чувство надо понимать в значении эмоционального переживания), т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;
  • музыкально-слуховые представления, т.е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;
  • чувство ритма, т.е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность ритма и точно воспроизводить его. 

Основными факторами, определяющими качество и степень эмоциональной отзывчивости на музыку, по мнению О.П. Радыновой и А.Г. Гогоберидзе являются выразительность, соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту дошкольников, их способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа.

Эмоциональная отзывчивость на музыку может развиваться вразных видах исполнительской и творческой деятельности детей (пении, игре на музыкальных инструментах) при условии ведущей роли выразительности в детском исполнении, творческих импровизациях. 

По результатам исследований, К.В. Тарасова выделяет эмоциональную отзывчивость на музыку как достаточно раннее психическое образование, формирующееся в раннем возрасте [91].

Эмоциональная отзывчивость на содержание музыкального произведения – это одно из первых личностных качеств, которое развивается у малышей в процессе занятий музыкально-эстетическими видами деятельности.

Выводы:

  • Эмоциональная отзывчивость – системное личностное образование,(Н.А. Бердяев, Р.Л. Лившиц, А.Н. Толстой, Л.С. Выготский, A.Маслоу, Г. Олпорт, К. Юнг, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Р. Роджерс, Гёбель В., Коменский, B.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и мн. др.)  направленное на реализацию духовно-практического опыта ребенка, (не является врожденным качеством, развивается в процессе всей жизни, формируется на основе собственного предыдущего опыта).
  • Эмоциональная отзывчивость, как проявление эмоционального отношения к музыкальным произведениям, может рассматриваться не только как музыкальная способность, но и как личностное качество ребёнка.
  • Объективной характеристикой эмоциональной отзывчивости на музыку являются эмоциональный отклик ребенка, наличие сопереживания, осознание выразительности музыкальных интонаций (понимание музыкальной речи) и внешне выраженное эмоционально-оценочное отношение к музыке, проявляющееся в музыкальных предпочтениях.
  • Выделены показатели эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста:
    • ребенок проявляет интерес к эмоциональному состоянию других;
    • эмоционально реагирует на состояние другого, заражается им;
    • тонко реагирует на настроение другого: идентифицируется с эмоциональным состоянием другого, выражает сочувствие, сопереживание;
    • проявляет заботу по отношению к сверстникам, младшим детям, животным;
    • осуществляет эмоционально-утешительные действия.
  • Эмпатия(от англ. вчувствование) – специфическая система отражения партнеров по взаимодействию,  – способность понимать и проникать в мир другого человека (сопереживание и сочувствие), а также передать ему это понимание.
  • Основу эмпатии составляет эмоциональная отзывчивость и интуиция.

 

1.2.  Развитие эмоциональной отзывчивости детей третьего года жизни.

Третий год жизни - это переходный период в жизни ребенка от раннего детства к дошкольному возрасту. Это период интенсивных изменений в развитии ребенка: совершенствуются психические процессы, познавательная сфера, речь, движения становятся более уверенными и координированными, изменяется характер общения со взрослыми и сверстниками, оформляется сюжетно-ролевая игра, существенно обогащаются эмоции и чувства, развивается потребность в эстетических впечатлениях, художественных видах деятельности, происходит социализация ребенка – закладка и формирование устойчивых социальных связей, ребенок приобретает опыт общения с людьми, начинает осознавать себя и окружающих как отдельных, независимых личностей [40].

Возрастные особенности эмоциональной сферы в раннем возрасте (по О.О. Косяковой):

  • непосредственность выражения эмоций
  • лабильность эмоций
  • интенсивность и кратковременность эмоциональных реакций
  • низкий уровень понимания эмоций других людей
  • отсутствие навыков самоконтроля и саморегуляции эмоциональных состояний

Особенности детей раннего возраста это:

  • двигательная активность,
  • природная эмоциональность и высокая эмоциональная заражаемость,
  • потребность во взаимодействии со взрослым,
  • потребность в игре.

Неповторимые индивидуальные проявления эмоционального облика человека складываются в течение всей его жизни и связаны с развитием личности в целом. Но, у природы есть свои календарные сроки, которые она заложила и в человека, упустив которые очень трудно что-то исправить, поэтому к раннему возрасту необходимо подходить с большой ответственностью и серьезностью. Поэтому, развитие эмоций и чувств у трехлетних детей является одним из важнейших фундаментом его психического и эмоционального развития.

Эмоциональный способ взаимодействия с окружающими людьми является для ребенка первичным и искренним, поэтому содержание и характер эмоциональных отзывчивости детей в 2-3-х летнем возрасте представляет особый интерес.

В этом возрасте детям свойственна исключительная «эмоциональная заражаемость», они особенно подвержены влиянию эмоций, переживаемых другими детьми и взрослыми [52].  Возникая в результате столкновения с новыми сторонами действительности, эмоции оказывают стимулирующее влияние на формирование психических процессов, повышение физиологической жизнедеятельности организма и психической активности, способствуют развитию креативности детей [47]. 

Средства выражения индивидуальности, по мнению Е.Л. Яковлевой, - это то, что позволяет выразить свое эмоциональное состояние, т.е. экспрессивные средства. По данным Ю.А. Макаренко, уже в возрасте 2-3 лет дети могут изображать эмоции, подбирают мимические средства для выражения радости, гнева, отвращения, огорчения, удивления, стыда.

К концу 3-го года жизни у ребенка имеется уже относительно богатая гамма эмоциональных переживаний и, несмотря на то, что он еще относительно плохо опознает эмоциональную экспрессию своих близких, способность к мимическому выражению своих собственных эмоциональных состояний у него выражена лучше.

Информация о работе Развитие эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности