Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2015 в 21:15, диссертация
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогическую технологию развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности в условиях ДОУ.
Исходя из определения цели были определены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить особенности эмоционального отзывчивости детей 3-его года жизни.
3. Разработать, организовать и апробировать педагогическую технологию развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности в условиях ДОУ.
4. Экспериментально проверить эффективность педагогической технологии развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности.
Введение ……………..............................................................................................4
Глава 1Теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни средствами музыки в инновационных формах образовательной деятельности………………………………………………………………………8
1.1. Эмоциональная отзывчивость как интегративное качество личности…………………………………………………………………….8
1.2. Развитие эмоциональной отзывчивости детей третьего года жизни………………………………………………………………………17
1.3. Музыка как средство развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни…………………………………………………....24
1.4. Инновационные формы организации образовательной деятельности в ДОУ………………………………………………………35
Выводы по 1 главе………………………………………………………...45
Глава 2Особенности развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни…………………………………………………………………47
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента………………………………………………………………47
2.2. Результаты констатирующего эксперимента…………………….53
Выводы по 2 главе………………………………………………………...65
Глава 3Проект педагогической технологии развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни с использованием инновационных форм организации образовательной деятельности……………………………66
3.1 . Цель, задачи и методика преобразующего эксперимента……….66
3.2. Апробация методики преобразующего эксперимента…………..86
3.3. Особенности развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни в условиях реализации педагогической технологии……...95
Выводы по 3 главе……………………………………………………………...100
Заключение……………………………………………………………………...101
Библиография…………………………………………………………………...105
Приложение №1………………………………………………………………...111
Приложение №2………………………………………………………………...112
Приложение №3………………………………………………………………...113
Приложение №4………………………………………………………………...115
Приложение №5………………………………………………………………...116
Приложение №6………………………………………………………………...117
Приложение №7………………………………………………………………...
Необходимое оборудование: магнитофон, аудиозапись с контрастными фрагментами музыки.
Инструкция: Детям предлагалось потанцевать под музыку. Особенно подчеркивалось, что танцевать нужно так, как подсказывает музыка – тихо, громко, медленно или быстро. На быструю музыку можно бегать, быстро передвигаться, на медленную выполнять плавные, не резкие движения. Когда звучит громкая музыка можно прыгать, хлопать в ладоши, но когда зазвучит тихая двигаться тихонько, осторожно. Дается установка – слушать музыку внимательно.
Критерии:
Оценка результатов:
Задание №3. Музыкально-дидактическая игра.
Методика «Солнышко и дождик» Н.Г. Кононовой
Цель: выявить особенности представлений детей о различных эмоциях, чувствах, переданных в музыке.
Стимульный материал: карточки: на одной изображено сияющее солнышко, на другой тучка с дождем. По две каточки на каждого играющего. Рисунки условно соответствуют контрастному характеру музыки: радостному – грустному.
Инструкция: ребенку предлагается послушать два музыкальных произведения поочередно и определить характер каждого из них.
Оценка результатов:
3 балла – ребенок правильно определяет характер музыки, выбирает соответствующую карточку к обоим музыкальным произведениям.
2 балла – ребенок сомневается, долго выбирает соответствующую карточку, ждет одобрения взрослого или ошибается в определении характера одного из музыкальных произведений.
1 балл – ребенок не справляется с заданием.
Таким образом, в результате проведения 1 и 2 серии констатирующего эксперимента были получены данные об особенностях эмоциональных проявлений и реакциях на музыку, умения передать характер музыкального произведения в игровом действии и импровизации, а также понимания эмоций в музыке и в состоянии людей, особенности проявления у детей сочувствия и эмпатии. На основании этих данных определялись особенности и уровни развития эмоциональной отзывчивости детей и эмпатии
Третья серия констатирующего эксперимента, цель которой выявить особенности реальных педагогических условий для развития эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста в ДОУ и в семье, включала в себя 3 задачи:
Для выявления особенностей организации музыкального развития детей 3-его года жизни педагогами в ДОУ и родителями в семье использовались следующие методики:
Для решения 1 задачи этой серии эксперимента использовались сразу 2 методики:
Наблюдение проводилось за двумя воспитателями первой младшей группы в первую и вторую половину дня в течение двух недель по следующим критериям:
Результаты наблюдений фиксировались в специальном бланке и будут описаны в следующем параграфе.
Для решения 2 задачи:
Для решения 3 задачи:
Четвертая серия констатирующего эксперимента была направлена на изучение форм и особенностей организации деятельности по развитию эмоциональной отзывчивостипедагогами и музыкальными руководителями.
В ходе данной серии решались следующие задачи:
Для решения представленных задач использовали следующие методики:
Цель: изучить используемые педагогами формы организации образовательного процесса по развитию эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни.
Наблюдение проводится за разнообразием и эффективностью используемых форм организации образовательного процесса по развитию эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни двумя воспитателями первой младшей группы в первую и вторую половину дня в течение двух недель по следующим критериям:
Результаты наблюдений фиксировались в прилагаемой таблице и будут описаны в следующем параграфе:
Таблица №2
Используемые формы |
Активность |
Интерес |
Соответствие возрасту |
Результативность |
Использование музыки |
Непосредственно образовательная деятельность | |||||
Совместная деятельность | |||||
Самостоятельная деятельность | |||||
Режимный момент | |||||
Таким образом, в результате проведения констатирующего эксперимента мы получали данные об особенностях и уровнях развития эмоциональной отзывчивости детей с одной стороны и реальных педагогических условиях развития эмоциональной отзывчивости с другой.
2.2. Результаты констатирующего эксперимента
Констатирующий эксперимент проводился в сентябре-октябре 2014 года на базе ДОУ №16 Приморского района г. Санкт-Петербурга. В эксперименте участвовало 20 детей 3-его года жизни первой младшей группы. Задания проводились по подгруппам (2-3 чел.) и индивидуально. В этот же период проводилось анкетирование 10 воспитателей ДОУ и 20 родителей воспитанников обследуемой группы.
Результаты первой серии констатирующего эксперимента, направленной наизучение особенностей развития эмоциональной отзывчивости детей 3-его года жизни, позволили выявить следующее:
Успешно справились с 1–ым заданием 20% из общего числа детей. Эти дети легко и быстро определяли увиденные эмоции по внешним признакам, например, Лиза П. отвечала правильно, очень тихо, подробно и как-то по-взрослому: «Это девочка, она плакает, у нее слезки текут – по маме скучает», «Это мальчик, смеется, ему весело – улыбается». Этих детей можно отнести к группе с высоким уровнем понимания эмоциональных состояний.
До 40% детей обнаружили, недостаточное понимание эмоциональных состояний: они проявляли интерес к картинкам, рассматривали их, но вопросы вызвали у них затруднения, а у некоторых и неадекватную реакцию. Например, Артем С. после заданного вопроса отодвинул картинки и ушел, Алина В. на вопрос: «Кто изображен на картинке?», ответила: «Я». Характерно, что 25% из этой группы смогли правильно определить «плачущего котенка», но те же эмоции на лице сверстников нет.
В группе со средним уровнемпонимания эмоциональных состояний – также 40% детей. Большинство из них правильно указывали эмоции с ярко выраженным характерным признаком – слезы, часть детей так и говорили: «Девочка плакает», на вопрос: «Как ты догадалась?» Даша И. ответила: «У нее слезки», а эмоцию радости некоторые дети не смогли назвать. Полные данные диагностики 1-го задания первой серии констатирующего эксперимента представлены в Приложении 7.
Таблица №3Уровни понимания детьми 3-лет эмоциональных состояний человека.
Группа «А» - высокий уровень понимания эмоциональных состояний |
Группа «Б» - средний уровень понимания эмоциональных состояний |
Группа «С» - недостаточный уровень понимания эмоциональных состояний |
20% |
40% |
40% |
Ярко выраженную способность к сочувствиюи сопереживанию в игровой ситуации «Поможем Тузику»– показали 20%детей. Эти дети проявляли активность и интерес, самостоятельно и быстро включались в игровую деятельность: жалели Тузика, гладили его, прижимали к себе, «кормили собачку с руки» и с удовольствием строили Тузику будку.
30% детей никак не проявили своих эмоций. Они отрешенно смотрели на собачку и долго оставались безучастными, несколько из них после предложения педагога погладили собачку, но вскоре переключились на другую деятельность.
Больше половины детей – 50% проявили адекватную способность к сочувствию. Они с интересом и с жалостью смотрели на собачку, но не решались к ней подойти, ждали предложения от педагога, смотрели на других детей, и только затем осторожно включались в эмпатийное взаимодействие: гладили, обнимали и кормили Тузика, внимательно наблюдали за постройкой домика, но сами почти не участвовали, только с привлечения и одобрения воспитателя, зато, когда Тузика поселили в «будку» - смеялись, а несколько малышей захлопали в ладошки.
На основании полученных результатов игровой ситуации делаем выводы об уровне проявления эмпатии и определяем их в одну из условно выделенных групп.